Главные боевые действия по освобождению Советской Эстонии от фашистских захватчиков начались во второй половине сентября 1944 года. Пара раньше авиация флота выполнила последовательность задач, которые связаны с подготовкой будущего наступления.
В предвидении грядущих операций очень принципиально важно было нарушить созданную соперником совокупность своевременного режима в восточной части Финского залива. Вместе с моряками флота авиация занималась данной задачей в весенне-летний период сорок четвертого года. Она вытеснила вражеские суда с плеса Нарвского залива и обеспечила отечественным тральщикам возможность систематического траления и «прогрызания» фарватеров в минных полях.
Это повышало возможности флота в обеспечении приморского фланга будущего наступления.
Как мы знаем, что на подступах к Нарве фашистские захватчики создали сильную оборону, хвастливо заявляя, что она непреодолима. Рядом простирался громадный водный массив Чудского и Псковского озер. Нарвский предел служил как бы воротами в Эстонию на севере.
Пробуя прочность этих «ворот», войска Ленинградского фронта уже во второй половине июля начали тут ожесточенные схватки с неприятелем.
Взаимодействуя с армиями фронта, авиация флота, в особенности штурмовая, трудилась под Нарвой с громадной нагрузкой. Она наносила удары по укрепленным пунктам, скоплениям танков, артиллерийским батареям и живой силе оккупантов, уничтожала подходящие резервы.
Делая одно из заданий, отечественные наземные части должны были прорвать оборону неприятеля и выйти ему в тыл. Морским летчикам, привлеченным к операции, предстояло подавить узлы сопротивления гитлеровцев.
Герой Советского Союза полковник Мазуренко повел группу штурмовиков на командирскую разведку, а на следующее утро возглавил колонну «Ил-2», которая нанесла замечательный эшелонированный удар по разведанным объектам. Совокупность обороны нацистов на данном участке была нарушена, и отечественные части выполнили поставленную перед ними задачу.
Штурмовые налеты на неприятеля морские летчики создавали до завершения боев за Нарву. И любой таковой налет дорого обходился неприятелю. Лишь на протяжении одного удара отечественные штурмовики стёрли с лица земли до 250 офицеров и фашистских солдат, зенитную и две минометных батареи, взорвали склад боезапасов, подавили пламя нескольких минометных, артиллерийских и зенитных батарей, позвали семь очагов пожара.
Это подтвердили позже отечественные наземные части.
Удачно действовала флотская авиация на Чудском озере. Тут, дабы уменьшить и ускорить прорыв в Эстонию, руководство Ленинградского фронта решило высадить десант и захватить плацдарм на западном берегу озера. Шла подготовка к операции.
На Чудском озере нацисты имели флотилию, в которую входило более 100 разных судов с сильным артиллерийским оружием. Отечественная 25-я бригада речных судов на озере существенно уступала сопернику по количеству вымпелов и по огневой мощи. Вследствие этого существовала опасность, что сильная флотилия оккупантов сорвет переброску десанта.
Исходя из этого предварительную борьбу с вражескими судами возложили на 9-ю Ропшинскую штурмовую авиадивизию ВВС флота.
С конца июля и по 20 августа летчики-штурмовики несколькими массированными ударами разгромили вражескую флотилию. Более 30 судов они потопили, многие повредили и вывели из строя. Оставшиеся катера и самоходные баржи неприятель затопил, а часть эвакуировал в Таллин.
25-я бригада речных судов КБФ задачу по перевозке армий 2-й ударной армии выполнила безупречно. Как раз войска данной армии первыми начали решающие битвы по изгнанию оккупантов с эстонской почвы.
Немецко-фашистское руководство принимало все меры, дабы закрепиться в Советской Прибалтике и в Финском заливе, считая данный предел надежным щитом рейха на севере. Одной из таких мер была попытка захватить остров Гогланд (Суур-Сари), пребывавший в руках финнов, прекративших боевые действия против СССР.
Гогланд осуществлял контроль всю восточную часть Финского залива. Исходя из этого требовалось сорвать замысел неприятеля.
Отечественная воздушная разведка 14 сентября нашла в бухтах и портах южной части береговой полосы Финского залива сосредоточение разных судов и кораблей соперника. За ними установили наблюдение.
Захватить остров гитлеровцы предполагали силой в 2500 офицеров и солдат. Для их переброски подготовилось 45 десантных судов, три транспорта и более 20 единиц небольших плавсредств. Отряд корабельной прикрытия и поддержки складывался из шести миноносцев и восьми быстроходных артиллерийско-десантных барж.
О перемещении вражеских судов к Гогланду донесла ночная разведка. С восходом солнца 15 сентября, в то время, когда десантные отряды гитлеровцев подошли к острову и началась высадка армий, в атмосферу встала штурмовая авиация флота.
Последовательными волнами штурмовики атаковали корабли и живую силу. Первыми же ударами они потопили четыре быстроходных десантно-артиллерийских баржи, три тральщика, корабль, буксирный пароход, шхуну. Многие суда взяли важные повреждения.
Отечественные истребители сбили 15 вражеских самолетов. Особенно отличился майор И. С. его ведомый и Платонов младший лейтенант Донник, сбившие трех фашистских стервятников.
Понеся большие потери, вражеский отряд прикрытия отошел от острова, покинув суда собственных десантных отрядов и высаженные армии на произвол судьбы. Преследуя бегущего от острова неприятеля, штурмовики топили суда в море. Участвовавшие в операции отечественные истребители сопровождения всецело выполнили боевую задачу.
Так на разных участках сражений морские летчики содействовали подготовке флота и армии к решающим битвам по освобождению Советской Эстонии от фашистских захватчиков.
17 сентября в наступление на тартуском участке перешла 2-я ударная армия генерала И. И. Федюнинского. С правого фланга ее поддерживала бригада речных судов Чудского озера, с воздуха — балтийская и фронтовая авиация. В первых эшелонах армии шел Эстонский стрелковый корпус генерала Л. А. Пэрна.
Темп наступления был довольно большой и, опасаясь угодить в «котел», соперник уже 18 сентября начал отводить собственные силы с Нарзского перешейка. Преследовать неприятеля по шоссе Нарва — Таллин устремились войска 8-й армии генерала Ф. Н. Старикова.
К финалу 20 сентября 2-я ударная и 8-я армии встретились в районе северо-западнее Чудского озера. 8-я армия, в подчинение которой перешел Эстонский корпус, продолжала наступление на Таллин, 2-я ударная — на Пярну.
В Таллинской операции Ленинградского фронта авиация КБФ действовала совместно с 8-й армией, закрывая ее морской фланг, сопровождая наземные армии истребителями, нанося удары по живой технике и силе отступавшего неприятеля. В один момент отечественные летчики снабжали продвижение на протяжении побережья торпедных катеров, каковые высаживали в разных пунктах тактические десанты.
Стремительное советское наступление в Прибалтике вынудило фашистских оккупантов в Эстонии безотлагательно начать эвакуацию собственных сил через Таллинский порт. Авиация КБФ получила приказ нанести большой урон вражеским судам в порту и на коммуникациях.
21 сентября 1944 года, в ночь на 22 и утром 22 сентября летчики флота атаковали фашистские транспорты, находившиеся под погрузкой у причалов либо уже загруженные и покидавшие Таллин. Были потоплены четыре транспорта и корабль, повреждены три транспорта. Первые группы штурмовиков для удара вели Храбрецы СССР А. Е. Мазуренко, А. Е. Гургенидзе и А. М. Батиевский.
22 и 23 сентября крейсерские полеты торпедоносцев и топ-мачтовиков отечественной минно-торпедной авиации принесли новые удачи. На коммуникациях неприятель не досчитался еще 16 транспортов с живой силой и техникой.
За четверо дней войска 8-й армии Ленинградского фронта прошли с боями более чем 200 километров. 22 сентября авангард Эстонского стрелкового корпуса вступил в столицу Советской Эстонии — Таллин.
Высоко оценивая боевые удачи армий фронта, Ставка Главнокомандования отметила кроме этого авиаторов и заслуги моряков Краснознаменного Балтфлота. Четыре полка флотской авиации — минно-торпедный, пикировочный, штурмовой и разведывательный взяли почетное наименование «Таллинских».
Остатки разбитых фашистских частей отошли на острова Моонзундского архипелага. Их поддерживали со стороны моря и Рижского залива легкие морские силы.
Против этих вражеских начала и лёгких сил функционировать авиация КБФ. Развернулась интенсивная воздушная разведка, и все найденные суда соперника, в случае если разрешали метеоусловия, подвергались ударам. Неприятель имел возможность без всяких последствий оказаться в море лишь в полностью нелетную погоду либо ночью.
В порту Курессааре (Кингисепп), у причалов бухты Трийги суда оккупантов подвергались систематическим налетам. Балтийские летчики наносили крепкие удары и по наземным силам нацистов.
29 сентября части 8-й армии, среди них и Эстонского корпуса, высадились на острове Муху. Их поддерживали флотские катерники и артиллеристы. 2 октября на остров Хийумаа был высажен десант частей другого корпуса 8-й армии. Тут армейцев сопровождала авиация флота.
7 октября войска Эстонского корпуса высвободили Курессааре — порт острова и главный город Сааремаа.
В Моонзундской операции отечественных флота и войск ВВС КБФ совместно с 13-й воздушной армией фронта снабжали десантирование частей и привлекались для помощи их военных действий по освобождению островов архипелага от оккупантов. Кроме этих неспециализированных с 13-й воздушной армией задач, мы имели и собственные, своеобразны морские задания — мешать своевременному маневру соперника на море и в проливах архипелага, вместе с бронекатерами и торпедными катерами ограждать отечественные войска от огневых атак вражеских судов и закрывать собственные суда с воздуха.
В битвах за острова от ВВС флота принимали участие две штурмовые авиадивизии (на последнем этапе — одна), отдельные группы бомбардировщиков и торпедоносцев. Прикрытие судов осуществлял истребительный авиаполк.
За первые десять дней сражений на острове Сааремаа флотская авиация потопила и повредила десятки вражеских судов, других судов и катеров. Собственные утраты неприятель пунктуально фиксировал, и сведения о них сохранились в архивах. Так, в издании военных действий группы армий оккупантов «Север» отмечается, что в это время советские самолеты потопили семь транспортов, две быстроходных десантно-самоходных баржи, два тральщика, восемь катеров, три буксира и повредили 21 корабль разного назначения.
По окончании дней стремительного натиска в битвах на Сааремаа наступила своевременная пауза. После этого, в середине ноября, они разгорелись с новой силой. Возросла кроме этого активность в воздушных операциях.
18 ноября штурмовая авиация флота была использована на сухопутном фронте при прорыве отечественными армиями первой линии вражеской обороны на полуострове Сырве. Бомбо-штурмовые налеты, артогонь, по всей видимости, нанесли важный урон гитлеровцам, поскольку на следующий сутки к ним на выручку поспешили суда артиллерийской помощи.
Штурмовики встретили их юго-западнее мыса Сырве.
Тёплая схватка закончилась внушительной победой отечественных летчиков. Пара судов они стёрли с лица земли и большое количество повредили. В числе поврежденных были два миноносца, один из которых был потрепанным достаточно основательно.
Боевое напряжение на Сырве начало нарастать, а без того нехорошая погода ухудшалась . Неприятель воспользовался этим и 20 ноября отправил к Сааремаа более солидную помощь — крейсера «Лютцов», «Принц Ойген» и «Адмирал Шеер» в сопровождении эскадренных других кораблей и миноносцев.
20 ноября авиация флота не имела возможности встретить вражескую эскадру — обледенели взлетные полосы аэропортов. 21 ноября повалил густой снег, снова не было возможности взлететь. Не принес облегчения и следующий сутки.
23 ноября погода пара улучшилась, и летчики воспользовались этим без промедления. Они знали, какой губительный пламя обрушивают орудия главного калибра вражеских судов на отечественные войска.
В операцию включились два полка 9-й Ропшинской штурмовой авиадивизии, 12-й гвардейский пикировочный полк, группы торпедоносцев и топмачтовиков 8-й Гатчинской авиадивизии.
Преодолевая заслоны зенитного сопротивления, морские летчики устроили фашистской эскадре на подступах к Сааремаа настоящий преисподняя. Бомбы сверху, бомбы рикошетирующие с бреющего полета, торпеды несли гитлеровцам невосполнимые утраты.
В упоминавшемся выше издании военных действий группы армий «Север» зафиксировано, что в следствии воздушных ударов советской авиации были повреждены крейсера «Лютцов» и «Армирал Шеер», эскадренный миноносец, четыре тральщика, четыре сторожевых корабля и пара катеров и других кораблей, и потоплены три артиллерийские десантные баржи.
Опасаясь полного разгрома, вражеский корабельный отряд покинул поле боя.
24 ноября, лишенные артиллерийской защиты и прижатые к воде частями 109-го и Эстонского корпусов 8-й армии, оккупанты бежали с полуострова Сырве. Экипажи отечественных штурмовиков нанесли у мыса Сырве тяжелые повреждения пяти вражеским транспортам.
Так ВВС Балтики деятельно помогали 8-й армии в битвах за освобождение островов Моонзундского архипелага. Их особенная заслуга — в активной борьбе с морским соперником. Кроме того буржуазные армейские историки признают, что в данной борьбе от интенсивных атак советской авиации германский флот утратил 25 процентов действовавших тут судов, что вывоз обозов и раненых он имел возможность создавать лишь по ночам.
Вышвырнув остатки гитлеровцев с полуострова Сырве, войска Ленинградского фронта и Краснознаменный Балтфлот завершили освобождение Советской Эстонии от фашистских захватчиков.
По окончании освобождения Эстонии перед ВВС Балтики открылись много возможностей для действий на море и на морских флангах неприятеля. Ко мне они и перенесли собственные предстоящие главные операции.
Эстония и СССР 2/7 Война и немецкий период 1941-1944
Увлекательные записи:
- День создания военно-транспортной авиации россии (вта)
- Авиация специального назначения вмф
- Певица-лётчик, первая российская женщина-летчик рекордсмен мира
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
В боях за освобождение прибалтики
Освобождение советской Прибалтики от фашистских захватчиков было одним из этапов осуществления грандиозного стратегического замысла по разгрому…
-
В боях за освобождение белоруссии
Огромная битва, развернувшаяся летом 1944 г. на полях Белоруссии, — хороший пример большого боевого мастерства, мужества и самоотверженности советских…
-
Но для нас, одесситов, эта операция имеет независимое значение. Помимо этого, она замечательно иллюстрирует изюминке Советской армии того периода и…
-
Был ли удар в спину: о освобождении западной белоруссии и западной украины в сентябре 1939 года
Польские историки, политики, да и российские либеральные авторы обожают сказать об «ударе в пояснице» по сражающейся против Фашисткой германии Польше 17…
-
1 августа 1943 года состоялась стратегическая бомбардировочная операция Приливная волна (Tidal Wave). С ливийских аэропортов в районе Бенгази стартовали…
-
16 мая 1926 года в газете «New York American» вышла статья с заголовком «1200 парашютистов и 12 000 самолётов для освобождения Меца в 1919 году»….