Управляемая ракета малой дальности к-5 (рс-1у, изделие «шм»).

      Комментарии к записи Управляемая ракета малой дальности к-5 (рс-1у, изделие «шм»). отключены

Разработчик: отдел № 32 КБ-1 ( Д.Л.Томашевич)
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1956 г.

К-5 (РС-1У — реактивный боеприпас первый управляемый, в несекретных документах ракета взяла обозначение «ШМ») — первая в СССР управляемая ракета класса «воздух-воздух» принятая на вооружение. Работы по созданию совокупности ракетного оружия истребителей-перехватчиков, в будущем взявшей обозначение К-5, начались в КБ-1 Третьего Главного управления при Совете Министров СССР в первой половине 50-ых годов XX века. Официально работа была задана правительственным Распоряжением от 1 апреля 1952 года № 1587-590.

К-5 изначально вспоминала как достаточно миниатюрное для тех лет управляемое оружие, пригодное для размещения на практически единственном реактивном истребителе тех лет — МиГ-15, позднее поменянным в производстве очень родным по техническому облику и характеристикам МиГ-17. Более того, на этом маленьком самолете предусматривалась установка четырех пусковых устройств с ракетами, что, по плану разработчиков, должно было снабжать достаточно большие шансы поражения цели.

Ключевую роль в работе над новой совокупностью сыграл коллектив головной организации по авиационной радиолокации — НИИ-17, возглавляемый Виктором Васильевичем Тихомировым. В первой половине 50-ых годов двадцатого века на вооружение истребителей Миг-15 и Миг-17 приняли бортовой радиолокационный прицел «Изумруд».

Накопленный НИИ-17 технический задел разрешил в считанные месяцы по окончании решения последовательности принципиальных вопросов перейти к опробованиям на МиГ-17 опытных образцов РЛС «Изумруд-2», которая в будущем стала частью совокупности оружия К-5. РЛС семейства «Изумруд», в разных модификациях устанавливавшиеся на всепогодных вариантах МиГ-17, МиГ-19 и на первых серийных Як-25, выполнили по непривычной для отечественного* времени схеме — с двумя антенными блоками.

По центру воздухозаборника самолета под оживальным обтекателем размешалась тарельчатая антенна канала слежения за целью. В «губовидном» обтекателе над воздухозаборником в плоскости, параллельной крыльям истребителя, вращался блок из двух противоположно направленных параболических антенн канала обнаружения.

Разработка ракеты «воздух-воздух» для новой совокупности оружия была начата в отделе № 32 КБ-1, где ее возглавил узнаваемый авиаконструктор Д.Л.Томашевич. В несекретных документах ракета взяла обозначение «ШМ». По преданью, данный индекс расшифровывался как «Ш — малая», по всей видимости в отличие от разрабатывавшейся этим же коллективом «Ш — громадной» — зенитной управляемой ракеты «ШБ».

В базе построения совокупности управления полетом ракеты был положен принцип наведения на цель по лучу самолетной РЛС наведения. Станция наведения перехватчика «Изумруд-2» в ходе собственной работы создавала посредством кодированных импульсов совокупность координат управления ракетой.

Аппаратура радиоуправления ракетой представляла собой два аналогичных свободных канала, каковые снабжали выработку нужных сигналов управления перемещением ракеты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. В состав бортовой аппаратуры ракеты входил трехканальный автопилот, снабжавший как ее управление и стабилизацию в плоскостях управления, так и стабилизацию довольно продольной оси.

В ходе атаки летчик осуществлял управление самолетом так, дабы отметка от цели появилась в центре экрана индикатора бортовой РЛС. Потом он переводил радиолокатор в режим автоматического сопровождения и при достижении разрешенной дальности создавал пуск. До момента попадания в цель требовалось удерживать отметку от цели в пределах экрана РЛС.

В ходе наведения аппаратура ракеты осуществляла прием сигнала РЛС «Изумруд-2», трудящейся в режиме конического сканирования. При отходе ракеты от равносигнальной территории амплитуда сигнала изменялась в соответствии с величиной отклонения. Осуществляемое самолетной РЛС модулирование сигнала снабжало определение направления отклонения от равносигнальной территории (вверх-вниз, вправо-влево).

Вырабатываемый приемной радиоаппаратурой сигнал рассогласования поступал на элементы автопилота, снабжая возвращение ракеты в равносигнальную территорию.

Для ракеты «ШМ» применяли аэродинамическая схему «утка» с крестообразно расположенными рулями и крыльями. Крылья ракеты имели форму, близкую к треугольной. В начале пятидесятых годов они характеризовались как «ромбовидные» — передняя кромка имела хорошую стреловидность 60°, задняя — отрицательную, 12°.

Конструктивно корпус ракеты складывался из пяти отсеков, каковые соединялись между собой посредством резьбовых соединений, винтов и шпилек. Главными материалами конструкции стали обширно использовавшиеся в индустрии алюминиевые и магниевые сплавы. Только двигатель ракеты изготавливался из стали.

В носовой части размещался радиовзрыватель АР-10 с характерной кольцевой антенной, а за ним — боевая часть. Потом был второй отсек — управления. Диаметрально противоположные рули устанавливались на неспециализированных осях.

Увлекательной изюминкой «ШМ» стали рулевые машинки, которые связаны с рулевыми поверхностями — элеронами и рулями ракеты — своим подвижным корпусом, тогда как их штоки были зафиксированы на корпусе ракеты.
Третий отсек воображал собой твердотопливный ракетный двигатель с двумя соплами. Между соплами двигателя в четвертом отсеке размещалась электрическая батарея. Стабилизация по крену обеспечивалась размещенными в том же отсеке двухстепенным гироскопом, интегрирующим устройством и рулевой машинкой, через крестовину связанной с элеронами, установленными на каждой консоли крыла ракеты.

Пятый отсек служил для размещения аппаратуры радиоуправления и завершался штыревой приемной антенной. На законцовках крыльев устанавливались трассеры.

Особенного внимания от разработчиков настойчиво попросил двигатель. Само собой разумеется, он был твердотопливным — другие для данной цели просто не доходили. А вот место для двигателя на данной ракете было нужно поискать. На большинстве ракет того времени двигатель устанавливался в хвостовой части, что смотрелось самые логичным. Нет ничего, что мешало перемещению газовой струи, и одновременно с этим сама струя раскаленных газов не касалась элементов ракеты. На ракете «ШМ» это правило было нужно нарушить сходу по двум обстоятельствам.

Во-первых, в хвостовой части ракеты требовалось разместить антенну приемника команд от станции наведения. Во-вторых, положение центра весов ракеты не должно было существенно изменяться в ходе выгорания горючего. В другом случае возможностей совокупности управления имело возможность не хватить для исполнения противоречивых требований по стабилизации ракеты в начале полета и обеспечению требуемой маневренности по завершении работы двигателя на участке подхода к цели.

Примирить эти требования удалось за счет установки двигателя в средней части ракеты. Тяга в этом случае создавалась двумя довольно маленькими соплами, размешавшимися на боковой поверхности ракеты. Такое конструктивное выполнение разрешило решить еще одну проблему — свободного прохождения радиолуча через шлейф раскаленных газов к антенне ракеты.

Оригинальностью отличался и второй элемент ракеты — радиолокационный неконтактный взрыватель (НВ) АР-10, предназначенный для подачи сигнала на подрыв боевой части ракеты при ее пролете на удалении до десяти метров от цели. При проходе ракеты мимо цели на большем расстоянии через определенное время по окончании старта осуществлялась ее самоликвидация.

Для обеспечения работы радиовзрывателя в носовой части «ШМ» установили особый миниатюрный турбогенератор, трудившийся за счет набегающего потока воздуха. Запуск турбогенератора происходил в момент схода ракеты с направляющей — при помощи закрепленного на ней торса срывалось защитное устройство и раскрывался выход и вход для воздушного потока.

Первые образцы «ШМ», предназначавшиеся для бросковых опробований (они имели обозначение Б-89) изготавливались в умелом производстве КБ-1 и на подмосковном заводе при НИИ-88, в Подлипках. Лишь в июне 1953 года совершили их первые бросковые пуски. К этому времени осуществили и статические опробования «ШМ». Варианты «ШМ» для летных опробований (они обозначались Б-140) должны были показаться к концу лета.

К этому времени для съемок процессов опробований организовали особую группу самолетов-фотографов Ил-28, потому, что имевшиеся тогда наземные средства для данной цели не годились.

18 июля 1952 года, в самый разгар работ по проектированию «ШМ», приказом МАП был утвержден замысел работ, в соответствии с которым горьковскому филиалу ОКБ-155 А.И.Микояна поручалось уже к концу лета переоборудовать три истребителя-перехватчика МиГ-17П в ракетоносцы СП-6. Срок самолетчики выдержали и подготовили истребители к опробованиям, но ракет для них не было еще весь год. Не считая трех автомобилей горьковского завода два ракетоносца выпустили на заводе № 153 в Новосибирске.

Первый независимый пуск «ШМ» с МиГ-17П (СП-6) состоялся 8 октября 1953 года недалеко от полигона Владимировка, в Астраханской области. Ракета, сойдя с направляющей, совершила довольно прямолинейный полет. Первый успех открыл дорогу целой серии пусков — с промежутками в несколько суток их было совершено еще четыре. Эти пуски с МиГ-17 осуществляли летчики-испытатели Константин Коккинаки и Виктор Завадский.

С «активом» в пять независимых пусков работа по «ШМ» перешла из КБ-1 в ведение возглавляемого П.Д.Грушиным ОКБ-2. Прошлый начальник разработки «ШМ» Д.Л.Томашевич возглавил в ОКБ-2 бригаду проектов, но скоро перешел на преподавательскую работу в МАИ.

В течение 1954 года длились испытательные пуски ракеты во Владимировке, сопровождавшиеся доработками аппаратуры, двигательной установки. К концу 1954 года количество осуществленных пусков «ШМ» достигло тридцати. С августа 1954 года было предпринято ряд попыток пусков с СП-6 по первой советской специально разработанной беспилотной мишени — «изделию 201» , будущей Ла-17. Но, она владела действенной поверхностью рассеяния, гораздо меньшей, чем у МиГ-15.

Захват на сопровождение РЛС перехватчика происходил на дальности менее 2,5 км. В следствии пуск ракет производился на удалении менее 800 м от мишени, что было очевидно не хватает. Способы неестественного повышения действенной поверхностью рассеяния, к примеру за счет установки на мишень линз Линеберга, еще не были внедрены в практику опробований.

В феврале 1955 года осуществили последовательность пусков для изучения точности срабатывания радиовзрывателя. Ракета запускалась под маленьким углом к горизонту и по высоте срабатывания радиовзрывателя от отраженного от почвы сигнала оценивалась точность его работы.

Пуски «ШМ» по самолетам-мишеням начались в марте 1955 года. Первый успех пришел в праздник советских дам. Пуск осуществлялся рядом от Владимировки и потому всем более либо менее свободным работникам испытательного центра довелось стать свидетелями необычного зрелища первого ракетного перехвата.

Как на параде состоялись в строю самолет-мишень на базе Ту-4 и «фотограф» Ил-28, в двух километрах от них — МиГ-17 с ракетами и еще мало дальше два МиГ-15, которым предстояло добить мишень из пушек при неудачной либо частично успешной ракетной атаки. Но, «ШМ» не промахнулась — с самолета-фотографа зафиксировали практически прямое попадание!

К началу 1956 года, к моменту завершения национальных опробований количество пусков «ШМ» превысило семьдесят. Результаты опробований соответствовали ТТТ, но сами ТТТ были уже устаревшими.

Рассчитывать на успех при настоящем перехвате отстреливающихся и маневрирующих реактивных бомбардировщиков было очень тяжело. Но управление ПВО оценивало эту работу очень прагматично — как первый более-менее успешный ход в деле создания ракет для истребителей-перехватчиков.

По окончании принятия на вооружение во второй половине 50-ых годов двадцатого века совокупность взяла наименование С-1-У, самолет — МиГ-17ПФУ, а сама ракета — РС-1У (реактивный боеприпас первый, управляемый). Четыре ракеты РС-1У (изделия «М») размещались на пусковых устройствах АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш. В соответствии с декабрьским правительственным Распоряжением 1954 года сорок ракетоносцев МиГ-17ПФУ (СП-15) выпустили во второй половине 50-ых годов двадцатого века на заводе № 21 в Неприятном.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века совершили войсковые опробований, завершив их с хорошими результатами.

Еще одним носителем новой совокупности оружия стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Технический проект оснащения его новыми ракетами, подготовленный в осеннюю пору 1954 года, включал в себя замену штатной РЛС «Сокол» на «Изумруд-2», установку пилонов подвески ракет между фюзеляжем и двигателями, снятие пушечного оружия и установку дополнительного оборудования. Доработанный перехватчик взял обозначение Як-25К, а целый комплекс перехвата — Як-25К-5.

Но количество этих перехватчиков было мало — упоминается только одна группа ракетоносцев Як-25К, базировавшаяся в восточной части прибрежной полосы Каспийского моря, у Красноводска.

Серийное производство ракет «воздух-воздух» для начала было освоено на заводе № 455 в подмосковном Калининграде. Данный город у станции Подлипки более известен как расположение ОКБ-1 (сейчас головное предприятие РКК «Энергия»), в пятидесятые-шестидесятые годы возглавлявшегося легендарным «Главным конструктором» — С.П.Королевым. Позднее Ракеты РС-1У серийно производились на пяти фабриках МАП СССР.

Как уже отмечалось, первая отечественная совокупность управляемого ракетного оружия истребителей была далека от совершенства. Большая дальность пуска ракет с МиГ-17 в хвост атакуемой мишени, диапазон дальности стрельбы «ШМ» составлял от двух до трех километров, но их старт производился лишь по окончании захвата цели на автосопровождение самолетной РЛС РП-1-У, номинально осуществляемого на дальности до 3,5-4 км, а на практике гарантированного только при сближении с целью на 2 км.

В течение всего наведения ракеты летчик-истребитель должен был удерживать цель в центре индикатора РЛС. Это исключало какие-либо маневры, ограничивало сектор атаки узким конусом от хвоста цели, не разрешало нападать цель, идущую с превышением по отношению к перехватчику. Помимо этого, соперник имел возможность весьма действенно применять маневр для срыва сопровождения РЛС и тем самым, наведения ракет. К тому же, для компенсации дополнительной нагрузки с перехватчиков сняли пушечное оружие и при неудачной ракетной атаки оставалось лишь таранить неприятеля…

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века главной носитель РС-1У — МиГ-17 уже не был последним словом истребительной авиации. По окончании выпуска маленькой серии МиГ-17ПФУ авиапромышленность в том же году приступила к выпуску первых семи сверхзвуковых ракетоносцев МиГ-19ПМ (СМ-7А, СМ-7/2М) на заводе в Неприятном. Работы по оснащению МиГ-19 ракетами начали еще в первой половине 50-ых годов XX века.

Чтобы подобные ракеты имели возможность стать хорошим оружием для МиГ-19, требовалось расширить высоту их применения по очень мере до 15 километров, а дальность стрельбы — до 4-5 км. Причем сделать это следовало не внося значительных трансформаций в ее аппаратуру, сохранив главные конструкционные элементы. А резервов у «ШМ» оставалось не так много, потому, что принятый метод наведения на цель по лучу РЛС нес с собой множество принципиальных ограничений.

Но в случае если «ШМ» еще имела возможность рассматриваться как первый опыт введения управляемых ракет в состав оружия истребителей-перехватчиков, то ее предстоящее развитие должно было стать полноценным и действенным оружием.

Модификации:
К-5 (РС-1У) — базисный серийный вариант. МиГ-17ПФУ был вооружён четырьмя ракетами РС-1УС, как и Як-25К.
К-5М (РС-2У) — усовершенствованные ракеты для истребителей МиГ-19ПМ и МиГ-19ПМЛ.
К-5С — К-5 с увеличенной боевой частью, в серию не отправилась.
К-5МС (К-51, РС-2УС) — последний серийный вариант К-5, этими ракетами вооружались Су-9, МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
К-55 (Р-55, «изделие 67») — модернизированный вариант РС-2УС с помехозащищённой тепловой ГСН и дополнительной БЧ в хвостовой части, разрабатывался ОКБ «Звезда» с 1957 года.
PL-1 — китайская копия К-5 производившаяся по лицензии.

ТТХ:

Протяженность,мм: 2356
Диаметр,мм: 200
Размах,мм: 549
Стреловидность крыла
-передняя кромка: 60°
-задняя кромка: 12° (отрицательная)
Удлиннение крыла: 1-1,5
Вес, кг: 74,25
Вес БЧ, кг: 11,35
Тип БЧ: осколочный
Дальность пуска в ЗПС, км: 2-3
Высота полета цели, км: 5-10
Скорость цели, км/ч: до 1600
Макс. перегрузка при маневрировании, ед: 9.

Управляемая ракета малой дальности к-5 (рс-1у, изделие «шм»).

Ракета РС-1У в полете. Рисунок из техописания. 1955 г.

Ракеты РС-1У на МиГ-17ПФУ.

Ракета РС-1У. Рисунок.

Компоновка ракеты РС-1У. Схема.

РС-1У. Схема.

РС-1У. Чертеж.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
В.Коровин. Ракеты «Факела». М., МКБ «Факел», 2003 г.

005 Новая версия ракеты 9М723 комплекса 9К720 Искандер М

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: