Управляемая ракета малой дальности к-5м (рс-2у, изделие «и»).

      Комментарии к записи Управляемая ракета малой дальности к-5м (рс-2у, изделие «и»). отключены

Разработчик: ОКБ-2
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1956 г.

В эскизном проекте ракеты К-5М (РС-2У), выпущеном в марте 1955 года реализовано повышение топливного заряда и площади крыльев двигателя, предусмотрено использование более замечательной БЧ. На ракете использован новый тип радиовзрывателя. Снаружи новая ракета отличалась от собственной предшественницы только поднятыми формой и размерами крыльев носовой части, где устанавливался радиовзрыватель. Однако, боевые возможности ракеты значительно возросли.

Так, радиус действия боевой части ракеты, владевшей направленным осколочно-фугасным действием увеличился в полтора раза. Сама ракета взяла возможность совершения маневров с перегрузками в два раза превышающими перегрузки «ШМ» — до 18 единиц. На ракете применили новый радиовзрыватель АР-45 без характерной для исходной ракеты кольцевой антенны.

К-5М представили на опробования очень оперативно — уже весной 1956 года во Владимировке состоялись ее первые пуски с истребителя МиГ-19 № 59210108. Носитель, самолет СМ-2М с двумя пусковыми устройствами АПУ-4, не оснащался РЛС и предназначался для пусков лишь независимых ракет без радиокомандиой аппаратуры. Позднее к опробованиям подключили перехватчик МиГ-19ПМ (СМ-7М) с радиолокатором РП-2У.

Два самолета переоборудовали на горьковском заводе № 21, оснастив их четырьмя пусковыми устройствами.

В середине пятидесятых годов инженер-испытатель Фрунзе Согомонян, начинавший собственный путь в ракетной технике еще у Бисновата работами по СНАРС-250, стал одним из корифеев среди испытателей ОКБ-2. В ходе опробований К-5М ему довелось учавствовать в отыскивании ответов на самые непростые вопросы, каковые подбрасывались ракетами. Исходя из этого об этом периоде собственной жизни он вспоминал с громадным уважением:

«При первом же независимом пуске К-5М ракета начала творить чудеса. Через считанные секунды полета она утратила управление и, сделав пара виражей, ушла к почва. Мы самым тщательным образом осмотрели ее остатки, но ничего значительного с отечественной, «ракетной» точки зрения не нашли.

Не наблюдалось ни явных разрушений ракеты в полете, ни следов прогара двигателя — всего того, на что раньше возможно было «списать» в отчете подобные фокусы. Конечно, что отечественные взгляды устремились на автопилотчиков КБ-1 — низкая надежность устройств управления ракетой секретом ни для кого не являлась. Доложили на «компанию» Грушину.

Петр Дмитриевич выслушал по телефону отечественные предположения и согласился с тем, что дело, по-видимому, в аппаратуре. Но, начальник автопилотчиков Савин правдоподобной версии произошедшего кроме этого не смог предложить. Но, дабы дело сдвинулось с места заявил конкурс — тому кто определит причину отказа ракеты будет срочно выдана бутылка коньяка из его личных запасов.

Энтузиазма в поиске отгадки у всех нас заметно прибавилось и уже через пара дней драгоценный в условиях полигона приз отыскал собственных обладателей, каковые, как выяснилось, докопались до одного из просчетов разработчиков аппаратуры. Обстоятельством отказа ракеты стал… воздушное пространство, что стравливался из рулевых машинок в отсек с аппаратурой. В следствии, происходил наддув отсека, начинали «дышать» платы с подробностями аппаратуры и, в итоге, одна из плат касалась корпуса ракеты.

Следовало замыкание и скоро ракета появилась на земле. Лечение найденной неприятности выяснилось несложным и действенным — странную плату развернули и больше в контакт с корпусом она не вступала.»

На протяжении летной отработки встретились и с более сложными явлениями, о которых поведал еще один участник опробований К-5М, инженер-испытатель ОКБ-2 Леонид Евгеньевич Спасский: «Планомерные пуски К-5М с МиГ-19 проводились первое время на высотах около пяти километров и каких-либо неприятностей самолету они не приносили. Пришло время для первого пуска К-5М на высоте более десяти километров. Летчик докладывает по радио: «Создаю пуск» и сразу же смолкает.

Самолет исчезает с экрана локатора,связи нет… Мы стоим на КП и слушаем, как начальник полетов бесполезно вызывает на сообщение отечественный «борт пятьсот сорок шестой». Мысли в голове и предположения, само собой разумеется, не самые радужные… Но спустя пара мин. летчик, наконец, откликается и совсем не так долго осталось ждать совсем неповрежденный МиГ садится на аэропорт. Оказалось, что сразу же по окончании пуска ракеты остановились оба двигателя и летчику было нужно заняться их аварийным запуском. Конечно, что в данной ситуации из падающего самолета с «Почвой» не поболтаешь…»

Столкновение с этим явлением, само собой разумеется, не стало неожиданностью. Причиной его было попадание пороховых гадов от ракеты в изменение и двигатель самолёта, в следствии, его режима работы — пороховые газы искажали установившееся течение воздуха и изменяли состав горючей смеси в камере сгорания. Сложность этого явления заключалась в том, что оно заметно проявлялось только при сотрудничестве целого комплекса обстоятельств — конструктивных изюминок двигательной установки, черт ракеты, условий полета и предсказанию фактически не поддавалось.

Для применения РС-1У еще в первой половине 50-ых годов XX века на базе МиГ-19 создали проект самолета-носителя — СМ-7А с РЛС «Изумруд-2» и оптическим прицелом АСП-5НВ с четырьмя подкрыльевыми пусковыми устройствами АПУ-3. По итогам рассмотрения этого проекта было издано постановление об окончательной переориентации на К-5М и соответствующие средства ее наведения.

Эскизный проект оснащенного радиолокатором «Изумруд-2» самолета СМ-7М с размещением ракет К-5М (изделий «И») на четырех АПУ-4 был утвержден 7 января 1955 года. Еще через год второй прототип всепогодного перехватчика с цельноповоротным стабилизатором СМ-7/2 доработали в ракетоносец СМ-7/2М, опробования которого провели в октябре 1957 года. Уже во второй половине 50-ых годов XX века на заводе в Неприятном выстроили 7 таких автомобилей («тип 65») с радиолокаторами РП-2У, после этого началась их массовая постройка.

Солидную часть национальных опробований ракетоносного перехватчика МиГ-19 совершил лстчик-испытатель Степан Микоян. Испытательные полеты с ракетами К-5М начались 14 октября 1957 года и длились десять дней. В следствии, была взята хорошая оценка новой совокупности оружия и принято решение о запуске ее в серийное производство. По окончании принятия совокупности на вооружение по Распоряжению от 28 ноября 1957 года № 134-54 она взяла обозначение С-2-У, ракета — РС-2У.

На горьковском заводе № 21 носитель запустили в серию под обозначением МиГ-19ПМ («изделие 65»), выпустив 369 самолетов с 1956-го по 1960 год. Так, ракетоносцы составили пятую часть от почти 1900 выстроенных МиГ-19. Со своей стороны, в 1957-1959 годах, было выпущено и много ракет РС-2У.

К сожалению, надежность радиоэлектронного оборудования МиГ-19ПМ была еще ниже, чем у его предшественника — «пушечного» МиГ-19П. Существенно ухудшились и летные характеристики. Так, большая скорость чуть превышала звуковую — громадное сопротивление пилонов с ракетами снизило ее с 1452 до 1250 км/час.

В сочетании с нередкими отказами совокупности управления (в первую очередь — радиолокатора «Изумруд-2М») и отсутствием артиллерийского оружия это еще больше сломало репутацию самолета. Только к концу периода эксплуатации МиГ-19ПМ удалось добиться приемлемых черт надежности аппаратуры. В начале шестидесятых годов по окончании оснащения более идеальной аппаратурой наведения «Лазурь» перехватчики взяли обозначение МиГ-19ПМЛ.

ТТХ:

Протяженность, мм: 2450
Диаметр корпуса, мм: 202
Размах крыла, мм
-с трассерами: 650
-без трассеров: 580
Масса, кг: 82,6
Масса БЧ, кг: 13
Дальность действия, км: 1,95 — 5,2
Двигатель: РДТТ ПРД-45 на нитроглицериновом порохе с двумя боковыми соплами.

Управляемая ракета малой дальности к-5м (рс-2у, изделие «и»).

Ракета РС-2У.

Ракеты РС-2У на истребителе МиГ-19ПМ.

Ракета РС-2У на истребителе МиГ-19ПМ.

Подвеска ракет К-5М (РС-2У).

РС-2У. Рисунок.

РС-1У и РС-2У. Схема.

УР РС-2У. Чертеж.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
Р.Безобидный, В.Коровин. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух».

ПТРК Спайк точно в цель / Spike missile

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: