Управляемая ракета большой дальности р-33 (к-33, «изделие 410»).

      Комментарии к записи Управляемая ракета большой дальности р-33 (к-33, «изделие 410»). отключены

Разработчик: МКБ «Вымпел»
Страна: СССР
Начало разработки: 1968 г.
Опробования: 1975-1980 гг.
Принятие на вооружение: 1981 г.

У каждого, кроме того не через чур усердного читателя «Зарубежного военного обозрения» внешний вид ракеты Р-33 вызывает в полной мере определенные ассоциации с американской ракетой подобного назначения AIM-54A «Phoenix», тем более, что калибры ракет совпадают с точностью до миллиметра. Зная историю создания ракеты Р-3 (К-13), возможно было предположить очередную историю с воспроизведением успешного примера зарубежной техники. Но Р-33 воображает чисто отечественную разработку, а некое сходство с «главным калибром» американского истребителя F-14 в полной мере конечно при родных требованиях по летно-условиям размещения и тактическим характеристикам на носителе.

Разработка ракеты началась еще до завершения работ по Р-40 и совокупности оружия перехватчика МиГ-25П в целом.

В соответствии с Распоряжением от 24 мая 1968 года предусматривалась разработка самолета Е-155МП — модернизированного варианта истребительной версии МиГ-25, будущего МиГ-31. Перехватчик должен был оснащаться новой РЛС «Заслон». Для ракет предусматривалось обеспечить большую дальность пуска около 120 км.

По окончании конкурсного рассмотрения предложений Главного конструктора «Вымпела» А.Л.Ляпина по ракете К-33 и Главного конструктора ПКПК М.Р.Бисноват по ракете К-50 выбор был сделан в пользу разработки «Вымпела». Индекс К-33 как бы продолжал традицию предшествующих достижений этого коллектива — К-13 и К-23. Разработка велась под управлением помощника Главного конструктора В.В.Журавлева и ведущего конструктора, а в последствие — помощника Главного конструктора Ю.К.Захарова.

Первоначально для ракеты приняли схему «размещение» и утка на пилонах под крылом по типу реализованного на МиГ-25 для К-40. Но в будущем разработчики перешли на «обычную» аэродинамическую схему, снабжающую более высокое аэродинамическое уровень качества, что особенно принципиально важно для ракеты громадной дальности. Разработка велась в тесном сотрудничестве с ОКБ Микояна.

Для понижения аэродинамического сопротивления самолета с подвешенными ракетами и защиты ракеты от кинетического нагрева при совместном полете уже на протяжении разработки перешли на схему полуутопленной подфюзеляжной подвески ракет. Для обеспечения достаточного боекомплекта предусматривалось разместить 4 ракеты попарно в два эшелона по длине фюзеляжа самолета.

Такая схема накладывала достаточно твёрдые ограничения на длину ракеты, что в значительной степени выяснило непривычно малое удлинение корпуса ракеты. Вторым причиной, содействующим аналогичной компоновке, стало рвение разместить в составе полуактивной радиолокационной ГСН антенну громадного диаметра. Исходя из полуутопленного размещения К-33 под фюзеляжем носителя было реализовано складывание двух верхних консолей рулей ракеты, а размах крыла уменьшен с 1100 до 900 мм.

Наряду с этим должен был обеспечиваться лишь катапультный старт ракеты.

Управляемая ракета большой дальности р-33 (к-33, «изделие 410»).

Р-33. Компоновочная схема.

направляться подчернуть, что на этапе эскизного проекта были рассмотрены варианты ракеты К-33 с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения, с радиолокационной активной, тепловой и комбинированной тепло-радиолокационной ГСН. Но по техническим, тактическим и экономическим соображениям разработка ракеты была сосредоточена на варианте с полуактивной радиолокационной ГСН.

В отличие от механического сканирования, принятого в радиолокаторе F-14, в установленной РЛС на МиГ-31 РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон» применена весьма стремительная электронная переброска радиолуча. Это обеспечило одновременное наведение нескольких ракет с полуактивными ГСН на разные цели без принятого на ракете «Феникс» активного самонаведения, что упростило и удешевило бортовую аппаратуру ракеты Р-33. Сложность принятого для «Феникса» оборудования проявилась в ее цене — почти миллион долларов за каждую ракету.

Использование в ГСН индикаторного гиростабилизатора с применением датчика угловых скоростей обеспечило возможность захвата цели в полете по завершении первой трети его длительности.
Кроме новой схемы функционирования, Р-33 отличалась от Р-40 применением чисто пассивной схемы теплоизоляции. последующая эксплуатация и Ход разработки МиГ-25 разрешила уточнить настоящие высотно-характер и скоростные профили полётов влияющих на ракету тепловых потоков и, в следствии, на ракете К-33 отказаться от усложняющей ракеты системы и конструкцию носителя подачи хладагента на ракету.

Корпус ракеты имеет несколько отсеков, соединенных силовыми хомутами:
— первый отсек — ГСН, контактное радиовзрыватель и взрывательное устройство;
— второй отсек — аппаратура автопилота и осколочно-фугасная боевая часть с размещенным по центру предохранительно-аккуратным механизмом;
— третий отсек — РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком;
— четвертый отсек (около газовода РДТТ) — газогенераторы, турбогенератор с блоком регулирования и рулевые автомобили, трудящиеся на тёплом газе, вырабатываемом газогенераторами.

Тип БЧ — осколочно-фугасная Б-410 с активными неконтактными и резервным контактным взрывателями. На начальной стадии опробований (1973 г.) отрабатывалось два типа боевых частей — осколочно-фугасная и стержневая.

Как и для других авиационно-ракетных комплексов громадной дальности для отработки самолетной РЛС и ракет были применены летающие лаборатории — два самолета на базе Ту-104, переоборудованных в НТК «Взлет». С самолета-лаборатории Ту-104 были совершены кроме того первые управляемые пуски ракет К-33, действительно, с рельсовым стартом. Близость характеристик и конструктивного облика Е-155МП и МиГ-25П разрешили развернуть отработку катапультного старта ракет К-33 на самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на высотах и реальных скоростях с опережением по отношению к постройке настоящих умелых самолетов Е-155МП.

На протяжении летных опробований, совершённых в 1975-1980 гг. была отработана конструкция оперения, исключающая возможность происхождения флаттера, совокупность управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки самонаведения, работоспособность совокупности управления и радиовзрывательного устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах. Первая самолетная мишень на базе МиГ-17 была сбита 26 марта 1976 года до того пуски велись по парашютным мишеням ПРМ-2.

Ракету приняли на вооружение в составе комплекса МиГ-31-33 6 мая 1981 года под наименованием Р-33 и запустили в серийное производство, которое осуществлялось на Долгопрудненском машиностроительном заводе, ранее уже взаимодействовавшим с «Вымпелом» при выпуске зенитных ракет комплекса «Куб». Спустя пара лет МиГ-31 с ракетным оружие был отснят с борта натовского самолета. Новая ракета «красных» взяла обозначение «АА-9 Amos».

По главным чертям ракета соответствовала директивным документам на разработку. Но, спустя пара лет В первую очередь эксплуатации комплекса и серийного производства и ракеты выявилась потребность и показались возможности с целью проведения модернизации.

Конструкторы продолжили работы по совершенствованию комплекса МиГ-31-33 и его ракетного оружия в направлении повышения дальности пуска ракет, расширения диапазона высот поражаемых целей, наращивания мощности боевого снаряжения, увеличения точности наведения, обеспечения более высокой помехозащищенности. Для повышения числа в один момент обстреливаемых целей предусматривалось использование более идеальной цифровой инерциально-активной радиолокационной совокупности управления вместо аналоговой полуактивной.

Проекции ракеты Р-33.

Модификации:
— К-33 («изделие 410») — ракеты и наименование проекта до принятия на вооружение.
— Р-33 — базисная.
— Р-33С — доработанная. Отличается активной радиолокационной ГСН, первая советская ракета, оснащенная встроенной цифровой БЦВМ. Дальность пуска увеличена до 160 км.

Используется на МиГ-31Б, МиГ-31М.
— Р-33Э — экспортный вариант Р-33С.

Носители:
— Ту-148 (проект) — во второй половине шестидесятых годов прошлого века велись предварительные работы по комплексу перехвата с РЛС «Заслон» и перспективными ракетами К-33. Количество в один момент атакуемых целей — 2. Работы свернуты весной 1968 г. в угоду формированию проекта Е-155МП / МиГ-31.
— его-31 модификации и Миг.

ТТХ:

Протяженность, мм: 4250
Диаметр корпуса, мм: 380
Размах крыла, мм: 900
Размах стабилизатора, мм: 1180
Масса, кг: 490
Масса БЧ, кг: 47
Тип БЧ: осколочно-фугасная
Скорость большая, М: 4,5
Дальность действия при пуске в переднюю полусферу цели, км: 120
Дальность действия при пуске в заднюю полусферу цели, км:
-большая: 40
-минимальная: 2,5
Большая скорость цели, км/ч:
-в передней полусфере: до 3500
-в задней: до 2300-2400
Высота полета цели, м: 25/50-28000.

Ракета Р-33 перед установкой на МиГ-31.

Подвеска ракеты Р-33 под самолет МиГ-31.

Ракеты Р-33 под МиГ-31.

Ракеты Р-33 под МиГ-31. Вид позади.

Ракеты Р-33 под фюзеляжем МиГ-31.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Р.Безобидный, В.Коровин. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
В.Н.Шунков. Самолеты спецназначения.

ОКБ Ротор Вертолет Роторфлай Р 33 (ROTORFLY)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: