В небесах над сан-паулу

      Комментарии к записи В небесах над сан-паулу отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Бразильская гражданская война между паулистами и легалистами занимательна не только применением забавных самодельных на данный момент, но и тем, что это первенствовал конфликт западного полушария, в котором обе стороны деятельно использовали авиацию. Исходя из этого его возможно назвать первой воздушной войной в Америке.

Уже через день после начала восстания, 10 июля 1932 года, паулисты захватили армейский аэропорт Кампо де Марте, на котором им достались четыре боевых самолета — два Potez-25ТОЕ и два WACO CSO.

Помимо этого, на гражданских аэропортах штата Сан-Паулу нашлось более двух десятков спортивных, учебных и легких почтово-пассажирских автомобилей, каковые были конфискованы и включены в состав революционных ВВС. Среди них: три De-Havilland DH-60, три Curtiss Fledgling, два Hanriot-410, Nieuport Ni-81, Fiat AS-1, Morane-Saulnier MS-29, Curtiss JN-2, Curtiss JN-4, Caudron 93bis и ряд других. Действительно, многие из них были неисправны, а кое-какие так и не удалось починить.

Скоро авиация повстанцев пополнилась французским транспортно-пассажирским самолетом Latecoere-28 компании Аэропосталь, прилетевшим из Европы и кроме этого срочно конфискованным на потребности революции. Потом партизаны переделали его в бомбардировщик. Кстати, пилот данной автомобили в будущем приобрел глобальную известность благодаря собственному литературному творчеству, его кликали Антуан де Сент-Экзюпери.

Паулисты не стали его задерживать и свободно выпустили со своей территории.

Авиация лоялистов, другими словами проправительственных сил, была значительно более бессчётной. Она складывалась из наземного и морского компонентов. Наземный — Aviacao Militar — включал в себя 12 французских лёгких самолетов (бомбардировщиков и многоцелевых разведчиков) Potez-25ТОЕ и пять американских автомобилей подобного назначения WACO CSO, и — 11 британских учебных De-Havilland DH-60, два французских истребителя Nieuport-Delage NiD-72 и один французский бомбардировщик Amiot 122.

В состав морской авиации — Aviacao Naval — входили семь больших двухфюзеляжных итальянских летающих лодок Savoia-Marchetti SM-55A, три американских двухмоторных летающих лодки Martin-PM, четыре американских наземных легких бомбардировщика Vought O2U-2A Corsair, и 12 DH-60 и два ветхих британских учебных биплана Avro-504K.

Уже на протяжении войны повстанцам удалось существенно пополнить собственную авиацию, нелегально закупив в Чили через подставную аргентинскую компанию восемь новых американских легких бомбардировщиков Curtiss O-1E Falcon. Самолеты были перегнаны в Сан-Паулу по воздуху над территорией и Аргентиной штата Парана, занятого бразильскими правительственными армиями. Они стали основной ударной силой паулистских ВВС.

Но, в соответствии с иным данным, повстанцам в конечном счете достались лишь четыре автомобили, а остальные аргентинцы задержали и конфисковали на протяжении промежуточной посадки для дозаправки. Правительство Аргентины, придерживаясь нейтралитета, объявило, что не допустит поставок оружий и бронетехники обеим сторонам через собственную территорию.

Лоялисты кроме этого старались усилить собственную воздушную мощь, причем им это было значительно несложнее, поскольку они имели возможность осуществлять закупки в полной мере легально. Бразильское правительство купило в Соединенных Штатах 36 истребителей-бомбардировщиков WACO-240, воображавших собой одноместный вариант WACO CSO с 240-сильным мотором и двумя синхронными пулеметами Кольт-Браунинг.

Их выбрали по той причине, что обслуживания и особенности пилотирования этих автомобилей практически не отличались от прекрасно привычных бразильским авиаторам WACO CSO, следовательно, летному и наземному персоналу не требовалось переучивание. Действительно, до подавления восстания в Бразилию успели доставить только 10 таких самолетов, каковые участвовали в битвах на завершающем этапе конфликта.

13 июля 1932 года правительственные и повстанческие ВВС совершили первые боевые вылеты. Лоялистский Potez-25ТОЕ скинул бомбы и пропагандистские листовки на позиции восставших, а паулистский WACO постарался его перехватить, но бомбардировщику удалось уйти. 18 июля два правительственных Корсара, делавших разведывательную миссию, в первый раз попали под зенитный пламя, но оба возвратились без повреждений.

20 июля пара лоялистских самолетов штурмовали наступавших на Рио-де-Жанейро повстанцев и бомбили вражеские артиллерийские батареи, содействуя наземным армиям в отражении наступления на столицу. На следующий сутки громадного успеха добился экипаж Корсара. От скинутой им бомбы взлетел на воздушное пространство большой склад амуниции, почему паулисты начали испытывать дефицит снарядов.

29 июля в дело вступили тяжелые гидропланы. Два SM-55A в сопровождении Корсара засыпали бомбами дзоты, траншеи и блиндажи повстанцев у города Кубатао.

8 августа 1932 года лоялистский Potez-25TOE с бортовым номером А-117 встретился в воздухе с группой самолетов повстанцев, складывавшейся из для того чтобы же Потэза и двух WАСО CSO. Ему было нужно вступить в неравный бой, на протяжении которого машина взяла пробоины в рубашке и радиаторе охлаждения двигателя, но летчику удалось совершить вынужденную посадку на собственной территории. Никто из экипажа не пострадал.

Через пять дней, 13 августа, паулисты совершили первый в Латинской Америке ночной бомбовый рейд на аэропорт правительственной авиации у города Ресенде. Отыскать его было несложно, потому, что лоялисты, не ожидая нападения, пренебрегали светомаскировкой. Однако, партизаны бомбили неточно и не нанесли никакого урона.

21 августа пилот одного из лоялистских истребителей Nieuport Delage Адербал да Коста Оливейра почему-то решил убегать к мятежникам. По окончании очередного вылета на боевое патрулирование он не возвратился на собственный аэропорт, а приземлился на занятой повстанцами авиабазе Кампо де Марте. Его вместе с самолетом зачислили в 1-ю боевую авиагруппу паулистских ВВС.

На следующий сутки состоялся еще один воздушный бой, в котором в первый раз участвовал сравнительно не так давно полученный лоялистами из америки истребитель WACO-240 под управлением лейтенанта Мауриси. В патрульном полете над линией фронта он встретил повстанческий WACO CSO, летевший бомбить правительственные армии в сопровождении угнанного незадолго до Ньюпор-Деляжа.

Не обращая внимания на численное превосходство соперника, Мауриси атаковал бомбардировщик, но по окончании первых же выстрелов у него заклинило пулеметы. Появлявшись невооружённым, ему было нужно спасаться бегством от истребителя, что выпустил по нему вдогонку пара очередей, но не попал.

В будущем прострелы винтов и отказы вооружения из-за поломок синхронизаторов стали постоянной бедой WACO-240. Совладать с ней бразильцы так и не смогли, и в итоге руководство запретило применять эти автомобили в качестве истребителей. Но они имели возможность носить бомбы и до конца войны использовались как легкие бомбардировщики.

Пулеметы наряду с этим не заряжали.

23 августа пятерка правительственных бомбардировщиков совершила успешную штурмовку аэропорта Гуаратингета, на котором находились три Potez-25TOE и два WACO CSO. Обстреляв с бреющего полета стоянку самолетов, летчики сожгли один Potez. Затем глава авиации повстанцев майор Лизиас распорядился перебазировать сохранившиеся автомобили подальше от линии фронта.

25 августа лоялисты повторили налет на Гуаратингету, но аэропорт был уже безлюден.

В первой половине сентября из-за ухудшения погоды авиация не трудилась, а 20 числа лоялисты предприняли бомбардировку повстанческого аэропорта Можи-Мерим, стёрши с лица земли на земле два WACO CSO и повредив еще два самолета. Следующим утром бомбардировщики нанесли повторный визит, но паулисты снова успели эвакуировать сохранившуюся технику.

В один момент с ударами по вражеским аэропортам правительственная авиация систематично бомбила и штурмовала войска паулистов на линии фронта и в ближнем тылу, и — города, пребывавшие под контролем повстанцев. В большинстве случаев такие атаки обходились без утрат, и лишь в один раз паулистской ПВО удалось сбить WACO-240 лейтенанта Лауро Агирре Хорта Барбосы. Данный пилот стал единственномй безвозвратной боевой утратой федеральных ВВС на протяжении конфликта.

Аэропланы паулистов кроме этого проводили штурмовки и бомбардировки вражеских армий, но из-за их малочисленности эффект от этих налетов был минимальный.

24 сентября партизаны пробовали бомбить суда бразильского флота, каковые осуществляли морскую блокаду порта Сантос, дабы обеспечить проход в порт транспорта Рут с закупленным в Европе оружием. Но налет не удался. Ни один корабль не взял повреждений, а зенитчики крейсера Рио Гранде до Сул сумели поразить Curtiss Falcon. Самолет упал в воду, оба члена экипажа погибли. Данный рейд стал последним парадом ВВС Сан-Паулу.

Через восемь дней партизаны сдались.

В небесах над сан-паулу

Один из Latecoere-28 компании Аэропосталь, осуществлявших рейсы над Латинской Америкой. Быть может, как раз эту машину захватили партизаны.

Летчики-паулисты около Potez-25ТОЕ. Опознавательные символы повстанческой авиации смотрелись легко, это были поперечные полосы на крыльях и на фюзеляже за кабиной. Причем на самолетах, окрашенных в чёрные цвета, полосы были белые, а на автомобилях, покрытых яркой краской, — тёмные.

количество и Ширина полос — варьировались. Время от времени на фюзеляже рисовали одну широкую ленту, как на данной машине, а время от времени — две узких.

Повстанческий Curtiss Falcon и его экипаж.

Прекрасно отреставрированный WACO CSO с паулистскими эмблемами в бразильском авиационном музее.

Легкие бомбардировщики лоялистских ВВС Vought O2U-2A Corsair и Potez-25TOE с обозначением автомобили, подбитой в воздушном бою 8 августа 1932 года.

25-килограммовая осколочно-фугасная авиационная бомба, сделанная на одном из фабрик Сан-Паулу. Паулисты использовали такие полукустарные бомбы против правительственных армий.

След от бомбы, скинутой правительственной авиацией на Сан-Паулу.

Самолет WACO-240, предназначенный для отправки в Бразилию. Прекрасно видны бомбовые подвески и появлявшиеся ненужными синхронные пулеметы, укрепленные на фюзеляже перед кабиной. крылья и Фюзеляж самолета окрашены в светло синий цвет, а диски и оперение колес — в белый.

Декоративная стрелка — красная либо тёмная.

WACO-240 с капотом Тауненда в бразильском авиамузее. Окраска — достаточно необычная для боевой машны. То ли бразильцы косплеили красного барона, то ли броский антикамуфляж предназначался для облегчения поиска самолета, совершившего вынужденную посадку в джунглях.

Nieuport Delage NiD-72, угнанный Адербалом да Коста Оливейра. На самолете закрашены бразильские опознавательные символы и нанесены эмблемы повстанцев в виде тёмных полос. На капоте — надпись Negrinho — Негритенок — прозвище автомобили.

В составе паулистских ВВС данный истребитель ничем себя не показал и был списан 23 сентября из-за физического износа.

источники:

  • http://vikond65.livejournal.com/504890.html
  • http://vikond65.livejournal.com/505125.html

1 Окт 2016 Кольцо в небе над Иерусалимом и оттуда раздался звук множества труб

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Проба меча

    Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 85 лет назад, 29…

  • Червям в небе не место

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 55 лет назад, 18…

  • Статистика динамо

    Занимательная статья из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 75 лет назад, 3 июня 1940 года,…

  • Баржи против броненосцев

    Занимательная статья из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. В феврале 1866 года объединенный штаб…

  • Штурмовая авиация второй мировой войны. история развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 2)

    Как уже отмечалось выше, в предвоенные годы британцы по большому счету не уделяли внимание формированию штурмовой авиации. Вернее, раскиданный по…

  • «Бленхеймы» над лодейным полем

    Как мы знаем, вся Советско-финляндская война 1939–1940 годов прошла при подавляющем преимуществе ВВС Красной армии. Финским лётчикам приходилось…