Управляемая ракета малой дальности р-73 (к-73).

      Комментарии к записи Управляемая ракета малой дальности р-73 (к-73). отключены

Управляемая ракета малой дальности р-73 (к-73).

Разработчик: ОКБ «Молния» (по окончании слияния ОКБ «Вымпел»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1974 г.
Начало опробований: 1979 г.
Принятие на вооружение: 1984 г.

Исходя из неутешительных итогов воздушных боев в небе Вьетнама в конце шестидесятых годов, Соединенные Штаты начали разработку первых истребителей IV поколения — F-14 и F-15. Как и последующие легкие истребители F-16 и F-18, эти автомобили создавались для ответа задач завоевания господства в воздухе, прежде всего — для высокоманевренного воздушного боя. В начале семидесятых годов в Советском Альянсе в порядке «симметричного ответа» на происки империалистов началась разработка советских перспективных фронтовых истребителей, потом взявших обозначения Су-27 и МиГ-29.

Оценка требований к ракетному оружию, предназначенному для ведения ближнего боя новых высокоманевренных самолетов, продемонстрировала не полное соответствие снова поставленным задачам кроме того намерено созданной ракеты ближнего боя Р-60, разработка которой завершалась в эти годы. Как продемонстрировали результаты анализа, ракеты нового поколения должны были владеть особенностями сверхманевренности и всеракурсности.

Первоначально эти требования были разнесены по двум различным разработкам, осуществляемым разными проектно-конструкторскими организациями.

С учетом результатов, предварительных проработок, выполненных в рамках работ по аванпроекту, Распоряжением от 26 июля 1974 года, выяснившим требования к будущим Су-27 и МиГ-29, ОКБ «Молния» была задана разработка высокоманевренной малогабаритной ракеты ближнего воздушного боя К-73. Ракета вспоминала как развитие Р-60, но с учетом более высоких требований к маневренности допускался рост массы до значения, промежуточного между Р-60 и Р-3.

В тот же сутки, но вторым Распоряжением КБ «Вымпел» была задана разработка всеракурсной ракеты малой дальности К-14 в порядке предстоящего развития семейства К-13 с применением новой ТГСН и совершенствованием аэродинамики.

Требования по сверхманевренности выяснили необходимость выхода К-73 на большие углы атаки (около 40°), на которых всецело утрачивалась эффективность классических для ракет «воздух-воздух» аэродинамических органов управления. Переход к применению газодинамических органов управления в этих условиях представлялся неизбежным. С учетом довольно малый дальности пусков сочли нецелесообразным и применение крыльевых поверхностей.

Исходя из массы и малых габаритов начального варианта К-73 использование на ней всеракурсной ТГС не предусматривалось.

Однако коллективом во главе с А.В.Молоды в киевском «Арсенале», на начальной стадии трудившемся на конкурсных началах с столичной «Геофизикой», была осуществлена разработка достаточно компактной ГСН «Маяк» (ОГС МК-80) с новым чувствительным элементом. Новая ГСН снабжала углы целеуказания по пеленгу до 60°, что в пять раз превышало соответствующий показатель ГСН ракеты Р-60. Угол прокачки гирокоординатора был доведен до 75°, а угловая скорость слежения — до 60° в секунду.

В ГСН «Маяк» кроме этого реализованы и новые действенные меры борьбы с естественными и неестественными помехами. Наровне с соответствующим выбором диапазона чувствительности фотоприемника, в аппаратуре ГСН применили импульсно-временную модуляцию сигнала, ввели блок цифровой обработки сигнала с несколькими свободными каналами. Чтобы повысить эффективность за счет поражения более уязвимых и ответственных элементов цели применено наведение в точку, смещенную вперед по отношению к соплу двигателя самолета-цели.

Не обращая внимания на формальное отсутствие требования по всеракурсности, разработчики К-73 стали ориентироваться на использование ГСН «Маяк», так как уже стало ясно то, что непременно это требование будет предъявлено ко всем ракетам ближнего боя. Обретение новых преимуществ потребовало массы и увеличения габаритов К-73.

Исходная бескрылая схема с малым аэродинамическим качеством ограничивала маневренные возможности ракеты. Подход к цели осуществлялся с громадными углами атаки, негативными для действенного поражающего действия боевой части. В течение некоего времени рассматривался вариант ракеты без аэродинамических органов управления, но с достаточно развитым шестиконсольным хвостовым опереньем.

Но использование лишь газодинамических органов управления ограничивало полетное время длительностью работы двигателя, что значительно снижало гибкость тактического применения.

Исходя из этого, на заседании под управлением помощника главного конструктора Г.П.Дементьева была принята аэродинамическая схема, близкая к К-60. Но, в отличие от прототипа, при наличии на ракете полноценного автопилота с классическими гироскопами было нужно обеспечить стабилизацию по крену.

Использование кинематически связанных между собой элеронов вместо роллеронов не сопровождалось значительным утяжелением ракеты, так в ее хвостовой части и на более ранних вариантах размещались элементы рулевого привода для задействования газодинамических органов управления — расположенных на срезе сопла секторных интерцепторов, вводимых в поток продуктов сгорания для его отклонения. Для приемлемой динамики управления автопилот применял данные от скольжения и углов перьевых датчиков атаки, размещенных в первых рядах дестабилизаторов, каковые, как и на Р-60, снабжали спрямление воздушного потока перед аэродинамическими рулями.

Комплекс перьевых датчиков, дестабилизаторов и рулей образует характерную «елочку» на первом отсеке ракеты — ГСН. Аэродинамические рули с попарной аэродинамической связью задействуются размещенными в передней части второго отсека рулевыми автомобилями, за которыми находятся блоки активного радиовзрывателя и автопилота. Третий отсек занимает твердотопливный газогенератор.

Вырабатываемое им рабочее тело поступает на рулевые автомобили аэродинамических рулей и через проходящий через гаргрот газопровод — на расположенные в хвостовом отсеке ракеты рулевые элеронов и машины интерцепторов. Четвертый отсек является стержневую боевую часть, в которой размещается ПИМ. Радиус поражения боевой части образовывает около 3,5 м. Пятый отсек — однорежимный твердотопливный ракетный двигатель.

В хвостовом отсеке двигателя установлены рулевые газодинамических привода интерцепторов и машины элеронов.

Главные элементы ракеты, за исключением металлического корпуса двигателя, выполнены из алюминиевых сплавов. Отсеки стыкуются байонетным соединением, за исключением стыков концевых отсеков, осуществляемых при помощи фланцевых соединений. Всецело собранная ракета поставляется в армии в гермочехле и древесной укупорке.

Подвеска ракеты на пусковое устройство П-72 либо П-72Д (АПУ-73-1 либо АПУ-73-1Д) производится при помощи трех ярусов бугелей.

К 1979 году были начаты пуски упрощенных ракет с наземных пусковых устройств, на протяжении которых отрабатывалась работа газодинамических органов управления. Отработка головок самонаведения велась на летающей лаборатории ЛЛ-124, созданной на базе Ту-124. В том же году тремя пусками К-73 начались заводские опробования на намерено переоборудованном МиГ-23МЛ № 123, с борта которого уже в первой половине 80-ых годов двадцатого века была сбита первая цель — беспилотный МиГ- 17.

После этого к опробованиям подключился третий серийный МиГ-29 (№ 919), с которого в следующем году в первый раз сбили МиГ-21М.

В следствии слияния двух коллективов разработчиков ракет «воздух-воздух» отработка К-73 завершалась в стенках ОКБ «Вымпел». Ракета была принята на вооружение, как Р-73, Распоряжением от 22 июня 1984 г. Большая дальность пусков составила до тридцати километров в передней полусфере. В целом, летно-технические характеристики значительно превышали заданные, но наряду с этим масса ракеты более чем в полтора раза превысила первоначально принятое значение.

Проекции ракеты Р-73.

За предел ракеты экспортировались в варианте К-73Э, наряду с этим первые поставки были осуществлены в ГДР во второй половине 80-ых годов двадцатого века. За границей ракета обозначалась «АА-11 направляться». Ракеты Р-73 в сочетании с нашлемными прицельными устройствами «Щель» разрешают достигнуть устойчивое превосходство в ближнем бою, что подтверждается, например, опытом совместных тренировок пилотов бывших государств Организации Варшавского контракта (а также — ГДР) с летавшими на лучших западных истребителях летчиками ВВС государств, традиционно входивших в Североатлантическом альянсе.

В девяностые годы ГП «Вымпел» на протяжении последовательности интернациональных выставок много раз демонстрировало разные направления совершенствования ракет типа Р-73. В частности, были опубликованы снимки летных опробований по осуществлению «обратного старта» ракеты для обороны ударных самолетов от атаки с задней полусферы.

Представлялись кроме этого материалы по применению поворотного сопла, снабжающего при том же уровне управляющих сил понижение утрат тяги до 3% если сравнивать с 5% при применении штатных интерцепторов.

Помимо этого, в фирменных проспектах рекламировался усовершенствованный вариант ракеты с повышением углов целеуказания с 45° до 65° и увеличением большой дальности до сорока километров при возрастании массы ракеты всего на 5 кг.

На Мосаэрошоу-97 была представлена ракета К-74МЭ с большой дальностью 40 км, оснащенная новой ГСН с углом прокачки, увеличенным до 120°. Заявлено, что ракета проходила опробования с 1994 года и готова к серийному производству. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века на «Мосаэрошоу» демонстрировалась ракета Р-73Л (в экспортном варианте Р-73ЛЭ) с лазерным взрывателем.

На настоящее время ракета Р-73 есть самым действенным оружием ближнего боя, фактически не имеющим зарубежных аналогов. В отличие от вторых ракет, созданных для МиГ-29 и Су-27, она может использоваться и с самолетов предшествующего поколения без значительной доработки их бортовой электроники. Фактически это было реализовано на последних предположениях МиГ-23, довооруженных Р-73 с размещением на ПУ-72, и на умелом МиГ-21-93 — модернизированном варианте МиГ-21 с РЛС «Копье».

ТТХ:

Протяженность, м: 2,9
Диаметр, м: 0,17
Размах крыла, м: 0,51
Размах рулей, м: 0,38
Масса, кг: 105
Масса БЧ, кг: 47
Тип БЧ: 8 кг, стержневая
Двигатель: РДТТ с УВТ
Высота цели, км: 0,02-20
Перегрузка цели, g: до 12
Макс. дальность стрельбы в ППС, км:
-К-73Э: 30
-К-74МЭ: 40
Мин.дальность стрельбы в ЗПС, км: 0,3
Совокупность наведения: всеракурсная инфракрасная
Угол зрения ГСН, °:
-К-73Э: ±45
-К-74МЭ: ±60
Угол прокачки координатора ГСН, °: ±75

Ракета Р-73.

Ракета Р-73.

Ракеты Р-73Л.

Подвеска ракет Р-73Л.

Пуск ракеты Р-73 с МиГ-31БМ.

Ракеты Р-73Э под истребителем «Tejas», ВВС Индии.

Пуск ракеты Р-73Э с истребителя «Tejas» ВВС Индии.

.

.

Перечень источников:
Р.Безобидный, В.Коровин. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».

Су-25,МиГ-29,Р-73

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: