Управляемая ракета малой дальности к-6.

      Комментарии к записи Управляемая ракета малой дальности к-6. отключены

Разработчик: ОКБ-2 (П.Д.Грушин)
Страна: СССР
Опробования: 1956-1957 гг.

Первоначально ракета К-6 предназначалась для применения в составе проектировавшегося ОКБ А.И.Микояна истребителя И-3 с РЛС «Бриллиант-3». Декабрьским Распоряжением 1954 года были заданы большая дальность пуска — до шести километров и высота перехватываемых целей — до 16 км. Стартовая масса не должна была быть больше 150 кг, при массе боевой части 20-25 кг.

Главными разработчиками системы и ракеты управления были выяснены организации, ранее создавшие ракету К-5.

Эскизный проект по К-6, выпущенный в мае 1955 года, показал заметный прогресс конструкторов и проектировщиков ОКБ-2, с уверенностью реализовавших новые ответа и смело нарушавших уже сложившиеся стереотипы и каноны. Первым из новых ответов, принятых разработчиками К-6, стал отказ от реализованной в К-5 и СНАРС-250 схемы «утка» в пользу «обычной» схемы.

В какой-то мере он соответствовал подобному переходу, осуществленному при создании новой грушинской зенитной ракеты В-750 комплекса С-75, радикально отличавшейся от ранее созданной для комплекса С-25 ракеты В-300 С.А.Лавочкина. С внедрением «обычной» схемы удалось уйти от досаждавшего управленцам и аэродинамикам момента «косой обдувки», что появлялся при маневрировании ракеты.

Новая схема разрешила кроме этого применять рули ракеты в качестве элеронов, что значительно сократило число рулевых машинок. Применение обычной схемы кроме этого повысило эффективность управления ракетой в полете. Ожидалось и эксплуатации и заметное упрощение производства за счет сокращения количества движущихся их соединений и элементов.

Но, как в большинстве случаев не редкость в технике, вместе с преимуществами пришли и недочёты.

Совокупность управления осталась прошлой, с наведением по лучу РЛС носителя. Исходя из этого радиоаппаратура совокупности наведения К-6 размещалась, как и на К-5, в хвостовой части ракеты. В отличие от К-5 вместо уже освоенной двухсопловой схемы в двигателе решили применить блок с множеством маленьких сопел, образовывавших подобие короны, охватывавшей корпус ракеты Но при проверке на огневых стендовых опробованиях подобная новация принесла одни разочарования.

Как выяснилось, использование аналогичной компоновки стало причиной фактически полному экранированию антенны потоком тёплых газов, ракета не имела возможности ориентироваться довольно направленного на цель луча самолетной РЛС. Данный эффект в первый раз проявился на протяжении стендовых опробований в осеннюю пору 1955 года. Струи газов, истекающие из двух десятков сопл, сливались в один огненный шлейф, что оплавлял и корпус аппаратного отсека ракеты, и антенну.

Не удалось достигнуть сопловой «короне» и требуемой энергетики.

В следствии к февралю 1956 года проект ракеты был переработан — конструкторы возвратились к двухсопловой схеме, подобной использованной на К-5. Была поменяна и конструкция последовательности вторых элементов ракеты, потому, что в этом случае рули ракеты должны были трудиться в потоке тёплых газов. В следствии эффективность их работы существенно изменялась по окончании прекращения работы двигателя.

Для компенсации этого недочёта потребовалась установка упругих элементов между рулевыми машинками и рулями. Было нужно установить на ракету дополнительную теплоизоляцию, повысить требования к аппаратуре. Но все же преимуществ у принятой для К-6 «обычной» схемы ракеты выяснилось больше, что и подтвердили совершённые во второй половине 50-ых годов двадцатого века бросовые и независимые пуски.

При разработке К-6 заметный ход вперед был сделан и в области разработки. В главных элементах ракеты полностью отсутствовали заклепочные соединения, большая часть ее элементов изготавливались посредством самых сварки и высокопроизводительных процессов штамповки. Конструкция новой ракеты предусматривала кроме этого и осуществление ее поотсечной сборки, разрешавшей создавать стыковку отсеков кроме того в условиях полевых аэропортов.

Независимые опробования ракеты проводились с мая по декабрь 1956 года на простом, не оснащенном радиолокатором МиГ-19 № 59210549. Наровне с опробованиями выполненного по обычной схеме главного варианта К-6, на этом МиГ-19 было совершено 10 пусков варианта ракеты с поворотным крылом.

В параллель с этим были подготовлены два всепогодных перехватчика СМ-6 — 2100101 и 2100102. С февраля того же года на них велась отработка РЛС «Бриллиант-3». С самолета № 2100101 было выполнено 25 пусков К-6 разных модификаций. Инженеру-испытателю ОКБ-2 Юрию Владимировичу Ермакову запомнился один из драматических случаев, случившихся при летной отработке К-6:

«в один раз МиГ-19, что пилотировал отечественный общий любимец Константин Коккинаки, сразу же по окончании пуска ракеты устремился вертикально к почва. Все, кто был на аэропорте, замерли. Но самолет неспешно выровнялся и срочно отправился на посадку. Успокоившись по окончании посадки, Коккинаки поведал: «Все было как в большинстве случаев, надавил кнопку «пуск», ракета отправилась вперед, но тут же развернулась и полетела в сторону самолета. Конечно, я тут же рванул вниз».

Такие чудеса с ракетами нам еще не виделись. Потому мы с особенным нетерпением ожидали проявления кинопленки, которую аккуратно извлекли из пребывавшей в кабине истребителя кинокамеры. А вечером и нам довелось пережить «эффект самонаведения».

Оказалось, что через пара секунд по окончании схода с направляющей от ракеты оторвался один из трассеров и начал приближаться к самолету. Само собой разумеется, за те доли секунды, каковые продолжался данный процесс, никто не имел возможность выяснить, что же приближается к самолету — ракета либо же довольно безобидный, но ярко светящийся трассер… Нам оставалось лишь позавидовать реакции и выдержке отечественных летчиков-испытателей, каковые в каждом полете имели возможность натолкнуться и не на такое…»

О втором из эпизодов, которые связаны с отработкой К-6, вспоминал инженер-испытатель ОКБ-2 Ф.О.Согомонян:

«По окончании пуска, произведенного на высоте около 12 км, упавшая на землю К-6 привлекла отечественное внимание в первую очередь собственными обгоревшими рулями. Газовая струя из сопел двигателя поработала над ними очень основательно. Сомнений не было — конструкцию рулей требовалось основательно доработать. Но как?.. Обмеры обмерами, но конструкторам на компании требовались более «веские» улики. Снятые с ракеты обгоревшие рули было приказано безотлагательно послать в Москву.

Конечно, что эти рули, как «тайные» изделия, требовалось соответствующим образом упаковать и оформить для транспортировки. Но у нас не было времени на то, дабы функционировать «как положено». Дело происходило в пятницу, а до отлета в Москву полигонного Ли-2 оставалось всего пара часов. И я решил функционировать «неформально», на риск и свой страх. Скоро обгоревшие рули преодолели проходную аэропорта в кузове одной из армейских автомобилей.

К счастью, ее контролировали в тот сутки без излишнего рвения. В общем, к отлету Ли-2 я с этими рулями успел. Сумел и позвонить на предприятие, дабы как положено встретили «изделия» на Чкаловской».

На следующий сутки, в субботу, все четыре руля К-6 уже были в кабинете Грушина, и скоро ответ на задачку, подброшенную новой ракетой, был отыскан. Обстоятельством выяснилось то, что в зависимости от высоты полета ракеты струи раскаленных газов из сопел двигателя увеличиваются по-различному. Недоучет этого фактора при проектировании и сыграл собственную роль.

При пусках на громадной высоте струя по окончании сопла расширялась заметно посильнее и касалась рулей ракеты, защита которых от аналогичного действия была совсем недостаточной. Совершённые скоро расчеты продемонстрировали, что не меняя геометрию поворотных частей рулей обезопасисть от газовой струи никаким методом не удастся. Теплозащитных материалов с требуемыми особенностями в те годы просто не существовало.

А повышение размеров рулей несло за собой целый хвост неприятностей, включая повышение мощности рулевых машинок, их размеров, запасов сжатого газа для их работы, что мгновенно «рассыпало» так прекрасно скомпонованную ракету. Выход из создавшегося положения был отыскан в другом. Рули установили на громадных неподвижных пилонах, теплоизоляция которых обеспечивалась значительно легче. Сейчас на любой высоте струи из двигателей уже не касались рулей.»

Решение проблемы работы К-6 на громадной высоте выяснилось как запрещено кстати. Летом 1956 года разработка ракеты К-6 появилась в поле зрения высшего управления страны. В те дни над страной в первый раз показался новый воздушный неприятель — сверхвысотный разведчик U-2, недосягаемый для существовавших тогда зенитных и авиационных средств.

По окончании его первого появления над отечественной территорией Н.С.Хрущев позвал к себе на заседание пара основных конструкторов авиационной и ракетной техники, среди них и Грушина. Поведав о новом неуязвимом нарушителе воздушной границы страны, Хрущев поставил перед конструкторами задачу — расширить досягаемость по высоте как существующих, так и разрабатываемых ракет и самолётов.

По окончании данной встречи было оформлено распоряжение управления страны от 23 августа 1956 года. ОКБ-2 было предписано создать на базе К-6 ее высотную модификацию — К-6В, предназначенную для применения на перехватчике Т-3. Высота поражения воздушных целей должна была увеличиться до 22-25 километров.

Эскизный проект по К-6В был выпущен в апреле 1957 года. Наровне с доработкой ракеты пересматривались и новые технические ответы по самолетам-носителям. По распоряжению от 7 марта 1957 года уже доведенный до готовности 57% спроектированный под К-6 перехватчик И-7 начали переделывать в новую модификацию — И-75 с РЛС «Ураган-5». По тому же Распоряжению ракета К-6В должна была войти кроме этого и в состав совокупности оружия нового перехватчика КБ А.И.Микояна Е-150 с РЛС «Ураган-5».

Ответом ВПК от 3 марта 1958 года, работы по К-6 были прекращены в интересах ускоренного создания К-6В.

Первый этап опробований предусматривалось совершить на МиГ-19. Но к концу пятидесятых годов его-19 модификации и Миг уже не имели значительных возможностей для предстоящего развития. Последующие этапы опробований предусматривалось поручить летчику B.C.Ильюшину и совершить на одном из вариантов суховского Т-3 (ПТ-8-4). Но и на данной машине работы по К-6 не достигли успешного завершения.

Двух-антенное выполнение РЛС стало препятствием для высокоэффективного сверхзвукового воздухозаборника. Но главным препятствием для принятия К-6 на вооружение стала совокупность наведения по лучу, сохранившая практически все недочёты К-5. Главным из них было то, что точность наведения неуклонно ухудшалась при повышении дальности пусков.

В апреле 1958 года во Владимировку прибыла первая партия ракет К-6В с целью проведения независимых летных опробований, но чуть успев их разгрузить, работники испытательной работы ОКБ-2 взяли с компании указание — послать ракеты обратно. Столь радикальный ход был предпринят исходя из выпущенного 16 апреля 1958 года Распоряжения ЦК КПСС и СМ СССР, в соответствии с которым все работы по К-6 и К-6В прекращались.

Ракета К-6 стала последней из созданных в ОКБ-2 ракет класса «воздух-воздух». Главной причиной столь резкого прекращения работ стала громадная загрузка ОКБ-2 задачами, которые связаны с запуском и созданием в серийное производство зенитных управляемых ракет. Предстоящее же продолжение работ по авиационным ракетам потребовало большой стиля работы и перестройки структуры КБ.

Самолетчики потребовали от Грушина забрать под собственный контроль размещение и разработку на носителе части аппаратуры, предназначенной для управления полетом ракет. Это, со своей стороны, потребовало формирования на предприятии специальных подразделений.

Позволить себе такое расточительство ресурсов и сил в самый критический момент работы над ракетами для совокупностей ПВО Грушин не имел возможности. «Помог» решить проблему с сокращением тематики М-2 и ОКБ.Р.Бисноват, достигший важных удач в разработке К-8. Эти самонаводящиеся ракеты снабжали требуемую точность при намного большей дальности пусков, чем наводимые по лучу РЛС К-6 и К-6В. Изготовленные же для первых независимых летных опробований К-6В разошлись по учебным заведениям, где они и закончили собственный век в качестве наглядных пособий.

Модификации:
К-6 — базисная модель ракеты.
К-6 с поворотным крылом — вариант ракеты К-6 с поворотным крылом, до декабря 1956 г. вариант ракеты испытывался в независимых пусках с МиГ-19 (заводской № 59210549), без РЛС. Выполнено 10 пусков этого варианта ракеты.
К-6В — высотная модификация, создавалась в ответ на появление самолетов-разведчиков U-2 по Распоряжению Совмина СССР от 23 августа 1956 года.

ТТХ:

Модификация: К-6 / К-6В
Протяженность, мм: 3500 / 3500
Диаметр, мм: 220 / 220
Размах, мм: 786 / 786
Масса, кг: 150 / 150
Масса БЧ, кг: 23 / 23
Скорость цели, км/ч: до 2000 / до 2000
Высота цели, м: до 16000 / 22000
Дальность пуска в ЗПС, км: 2-6 / 2-6.

Управляемая ракета малой дальности к-6.

Ракета К-6 на МиГ-19.

Ракета К-6В в музее МКБ «Факел».

Ракеты К-6 и К-6В. Рисунок.

Устройство ракеты К-6В. Схема.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
Р.Безобидный, В.Коровин. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух».
В.Коровин. Ракеты «Факела». М., МКБ «Факел», 2003 г.
А.Никифоров. Под крылом самолета.

Россия . проводит испытание ракет средней и малой дальности

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: