Ударный самолёт panavia «tornado» ids. обзор

Ударный самолёт panavia «tornado» ids. обзор

Изначально «Торнадо» разрабатывался под обозначением MRCA (multi-role combat aircraft – многоцелевой боевой самолёт), но по прошествии лет приходится признать, что ничего, не считая как бомбардировщика, из него не сделали. Но высокие боевые качества «Торнадо» приобретены задорого — сложность и стоимость самолёта его эксплуатации ограничили число заказов.

Рост затрат на разработку новых боевых самолётов привёл к тому, что в Европе уже во второй половине шестидесятых годов прошлого века создание новых боевых автомобилей в одиночку было по силам только французской компании «Дассо». Остальные страны — кроме того владеющие таковой замечательной авиапромышленностью, как Англия либо Германия, — или брали зарубежные разработки, или объединяли упрочнения.
Желание создать что-то, талантливое заменить бомбардировщики «ударные» самолёты и Канберра F-104, подтолкнуло английских, германских и итальянских разработчиков к сотрудничеству.

Совместная разработка

Соглашение о создании консорциума по разработке нового ударного самолёта было подписано в марте 1969 года. Сейчас в число «пайщиков» входили Германия, Италия, Нидерланды и только что присоединившаяся Британия. Помимо этого, громадный интерес к проекту проявляли Канада и Бельгия. Неспециализированный количество производства (без учёта вероятного экспорта) оценивался в то время в 1500 автомобилей.

Но скоро замыслы начали изменяться: уже на следующий год программу покинули Нидерланды, ещё на этапе проектирования не согласившись с усложнением самолёта и быстрым удорожанием. Оставшихся трёх участников это не испугало, и уже 14 августа 1974 года первый европейский (СССР, само собой разумеется, Европой не считали) самолёт с изменяемой геометрией крыла поднялся в воздух. Распределение количества работ наглядно показывало, «кто имеется кто» в европейской авиации: Германия и Великобритания взяли на себя 42.5% и только 15% досталось Италии.

Боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности Panavia «Торнадо» IDS. Интернациональная авиакосмическая выставка (ILA), Берлин, Германия, 2012 год.

Опробования и доводка столь сложной и революционной (кроме подвижного крыла, самолёт взял первую серийную совокупность ЭДСУ – действительно, аналоговую) автомобили заняли относительно мало времени, не смотря на то, что в ходе было разбито три прототипа. Уже в июне 1979 года первые автомобили поступили на вооружение ВВС Германии и Великобритании. В сентябре 1981 года к ним присоединилась Италия.

Все эти автомобили принадлежали к главному, базисному варианту «Торнадо» IDS (interdiction-strike, что приблизительно свидетельствует «нанесение авиаударов в своевременной глубине либо по особо важным, в т.ч. морским целям»). Производство скоро собрало требуемый темп, и в декабре 1987 года был выпущен 500-й по счёту «Торнадо». Самым большим клиентом нового ударного самолёта стала Германия, изначально собиравшаяся приобрести 600 самолётов, но ещё на этапе проектирования сократившая потребности до 324.

В отличие от других государств, ВВС Германии взяли только часть (212) купленных самолётов, остальные 112 достались авиации ВМФ. Королевские ВВС стали вторыми по численности, но, без сомнений, самыми заметными среди пользователей «Торнадо». Начиная с 1979 года на вооружение поступили 228 автомобилей, заменивших как последние стратегические бомбардировщики «Вулкан», так и морские ударные самолёты Buccaneer.

В RAF эти автомобили взяли обозначение «Торнадо» GR.1 (ground attack/reconnaissance – «удары по наземным целям/разведка»). ВВС Италии купили 100 автомобилей, и во второй половине девяностых годов 16 из них были модернизированы в «Торнадо» ECR (по собственному проекту). ВВС Саудовской Аравии стали единственным экспортным успехом в целом успешного самолёта.

В рамках соглашения с Англией на Аравийский полуостров попали 96 «Торнадо» IDS (48 в середине 1980-х и столько же десятью годами позднее).

Раздельная модернизация

Английские ВВС практически сразу после принятия на вооружение захотели увеличить разведывательные возможности собственных GR.1, и, оснастив 30 автомобилей совокупностью ИК-разведки TIRRS (за счёт обеих пушек), взяли вариант GR.1A, В первой половине 90-х годов двадцатого века, по окончании снятия с оружия ударных самолётов Buccaneer, нанесение ударов по судам и кораблям возложили на «Торнадо», оснастив их 4ПКР «Си Игл» и обозначив эти автомобили (26 шт.) GR.1B.

Пилоты осматривают самолёт Panavia Tornado. Интернациональная авиакосмическая выставка (ILA), Берлин, Германия, 2012 год.

Наконец, модернизация стареющих самолётов с 1997 по 2003 год стала причиной появлению «Торнадо» GR.4 (цифры 2 и 3 были даны «истребительным» вариантам). На 142 таких самолётах была модернизирована дисплеи и авионика кабины, установлены совокупности ИК-ночного и обзора видения, их оснастили совокупностью GPS и разведконтейнером «РЭПТОР». Германские «Торнадо» взяли собственную модернизированную программу лишь в 2000 году – были заменены ПО и бортовой компьютер, расширена номенклатура оружия и показалась GPS.

Повоевать в той либо другой мере было нужно «Торнадо» всех ВВС. Самый широко применялись английские – «Буря в пустыне» (утрачено 6 автомобилей), после этого патрулирование над Южным Ираком, операция в Косово, вторжение в Ирак в 2003 году, военное присутствие в Афганистане (с 2009-го). В марте 2011 года на протяжении авиационной операции по сокрушению режима Каддафи английские «Торнадо» осуществили боевой вылет с рекордной протяжённостью 4800 км.

Завершить рассказ возможно цитатой одного из ведущих изданий по военной авиации Air Forces Monthly: «…в течении более чем 25 лет «Торнадо» … самый серьёзный западноевропейский боевой самолёт».

Panavia Tornado IDS: Летаем на сверхзвуке | Пользовательский контент | War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: