Управляемая ракета средней дальности р-40 (к-40, «изделие 46»).

Разработчик: ОКБ-4 (М.Р.Бисноват)
Страна: СССР
Начало разработки: 1962 г.
Гос. опробования: 1964 г.
Принятие на вооружение: 1971 г.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века в ОКБ-4 под управлением Матуса Рувимовича Бисноват было начато проектирование ракеты Р-40. Ракета создавалась специально для оружия истребителя-перехватчика МиГ-25П и предназначена для поражения высотных скоростных и низколетящих воздушных крылатых — ракет и целей самолётов в широком диапазоне применения при наличии огневого и помехового противодействия. Разработка была задана Распоряжением № 131-62 от 5 февраля 1962 года.

Правительственный документ выяснил кроме этого и срок представления разрабатываемых комплексов на совместные национальные опробования — финиш 1964 года. Полуактивная радиолокационная головка создавалась НИИ-648, тепловая — ЦКБ-589, автопилот — ОКБ-3, комбинированный радиооптический взрыватель (КРОВ) — НИИ-571, твердотопливный двигатель — КБ-2 завода № 81.

Двукратное повышение массы самолета-носителя снабжало возможность применения ракет, по массово-габаритным чертям родных к отрабатывавшимся в то время ракетам К-80 для Ту-128-80. На МиГ-25П предусматривалось использование РЛС «Смерч-А», создаваемой на базе установленного на Ту-128-80 радиолокатора «Смерч».

Но условия применения ракет содержали принципиально новый элемент. Перехватчик — МиГ-25П — предназначался для довольно долгого, длительностью более десяти мин., полета со скоростью, практически в три раза превышавшей звуковую.

Наряду с этим элементы конструкции как носителя, так и размещенных на наружной подкрыльевой подвеске ракет нагревались до температур порядка 300°С, что стало причиной необходимости в первый раз применять титан в качестве материала планера ракеты и решить последовательность технических неприятностей по созданию и охлаждению агрегатов стойкого к кинетическому нагреву обтекателя. В качестве материала обтекателя РГС в первый раз применён жаростойкий ситалл.

Кроме неприятностей, которые связаны с теплопрочностью материалов, нужно было решить задачи обеспечения работоспособности аппаратуры, и избежать прогрева топливного заряда, поскольку какое количество-нибудь стабильные внутрибаллистические параметры двигателя достигались лишь в довольно узком температурном диапазоне. Нужно было обеспечить удовлетворительные динамические параметры в широком диапазоне высот и скоростей полета.

В следствии разработка осуществлялась фактически заново, без унификации с К-80. Уже в первой половине 60-ых годов двадцатого века был выпущен аванпроект по ракете К-40 («изделие 46»), в котором были представлены два варианта компоновок ракеты. Для предстоящей разработки вместо обычной схемы, реализованной в К-80, была принята схема «утка». В сочетании с размещением двигателя в центре «изделия», данное компоновочное ответ разрешило сузить область динамических параметров ракеты как объекта управления.

Громадная площадь крыла снабжала высотность ракеты, и содействовала понижению влияния синхронных неточностей. Наряду с этим главная часть приборного оснащения ракеты была сосредоточена впереди двигателя, а бортовой источник и боевая часть электропитания — в хвостовой. В первый раз для боевой части КУ-46 было реализовано узконаправленное поле поражения.

Для обеспечения правильной выдачи команды на подрыв боевой части и высокой помехозащищенности в первый раз был применен комбинированный радиооптический взрыватель (КРОВ) «Аист-М».

В соответствии с принятой схемой двигатель ПРД-134 был выполнен в двухсопловом выполнении. В двигателе в первый раз для отечественных ракет «воздух-воздух» было применено высокоэнергетическое смесевое металлосодержащее горючее. Для защиты от прогрева на титановый корпус двигателя нанесено наружное теплозащитное покрытие.

Задача поддержания приемлемого теплового режима в аппаратурных отсеках решалась применением особой фреоновой совокупности охлаждения, запитываемой от баллона, размещенного на пусковом устройстве, и нанесением ТЗП на внутренние поверхности корпусов отсеков. Замечательные тепловые потоки настойчиво попросили применения ситалла в обтекателе «радийной» ГСН Эти же факторы выяснили применение оптикокерамики в тепловой ГСН Т-40А1.

Ракета Р-40 разрабатывалась с двумя головками самонаведения:
-с полуактивной радиолокационной импульсной головкой ПАРГ-12 (МНИИ «Агат»);
-с инфракрасной головкой Т-40А1, созданной в ЦКБ-589.

Отработка бортовой самолетной РЛС «Смерч-А» и ракетного оружия проводилась с применением летающей лаборатории — доработанного Ту-104 № 42736.

Первый полет будущего МиГ-25 в варианте разведчика состоялся 15 марта 1965 года, перехватчика — 26 октября того же года. Всецело укомплектованный бортовой радиоэлектроникой третий прототип перехватчика начал летные опробований 16 апреля 1967 года. Опробования оружия проводились на полигоне ГКИ ВВС во Владимировке с августа 1968 года по февраль 1970 года.

Распоряжением от 12 февраля 1971 года комплекс был принят на вооружение под наименованием МиГ-25-40, наряду с этим РЛС взяла обозначение РП-СА, а ракеты — Р-40.

Серийное производство ракет велось на киевском «Заводе им. Артема». По окончании демонстрации в начале семидесятых годов насыщенного новейшей бронетехникой советского документального фильма, заимствованные из него кадры с достаточно детальным изображением МиГ-25П с ракетным оружием много раз воспроизводились в зарубежных изданиях, а ракеты Р-40 взяли наименование «АА-6 Acrid».

Модификации:
Р-40Р — с полуактивной радиолокационной импульсной головкой самонаведения ПАРГ-12 разработки НИИ «Агат».
Р-40Т — с тепловой головкой самонаведения Т-40А1 разработки ЦКБ-589.
Р-40РД — модификация Р-40Р, толчком к созданию которой послужил инцидент с угоном в Японию 6 сентября 1976 года самолёта МиГ-25П лётчиком ВВС СССР В.Беленко. В целях совместимости нового БРЭО МиГ-25ПД, ракета была оснащена ГСН РГС-25, созданной на базе РГС-24 ракеты Р-24. Ракета способна селектировать цели на фоне подстилающей поверхности.
Р-40ТД — модификация Р-40Т, созданная в один момент с Р-40РД, с усовершенствованной ГСН 35Т1.
Р-40РД-1 — модификация Р-40РД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более замечательной БЧ.
Р-40ТД-1 — модификация Р-40ТД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более замечательной БЧ.

ТТХ:

Протяженность, мм:
-Р-40Р: 6290
-Р-40Т: 5900
Диаметр, мм: 300
Размах крыла, мм: 1450
Масса, кг:
-Р-40Р: 450
-Р-40Т: 460
Масса БЧ, кг: 38
Боевая часть: осколочно-фугасная
Дальность, км:
-Р-40Р: 30
-Р-40Т: 36
Носители: Миг-25П, МиГ-31.

Управляемая ракета средней дальности р-40 (к-40, «изделие 46»).

Р-40. Рисунок.

Ракета Р-40Т.

Ракета Р-40Т по крылом МиГ-25П.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Р.Безобидный. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
А.Никифоров. Под крылом самолета.
М.Левин. Разрешил войти и забыл.

Испытания ракеты средней дальности Р-14У

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: