В боях за правобережную украину

      Комментарии к записи В боях за правобережную украину отключены

В боях за правобережную украину

В то время, в то время, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов заканчивали разгром гитлеровцев под Ленинградом, войска Украинских фронтов в феврале — марте 1944 г. нанесли по фашистским армиям новый сильный удар на реке Буг. Советская Армия разгромила германская армия и отбросила их за Днестр. В следствии этого удара Правобережная Украина была высвобождена от фашистских захватчиков.

К началу второго сокрушительного удара на Украине сложилась следующая ситуация.

В следствии летнего наступления 1943 г. войска СССР высвободили Левобережную Украину. Отечественные армии победили битву за Днепр и создали последовательность замечательных плацдармов в районах Киева, Днепропетровска и Кременчуга. В конце 1943 г. и в январе 1944 г. они совершили пара операций, создав самые выгодные условия для наступательных действий.

В следствии части Советской Армии вышли на предел Сарны, Бердичев, Белая Церковь и овладели городом Кировоград.

Против четырех Украинских фронтов сейчас действовали две группировки фашистских армий, которым гитлеровское руководство поставило задачу любой ценой удержать Правобережную Украину и не допустить войска СССР К границам Польши и Румынии.

Соперник сосредоточил перед Украинскими фронтами много авиации. В составе 4-го гитлеровского воздушного флота, действовавшего против Украинских фронтов, было более половины всей фашистской авиации, пребывающей на советско-германском фронте.

Гитлеровское руководство рассчитывало, что войска СССР не смогут вести успешных наступательных действий в условиях весенней бездорожья и распутицы. Но советское руководство атаковало как раз в это время.

Второй удар по гитлеровской армии проводился в два этапа. На начальной стадии (финиш января — февраля) отечественные армии разгромили соперника в Корсунь-Шевченковском и Никопольском районах. В один момент отечественные армии ликвидировали луцко-ровненскую группировку соперника и заняли более глубокое охватывающее положение для удара на юг, во фланг южной группы фашистских армий.

На втором этапе Главнокомандование поставило перед армиями Советской Армии задачу окончательного разгрома всей группировки фашистских армий на Правобережной Украине и выхода на национальную границу.

В последних числах Января войска 1-го и 2-го Украинских фронтов из районов севернее Кировограда и Белая Церковь перешли в наступление с целью разгрома корсунь-шевченковской группировки гитлеровцев. На оборонительные позиции соперника обрушились удары огромной силы. Фашистская защита была прорвана.

Через пара дней подвижные части этих фронтов уже соединились в районе Звенигородка, Шпола, завершив окружение главных сил одной из фашистских армий. В окружении были десять германских дивизий и одна бригада неспециализированной численностью около 100 000 человек.

Советские летчики, не обращая внимания на сверхсложные метеорологические условия, оказывали всемерную помощь отечественным наступающим армиям при прорыве ими обороны соперника и содействовали окружению его армий.

Авиация соперника пребывала в более благоприятной обстановке, поскольку метеорологические условия над территорией, занятой соперником, были в это время существенно лучше, чем над отечественной территорией. Применяя это преимущество, гитлеровцы пробовали ударами групп бомбардировщиков сорвать наступление отечественных армий.

Советская истребительная авиация пресекла эти попытки. Хорошая организация управления действиями авиации снабжала отечественным самолетам возможность скоро оказаться над полем боя и удачно отражать попытки авиации соперника функционировать по боевым порядкам наступающих армий. Так, к примеру, 29 января соперник из района Шпаково, Златополь предпринял атаки, пробуя прорвать замкнувшееся кольцо окружения.

Для помощи атаки гитлеровцы кинули бомбардировочную авиацию. Коммунистический летный начальник, следовавший с передовыми частями, позвал по радио собственную истребительную авиацию. Не обращая внимания на непростые метеорологические условия на маршруте полета до линии фронта, затруднявшие вылет в составе групп, отечественные истребители сорвали попытку авиации соперника функционировать по боевым порядкам отечественных армий.

Соперник, само собой разумеется, не имел возможности примириться с утратой собственных отборных дивизий, окруженных отечественными армиями. Стянув с менее активных участков фронта большие силы пехоты и танков (8 танковых и пара пехотных дивизий), он начал предпринимать яростные попытки прорвать кольцо извне. В один момент окруженные армии пробовали прорвать кольцо ударами изнутри.

На этом месте фронта гитлеровцы сосредоточили большие силы собственной авиации. Их бомбардировочная авиация поддерживала контратакующие армии, а транспортная пробовала доставлять грузы окруженным армиям. Чтобы сорвать эти планы гитлеровцев, вблизи окруженной вражеской группировки были сосредоточены большие силы отечественной авиации.

Они были размещены на ограниченном количестве аэропортов, пребывавших вблизи окруженной группировки и имевших неестественные взлетно-посадочные полосы, в связи с чем была организована сильная ПВО этих аэропортов. Все это разрешило отечественной авиации с громадной эффективностью помогать сухопутным армиям в ликвидации попыток соперника выйти из окружения.

(В то время, когда войска СССР приступили к уничтожению корсунь-шевченковской группировки, отечественная авиация вела воздушную разведку, уничтожала окруженные армии, помогала наземным частям в отражении контрударов и контратак танковых группировок соперника на внешнем фронте окружения, мешала подвозу резервов соперника, уничтожала его авиацию на аэропортах и в воздухе.

Воздушная разведка имела крайне важное значение для маневра войск и вскрытия перегруппировки соперника. Эти воздушной разведки помогали отечественным авиации и сухопутным войскам вовремя принимать меры к отражению контрударов и контратак армий соперника. Так, к примеру, 31 января воздушной разведкой было вскрыто, что соперник сосредоточивает в районе Новомиргород войска с целью проведения атаки.

По данной группировке гитлеровцев ударила отечественная авиация, в следствии чего атака соперника была сорвана.

Летчики-штурмовики в зависимости от обстановки использовали различные тактические приемы, делали по нескольку заходов на цель, нанося удары по танкам, артиллерии и пехоте соперника.

Авиационное действие на окруженного соперника было постоянным. Дневные удары дополнялись действиями ночных бомбардировщиков, причем ночные действия были очень действенными.

Советская авиация удачно блокировала с воздуха окруженную группировку соперника.

Пробуя организовать снабжение окруженной группировки снарядами, гитлеровцы привлекли большие силы транспортной а также бомбардировочной авиации для транспортировки грузов.

Перед советскими летчиками была поставлена задача — не допустить полетов транспортных самолетов в район окруженной группировки. Делая эту задачу, отечественные летчики уничтожали самолеты соперника на тыловых аэропортах, посадочных площадках в кольца окружения и в воздухе, на маршрутах их полета.

Маленькие группы отечественных истребителей занимались поиском соперника на возможных маршрутах полета транспортных самолетов. При обнаружении больших групп транспортных самолетов соперника ведущий по радио приводил к дополнительным силам. Так, 3 февраля 1944 г. лейтенант Суриков в паре с ведомым вылетел на поиск транспортных самолетов в районе Завадовка.

В этом районе экипажами было найдено две группы — до 16 транспортных самолетов в сопровождении 6 — 10 истребителей соперника. Самолеты неприятеля уже создавали посадку. Суриков позвал по радио группу самолетов, а сам атаковал самолеты соперника и сбил два из них.

Прилетевшая по вызову несколько истребителей стёрла с лица земли еще 9 истребителей противника и 6 транспортных самолётов.

Транспортные самолеты соперника уничтожались не только теми соединениями и авиационными частями, которым была поставлена эта задача. Для всех экипажей, действовавших на данном участке фронта, являлось законом: встретишь гитлеровские транспортные самолеты в воздухе — уничтожай их. Кроме того попутно с исполнением вторых боевых задач отечественные летчики уничтожали транспортные самолеты неприятеля.

в один раз 6 советских истребителей, сопровождая штурмовиков, встретились с группой в 16 транспортных фашистских самолетов. Начальник группы лейтенант П. В. Базанов, приказав одной паре прикрыть штурмовиков, решил нападать звеном вражеские самолеты. Стремительной атакой истребители разбили боевой порядок вражеских самолетов.

В последующих атаках, открывая пламя с маленьких расстояний, они стёрли с лица земли 9 самолетов. Сразу же по окончании исполнения задания отважные летчики были награждены орденами. Лишенная помощи, группировка соперника расчленялась и уничтожалась по частям отечественными армиями при активном содействии авиации.

18 февраля 1944 г. столица нашей страны Москва 20 залпами из 224 орудий салютовала отечественным доблестным армиям, завершившим ликвидацию ЖД-шевченковской группировки соперника.

Практически в один момент с армиями 1-го и 2-го Украинских фронтов начали наступать и войска 3-го и 4-го Украинских фронтов.

30 января 1944 г. 3-й Украинский фронт ударил на запасном направлении. Соперник перебросил ко мне собственные резервы. Тогда два фронта в один момент нанесли сходящиеся удары на основных направлениях.

Наступлению наземных армий предшествовала ночная авиационная подготовка по армиям и технике соперника на участках прорыва.

3 февраля гитлеровское руководство, опасаясь окружения, начало отводить войска с никопольского плацдарма.

Отечественная авиация, не обращая внимания на только непростые метеорологические условия, ударами маленьких одиночных самолётов и групп деятельно поддерживала наступление сухопутных армий, уничтожала авиацию соперника на земле и в воздухе, действовала по отходящим армиям соперника с целью срыва их планомерного отступления. Лишь за один сутки наступления авиационные части и соединения одного из фронтов стёрли с лица земли: танков и самоходных установок — 31, автомашин — 267, БТР — 15, подавили пламя 13 батарей артиллерии.

Советские летчики при исполнении боевых задач показывали самоотверженности и образцы геройства.

3 февраля 1944 г. летчик младший лейтенант А. Д. Шурганов штурмовал скопление танков и автомашин в районе Таганча. Самолет был подбит и загорелся в воздухе. Младший лейтенант Шурганов предпочел геройски умереть, чем попасть в плен.

Охваченный пламенем самолет он направил в самую гущу вражеских автомашин и танков.

8 февраля ночным штурмом отечественных армий был высвобожден Никополь. Во второй половине февраля соперник, подтянув резервы и сосредоточив 15 пехотных и 4 танковые дивизии, пробовал нанести контрудар в направлении Апостолово. Отечественная авиация активными ударами помогала наземным армиям в отражении атак соперника.

В эти дни всему фронту стало известно имя летчика младшего лейтенанта Надточиева. При исполнении задания над вражеской территорией был подбит самолет его ведущего — младшего лейтенанта В. И. Протчиева. Ведущий был должен сделать посадку вблизи германского аэропорта. Экипажу начальника угрожала смертельная опасность. Младший лейтенант Надточиев решил спасти собственного начальника.

Он произвел посадку на ограниченной площадке, забрал в собственный самолет экипаж начальника и на глазах у гитлеровцев взлетел.

Отечественная авиация оказала громадное содействие сухопутным армиям в отражении контрудара соперника. Отразив атаки соперника, отечественные войска 17 февраля снова перешли в наступление на криворожском направлении. Перед наступлением ночные бомбардировщики совершили на участке прорыва авиационную подготовку.

Функционировать было нужно в только тяжёлых метеорологических условиях: при облачности 10 баллов, на высоте 300 — 400 метров, в снегопад, при ограниченной видимости. Но задачи были выполнены. Это помогало успешному наступлению наземных армий.

Прорвав оборону гитлеровцев, 22 февраля отечественные армии овладели большим промышленным центром Украины — городом Кривой Рог.

Так, к концу февраля армиями четырех Украинских фронтов были разгромлены фланговые группировки соперника в районах Корсунь-Шевченковский, Кривой и Никополь Рог. Войска СССР заняли в следствии этого успешного наступления удачное своевременное положение для окончательного разгрома двух групп германских армий, действовавших на Правобережной Украине.

4 марта 1944 г. войска 1-го Украинского фронта начали наступать в направлении Проскуров, Тернополь, прорвали вражескую оборону и, удачно продвигаясь вперед, уже ко второй половине марта вышли на линию Тернополь, Проскуров, Винница. 5 марта начали наступать войска ударной группировки 2-го Украинского фронта на уманьском направлении; они прорвали оборону соперника и ввели в прорыв подвижные части. 6 марта южнее города Кривой Рог войска 3-го Украинского фронта перешли в наступление с плацдармов на западном берегу реки Ингулец и прорвали фронт в течении 170 километров.

Пара фронтов в тесном своевременном сотрудничестве вели наступление в полосе шириной более 1000 километров. Лишь Советская Армия, руководимая и направляемая великой Коммунистической партией, имела возможность совершить такое огромное наступление.

Отечественная авиация, нанося удары по оборонительным сооружениям, пехоте, артиллерии и танкам гитлеровцев, помогала наступающим армиям в развитии успеха и прорыве обороны.

Громадную роль сыграла отечественная авиация кроме этого в срыве планомерного отхода армий соперника. Сочетая удары больших групп с действиями маленьких отдельных экипажей и групп самолётов по главным дорогам и железнодорожным магистралям, местам и колоннам скопления армий, советская авиация громила войска соперника на дорогах его отступления, заставляла его оставлять технику, не давала возможности организовать оборону на удачных пределах.

Особенное внимание было уделено действиям по железным дорогам, поскольку в условиях весенней распутицы железные дороги являлись главным средством перевозок соперника. Удары отечественной авиации во многих случаях парализовали работу наиболее значимых ЖД участков на долгий срок. Так, к примеру, 9 марта несколько штурмовиков ударила железнодорожную станцию Браилов, в следствии чего перемещение на этом месте было прекращено на два дня.

Во второй половине марта соперник, подтянув резервы, пробовал сорвать наступление армий 1-го Украинского фронта в направлении Проскуров. В один момент возросла активность его авиации. Группы бомбардировщиков от 20 до 100 самолетов под прикрытием истребителей пробовали бомбардировать боевые порядки отечественных сухопутных армий. На земле и в воздухе развернулись бои не на жизнь а насмерть. В этих битвах отечественные летчики показывали бессчётные примеры мастерства и отваги.

Кроме того причисленном превосходстве на стороне соперника они смело вступали в бой и, в большинстве случаев, выходили победителями.

в один раз 9 истребителей и наших 6 штурмовиков под руководством лейтенанта А. Л. Шумидуб по окончании исполнения главной задачи совершили успешный воздушный бой с многочисленной группой истребителей и бомбардировщиков соперника неспециализированной численностью до 42 самолетов. Неприятель пробовал с пикирования бомбить отечественные войска.

лейтенант Шумидуб решил сперва стереть с лица земли те самолеты, каковые воображали громаднейшую угрозу для отечественных наземных армий; исходя из этого первая атака производилась штурмовиками последовательно парами по тем фашистским бомбардировщикам, каковые уже входили в пикирование. Отечественные истребители связали боем истребителей соперника.

В то время, когда штурмовики вышли из первой атаки, лейтенант Шумидуб собрал всю группу и в один момент всей группой в плотном строю «фронт самолетов» атаковал основную группу бомбардировщиков соперника. В следствии фашистские самолеты, непоследовательно скинув бомбы, ушли на собственную территорию, не сделав задания. В этом бою штурмовики стёрли с лица земли б вражеских бомбардировщиков и один подбили. Отечественные истребители, закрывавшие группу лейтенанта Шумидуб, сбили 4 вражеских истребителя.

На другой сутки Шумидуб со своей группой совершил бой с 50 истребителями и 12 бомбардировщиками соперника, стёрши с лица земли 5 истребителя и 2 бомбардировщиков.

В следствии ожесточенных боев в воздухе фашистская авиация потерпела полное поражение и не смогла поддержать собственные наземные армии. Попытка контрудара на земле кроме этого была сорвана. К 20 марта, понеся огромные утраты, соперник отказался от наступления, а 21 марта войска 1-го Украинского фронта возобновили замечательное наступление в полосе Троекуров, Тернополь.

Наступлению отечественных армий предшествовали замечательные удары авиации по обороне соперника. 21 марта перед восходом солнца ночная бомбардировочная авиация совершила авиационную подготовку по опорным пунктам, огневым и узлам сопротивления средствам неприятеля в полосе прорыва, а утром в течение маленького промежутка времени много советских самолетов ударили по его обороне на этом месте. В следствии защита соперника была полностью подавлена.

Войска 1-го Украинского фронта, прорвав вражескую оборону, развивали стремительное наступление на юг и 31 марта, продвинувшись на 200 километров, вышли в предгорье Карпат. Так, гитлеровский фронт был разрезан на две части. В тылу отечественных армий выяснилось много окруженных фашистских армий (в городе Тернополь, в районе Скала и Броды).

Отечественная авиация во время развития успеха собственных армий уничтожала отступавшие гитлеровские армии, срывала перевозки на главных ЖД направлениях, вела борьбу за господство в воздухе, помогала уничтожению окруженных группировок соперника и отражению атак его резервов.

Действуя большими группами, отечественная авиация наносила сопернику огромные утраты. В один из дней наступления в течение часа отечественные штурмовики ударили группами по нескольку самолетов по автоколонне на шоссе Луки Барские, Дережная, стёрши с лица земли более 270 автомашин, 70 повозок, 13 самоходных орудий, 5 танков и около 300 солдат и офицеров соперника.

О том, как отечественная авиация помогала наземным армиям уничтожать окруженные части и соединения гитлеровцев, возможно делать выводы по следующему примеру.

31 марта 1944 г. с 15 до 16 часов пара групп отечественных самолетов нанесли правильный удар по окруженной группировке недалеко от Тернополя. Удар был шепетильно организован. самоё важное значение в совокупности обороны соперника имела группировка артиллерии на западной окраине города.

Задача на ее подавление была поставлена пикирующим бомбардировщикам. По узлам сопротивления и опорным пунктам в северной, южной и восточной частях города должны были ударить штурмовики.

Предварительная воздушная разведка установила, что на ближайших к городу аэропортах соперник сосредоточил много истребителей. Чтобы связать боем этих истребителей и вытеснить их из района действий отечественной авиации, за четверть часа до сосредоточенного удара над его подступами и городом показались отечественные ‘истребители. С 15 до 16 часов по назначенным целям наносили удары штурмовики и бомбардировщики.

Они создавали по нескольку заходов, уничтожая соперника бомбами и пулемётно-пушечным огнем. Срочно по окончании авиационной подготовки отечественные сухопутные армии пошли в наступление и к финалу дня завязали битвы в историческом центре города.

Таковой успех наступления во многом был обеспечен верной и тщательной организацией действий авиации.

Деятельно действовала отечественная авиация по вражеским резервам. Приведем пример. На одном из участков фронта было найдено сосредоточение танков. Разгромить эту группировку было поручено штурмовикам. На исполнение заданий первой вылетела несколько под руководством гвардии капитана В. Ф. Зудилова.

Применяя облачность, штурмовики неожиданно вышли на цель и атаковали танки соперника. Сделав пара заходов, несколько стёрла с лица земли 8 танков, 6 автомашин и много гитлеровских солдат и офицеров. После этого над целью показалась несколько штурмовиков под руководством лейтенанта В. И. Гамаюна, которая стёрла с лица земли еще б танков, 10 автомашин, 4 повозок и 15 автоцистерны.

Намечавшаяся атака соперника была сорвана. Вечером в часть пришла весточка от руководства отечественных сухопутных армий: «Восхищены работой штурмовиков. Благодарим за помощь.

Сообщите фамилии летчиков, помогавших нам сейчас».

В следствии успешного наступления армий 1-го Украинского фронта от оккупантов была очищена вся северная часть Правобережной Украины, высвобождено 3800 населенных пунктов и в их числе областные центры Украины Винница, Каменец-Подольск и Черновицы.

Удачно делали задачи войска и второго этапа 2-го и 3-го Украинских фронтов.

Войска 2-го Украинского фронта, разгромив в пятидневных битвах уманьскую группировку соперника и высвободив города Христиновка и Умань, быстро продвигались к реке Южный Буг.

Тут боевую работу летчикам приходилось вести в очень тяжёлых условиях. Нехорошая погода, раскисание грунта на аэропортах, громадное удаление аэропортов базирования от линии фронта, трудности в доставке боеприпасов и горючего — все это весьма осложняло боевую деятельность авиации. Но, не обращая внимания на все трудности, советские летчики деятельно содействовали отечественным наступающим армиям, уничтожая отходящие армии соперника, снабжая форсирование рек, уничтожая вражескую авиацию на земле и в воздухе, транспортируя горючее и боеприпасы.

В непростых метеорологических условиях отечественные летчики-истребители смело использовали новые тактические приемы борьбы с авиацией соперника. броским проявлением возросшего мастерства летчиков являлись воздушны

Победа на правобережной Украине. Битва за Днепр

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: