Уроки бурана

      Комментарии к записи Уроки бурана отключены

205 мин. полета корабля Буран стали оглушительной сенсацией. И основное — посадка. В первый раз в мире коммунистический шаттл совершил посадку в автоматическом режиме.

Американские челноки этому так и не обучились: садились лишь в ручном.

Из-за чего триумфальный старт был единственным? Что утратила страна? И имеется ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам?

Об этом незадолго до 25-летия полета Бурана обозреватель РГ разговаривает с одним из его создателей, в прошлом — начотделом НПО Энергия, а сейчас — доктором наук МАИ, врачом технических наук Валерием Бурдаковым.

Валерий Павлович, говорят, что космический корабль Буран стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.

Валерий Бурдаков: Непременно. До него фаворитом был американский Спейс Шаттл.

Действительно, что Буран имел возможность бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и послать к себе в чрево?

Валерий Бурдаков: Да, как и американский Спейс Шаттл. Но возможности Бурана были существенно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов (20-30 тысячь киллограм вместо 14,5), и по диапазонам их центровок. Мы имели возможность бы станцию Мир спустить с орбиты и перевоплотить в музейный экспонат!

Американцы испугались?

Валерий Бурдаков: Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО Энергия, говорил: по программе СОИ США желали послать в космос 460 армейских аппаратов, на начальной стадии — около 30. Определив про успешный полет Бурана, они отказались от данной выдумки.

Буран стал отечественным ответом американцам. Из-за чего они были уверенны, что мы не сможем создать ничего аналогичного шаттлу?

Валерий Бурдаков: Да, американцы действительно делали подобные заявления. Дело в том, что в середине 1970-х годов отечественное отставание от США оценивалось в 15 лет. У нас не хватало опыта работы с громадными весами жидкого водорода, не было многоразовых жидкостных ракетных двигателей, крылатых космических аппаратов.

Не говоря уж об отсутствии для того чтобы аналога, как Х-15 в Соединенных Штатах, и самолетов класса Boeing-747.

И однако Буран был практически напичкан, как сейчас говорят, инновациями?

Валерий Бурдаков: Совсем правильно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного горючего, горизонтальные летные опробования, авиатранспортировка баков ракеты на пояснице намерено созданного самолета… Все было супер.

Многие не забывают потрясающее фото: космический корабль оседлал самолет Мрия. Крылатый гигант появился как раз под Буран?

Уроки бурана

Валерий Бурдаков: И не только Мрия. Так как огромные 8-метровые в диаметре баки ракеты Энергия нужно было доставлять на Байконур. Как? Разглядывали пара вариантов, а также таковой: прорыть канал от Волги до Байконура! Но все они тянули на 10 миллиардов рублей, либо 17 млд дол.

Что делать? Денег таких нет. Нет и времени на такое строительство — более 10 лет.

Отечественный отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!.. Меня обвинили в фантазерстве.

Но и самолет Мясищева 3М-Т (названный потом его именем ВМ-Т), и самолет Руслан, и самолет Мрия, на каковые мы вдвоем с представителем ВВС составляли техзадания, взлетели.

А из-за чего кроме того среди конструкторов выяснилось так много соперников Бурана? Феоктистов прямо сказал: многоразовость — это очередной блеф, а академик Мишин кроме того именовал Буран не в противном случае как Бурьяном.

Валерий Бурдаков: Их незаслуженно обидели, отстранив от многоразовой тематики.

Кто первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной самолётных возможностей и схемы посадки на взлетно-посадочную полосу?

Валерий Бурдаков: Королев! Вот что я слышал от самого Сергея Павловича. Во второй половине 20-ых годов XX века ему 23 года, и он уже узнаваемый планерист-паритель. Королев +строил идею: поднять планер на 6 км, а позже, с герметичной кабиной, в стратосферу.

Он решил отправиться в Калугу к Циолковскому, дабы подписать письмо о целесообразности для того чтобы высотного полета.

Циолковский подписал?

Валерий Бурдаков: Нет. Он подверг критике идею. Заявил, что без жидкостного ракетного двигателя планер на громадной высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается.

Подарил книжечку Космические ракетные поезда и дал совет поразмыслить о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, и вдобавок выше, в эфирное пространство.

Весьма интересно, как отреагировал Королев?

Валерий Бурдаков: Он не скрывал досады. А также отказался от автографа! Не смотря на то, что книжечку прочёл.

Приятель Королева, авиаконструктор Олег Антонов говорил мне, как на планерных слетах в Коктебеле по окончании 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Дескать, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. Подбил летчика Анохина намерено сломать планер в воздухе на протяжении опробования на флаттер…

Королев и сам спроектировал какой-то сверхпрочный планер?

Валерий Бурдаков: Да, Красная звезда. Летчик Степанченок в первый раз в мире на этом планере сделал пара мертвых петель. И планер не вышел из строя! Интересный факт. В то время, когда первая пятерка астронавтов поступила в академию Жуковского, им предложили темы диплома по кораблю Восток.

Но Королев категорически возразил: Лишь орбитальный корабль самолетной схемы! Это отечественное будущее! Пускай на примере мелкого космического кораблика с крыльями осознают, что к чему.

А что за казус произошёл тогда с Германом Титовым?

Валерий Бурдаков: Тот по наивности посчитал, что вправду все осознал, и попросил Королева принять его. Мы, — говорит, — летаем на нехороших судах. Громадные перегрузки, при спуске как на булыжной мостовой трясет. Нужен корабль самолетной схемы, и мы его уже спроектировали!.

Королев улыбнулся: А инженерный диплом ты уже взял?. Нет еще — ответил Герман. Вот в то время, когда возьмёшь, тогда и приходи — поболтаем на равных.

В то время, когда вы начали заниматься Бураном?

Валерий Бурдаков: Еще в первой половине 60-ых годов двадцатого века, при помощи Сергея Павловича, я взял собственный первое авторское свидетельство на многоразовый космический носитель. В то время, когда встала шумиха около американского шаттла, вопрос о том, нужно либо не нужно делать такой же у нас, еще не был решен. Но так называемая работа № 16 в НПО Энергия под управлением Игоря Садовского в первой половине 70-ых годов XX века была организована.

Проектных отделов в ней было два — мой по самолетным делам и Ефрема Дубинского — по носителю.

Мы занимались переводами, научным анализом, изданием и редактированием букварей по шаттлу. И сами, без лишнего шума, разрабатывали собственный вариант носителя и корабля для него.

Но так как Глушко, что по окончании снятия Мишина возглавил Энергию, также не поддерживал многоразовую тематику?

Валерий Бурдаков: Он везде твердил, что заниматься челноком не будет. Исходя из этого, в то время, когда Глушко в один раз позвали в ЦК к Устинову, сам не отправился. Послал меня. В том месте обрушился шквал вопросов: для чего нужна многоразовая космическая совокупность, какой она возможно, и т.д.

Затем визита я подписал у Глушко Техническую справку — главные положения по теме Буран. Устинов в малейший срок подготовил ответ, которое утвердил Брежнев. Но пригодились еще десятки заседаний с обвинениями и руганью в отсутствия компетенции, пока не выработали единое вывод.

А какую позицию занимал ваш главный летный смежник — основной конструктор НПО Молния Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский?

Валерий Бурдаков: В отличие от авиационного министра Дементьева, Лозино-Лозинский всегда был на отечественной стороне, хоть сначала и предлагал собственные варианты. Умный был человек. Вот, к примеру, как он закончил разговоры о неосуществимости беспилотной посадки.

Он сообщил управленцам, что больше к ним обращаться не станет, а попросит сделать совокупность автоматической посадки… пионеров с Тушинского аэропорта, потому, что много раз замечал, с какой точностью приземляются их радиоуправляемые модели. И инцидент был исчерпан к неудовольствию его руководства.

Астронавты также были обиженны. Пологали, что верх заберёт позиция Дементьева. Письмо в ЦК написали: им автоматическая посадка не нужна, они желают сами руководить Бураном.

Говорят, что собственный имя Буран взял перед самым стартом?

Валерий Бурдаков: Да. Глушко предлагал назвать корабль Энергией, Лозино-Лозинский — Молнией. Показался консенсус — Байкал.

А Буран внес предложение генерал Керимов. Надпись еле-еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.

Точность приземления Бурана сразила всех наповал…

Валерий Бурдаков: В то время, когда корабль уже показался из-за туч, один из глав, как в бреду, повторял: Щас разобьется, щас разобьется!. Действительно, он употреблял второе слово. Все ахнули, в то время, когда Буран начал разворачиваться поперек ВПП. А в действительности данный маневр был заложен в программу.

Но тот глава этого нюанса, по-видимому, не знал либо позабыл. Корабль вышел совершенно верно на полосу. Боковое отклонение от осевой линии — всего 3 метра!

Это высочайшая точность. 205 мин. полета Бурана, как и все полеты самолетов со сверхгабаритными грузами, прошли без единого замечания к проектантам.

Что вы почувствовали по окончании для того чтобы успеха?

Валерий Бурдаков: Это словами не передать. Но в первых рядах нас ожидала вторая сенсация: успешный инновационный проект закрыли. 15 миллиардов рублей — были израсходованными напрасно.

Будет ли когда-нибудь использован научный и технический задел Бурана?

Валерий Бурдаков: Буран, как и шаттл, использовать было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей совокупности выведения. Но неповторимые технические ответы смогут быть развиты в Буране-М. Новый, модифицированный с учетом последних достижений, корабль может стать весьма стремительным, надежным и эргономичным средством для межконтинентальной авиакосмической перевозки грузов, легко туристов и пассажиров.

Но для этого нужно создать многоразовый одноступенчатый всеазимутальный экологичный носитель МОВЭН. Он придет на смену ракете Альянс. Причем для него не требуется будет для того чтобы громоздкого старта, исходя из этого он сможет запускаться и со стартовой площадки Восточный.

Заделы по Бурану не пропали. Автоматическая самолетная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и бессчётным беспилотникам. Легко мы, как это было и с неестественным спутником Почвы, были первыми.

У Королева вы трудились в 3-м отделе, определяющем возможности развития космонавтики. Какая возможность у космонавтики нынешней?

Валерий Бурдаков: На смену углеводородной грядет эра ядерной и солнечной энергетики, немыслимой без широкого применения самых различных космических средств. Для космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям, потребуются носители на нужный груз в 250 тысячь киллограм. Они будут созданы на базе МОВЭН.

А вдруг сказать о космонавтике в целом, то она будет снабжать все потребности человечества, а не только информационную, как на данный момент.

Кстати:

Всего было выстроено пять летных экземпляров корабля Буран.

Корабль 1.01 Буран — совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года стёрт с лица земли при обрушении крыши.

Корабль 1.02 — должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией Мир. на данный момент экспонат музея космодрома Байконур.

Корабль 2.01 — готовься на 30-50 %. Был на Тушинском машзаводе, позже — на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.

Корабль 2.02 — готовься на 10-20 %. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 — задел стёрт с лица земли и вывезен на свалку.

Сборка макета корабля Буран для авиасалона МАКС-2011 в Жуковском. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Источник: http://www.rg.ru/2013/11/13/buran.html

Орбитальный Корабль «БУРАН» 1988

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: