В боях за освобождение эстонии

      Комментарии к записи В боях за освобождение эстонии отключены

Главные боевые действия по освобождению Советской Эстонии от фашистских захватчиков начались во второй половине сентября 1944 года. Пара раньше авиация флота выполнила последовательность задач, которые связаны с подготовкой будущего наступления.

В предвидении грядущих операций очень принципиально важно было нарушить созданную соперником совокупность своевременного режима в восточной части Финского залива. Вместе с моряками флота авиация занималась данной задачей в весенне-летний период сорок четвертого года. Она вытеснила вражеские суда с плеса Нарвского залива и обеспечила отечественным тральщикам возможность систематического траления и «прогрызания» фарватеров в минных полях.

Это повышало возможности флота в обеспечении приморского фланга будущего наступления.

Как мы знаем, что на подступах к Нарве фашистские захватчики создали сильную оборону, хвастливо заявляя, что она непреодолима. Рядом простирался громадный водный массив Чудского и Псковского озер. Нарвский предел служил как бы воротами в Эстонию на севере.

Пробуя прочность этих «ворот», войска Ленинградского фронта уже во второй половине июля начали тут ожесточенные схватки с неприятелем.

Взаимодействуя с армиями фронта, авиация флота, в особенности штурмовая, трудилась под Нарвой с громадной нагрузкой. Она наносила удары по укрепленным пунктам, скоплениям танков, артиллерийским батареям и живой силе оккупантов, уничтожала подходящие резервы.

Делая одно из заданий, отечественные наземные части должны были прорвать оборону неприятеля и выйти ему в тыл. Морским летчикам, привлеченным к операции, предстояло подавить узлы сопротивления гитлеровцев.

Герой Советского Союза полковник Мазуренко повел группу штурмовиков на командирскую разведку, а на следующее утро возглавил колонну «Ил-2», которая нанесла замечательный эшелонированный удар по разведанным объектам. Совокупность обороны нацистов на данном участке была нарушена, и отечественные части выполнили поставленную перед ними задачу.

Штурмовые налеты на неприятеля морские летчики создавали до завершения боев за Нарву. И любой таковой налет дорого обходился неприятелю. Лишь на протяжении одного удара отечественные штурмовики стёрли с лица земли до 250 офицеров и фашистских солдат, зенитную и две минометных батареи, взорвали склад боезапасов, подавили пламя нескольких минометных, артиллерийских и зенитных батарей, позвали семь очагов пожара.

Это подтвердили позже отечественные наземные части.

Удачно действовала флотская авиация на Чудском озере. Тут, дабы уменьшить и ускорить прорыв в Эстонию, руководство Ленинградского фронта решило высадить десант и захватить плацдарм на западном берегу озера. Шла подготовка к операции.

На Чудском озере нацисты имели флотилию, в которую входило более 100 разных судов с сильным артиллерийским оружием. Отечественная 25-я бригада речных судов на озере существенно уступала сопернику по количеству вымпелов и по огневой мощи. Вследствие этого существовала опасность, что сильная флотилия оккупантов сорвет переброску десанта.

Исходя из этого предварительную борьбу с вражескими судами возложили на 9-ю Ропшинскую штурмовую авиадивизию ВВС флота.

С конца июля и по 20 августа летчики-штурмовики несколькими массированными ударами разгромили вражескую флотилию. Более 30 судов они потопили, многие повредили и вывели из строя. Оставшиеся катера и самоходные баржи неприятель затопил, а часть эвакуировал в Таллин.

25-я бригада речных судов КБФ задачу по перевозке армий 2-й ударной армии выполнила безупречно. Как раз войска данной армии первыми начали решающие битвы по изгнанию оккупантов с эстонской почвы.

Немецко-фашистское руководство принимало все меры, дабы закрепиться в Советской Прибалтике и в Финском заливе, считая данный предел надежным щитом рейха на севере. Одной из таких мер была попытка захватить остров Гогланд (Суур-Сари), пребывавший в руках финнов, прекративших боевые действия против СССР.

Гогланд осуществлял контроль всю восточную часть Финского залива. Исходя из этого требовалось сорвать замысел неприятеля.

Отечественная воздушная разведка 14 сентября нашла в бухтах и портах южной части береговой полосы Финского залива сосредоточение разных судов и кораблей соперника. За ними установили наблюдение.

Захватить остров гитлеровцы предполагали силой в 2500 офицеров и солдат. Для их переброски подготовилось 45 десантных судов, три транспорта и более 20 единиц небольших плавсредств. Отряд корабельной прикрытия и поддержки складывался из шести миноносцев и восьми быстроходных артиллерийско-десантных барж.

О перемещении вражеских судов к Гогланду донесла ночная разведка. С восходом солнца 15 сентября, в то время, когда десантные отряды гитлеровцев подошли к острову и началась высадка армий, в атмосферу встала штурмовая авиация флота.

Последовательными волнами штурмовики атаковали корабли и живую силу. Первыми же ударами они потопили четыре быстроходных десантно-артиллерийских баржи, три тральщика, корабль, буксирный пароход, шхуну. Многие суда взяли важные повреждения.

Отечественные истребители сбили 15 вражеских самолетов. Особенно отличился майор И. С. его ведомый и Платонов младший лейтенант Донник, сбившие трех фашистских стервятников.

Понеся большие потери, вражеский отряд прикрытия отошел от острова, покинув суда собственных десантных отрядов и высаженные армии на произвол судьбы. Преследуя бегущего от острова неприятеля, штурмовики топили суда в море. Участвовавшие в операции отечественные истребители сопровождения всецело выполнили боевую задачу.

Так на разных участках сражений морские летчики содействовали подготовке флота и армии к решающим битвам по освобождению Советской Эстонии от фашистских захватчиков.

17 сентября в наступление на тартуском участке перешла 2-я ударная армия генерала И. И. Федюнинского. С правого фланга ее поддерживала бригада речных судов Чудского озера, с воздуха — балтийская и фронтовая авиация. В первых эшелонах армии шел Эстонский стрелковый корпус генерала Л. А. Пэрна.

Темп наступления был довольно большой и, опасаясь угодить в «котел», соперник уже 18 сентября начал отводить собственные силы с Нарзского перешейка. Преследовать неприятеля по шоссе Нарва — Таллин устремились войска 8-й армии генерала Ф. Н. Старикова.

К финалу 20 сентября 2-я ударная и 8-я армии встретились в районе северо-западнее Чудского озера. 8-я армия, в подчинение которой перешел Эстонский корпус, продолжала наступление на Таллин, 2-я ударная — на Пярну.

В Таллинской операции Ленинградского фронта авиация КБФ действовала совместно с 8-й армией, закрывая ее морской фланг, сопровождая наземные армии истребителями, нанося удары по живой технике и силе отступавшего неприятеля. В один момент отечественные летчики снабжали продвижение на протяжении побережья торпедных катеров, каковые высаживали в разных пунктах тактические десанты.

Стремительное советское наступление в Прибалтике вынудило фашистских оккупантов в Эстонии безотлагательно начать эвакуацию собственных сил через Таллинский порт. Авиация КБФ получила приказ нанести большой урон вражеским судам в порту и на коммуникациях.

21 сентября 1944 года, в ночь на 22 и утром 22 сентября летчики флота атаковали фашистские транспорты, находившиеся под погрузкой у причалов либо уже загруженные и покидавшие Таллин. Были потоплены четыре транспорта и корабль, повреждены три транспорта. Первые группы штурмовиков для удара вели Храбрецы СССР А. Е. Мазуренко, А. Е. Гургенидзе и А. М. Батиевский.

22 и 23 сентября крейсерские полеты торпедоносцев и топ-мачтовиков отечественной минно-торпедной авиации принесли новые удачи. На коммуникациях неприятель не досчитался еще 16 транспортов с живой силой и техникой.

За четверо дней войска 8-й армии Ленинградского фронта прошли с боями более чем 200 километров. 22 сентября авангард Эстонского стрелкового корпуса вступил в столицу Советской Эстонии — Таллин.

Высоко оценивая боевые удачи армий фронта, Ставка Главнокомандования отметила кроме этого авиаторов и заслуги моряков Краснознаменного Балтфлота. Четыре полка флотской авиации — минно-торпедный, пикировочный, штурмовой и разведывательный взяли почетное наименование «Таллинских».

Остатки разбитых фашистских частей отошли на острова Моонзундского архипелага. Их поддерживали со стороны моря и Рижского залива легкие морские силы.

Против этих вражеских начала и лёгких сил функционировать авиация КБФ. Развернулась интенсивная воздушная разведка, и все найденные суда соперника, в случае если разрешали метеоусловия, подвергались ударам. Неприятель имел возможность без всяких последствий оказаться в море лишь в полностью нелетную погоду либо ночью.

В порту Курессааре (Кингисепп), у причалов бухты Трийги суда оккупантов подвергались систематическим налетам. Балтийские летчики наносили крепкие удары и по наземным силам нацистов.

29 сентября части 8-й армии, среди них и Эстонского корпуса, высадились на острове Муху. Их поддерживали флотские катерники и артиллеристы. 2 октября на остров Хийумаа был высажен десант частей другого корпуса 8-й армии. Тут армейцев сопровождала авиация флота.

7 октября войска Эстонского корпуса высвободили Курессааре — порт острова и главный город Сааремаа.

В Моонзундской операции отечественных флота и войск ВВС КБФ совместно с 13-й воздушной армией фронта снабжали десантирование частей и привлекались для помощи их военных действий по освобождению островов архипелага от оккупантов. Кроме этих неспециализированных с 13-й воздушной армией задач, мы имели и собственные, своеобразны морские задания — мешать своевременному маневру соперника на море и в проливах архипелага, вместе с бронекатерами и торпедными катерами ограждать отечественные войска от огневых атак вражеских судов и закрывать собственные суда с воздуха.

В боях за освобождение эстонииВ битвах за острова от ВВС флота принимали участие две штурмовые авиадивизии (на последнем этапе — одна), отдельные группы бомбардировщиков и торпедоносцев. Прикрытие судов осуществлял истребительный авиаполк.

За первые десять дней сражений на острове Сааремаа флотская авиация потопила и повредила десятки вражеских судов, других судов и катеров. Собственные утраты неприятель пунктуально фиксировал, и сведения о них сохранились в архивах. Так, в издании военных действий группы армий оккупантов «Север» отмечается, что в это время советские самолеты потопили семь транспортов, две быстроходных десантно-самоходных баржи, два тральщика, восемь катеров, три буксира и повредили 21 корабль разного назначения.

По окончании дней стремительного натиска в битвах на Сааремаа наступила своевременная пауза. После этого, в середине ноября, они разгорелись с новой силой. Возросла кроме этого активность в воздушных операциях.

18 ноября штурмовая авиация флота была использована на сухопутном фронте при прорыве отечественными армиями первой линии вражеской обороны на полуострове Сырве. Бомбо-штурмовые налеты, артогонь, по всей видимости, нанесли важный урон гитлеровцам, поскольку на следующий сутки к ним на выручку поспешили суда артиллерийской помощи.

Штурмовики встретили их юго-западнее мыса Сырве.

Тёплая схватка закончилась внушительной победой отечественных летчиков. Пара судов они стёрли с лица земли и большое количество повредили. В числе поврежденных были два миноносца, один из которых был потрепанным достаточно основательно.

Боевое напряжение на Сырве начало нарастать, а без того нехорошая погода ухудшалась . Неприятель воспользовался этим и 20 ноября отправил к Сааремаа более солидную помощь — крейсера «Лютцов», «Принц Ойген» и «Адмирал Шеер» в сопровождении эскадренных других кораблей и миноносцев.

20 ноября авиация флота не имела возможности встретить вражескую эскадру — обледенели взлетные полосы аэропортов. 21 ноября повалил густой снег, снова не было возможности взлететь. Не принес облегчения и следующий сутки.

23 ноября погода пара улучшилась, и летчики воспользовались этим без промедления. Они знали, какой губительный пламя обрушивают орудия главного калибра вражеских судов на отечественные войска.

В операцию включились два полка 9-й Ропшинской штурмовой авиадивизии, 12-й гвардейский пикировочный полк, группы торпедоносцев и топмачтовиков 8-й Гатчинской авиадивизии.

Преодолевая заслоны зенитного сопротивления, морские летчики устроили фашистской эскадре на подступах к Сааремаа настоящий преисподняя. Бомбы сверху, бомбы рикошетирующие с бреющего полета, торпеды несли гитлеровцам невосполнимые утраты.

В упоминавшемся выше издании военных действий группы армий «Север» зафиксировано, что в следствии воздушных ударов советской авиации были повреждены крейсера «Лютцов» и «Армирал Шеер», эскадренный миноносец, четыре тральщика, четыре сторожевых корабля и пара катеров и других кораблей, и потоплены три артиллерийские десантные баржи.

Опасаясь полного разгрома, вражеский корабельный отряд покинул поле боя.

24 ноября, лишенные артиллерийской защиты и прижатые к воде частями 109-го и Эстонского корпусов 8-й армии, оккупанты бежали с полуострова Сырве. Экипажи отечественных штурмовиков нанесли у мыса Сырве тяжелые повреждения пяти вражеским транспортам.

Так ВВС Балтики деятельно помогали 8-й армии в битвах за освобождение островов Моонзундского архипелага. Их особенная заслуга — в активной борьбе с морским соперником. Кроме того буржуазные армейские историки признают, что в данной борьбе от интенсивных атак советской авиации германский флот утратил 25 процентов действовавших тут судов, что вывоз обозов и раненых он имел возможность создавать лишь по ночам.

Вышвырнув остатки гитлеровцев с полуострова Сырве, войска Ленинградского фронта и Краснознаменный Балтфлот завершили освобождение Советской Эстонии от фашистских захватчиков.

По окончании освобождения Эстонии перед ВВС Балтики открылись много возможностей для действий на море и на морских флангах неприятеля. Ко мне они и перенесли собственные предстоящие главные операции.

Эстония и СССР 2/7 Война и немецкий период 1941-1944

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: