Разработчик: ОКБ-4 М.Р.Бисновата (сейчас — НПО «Молния»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1968 г.
Начало опробований: 1971 г.
Принятие на вооружение: 1973 г.
К концу шестидесятых годов в СССР, США и Франции фактически в один момент сформировалось представление о необходимости разработки малогабаритных ракет, специально предназначенных для применения в ближнем маневренном бою. От них не требовалась громадная дальность пусков, что разрешало выполнить ракеты в малых габаритах и массах, разместив на борту носителя не два-четыре «изделия», а многократно больший ракетный боекомплект. Так, как по территории поражения, так и по возможности неоднократной атаки цели в тактическом отношении новые ракеты были ближе не к своим предшественницам, а к классическому пушечному оружию.
К этому времени у нас уже была создана довольно миниатюрная зенитная ракета 9М31 для самоходного комплекса ПВО Сухопутных армий «Стрела-1». Ракета была в полтора раза меньше и практически в три раза легче К-13А, что в значительной степени достигалось за счет применения легкой боевой части, почти в четыре раза меньшей по массе. Разработку новой ракеты «воздух-воздух» ближнего действия К-60 предполагалось совершить на базе 9М31.
Но по последовательности особенностей 9М31 очевидно не отвечала требованиям к действенному авиационному оружию. Эта зенитная ракета оснащалась фотоконтрастной головкой самонаведения, удачно трудящейся лишь по целям в верхней полусфере. Помимо этого, ближний воздушный бой очень затруднял прицеливание корпусом ракеты — в этих условиях ГСН должна была наводиться в соответствии с целеуказанием от бортовых совокупностей носителя.
Энергетика двигателя ракеты 9М31 снабжала поражение лишь околозвуковых целей.
Что не менее важно, разработку К-60 поручили не создателям ракеты 9М31 — коллективу КБТМ Миноборонпрома во главе с А.Э.Нудельманом, а ПКПК (бывшему ОКБ-4) Минавиапрома. Наровне с главным конструктором М.Р.Бисноват и его первым помощником В.И.Елагиным разработкой руководили А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. В следствии, не обращая внимания на все преимущества унификации, к концу разработки К-60 унаследовала от «Стрелы-1» лишь калибр — 120 мм и размерности боевой части, а ее стартовая масса в полтора раза превысила массу 9М31.
Во второй половине 60-ых годов двадцатого века подготовлена техдокументация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В первой половине 70-ых годов двадцатого века начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории.
В том же 1971 году начаты пуски ракет — на начальной стадии пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной башне (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), после этого велись опробования с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт № 117 (4 независимых пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням), так же в первой половине 70-ых годов двадцатого века к опробованиям подключили два МиГ-23М (борты №№ 602 и 605), а с 1972 года добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап опробований главного конструктора завершился в августе 1972 года.
Всего на протяжении 17 пусков, выполненных в первой половине 70-ых годов двадцатого века и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В первой половине 70-ых годов XX века на протяжении Национальных опробований выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).
18 декабря 1973 года ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 года по 1991 год на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в кое-какие годы темпы производства доходили до 6000 шт в год.
Так же до 1991 года производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г. Ижевск) и столичным заводом «Коммунар» (сейчас — «Дукс»).
Конструкция.
Аэродинамическая схема — «утка», крыло оснащено роллеронами, аэродинамические рули вместе с дестабилизаторами находятся в носовой части ракеты. Ракета создавалась по подобию и образу ЗУР 9М31 ЗРК 9К31 «Стрела-1», но от ракеты-прародительницы унаследовала лишь калибр (120 мм) и размерности боевой части. Дестабилизаторы установлены для спрямления набегающего воздушного потока с целью увеличения эффективности аэродинамических рулей на громадных углах атаки.
Дестабилизаторы закреплялись на наружной поверхности корпуса ГСН.
Корпус ракеты включает в себя пара отсеков (начиная с носовой части):
— ГСН;
— боевая часть;
— отсек с предохранительно-аккуратным механизмом (ПИМ), рулевыми автопилотом и машинками;
— источник электропитания — два электрогенератора, трудящихся от турбины, приводимой в перемещение продуктами сгорания порохового аккумулятора давления;
— двигатель ПРД-259, крылья.
Стыковка отсеков осуществляется байонетным соединением, за исключением первого отсека — ГСН, которая крепится при помощи фланцевого соединения. Ракета поставляется в армии всецело собранной, в гермочехле и древесной таре, защищающей от механических повреждений.
наведения и Система управления:
Р-60 — ИК ГСН ОГС-60ТИ «Комар» разработки ПО «Арсенал» (г. Киев, основной конструктор — С.П.Алексеенко) с неохлаждаемым фотоэлементом и малоинерциальным гиростабилизатором, что снабжал отработку углов целеуказания до 12° по данным, поступающей от бортовой прицельной совокупности самолета. Разработка ГСН начата ПО «Арсенал» во второй половине 60-ых годов XX века.
Серийное производство велось НПК «Прогресс».
Угол целеуказания — сектор 24°.
Угол мгновенного поля зрения ГСН — 5°.
Угол пеленга — ±45°.
Скорость автосопровождения цели ГСН — 30-35°/с в пределах угла пеленга ±20°.
Боевая часть стержневого типа расположена во втором отсеке. Неконтактный подрыв снабжает нанесение ущерба цели в пределах радиуса поражения 2,5 м (согласно расчетам, в технической литературе, берется приблизительно 20 радиусов поражающих элементов); уверенное уничтожение достигается при прямом попадании. Поражение способом реза — стержнями.
Готовые поражающие элементы изготавливались из вольфрамовой проволоки.
Твердотопливный двигатель ПРД-259 находится в кормовом, пятом от начала отсеке ракеты и имеет переменную во времени диаграмму тяги с более замечательным стартовым импульсом. Время работы двигателя — 3-5 секунд.
Носители:
Р-60 — использовалась на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25 и Як-38.
Модификации:
— Р-60, К-60, «изделие 62» — базисная модель ракеты.
— Р-60К — экспортный вариант.
— Р-63 — в некоторых источниках под таким заглавием упоминается ракета Р-60 для Су-24.
— Р-60М, «изделие 62М» — модернизированный вариант. Разработка начата в конце 1973 года либо в начале 1974 года. Ракета принята на вооружение в первой половине 80-ых годов XX века. На ракете употребляется модернизированная ГСН «Комар-М» с охлаждаемым датчиком.
Так же ракета отличается от базисной модели чуть большей длиной отсека с боевой частью и обозначением «излучение» на боевой части.
— Р-60МК — экспортный вариант ракеты Р-60М.
— Р-60М, «изделие 62В» — вертолетный вариант ракеты Р-60М.
— УЗР-60Т — учебно-записывающая с регистратором — имитатор ракеты, употребляется в учебных целях.
ТТХ:
Ракета Р-60М на узле подвески ПУ-62-1.
Ракета Р-60М под крылом МиГ-31.
Ракета Р-60М под крылом МиГ-31.
Ракеты Р-60М на двойном узле подвески ПУ-62-2 под крылом МиГ-31.
Ракета Р-60М на Ми-8, перед вылетом на перехват малоскоростной цели, Афганистан, Кандагар. 1987 г.
Вертолет Ми-24П с ракетами Р-60М перед вылетом, Афганистан, Баграм, 1987 г.
Пуск ракеты Р-60МК с самолета Hawk Mk.51 ВВС Финляндии.
Ракеты Р-60 в экспозиции музея Вадима Задорожного.
.
.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Р.Безобидный, В.Коровин. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
В.И.Бузанов. КП «ЦКБ «Арсенал» — создание и совершенствование нового оптико-электронного авиационного оборудования.
РАКЕТЫ ВОЗДУХ-ВОЗДУХ. Ударная сила
Увлекательные записи:
- Легкий сельскохозяйственный самолет авиатика-маи-890сх.
- Экспериментальный истребитель с увп миг-23пд.
- Самолет-разведчик р-2.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Управляемая ракета большой дальности р-37 (к-37,»изделие 610″, рвв-бд).
Вымпел: и «Разработчик» Страна: СССР / Российская Федерация Начало разработки: 1983 г. Начало опробований: 1985 г. Принятие на вооружение: 2014 г….
-
Управляемая ракета малой дальности к-5 (рс-1у, изделие «шм»).
Разработчик: отдел № 32 КБ-1 ( Д.Л.Томашевич) Страна: СССР Принятие на вооружение: 1956 г. К-5 (РС-1У — реактивный боеприпас первый управляемый, в…
-
Управляемая ракета средней дальности р-40д-1.
Разработчик: ГосМКБ «Вымпел» Страна: СССР Начало опробований: 1982 г. Принятие на вооружение: В 1983 г. Ракеты Р-40Д представляли собой реализацию лишь…
-
Управляемая ракета малой дальности к-55 (р-55).
Разработчик: КБ завода № 455 Страна: СССР Начало разработки: 1958 г. Принятие на вооружение: 1969 г. С середины пятидесятых годов считалось…
-
Управляемая ракета средней дальности р-25 (к-25, «изделие 370»).
Разработчик: ОКБ-134 (сейчас — МКБ «Вымпел») Страна: СССР Начало разработки: 1967 г. Опробования: 1972-1973 гг. Предыстория разработки ракеты К-25…
-
Управляемая ракета малой дальности к-14 (изделие 480).
Разработчик: ОКБ-134 Страна: СССР Начало разработки: 1974 г. Начало опробований: 1978 г. Первые работы по К-14 как элементу оружия перспективных…