Условно годный. легкие танки renault r 35 в руках вермахта

Будучи самым массовым французским танком к весне 1940 года, Renault R 35 был и самой массовой бронетанковой «добычей» вермахта. Довольно часто эти автомобили попадали к немцам в руки целыми или повреждёнными так незначительно, что весьма скоро опять поднимались в строй. В общем итоге в руки немцам попало от 800 до 840 Renault R 35 — цифра более чем внушительная. Однако танк, взявший обозначение Panzerkampfwagen 35R 731(f), от хозяев и смены названия не прибавил в боевых качествах.

По данной причине его карьера в германской армии была не смотря на то, что и продолжительной, но очень витиеватой. В руках новых хозяев ему было нужно побывать и самоходной артиллерийской установкой, и эвакуатором, и артиллерийским тягачом, и подъёмным краном.

Условно годный. легкие танки renault r 35 в руках вермахта

Ненужная масса

Первые случаи боевого применения Panzerkampfwagen 35R 731(f) были зафиксированы ещё на протяжении кампании мая-июня 1940 года. Скоро освоив новые трофеи, немцы отправились сражаться на них против прошлых хозяев.

Но, случаи такие были немногочисленными. Тихоходные и владеющие открыто не сильный пушкой, Renault R 35 с германскими экипажами не могли как-то серьёзно повлиять на ход военных действий. Подобные танки возможно легко вычислить по характерным подробностям, каковые позднее уже не виделись.

Дабы не быть подбитыми собственными товарищами, экипажи трофейных Renault R 35 рисовали по периметру громадные балочные кресты. Танки старались перекрасить в серый цвет (Schwarzgrau RAL 7021), но на фотографиях попадаются и автомобили, сохранившие французский камуфляж. В остальном же трофеи кампании мая-июня 1940 года до тех пор пока ещё не подвергались каким-то важным переделкам.

Главная их часть вносилась уже позднее.

Трофейный Renault R 35, июнь 1940 года. Танк успели перекрасить и нанести на него кресты. В таком виде он и отправился в бой против прошлых хозяев – французов

По-настоящему разбираться с трофейной матчастью вермахт начал уже по завершении французской кампании. Особенного энтузиазма у немцев французская машина не позвала. Однако, уже в июле 1940 года эти танки стали поступать на вооружение частей, размещённых во Франции и подготавливавшихся к операции «Морской Лев».

Целью данной операции была высадка в Англии, и как учебные автомобили для подготовки экипажей к вторжению Panzerkampfwagen 35R 731(f) в полной мере годились.

Начиная с осени 1940 года R 35 начали переделывать под германские стандарты. В первую очередь, с башни срезали смотровую башенку, потому, что толку от неё было мало. Вместо неё показался двустворчатый люк, что в полной мере годился для попадания в машину. Но, начальники довольно часто применяли его для езды в походном положении.

Само собой разумеется, это было не так комфортно, как сидеть на кормовом люке, но обзор получался лучше. Часть танков взяла и германские радиостанции.

Panzerkampfwagen 35R 731(f) из состава 336-й пехотной дивизии, июль 1940 года. Танк употреблялся на протяжении тренировки планировавшейся десантной операции «Морской Лев»

Широкого распространения Panzerkampfwagen 35R 731(f) не взяли. Цифра в 800 танков включала все захваченные танки, большинство из которых всё-таки потребовала ремонта. Исходя из этого практически самым массовым трофейным танком, в случае если вычислять экземпляры, каковые возможно было применять сходу, был отнюдь не R 35, а старичок Renault FT.

Кроме того на конец 1941 года таких автомобилей у немцев было 500 штук, и речь заходит как раз о работоспособных танках.

К этому же времени, для сравнения, Renault R 35 в «чистом» виде числилось всего 125 штук. Помимо этого, по совокупности черт Panzerkampfwagen 35R 731(f) был чуть ли не нехорошим французским лёгким танком 30-х годов. По данной причине отправлять эти автомобили кроме того частям второй линии на Восточный фронт немцам и в голову не приходило.

Данный танк из состава 12-й танковой роты особых операций имеет полный комплект переделок, включая двустворчатый люк вместо смотровой башенки

Но, кое-какие R 35 на войну с СССР однако отправились, действительно, уже не в виде танков. С автомобилей снималась башня, выгружался боекомплект, отверстие закрывалось брезентом. Всё, тягач для тяжёлой артиллерии готов! 110 таких автомобилей, взявших обозначение Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f), к февралю 1941 года было придано батареям, оснащённым 149-мм гаубицами sFH 18 и более замечательными 17 cm K18/21 cm Mrs 18. Они в полной мере удачно употреблялись, и к марту 1942 года в вермахте всё ещё числилось 52 таких тягача.

С учётом того, что при разработке применение танка в качестве тягача не предусматривалось, а таскать ему приходилось очень тяжёлые артиллерийские совокупности, итог в полной мере хороший.

Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f) на Восточном фронте, 1941 год

Ещё одним плодом конверсии, заключавшейся в снятии боекомплекта и башни, стал эвакуатор Bergeschlepper 35 R (f). По солидному счёту, от тягача тяжёлой артиллерии он фактически ничем не отличался, не считая возлагавшихся на него задач. Кое-какие очень изобретательные экипажи вносили трансформации в конструкцию импровизированного эвакуатора — к примеру, ставили на него ветровые стекла или пулемётные турели.

Таких автомобилей было сделано порядка 90 штук.

Кроме этого на шасси Panzerkampfwagen 35R 731(f) строились подъёмные краны, коих было аж пара типов. Лет 5 назад в сети всплыла кроме того фотография Panzerkampfwagen 35R 731(f) с башней от Т-26, но это, вероятнее, не более чем искусный фотомонтаж. Диаметр погона башни у Т-26 на 20 сантиметров больше, чем у APX R, а в поле переделку погона сделать легко нереально.

Да и смысла особенного в таковой «модернизации» не было. К слову, башни от самих перевоплощённых в тягачи и эвакуаторы французских танков пошли в дело – их разрешили войти на обустройство Атлантического вала.

Bergeschlepper 35 R (f) за работой. Экипаж данной автомобили приспособил к ней ветровой щиток, так ездить стало значительно комфортнее

На Западе обстановка с трофейными Renault R 35 была пара другой. Танки применялись в качестве учебных, не смотря на то, что немцы однако предпочитали применять для этих целей трофейные Hotchkiss H 39, потому, что те были куда более подвижными. Помимо этого, в конце 1941 года три десятка Panzerkampfwagen 35R 731(f) были переданы частям СС, позднее применявшим танки на балканском полуострове. По состоянию на 1 марта 1943 года 50 трофейных Renault R 35 пребывало в составе 100-го танкового полка.

К концу мая 1943 года 46 автомобилей числилось в составе 100-й танковой бригады, 8 – в составе 711-й пехотной дивизии, по 2 у 712-й и 708-й пехотных дивизий. Ещё 22 танка состояло на вооружении 12-й танковой роты особых операций.

Подбитый на протяжении битв за Париж Panzerkampfwagen 35R 731(f) из состава танковой роты «Париж». Август 1944 года

Повоевали Panzerkampfwagen 35R 731(f) и по окончании высадки союзников в Нормандии. 100-й танковый полк сражался с американскими армиями недалеко от Шербура с в полной мере предсказуемыми результатами. 2 танка пребывало в составе штаба 206-го танкового батальона, что кроме этого вести войну недалеко от Шербура. Наконец, некое количество трофейных Renault R 35 и Renault R 40 пребывало в составе танковой роты «Париж».

В августе 1944 года эти танки были стёрты с лица земли на протяжении взятия Парижа, причём кое-какие из них попали под пламя французов из 2-й бронетанковой дивизии Леклерка. Отдельные автомобили были захвачены бойцами Сопротивления и употреблялись ими против немцев.

Снятые с фронта

Кроме эвакуаторов и тягачей, «засветились» на Восточном фронте и другие автомобили, созданные на базе Panzerkampfwagen 35R 731(f). На этот раз речь заходит не о вспомогательной технике, а о военной машине, которая возможно имела возможность серьёзно усилить группу армий «Центр». История создания данной автомобили восходит к концу 1940 года.

Трезво оценивая боевой потенциал трофейного французского танка, в 6-м управлении оружий пришли к логичному выводу, что куда более действенным будет применять его базу для самоходной установки.

У немцев уже имелся в полной мере успешный опыт создания на базе безнадёжно устаревшего Pz.Kpfw.I истребителя танков, более известного как Panzerjager I. Новая самоходная установка, которая изначально именовалась 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Pz.Kpfw.I (Sd.Kfz.101) ohne Turm, была создана путём снятия с Pz.Kpfw.I Ausf.B установки и башни в неё чехословацкой 47-мм противотанковой пушки P.U.V. vz.36. С лобовой части и с бортов пушку прикрыли бронелистами.

Оказалась в полной мере успешная самоходная установка, дебют которой состоялся ещё во Франции весной 1940 года. А в последний раз эти маленькие истребители танков ходили в бой осенью-зимой 1942 года.

4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на учениях, 1941 год

«Добро» на начало разработки данной самоходной установки, взявшей в итоге традиционно «лаконичное» обозначение 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), было получено 23 декабря 1940 года. В качестве подрядчика по разработке и изготовлению САУ выступала компания Altmarkische Kettenfabrik (Alkett), в то время — ведущее предприятие по выпуску германских самоходных установок.

Задача у инженеров из Шпандау была непростой, потому, что база, из которой предстояло сделать самоходную установку, была ещё меньше, чем Pz.Kpfw.I Ausf.B. В маленькой и узкой машине, рассчитанной на двух французов, не страдающих клаустрофобией, предстояло разместить троих членов экипажа, 47-мм пушку, и боезапас к ней.

Первый экземпляр 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) был изготовлен из неброневой стали к 8 февраля 1941 года. Ограниченный количество внутреннего пространства толкнул инженеров Alkett на храбрые опыты. Рубку, изготовленную из страниц толщиной 20 мм, было нужно выносить максимально вперёд, дабы 47-мм пушка смогла хоть как-то поместиться. К слову, рубка крепилась к корпусу не намертво. Наверху корпуса показались бонки, к каким рубка крепилась на гужонах.

В крыше корпуса был сделан вырез, частично задевающий подбашенный погон. В итоге двое человек поместиться в том месте смогли, но не боезапас. Боеприпасы разместили в развитой нише, что, к слову, заметно упростило заряжание орудия.

В данной же самой нише разместилась и радиостанция. В бортах рубки показались люки, потому, что иного метода покинуть машину и попасть в неё попросту не осталось.

Fuhrungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), командирская версия, лишённая орудийной установки

Самоходную установку показали Гитлеру 31 марта 1941 года. В целом, фюрер одобрил такую модернизацию. Но ещё до этого, в феврале 1941 года, начались работы по подготовке к выпуску серии из 200 автомобилей. 174 строилось по большей части варианте 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). В нагрузку к ним шли 26 командирских Fuhrungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), на каковые вместо пушки устанавливался пулемёт в шаровой установке. Первые 30 автомобилей были изготовлены в марте 1941 года, к маю их число достигло 93.

Ещё 33 экземпляра было выстроено в июне, 5 в июле, 22 в августе, 28 в сентябре и 19 в октябре.

27 февраля 1941 года было издано постановление о перевооружении на 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) 559-го и 561-го противотанковых батальонов, до того имевших на вооружении буксируемые пушки 3.7 cm Pak. Позднее был перевооружён и 661-й противотанковый батальон. К началу операции «Барбаросса» 559-й противотанковый батальон пребывал в группе армий «Север», а 516-й и 611-й батальоны – в группе армий «Центр».

Одна из немногих фотографий 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на Восточном фронте. До тех пор пока автомобили ещё едут, но лица у экипажа уже напряжённые

Казалось бы, противотанковые батальоны как следует усилились, взяв самоходные артиллерийские установки, огневая мощь 47-мм пушек которых была куда выше, чем у германской 3.7 cm Pak. А также кадры хроники запечатлели франко-чешско-германские самоходки, проезжающие мимо битой советской техники. Вот лишь действительность была совсем другой.

Уже 3 июля, всего спустя полторы семь дней по окончании нападения Германии на СССР, 559-й и 611-й противотанковые батальоны получили приказ о перевооружении обратно на 3.7 cm Pak. 561-й противотанковый батальон продержался всего на сутки больше, по окончании чего получил приказ оставаться в резерве армии в Гродно впредь до замены матчасти.

Обстоятельство, по которой так скоро случилось возвращение германских противотанкистов к своим «колотушкам», была предельно простой. вести войну новоиспечённым самоходчикам было нужно не столько с советскими танками, сколько с наследием французской армии. В отчёте начальника 611-го противотанкового батальона говорится, что самоходные установки были полностью утрачены в первые дни войны.

Хоть какую-то боеготовность батальон смог вернуть за счёт перевооружения на германские и частично на трофейные советские противотанковые пушки. Приблизительно та же обстановка наблюдалась и в других частях, вооружённых 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). Их боевой дебют обернулся полным провалом.

Таким должен был стать 5 cm Pak 38 (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f)

Это было не последнее боевое использование 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на Восточном фронте. В последних числах Ноября 1941 года 10 самоходных установок и 2 командирские автомобили появились в составе 318-й танковой роты, находившейся недалеко от Кременчуга и прикомандированной к 213-й охранной дивизии. Не обращая внимания на то что рота пребывала глубоко в тылу, это было, пожалуй, самое несчастное германское подразделение, имевшее на вооружении самоходные установки.

Отчёт, датированный февралём 1942 года, весьма похож на сводки военных действий, лишь вместо живого соперника германским самоходчикам противостояла матчасть, на которой они помогали.

Самоходки были весьма капризными и в теплую пору года, но это были цветочки если сравнивать с тем, как 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) вели себя в зимних условиях. При температуре −10 градусов и ниже моторы отказывались заводиться, да и в рабочем состоянии по зимним дорогам они еле тянули автомобили вперёд. Ходовая часть танков кроме этого была не хорошо приспособленной к зимним условиям.

Особенно не хорошо приходилось, в то время, когда самоходки появились на льду.

Нужно заявить, что 6-е управление оружий питало кое-какие надежды на развитие темы 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). 30 июля 1941 года Alkett взял договор на изготовление и разработку опытного образца 5 cm Pak 38 (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). Но, кроме того до изготовления опытного образца дело не дошло. Дело не только в «удачах» версии с 47-мм пушкой, но и в проблемах иного характера. Pak 38 была больше P.U.V. vz.36, а это означало, что масса самоходной установки ещё больше вырастет.

Здраво рассудив, в 6-м управлении оружий от заманчивой идеи установки Pak 38 в Pz.Kpfw.35 R 731(f) отказались, заодно оградив многих германских противотанкистов от душевных и физических страданий.

4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) в Нормандии, 1942 год

На Восточный фронт уже выстроенные самоходные установки больше не возвратились. Но это не означало, что карьера 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) закончилась. Во Франции для этих автомобилей с вызывающей большие сомнения боевой эффективностью имелись более подходящие условия для продолжения работы.

Кадры хроники сохранили дефиле этих автомобилей по пляжам Нормандии. Тут тихоходные самоходные пушки пребывали в случае если и не в тепличных условиях, то уж точно не в ситуации, в то время, когда замёрзший экипаж бесполезно пробует привести собственную капризную машину в эмоцию.

По состоянию на июнь 1943 года в составе расквартированных во Франции армий пребывало 96 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), причём 85 из них – в работоспособном состоянии. Самое много (24 автомобили) пребывало на вооружении 319 пехотной дивизии, занимавшей острова Джерси и Гернси, единственные английские владения в Европе, каковые немцы смогли захватить.

Штучно самоходные установки числились в составе 15 пехотных дивизий, 3 автомобили попало в 100-й танковый полк, 6 штук угодило в 657-й противотанковый батальон. К декабрю 1943 года неспециализированное число 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) снизилось до 92, а вот исправных истребителей танков к этому времени выяснилось больше, чем в июне – 88.

Автомобили того же воинского формирования, вид позади. Ввиду очень мелкого внутреннего количества боеукладку было нужно выносить наружу, в кормовую нишу

В больших количествах 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) находились на вооружении «французских» частей вермахта и к началу лета 1944 года. Не обращая внимания на то что самоходные установки морально устарели и передвигались очень медлительно, поучаствовать в битвах им однако довелось. Возможно они имели возможность поразить чуть ли не все типы бронетанковой техники союзников, за исключением пехотных танков Churchill, но на практике их удачи были куда скромнее.

Никакого важного влияния на ход военных действий оказать эти истребители танков не смогли. Однако, один из последних случаев боевого применения 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) зафиксирован уже в осеннюю пору 1944 года. Тогда в сражении учавствовали автомобили 712-й пехотной дивизии, имевшей в составе 2 самоходки этого типа.

Подбитые 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) и Panzerkampfwagen 35R 731(f). Наверное, автомобили входили в состав 100-го танкового полка, сражавшегося за Шербур

жёрнова и Время войны были бессердечными к этим самоходным установкам. До наших дней в целом виде сохранилась всего одна 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), сейчас находящаяся в музее гарнизона города Тун (Швейцария). Эта машина была подбита в Нормандии и досталась швейцарцам с одной из свалок, где в то время было большое количество битой германской бронетанковой техники. Машина дожила до наших дней без кормовой ниши и внутренних агрегатов, но это всё равняется лучше, чем ничего.

В это же время единственный на сегодня ходовой Renault R 35, сейчас находящийся в экспозиции танкового музея города Сомюр (Франция), в действительности также есть бывшей 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). На его подбашенной коробке сохранились бонки для крепления рубки, да и сварные швы недалеко от подбашенного погона недвусмысленно говорят о «самоходном» прошлом данной автомобили.

Создатель благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.

http://warspot.ru/6407-uslovno-godnyy

100танковый полк

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: