Управляемая ракета средней дальности р-23 (к-23).

      Комментарии к записи Управляемая ракета средней дальности р-23 (к-23). отключены

Разработчик: ОКБ-134 (А.Л.Ляпин, В.А.Пустовойтов)
Страна: СССР
Начало разработки: 1961 г.
Начало опробований: 1970 г.
Принятие на вооружение: 1974 г.

В Советском Альянсе в качестве ответа на «Фантом» мыслился МиГ-23. Это обозначение неофициально уже много раз примерялось к различным самолетам. Лишь с принятием 3 декабря 1963 года Распоряжения № 1199-445 «О создании фронтового истребителя-перехватчика МиГ-23» началась умело-конструкторская работа по самолету, в конечном итоге все-таки удостоившемуся данного обозначения при принятии на вооружение.

Действительно, произошло это намного позднее первоначально намеченных сроков, соответствующих представлению самолета на совместные национальные летные опробования в конце 1965 года.

Специально для МиГ-23 разрабатывалось и управляемое оружие класса «воздух-воздух» — ракеты К-23, создание которых поручили коллективу завода № 134. Руководил проектированием помощник главного конструктора В.А.Пустовойтов. Предварительные проработки по ракете под наименованием К-23 велись еще в первой половине 60-ых годов XX века.

Первоначально заданные значения главных черт ракеты, например, большая дальность — 16-18 км, допустимое превышение цели — до четырех километров и вес ракеты — 150 кг, — выяснили исходя из возможности размещения на МиГ-23 до 4 новых ракет, с оглядкой на показатели ракеты AIM-7M «Sparrow» — главного оружия «Фантома».

Но технический вид нового советского «изделия» значительно отличался от американского аналога — выполненной в схеме с поворотным крылом ракеты с полуактивной радиолокационной ГСН. Разработку К-23 предусматривалось вести применительно к двум типам ГСН — радиолокационной и комбинированной (теплорадиолокационной).

Последний вариант должен был обеспечить возможность применения и высокую помехоустойчивость на малых высотах — 200 м против 1000 м у «радийного» варианта, но отличался громадной сложностью как в проектировании, так и в отработке. Исходя из этого для комбинированной ГСН допускалось понижение большой дальности на 2 км, а её представление на совместные опробования предусматривалось в более поздние сроки — в середине 1966 года.

Создание радиолокационной ГСН и радиоканала для комбинированной ГСН поручалось НИИ-339, что разрабатывал кроме этого и бортовую РЛС для МиГ-23 — «Сапфир-23». Головным разработчиком комбинированной ГСН и ее теплового канала выяснили ЦКБ-589.

На последующих стадиях работ выявилась чрезмерная сложность комбинированной ГСН. В те же годы подобная ГСН разрабатывалась и для ракет семейства К-13. На замедлении работ в этом направлении сказался и выход из строя главного его идеолога — М.И.Штейнера, взявшего ранний инфаркт.

Еще ранее для подстраховки ЦКБ-589 поручили создать и уже классическую тепловую ГСН.

Сначала ракета создавалась в развитие схемы К-13А, с применением роллеронов для ограничения угловой скорости крена. Уже в первой половине 60-ых годов двадцатого века совершили продувки этого варианта в аэродинамических трубах. Но скоро начальный технический вид ракеты было нужно пересмотреть самым радикальным образом.

Полуактивная радиолокационная ГСН РГС-23 должна была принимать сигнал, отраженный от цели, облученной бортовой РЛС истребителя «Сапфир-23». Технический вид данной РЛС начал формироваться еще до принятия Распоряжения 1963 года. На стадии эскизного проекта рассматривались как импульсная РЛС «Сапфир-23И», которая по главным принципиальным ответам соответствовала испытывавшейся на МиГ-21 «Сапфир-21», так и принципиально новая РЛС «Сапфир-23Н» с квазинепрерывным режимом излучения.

С переходом на стадию умело-конструкторской разработки в первой половине 60-ых годов двадцатого века предпочтение отдали более обеспеченной техническим заделом РЛС «Сапфир-23И».

Но к этому времени, с внедрением в армии зенитных ракетных комплексов, истребители-бомбардировщики государств НАТО перешли к действиям на предельно малых высотах. Для фронтового перехватчика особенную значимость купила задача обнаружения целей на фоне почвы. Спустя полтора года по окончании Правительства и первого постановления Партии вышло новое, уточняющее вид его-23 характеристики и Миг.

В качестве главного варианта был задан самолет укороченного посадки и взлёта с новым замечательным главным двигателем и двумя легкими подъемными двигателями. Наровне с этим предусматривалось использование в РЛС «Сапфир» дополнительного канала постоянного излучения для обнаружения маловысотных целей, обзора земной поверхности, решения навигационных задач, и для работы в дальномерном режиме при применении неуправляемых ракет по наземным целям.

Использование постоянного излучения разрешало реализовать узкополосный спектр излучения РЛС, прекрасно снабжающий так именуемую доплеровскую селекцию за счет применения разности частот сигналов, отраженных от неподвижной подстилающей поверхности и от движущихся летательных аппаратов. Но наряду с этим появилась возможность так именуемого «достартового ослепления» радиолокационной ГСН ракеты излучением близкорасположенной самолетной РЛС по боковым лепесткам диаграммы направленности.

В первый раз у нас для бортовой аппаратуры ракеты создавалась особая элементная база — плоские микромодули.

Ранее, при применении импульсных РЛС для исключения «ослепления» головки самонаведения приемный тракт ГСН отключался на временной промежуток посылки импульса самолетным локатором. Для этого на борт ракеты от самолетной РЛС поступал сигнал синхронизации. Для РЛС «Сапфир-23» в будущем приняли другие правила сотрудничества с ГСН, предусматривающие захват цели на автосопровождение ГСН в полете, по окончании смещения самолетной РЛС в заднюю полусферу ракеты.

Но, это техническое решение было принято не сходу и, как говорится, не от хорошей судьбы. С учетом поляризации излучения самолетной РЛС потребовалось кроме этого обеспечение постоянной ориентации ракеты по крену. Ракета не имела возможности проворачиваться довольно продольной оси, что стало причиной отказу от схемы с применением роллеронов.

В следствии конструкция ракеты была радикально переработана, наряду с этим для К-23 приняли обычную аэродинамическую схему.

Ракета для МиГ-23 создавалась в двух вариантах: «изделие 340» с «радийной» ГСН разработки НИИ-339 и «изделие 360» с тепловой головкой самонаведения ТГС-23, проектировавшейся в ЦКБ-589.

Управляемая ракета средней дальности р-23 (к-23).

Как и при разработке комплекса с К-80, для отработки самолетной РЛС и аппаратуры самонаведения создали летающую лабораторию, переоборудовав Ту-110 № 5511. Действительно, в этом случае пассажирский лайнер уже не дооборудовался с целью проведения настоящих пусков ракет. В будущем к отработке привлекли и летающую лабораторию на базе Ту-104.

Новизна технических ответов по радиолокатору «Сапфир-23» выяснила сложность его отработки, что стало причиной многократным сдвигам установленных сроков окончания работ. Не помогло и отстранение от должности последовательности важных лиц — директора НИИ-339 М.Комиссарова во второй половине 60-ых годов XX века, его приемника Я.Павлова.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века подобная будущее постигла и главного конструктора РЛС Кунявского, многие годы являвшегося главным идеологом разработки принципиально новых РЛС, что в конечном итоге был должен перейти в НИИ-2 Минавипрома (сейчас — ГосНИИАС). Позднее НИИ-339, взявший к тому времени новое наименование НИИ радиостроения (НИИР), объединили с НИИ приборостроения (НИИП), образовав НПО «Фазатрон». Во главе объединения поставили начальника НИИП — Ю.Н.Фигуровского.

Работы по «Сапфиру-23» возглавил В.К.Гришин.

Все это не имело возможности не сказаться на сроках отработки ракет. Но, не обращая внимания на переход на новую неспециализированную компоновочную схему К-23, к середине шестидесятых годов процесс ее создания опережал движение разработки самолета.

Летная отработка ракет — от баллистических пусков до управляемых — началась на МиГ-21 еще за несколько месяцев до первого полета МиГ-23 с крылом изменяемой стреловидности. Через год перешли к пускам с МиГ-23. Но, в случае если работы по «тепловой» ракете мало зависели от бортовой электроники самолета, то отработку «радийной» ракеты возможно было провести в должном количестве лишь по окончании доведения радиолокатора «Сапфир-23» до работоспособного состояния.

На протяжении пусков с МиГ-23 проявилось уже упомянутое «достартовое ослепление» ГСН ракеты, не проявившееся полностью в полетах летающих лабораторий на базе туполевских лайнеров с более отдаленным размещением самолетного радиолокатора относительно головок самонаведения, размещенных в особых подкрыльевых контейнерах. Выявившаяся явная неработоспособность ГСН рассматривалась рабочей группой во главе с П.С.Плешаковым. Обстановка угрожала снятием с должности главного конструктора радиолокационной ГСН Е.И.Геништы.

В данной обстановке и было принято новаторское ответ — перейти к захвату цели ГСН в полете, по окончании старта с носителя. Первый пуск по данной схеме провели в последние дни 1970 года. Не смотря на то, что наряду с этим поразить цель так не удалось, захват в полете прошел удачно. Помимо этого, анализ матчасти трофейных «Сперроу» свидетельствовал о том, что подобную схему применяют американцы.

В будущем отработка отправилась в полной мере удачно. Но кое-какие армейские, а также управление полигона не сходу оценило преимущества новой схемы захвата. В частности, кроме того спустя пара лет, при стрельбах в 1975 году по неповторимой цели — постановщику разнообразных активных помех, первой разрешили войти К-23. Расчет экономных офицеров был несложен.

Так как на К-23 захват в полете, она очевидно в цель не попадет, что разрешит тут же опробовать на единственной в те годы мишени и более отработанные ракеты. Но, к неописуемой гневу руководства, К-23 сразу же «завалила» драгоценную мишень.

В следствии задержки с разработкой штатной самолетной РЛС и ракет К-23 в первые годы серийного производства самолетов МиГ-23 они выпускались в варианте МиГ-23С («изделие 23-21») с комплексом оружия С-21М на базе импульсного радиолокатора «Сапфир-21», ранее созданного для МиГ-21бис. Соответствующим было и оружие — ракеты Р-3С, Р-3Р и Р-13М, подобное принятому для МиГ-21бис.

Лишь 9 января 1974 года Распоряжением № 25-13 на вооружение был принят полноценный вариант самолета, отвечавший начальному плану — МиГ-23М с РЛС «Сапфир-23», взявшей обозначение РП-23, и ракетами К-23 с радиолокационной и тепловой ГСН под индексами Р-23Р и Р-23Т соответственно.

Р-23Р на пусковом устройстве АПУ-23М1 истребителя МиГ-23.

Р-23Т на пусковом устройстве АПУ-23М1 истребителя МиГ-23.

Ракета была выполнена по обычной аэродинамической схеме, с маленькими трапецевидными дестабилизаторами малого удлинения, установленными на корпусе первого отсека аппаратурного блока ГСН. «Тепловая» ракета оснащались дестабилизаторами практически в два раза меньшей площади в сравнении с «радийной», чем достигалась близость динамических параметров обоих вариантов ракет при различии массы и обводов передней части корпуса.

Во втором отсеке размешался радиовзрыватель «Чайка», в третьем — автопилот. Четвертый отсек занимали осколочно-стержневая боевая часть и предохранительно-аккуратный механизм. Радиус поражения боевой части составлял 8 м. В пятом отсеке был малогабаритный газогенератор и блок турбогенератора для запитки рулевых автомобилей. Шестой отсек воображал собой твердотопливный двигатель ПРД-194.

Около удлиненного соплового блока двигателя размещались седьмой и восьмой отсеки с рулевыми машинами — по одной на любой руль. По наружной поверхности двигателя наровне с коробом бортовой кабельной сети проходил газоход, снабжающий питание рулевых автомобилей, размещенных в хвостовом отсеке. Клиновые прижимы снабжали соединение практически всех отсеков, не считая двух хвостовых, скрепленных телескопическим стыком.

Ракета поставляется в собранном виде, не считая крыльев, стыкуемых в армиях.

Ракета была выполнена по обычной аэродинамической схеме, с маленькими трапецевидными дестабилизаторами малого удлинения, установленными на корпусе первого отсека аппаратурного блока ГСН. «Тепловая» ракета оснащались дестабилизаторами практически в два раза меньшей площади в сравнении с «радийной», чем достигалась близость динамических параметров обоих вариантов ракет при различии массы и обводов передней части корпуса.

Во втором отсеке размешался радиовзрыватель «Чайка», в третьем — автопилот. Четвертый отсек занимали осколочно-стержневая боевая часть и предохранительно-аккуратный механизм. Радиус поражения боевой части составлял 8 м. В пятом отсеке был малогабаритный газогенератор и блок турбогенератора для запитки рулевых автомобилей.

Шестой отсек воображал собой твердотопливный двигатель ПРД-194. Около удлиненного соплового блока двигателя размещались седьмой и восьмой отсеки с рулевыми машинами — по одной на любой руль. По наружной поверхности двигателя наровне с коробом бортовой кабельной сети проходил газоход, снабжающий питание рулевых автомобилей, размещенных в хвостовом отсеке. Клиновые прижимы снабжали соединение практически всех отсеков, не считая двух хвостовых, скрепленных телескопическим стыком.

Ракета поставляется в собранном виде, не считая крыльев, стыкуемых в армиях.

Перед стартом в радиолокационную либо тепловую ГСН вводилось целеуказание, поступающее от самолетной аппаратуры. Как уже отмечалось, в условиях работы расположенного на близком расстоянии замечательного бортового радиолокатора носителя с постоянным знаком подсветки первая отечественная доплеровская моноимпульсная полуактивная головка РГС-23 не имела возможности захватывать цель на автосопровождение пребывав на подвеске под самолетом.

Первые 3 секунды полет ракеты осуществлялся в независимом режиме с отработкой особой программы, чтобы не было столкновения, отводящей ракету от носителя. Потом ГСН осуществляла ее захват и поиск цели на сопровождение. При малых неточностях прицеливания дальность пуска имела возможность в полтора раза быть больше дальность захвата ГСН.

Головка самонаведения РГС-23 комплектовалось приемным устройством с высокостабильными чертями, так что в ходе эксплуатации не требовалось проведение особых операций по подстройке ее параметров. В первый раз была обеспечена возможность обстрела низковысотных целей в задней полусферах и передней. По уровню помехозащищенности РГС-23 превосходила зарубежные образцы впредь до 1982 года, в то время, когда в Соединенных Штатах была принята на вооружение ракета AIM-7M «Sparrow».

Высокими боевыми возможностями владели кроме этого и «тепловые» ракеты с ГСН, охлаждаемой подающимся с пускового устройства азотом. Для этих ракет захват цели на автосопровождение производился до старта ракеты.

Обе ракеты — Р-23Т и Р-23Р — допускают обстрел цели из задней и из передней полусферы.

В целом создание К-23 стало громадным достижением отечественного ракетостроения. В первый раз у нас была создана ракета, снабжающая поражение цели на фоне земной поверхности. С поступлением на вооружение К-23 советская фронтовая авиация наконец взяла оружие средней дальности, дополнившее имеющийся арсенал ракет семейств К-13 и К-5М с значительно меньшими территориями поражения.

За границей новая ракета взяла обозначение АА-7 «Apex».

Модификации:
Р-23Р — с радиолокационной ГСН.
Р-23Т — с тепловой ГСН.

ТТХ:

Протяженность, мм
— Р-23Р: 4460
— Р-23Т: 4180
Диаметр, мм: 200
Размах, мм: 1000
Вес, кг
— Р-23Р: 222
— Р-23Т: 215
Вес БЧ, кг: 25
Тип БЧ: стержневая
Макс. дальность пуска, км
— Р-23Р: 35
— Р-23Т: 25
Мин. дальность пуска, км
— Р-23Р: 2
— Р-23Т: 2
Перегрузка цели, g: 3-5
Высота цели, км: 0,04-25

Ракеты Р-23Р и Р-60 на МиГ-23М.

.

.
Перечень источников:
Р.Безобидный. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».

Ракетный спецназ. ТАКТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ. Ударная сила

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: