Управляемая планирующая бомба фриц-х (sd-1400x), германия

      Комментарии к записи Управляемая планирующая бомба фриц-х (sd-1400x), германия отключены

Управляемая планирующая бомба фриц-х (sd-1400x), германия

Как ни безрадосно это нам слышать, но немцы основоположники управляемого оружия. Проектирование планирующей бомбы «Фриц-Х» было начато в 1938 г. в Германском авиационном экспериментальном университете под управлением врача М. Крамера.

Потому, что на бомбах совокупности Крамера крылья устанавливались не крестообразно, а Х-образно, они стали называться Х-1, Х-2 и т. д. Эти разработки стали причиной созданию телеуправляемой планирующей бомбы SD-1400X («Фриц-Х»), которую с 1941 г. начала выпускать компания «Рейнметалл-Борзиг». Хвостовая часть бомбы из легкого металла со смонтированной в ней радиоприемной частью совокупности управления изготовлялась Обществом электрических установок (GEA).

Серийная бомба SD-1400X имела длину 3,2 м, большой диаметр корпуса 700 мм, размах крыла около 1,6 м. Вес бомбы 1400 кг, из них 270 кг взрывчатого вещества. Бомба сбрасывалась с самолета-носителя на высоте от 4 до семи километров. Большая скорость падения бомбы — около 280 м/с.

Точность попадания по германским данным — 50 % бомб в квадрат 5 на 5 м. Вероятнее эта величина очень сильно завышена. Главным назначением бомбы «Фриц-Х» являлось поражение больших судов, включая крейсера и линкоры.

Наведение бомбы производилось способом оптического накрытия (совмещения), т. е. по окончании сброса бомбы ее траектория свободного падения только корректировалась, дабы в прицеле всегда происходило цели и совмещение бомбы. Для удобства наведения скорость самолета приходилось неспешно снижать, , пока бомба не поразит цель.

В качестве управляющих органов бомбы употреблялись интерцепторы, установленные в хвостовом оперении и приводившиеся в воздействие сдвоенными электромагнитами. Управление осуществлялось по радио либо по проводам. Бортовые катушки с проводом длиной 8 км крепились по обеим сторонам бомбы на концевых шайбах хвостового оперения.

Войсковые опробования бомбы «Фриц-Х» были совершены весной 1942 г. на полигоне Юг в Фодже.

Бомба «Фриц-Х» вошла в военно-морскую историю 9 сентября 1943 года. В данный сутки итальянская эскадра во главе с линкором «Рома» шла из Специи на Мальту с целью перейти на сторону англо-американцев. В 15 ч 33 мин итальянская эскадра, пребывавшая у берегов Сардинии, была неожиданно атакована с высоты 4-5 км при ясной солнечной погоде одиннадцатью германскими бомбардировщиками Do-217, базировавшимися на аэропорте в Южной Франции.

Самолеты несли планирующие бомбы SD-1400X. Итальянцы приняли Do-217 за самолеты союзников. Но, если бы это были и германские самолеты, то бомбардировка простыми бомбами с таковой высоты судов, идущих полным ходом, фактически не имела шансов на успех.

В 15 ч 41 мин первая бомба SD-1400X попала в палубу линейного корабля «Рома» под углом от нормали около 15° в одном метре от среза правого борта между башнями № 9, 11 артиллерийских установок калибра 90 мм. Пробив броневые палубы толщиной 45 мм и 112 мм, последовательность переборок и конструктивную подводную защиту на днище, она взорвалась под кораблем недалеко от котельных отделений № 7, 8. Таковой итог возможно растолковать техническим разбросом времени замедления взрывателя.

Были повреждены взрывом и затоплены котельные отделения № 5, 6, 7 и 8, кормовое машинное отделение и смежные с ним помещения. Вышли из строя 90-мм артиллерийские установки № 7, 9, 11 (правый борт) и № 2, 4, 6 (левый борт), и совокупность управления стрельбой артиллерии среднего калибра. На некое время в кормовой части корабля закончилась подача электричества, но положение скоро было исправлено переключением электрогенераторов.

Показавшийся крен уменьшили до 2° методом контрзатопления соответствующих помещений для спрямления корабля. По команде с центрального поста управления затопили кроме этого погреб кормовой башни главного калибра, в котором быстро повысилась температура. Последствия взрыва первой бомбы устранили, и «Рома» сохранил боеготовность с пара уменьшившимися запасами остойчивости и плавучести.

Трагедия разразилась по окончании второго попадания. В 15 ч 51 мин управляемая бомба поразила под углом, родным к нормали, палубу полубака линейного корабля между носовой и главного второй башней калибра 152-мм башней левого борта. Бомба пробила броневые палубы толщиной 45 мм и 162 мм и взорвалась в нижней средней части носового машинного отделения, уничтожив броневую защиту погреба артиллерийского боезапаса калибра 152 мм, что сдетонировал.

Данный взрыв позвал, со своей стороны, детонацию погребов боезапаса ,башен главного калибра № 1 и 2. (Всего около 700 т боезапасов.) Очевидцы замечали подброшенную взрывом вверх и вращающуюся в воздухе башню главного калибра весом 1400 т. Корабль утратил движение, прекратилась подача электричества, район носового погребов и машинного отделения был затоплен, появился сильный пожар. Над носовой частью линейного корабля встал столб тёмного дыма на высоту нескольких сот метров.

Корабль взял дифферент на шнобель и стал медлительно погружаться. Не обращая внимания на все усилия команды по борьбе за живучесть, в 16 ч 18 мин «Рома» переломился и затонул. Вместе с линкором погибло 1253 члена экипажа.

11 сентября Do-217 повредили бомбами SD-1400X два американских крейсера – «Филадельфия» и «Савана» и британский крейсер «Уганда».

Теоретически массированное использование управляемого оружия имело возможность парализовать союзный флот у берегов Италии. Но у немцев было всего пара бомбардировщиков, оснащенных SD-1400X, а суда союзников действовали только под замечательным прикрытием истребителей.

В апреле 1945 г. немцы использовали SD-1400X на Восточном фронте для переправ и разрушения мостов через реку Одер.

Справка УАБ SD 1400X Fritz X

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: