В плену исторических стереотипов

      Комментарии к записи В плену исторических стереотипов отключены

В плену исторических стереотипов

Сейчас в зарубежном публичном мнении начал утверждаться «миф» о том, что СССР помог гитлеровской Германии организовать боеспособные части германской армии, тем самым содействуя развязыванию и агрессивной политике нацизма второй мировой. Попытки заявить о том, что «фашистский клинок ковался в СССР», не имеют под собой никаких исторических обоснований и во многом разъясняются тем, что продолжительное время тема советско-германского военно-политического сотрудничества в 20-х — начале 30-х гг.

ХХ столетия оставалась вне поля зрения отечественных исследователей, а многоаспектная оценка причин и истоков второй мировой в советское время затруднена. В послевоенное время в СССР по большому счету отрицался факт армейского сотрудничества с Германией, т.к. это имело возможность снизить вставший по окончании второй мировой авторитет СССР на Западе.

Изучение данной темы начинается с момента открытия тайных материалов и документов из зарубежных и отечественных архивов в конце 80-х гг. Сейчас в зарубежном публичном мнении начал утверждаться «миф» о том, что СССР помог гитлеровской Германии организовать боеспособные части германской армии, тем самым содействуя развязыванию и агрессивной политике нацизма второй мировой.

Попытки заявить о том, что «фашистский клинок ковался в СССР», не имеют под собой никаких исторических обоснований и во многом разъясняются тем, что продолжительное время тема советско-германского военно-политического сотрудничества в 20-х — начале 30-х гг. ХХ столетия оставалась вне поля зрения отечественных исследователей, а многоаспектная оценка причин и истоков второй мировой в советское время затруднена.

В послевоенное время в СССР по большому счету отрицался факт армейского сотрудничества с Германией, т.к. это имело возможность снизить вставший по окончании второй мировой авторитет СССР на Западе. Изучение данной темы начинается с момента открытия тайных материалов и документов из зарубежных и отечественных архивов в конце 80-х гг.

Сотрудничество СССР с Германией в это время разъясняется, в первую очередь, интересом страны Советов к передовым разработкам, взять каковые возможно было лишь в Германии, т.к. устойчивый рост торговых связей со государствами Антанты наметился лишь к концу 20-х гг. С приходом в 1933 г. к власти в Германии А. Гитлера советско-германское военное сотрудничество было свернуто.

Участие СССР в восстановлении военной силы Германии очень сильно преувеличено. СССР ни при каких обстоятельствах не предоставлял Германии ни танков, ни тяжелой артиллерии, ни боевых самолетов. Все это было у Германии и кроме самой отсталой страны Европы, каковой был СССР в 20-е годы. РККА была «обучающейся» стороной и никак не имела возможности обучать курсантов рейхсвера.

Главные затраты за существование армейских центров на советской территории несла германская сторона. Помимо этого, и техника, и оборудование были предоставлены, по большей части, германской стороной. Кроме этого не подтверждается историческими фактами и обучение в этих военных школах первых лиц нацистской армии. Так, Г. Гудериан был в танковой школе в Казани только с кратковременной инспекцией, а Г. Геринг ни при каких обстоятельствах не был в лётной школе в Липецке.

Напротив, в 1920-е — начале 1930-х гг. германские эксперты помогали создавать у нас базу для танковой, авиационной и химической индустрии. Благодаря военно-техническому сотрудничеству с Германией были заложены фундамент советского военно-промышленного комплекса, что в значительной мере оказало влияние на финал Второй мировой и предопределило разгром фашистской Германии.

Побудительным мотивом советско-германского тайного сближения в начале 20-х гг. явилось рвение преодолеть вынужденную геополитическую изоляцию Советской России и Веймарской Германии. Для Германии было очень важно укрепить армейский потенциал, вернуть замечательное государство и увеличить границы до довоенных пределов. Советской республики нужно было создать армию, отвечавшую сегодняшней ситуации, для защиты границ молодого страны.

Требовалось современное оружие, развитая военная индустрия, новая техника. Ничего этого у России не было, но всем этим владела Германия – единственная из государств Запада, которая имела возможность выйти на сотрудничество с СССР. Версальскими законами Германии запрещалось иметь танки, тяжелую артиллерию, химическое оружие, подводные лодки и военную авиацию.

Помимо этого, численность офицеров, количество армейских фабрик и т.д. были строго регламентированы. Для послевоенной Германии первостепенной задачей была возможность развивать личные вооруженные силы в обход Версальских ограничений. Такую возможность ей давало сотрудничество с советской Россией.

Концепция армейского сотрудничества СССР и Германии была намечена в следствии серии тайных двусторонних переговоров в Берлине и Москве в 1920-1923 гг.. В следствии настоящие очертания в виде оформленных контрактов взяли следующие проекты – производство самолетов, отравляющих веществ, снарядов для артиллерии, т.е. самые перспективные направления в развитии бронетехники.

В первой половине 20-х гг. СССР заключил последовательность концессионных соглашений с германским акционерным обществом «Юнкерс». Сделка носила только взаимовыгодный темперамент: советская сторона не только приобретала прямой доступ к германским авиационным разработкам, но и при определенных событиях рассчитывала пополнить самолетный парк Красного Воздушного флота посредством известной германской компании.

Германия, со своей стороны, в обход Версальского соглашения имела возможность наладить серийное производство собственных военных самолетов на советской территории. Но «Юнкерс», в первую очередь, был заинтересован в получении коммерческой прибыли в самые маленькие сроки.

Помимо этого, развертывание авиационного производства в СССР потребовало громадных технических и материальных упрочнений и не соответствовало стратегическим заинтересованностям германского большого капитала, стремившегося поставить СССР в зависимость от германских разработок. За 4 года завод «Юнкерса» дал всего 100 самолетов типа Ю-20 и Ю-21, нехороших по качеству, чем подобные зарубежные образцы. В 1927 г. концессия была ликвидирована.

Но кроме того неудачная работа германского концессионера была далеко не бесплодной для развития советского авиастроения.

К середине 20-х гг. в темперамент армейского сотрудничества были внесены коррективы, и неспешно главный акцент был перенесен на совместные опробования новейших образцов танков, самолетов, химических снарядов, подготовку квалифицированных кадров и обоюдное участие в маневрах армий обеих государств. В 1924-1928 гг. в СССР были созданы военно-учебные центры рейхсвера – аэрошкола под Липецком, танковая школа под Казанью и школа «химической войны» (так называемый «объект Томка»).

С позиций подготовки кадров и возможности ведения войны самоё важным военно-учебным центром рейхсвера на территории СССР стала авиационная школа. В том месте проводились опробования боевых самолетов, созданных авиастроительными компаниями Германии. Рабочие группы из инженеров самолётостроителей и советских-лётчиков постоянно пребывали в Липецкой школе, детально знакомились с работами германских экспертов и принимали участие во всех технических опробованиях немцев впредь до 1933 года, в то время, когда военное сотрудничество было прекращено.

Военное управление Германии замечательно осознавало, что в будущих войнах решающую роль сыграют бронетанковые армии. Отставание в данной области от армий ведущих мировых держав заведомо ставило Германию в неравное положение.

СССР кроме этого был заинтересован в создании современных танковых армий, но в отличие от Германии не владел ни промышленной базой, ни разработками, ни квалифицированными кадрами, исходя из этого в 1929 г. была открыта танковая школа в Казани, обучение в которой разрешили отечественным инженерам фактически применять германский опыт. В будущем в советских танках Т-24, Т-26, Т-28 и БТ были применены элементы германских конструкций.

Танковая школа в Казани просуществовала довольно недолго. Ее постигла та же будущее, что и остальные германские объекты в СССР: по приказу Гитлера она была ликвидирована летом 1933 года. В школе подготовились квалифицированные кадры танкистов, изучался передовой зарубежный опыт, испытывались новые образцы бронированных автомобилей, отрабатывалась тактика военных действий.

Это содействовало тому, что уже через десятилетие советские танковые армии заняли лидирующее положение в мире и одержали последовательность блестящих побед во время второй мировой.

На протяжении реструкуризации Красной Армии особенное внимание было уделено созданию собственных химических армий. И тут СССР не имел возможности позволить себе развивать химическую индустрию самостоятельно, первым делом, из-за отсутствия материальной и технической базы. Германия же владела высокоразвитой химической индустрией, которая занимала ведущее положение в мире. Так же Германия стремилась создать скрытно от Антанты базу химических оружий.

В 1918 -1945 годах химическое оружие занимало ту же нишу, что и ядерная бомба Сейчас. Наличие химических арсеналов у страны, вовлеченной в вооруженный конфликт, являлось лучшей гарантией непри-менения «боевой химии» ее соперником, чем каждые конвенции и международные протоколы.

Одним из направлений совместных работ стало испытание и создание новых боевых химсредств, совершенствование способов их применения на химическом полигоне, взявшем условное наименование объект «Томка» либо химическая школа «Томка». Начало работы вселяло оптимизм, но уже в 1929 г. показались первые неудачи в опытах из-за последовательности технических недостатков в отправленных устройствах. Кроме этого через чур большой казалась отличие в технической оснащенности «лабораторий» и Томки Германии.

На базе этого советским управлением делался вывод о том, что большая часть самые важных и полезных работ германскими химиками пряталась. Из германских дипломатических документов сейчас как мы знаем, что подозрительность советских партнеров была обоснованной. Весной 1933г. встал вопрос о свертывании объекта «Томка» по инициативе Москвы.

Сотрудничество РККА и рейхсвера в области военно-химических разработок не имело возможности не иметь последствий для обеих сторон. Германия была прекрасно подготовлена к ведению широкомасштабной химической войны. Советская сторона кроме этого взяла определенную пользу – на базе германского опыта она уже самостоятельно имела возможность разрабатывать ОВ и средства защиты.

Сотрудничество между Германией и Советской Россией в это время было основано на обоюдных заинтересованностях. Контакты с Советской Россией позволили Германии разрабатывать и апробировать новые военной техники и виды оружия. Для СССР данное сотрудничество было методом упрочнения собственной обороноспособности. Во-первых, был научен руководящий командный состав РККА и армейские эксперты.

Во-вторых, была оказана помощь в становлении советской военной индустрии и переданы передовые по тем временам разработки. Тухачевский, Уборевич, Якир, Фельдман, Егоров, Левандовский, Тимошенко, Мерецков, Василевский и др. начальники Красной Армии выросли в опытном замысле благодаря изучению германского военного опыта.

Фактически именно поэтому сотрудничеству были заложены фундамент ВПК СССР. Как пример достаточно упомянуть завод в Филях (Москва), сейчас – завод им. Хруничева, на котором производится ракетное оружие, химзавод в Чапаевске, полигон в Шиханах (Саратовская область), что и сейчас употребляется в военных целях.

Практически с предоставления концессий «Юнкерсу» началось становление советской авиационной индустрии и воздушных перевозок в стране.

Елена Березина, РГРК «Голос России»

В плену иллюзий и стереотипов

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: