Управляемая ракета средней дальности р-25 (к-25, «изделие 370»).

      Комментарии к записи Управляемая ракета средней дальности р-25 (к-25, «изделие 370»). отключены

Разработчик: ОКБ-134 (сейчас — МКБ «Вымпел»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1967 г.
Опробования: 1972-1973 гг.

Предыстория разработки ракеты К-25 практически повторяет события, приведшие к созданию ракеты К-13. Снова на протяжении локальной войны трофейный пример современной американской техники в довольно сохранном состоянии достался вооруженным силам дружественной СССР страны. Трофейная ракета AIM-7E «Sparrow» поступила в СССР в хорошем состоянии из Вьетнама, где была снята с самолета F-4 «Phantom», затонувшего на малой глубине около Хайфона.

Разработка ракеты, на базе трофейной, велась ОКБ завода № 134 (ОКБ-134, сейчас — МКБ «Вымпел»), основной конструктор — В.Т.Корсаков. Официальный старт работам по копированию ракеты средней дальности для комплекса оружия истребителя МиГ-23 дан Распоряжением Совмина СССР от 13 ноября 1967 года. На начальной стадии разработки вместо части уникальных материалов использованы отечественные аналоги, что не обеспечило работоспособности части агрегатов и систем.

Но по окончании начального этапа работ сходство разработки К-13 и К-25 прерывается. За прошедшее десятилетие уровень развития ракетостроения в Советском Альянсе несоизмеримо возрос. В случае если во второй половине 50-ых годов двадцатого века на вооружении советских ВВС состояла единственная ракета «воздух-воздух» К-5, то к концу шестидесятых годов арсенал отечественных соколов кроме «тепловой» и «радийной» предположений К-13 пополнился ракетами семейства Р-8, Р-98, Р-4, Р-55, завершались опробования К-40.

Развертывание работ по К-25 коллективом конструкторов во главе с В.Т.Корсаковым не приостановило разработку ее яркого соперника — К-23, которая велась в той же конструкторской организации — МКБ «Вымпел» под управлением В.А.Пустовойтова.

Копирование американского примера потребовало не только воспроизведения конкретной конструкции, но и организации выпуска предельно аналогичных материалов и, что куда сложнее, элементной базы бортовой аппаратуры. Помимо этого, эту аппаратуру следовало увязать с бортовой РЛС «Сапфир-23». Наровне с этими текущими трудностями сказались и более неспециализированные мысли, не содействующие форсированию работ по К-25.

Уже в то время у американцев завершалась разработка более совершенного варианта «Сперроу» AIM-7F. Воспроизводя предшествующую модификацию, советские эксперты заведомо обрекали себя на отставание от США. По последовательности ответов американская ракета очевидно уступала К-23.

В частности, на ней употреблялась более подверженная помехам ГСН с коническим сканированием, а не моноимпульсная, как на отечественной К-23. Наконец, учитывалось да и то событие, что воспроизведение зарубежного примера не могло быть отмечено на столь большом уровне, как создание уникальной отечественной ракеты. Более того, при выборе в пользу К-25 пускай неявно, но поднимался вопрос о больших средствах, уже затраченных на разработку К-23.

Сама ракета «Сперроу» несла в себе последовательность в целом неоднозначных и непривычных для отечественного ракетостроения технических ответов, не освоенных на уровне запущенных в серию изделий. В первую очередь это относится к неспециализированной схеме ракеты – «поворотное крыло», ранее реализованной у нас лишь на К-9, как мы знаем, не дошедшей до стадии опробований в управляемом полете. В сравнении с принятой на К-23 обычной схемой она снабжала более благоприятную динамику наведения, в особенности на последней стадии полета перед попаданием в цель, но характеризовалась нехорошим аэродинамическим качеством и потребовала применения замечательного, ранее не использовавшегося на советских ракетах «вохдух-воздух» гидравлического рулевого привода.

Конструктивно К-25 («изделие 370,») повторяла американский прототип. За полуактивной радиолокационной ГСН размешались неконтактный взрыватель, аппаратура автопилота, блок рулевого и энергопитания привода, стержневая боевая часть. Твердотопливный ракетный двигатель размешался в хвостовой части ракеты, конструктивные меры по сужению диапазона полетных центровок (к примеру, сопло с удлиненным газоходом) не предусматривались.

В первой половине 70-ых годов XX века по окончании завершения независимой отработки ракет К-23 умелый самолет МиГ-21ПФ (серийный № 12-03) был переоборудован под ракету К-25 (Е-7 с К-25). На самолет установили пусковую установку АПУ-25-11, но в первой половине 70-ых годов XX века из-за рулевого привода и неготовности двигателя опробования ракеты К-25 так и не начались. В первой половине 70-ых годов двадцатого века МиГ-21ПФ опять приготовили для независимых опробований К-25, конечно начали переоборудование двух самолетов МиГ-23М (серийные №№ 06-06 и 06-07) с установкой АПУ-25-23М.

Заводские опробования начаты независимыми пусками с МиГ-21ПФ в первой половине 70-ых годов двадцатого века и закончены в марте 1973 года. В течение 1972 году осуществлено 20 пусков ракет К-25. Три пуска выполнены с МиГ-23 по парашютным мишеням — в этих пусках распознан недостаток ГСН ДВ-109А, что потребовало её доработки.

В первой половине 70-ых годов XX века выполнен главный количество заводских опробований: 16 пусков, включая пуски телеметрических и боевых ракет по парашютным мишеням и по мишени Ла-17. На начало 1974 года планировались стрельбы по самолетам-мишеням МиГ-17 на больших высотах и малых, но в связи с принятием и успешным окончанием испытаний на вооружение ракеты К-23 совместным ответом ВВС, других ведомств и Министерства авиапромышленности 18 февраля 1974 года работы по К-25 были прекращены.

Изучения по аэродинамической схеме, близкой к поворотному крылу, и по гидравлическому рулевому приводу, использованы позднее при разработке ракет семейства К-27.

ТТХ:

Протяженность, мм: 3600
Диаметр корпуса, мм: 200
Размах крыла, мм: 1000
Масса, кг: 228
Масса БЧ, кг: 40
Дальность действия, км: до 25
Тип БЧ: стержневая с неконтактным взрывателем.

Управляемая ракета средней дальности р-25 (к-25, «изделие 370»).

Ракета AIM-7E «Sparrow».

Ракета AIM-7E «Sparrow».

.

.

Перечень источников:
Р.Безобидный. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «К-25».

33. Су-25T Ракеты класса воздух-поверхность

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: