Ударный истребитель лагг-3 (34 серия).

      Комментарии к записи Ударный истребитель лагг-3 (34 серия). отключены

Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.Ударный истребитель лагг-3 (34 серия).

самые значительные трансформации были внесены в ЛаГГ-3 предназначенный для уничтожения танков и бронированной техники соперника. Модернизацией истребителя для данной цели занималась конструкторская несколько под управлением Лавочкина.

Первой попыткой создания противотанкового самолета стал ЛаГГ-3 с 23-мм пушкой МП-6 конструкции Таубина. Опробования проводились в начале 1941 года. Согласно данным госиспытаний был сделан вывод о недостаточности 23-мм пушки для противодействия новым германскими танками.

Было решено создать вариант истребителя с 37-мм пушкой. Мысль установки на ЛаГГ-3 крупнокалиберных пушек для противодействия бронетехнике соперника появилась еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века у Гудкова, а разработка истребителя с авиационными 37-мм орудиями Таубина и Шпитального началась по окончании выхода мартовского 1941 года распоряжения правительства. Первая пушка не была увязана с мотором M-105 и просто не размещалась в ЛаГГ-3.

Со второй, Ш-37 было несложнее, но и она допускала только временное крепление, не рассчитанное на много выстрелов, а о боезапасе и сказать нечего, удалось втиснуть в самолет только 21 патрон вместо 50 по заданию. Кроме того при демонтажа пулемета БС боекомплект не превышал 30 патронов.

В первоначальный противотанковый самолет переделали третий серийный ЛаГГ-3 ленинградского завода № 23, выстроенный к феврале 1941 года. Для размещения пушки Ш-37 с двигателя сняли электрогенератор ГС-10-350, а недочёт электроэнергии компенсировали установкой дополнительного аккумулятора. Также, ликвидировали оба ШКАСа и поменяли узлы крепления пулемета БС.

На месте пушки ШВАК разместили Ш-37 с боезапасом 20 патронов, еще одним возможно было зарядить орудие. При весе безлюдного истребителя 2511 кг и полной заправке горючим и маслим (402 кг) взлетный вес самолета составил 3318 кг.

Торопясь предъявить машину армейским, так и опоздали совершить ее заводские опробования полностью. В итоге орудие и его установку было нужно дорабатывать в НИИ ВВС на протяжении национальных опробований, начавшихся весной 1941 года.

Ведущими на этом этапе были инженер Таракановский и летчик Чигарев. По отзывам испытателей, техника пилотирования истребителя не изменилась. При стрельбе из крупнокалиберной пушки как одиночными выстрелами, так и очередями до 20 снарядов режим полета автомобили не изменялся.

В заключении акта по итогам национальных опробований, утвержденного за 16 дней до начала войны, говорилось: «По окончании совершённых доводок авиационная моторная пушка калибра 37 мм совокупности В.Г.Шпитального, установленная на ЛаГГ-3 М-105П национальные опробования выдержала. Для отработки боевого применения ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой совокупности Шпитального и проверки надежности установки в условиях эксплуатации строевыми частями ВВС Красной армии нужно выстроить войсковую серию с 37-мм пушкой и двумя БСами для укомплектования одного полка числом 70-75 самолетов».

Вероятнее, звено «ЛаГГов» с пушкой Ш-37 в первый раз употреблялось в битвах на столичном направлении в октябре 1941 года в составе 43-й авиадивизии. Тогда замечательное оружие этих автомобилей не удалось применять полностью из-за бессчётных конструктивных и производственных недостатков пушечной установки. Однако Шпитальный думал, что использование нового оружия прошло удачно, и доложил Сталину об уничтожении пяти средних танков, но промолчал, что в этом же месяце звено истребителей прекратило существовать.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века завод № 21 выстроил первые 20 ЛаГГ-3 с 37-мм пушками Ш-37 под обозначением К-37 (заводское обозначение — тип 38), а в следующем, до перехода предприятия на выпуск Ла-5, — еще 65 автомобилей.

Эти самолеты стали базой 42-го ИАП полковника Ф.И.Шинкаренко (с 9 октября полк начал именоваться 133-м гвардейским), в составе которого в марте 1942 года начались их войсковые опробования на Брянском фронте. В состав рабочей группы от НКАП сперва включили Гудкова, не имевшего к артиллерийской установке никакого отношения, и только по окончании обращения А.С.Яковлева в ВВС вместо него прописали Лавочкина.

«Первое опробование в сражении, — вспоминал Шинкаренко, — прошло вне предусмотренной программы. В то время, когда мы еще лишь подготавливались начать боевую работу, над аэропортом показалось пара фашистских бомбардировщиков.

Два звена (восемь самолетов) «ЛаГГов» в воздушном бою сбили из пушек три самолета соперника. Летчики, участвовавшие в этом бою, восторженно отзывались о пушке, боеприпасы которой оставляли громадные пробоины в фюзеляже и плоскостях вражеских бомбардировщиков. Но, не обращая внимания на тренировки, кое-какие летчики в первой же атаке израсходовали все патроны.

Выяснилось кроме этого, что при ведении огня из пушки долгими очередями «ЛаГГ» терял скорость. Подобное мы подмечали и раньше, в то время, когда тренировались в стрельбе по наземным целям, но в сражении это проявилось особенно четко».

Соперник, определив о появлении на фронте столь замечательного оружия, практически начал охоту за полком. В следствии опробования было нужно прервать, а полк передислоцировали в Подмосковье, но не на много. В мае 42-й ИАП направили на Западный фронт, подчинив 202-й авиационной дивизии полковника Б.И.Янсена.

Практически по окончании каждого боевого вылета летчики докладывали о сбитых самолетах соперника. По свидетельству’ Шинкаренко, начальник эскадрильи капитан М.Горбанев первым в полку сбил дальний бомбардировщик Не-111, поразив его с дистанции 400 м, а это практически вдвое больше, чем практиковалось в битвах для уничтожения воздушных целей. За август 1942 года в воздушных битвах из 37-мм пушек было сбито 45 самолетов соперника.

Не считая 42-го ИАП, «ЛаГГами» с 37-мм пушкой был укомплектован и 188-й ИАП полковника Г.И.Черепанова.

В августе 1942 года на национальные опробования поступил противотанковый «ЛаГГ» с форсированным мотором М-105ПФ и новым воздушным винтом ВИШ-61П диаметром 3 м. На машине имелись доработанные рули поворота и высоты с аэродинамической компенсацией, снизившей нагрузки на командные органы управления, частично убирающийся костыль и пятибаковая топливная совокупность прошлого количества. На крыле установили предкрылки и бомбодержатели. Не считая 37-мм пушки Шпитального имелся пулемет БС с боекомплектом 140 патронов.

Во время с 25 августа по 1 сентября 1942 года ЛаГГ-3 № 31213445 прошел национальные опробования. Они продемонстрировали, что использование аэродинамической компенсации и предкрылков рулей облегчило управление самолетом (не смотря на то, что управление рулем поворота оставалось еще тяжелым), время виража, не обращая внимания на повышение полетною веса, сохранилось, улучшилась поперечная устойчивость. Самолет устойчиво пикировал под утлом 60° с приборной скоростью 650 км/ч, но удачнейшими углами были 30-40°.

Стрельба из 37-мм пушки не оказывала влияние на точность прицеливания, что было особенно принципиально важно в борьбе с военной техникой.

В заключении НИИ ВВС отмечалось, что самолет возможно использован для поражения танков и бронемашин с броней до 40 мм, и живой силы соперника. Но эти выводы еще предстояло проверить в сражении.

Не обращая внимания на благоприятный отзыв ведущего университета ВВС, ЛаГГ-3 с пушкой Ш-37 предстоящего развития не взял. Чуть позднее на ЛаГГ-3 испытывалась пушка калибра 45 мм, сделанная методом замены ствола у Ш-37. Обстоятельство отказа от Ш-37 заключалась в появлении пушки НС-37, разрабатывавшейся А.Э.Нудельманом и А.С.Сурановым в ОКБ-16 параллельно с Ш-37.

История этого орудия началась еще при жизни первого начальника ОКБ-16 Я.Г.Таубина. В отличие от Ш-37, на НС-37 для работы автоматики пушки употреблялся не отвод газов из канала ствола, а привод от движущегося ствола с маленьким ходом, с прямой подачей звеньевой патронной ленты. Это событие и выяснило потом ее более надёжность и высокие характеристики.

Как пушка впишется в машину, а, тем более, как поведет себя в воздухе, в особенности при активном маневрировании, не было человека, кто знал, и Нудельман решил рассеять собственные сомнения, обратившись к Лавочкину.

«9 сентября 1941 года, — вспоминал Нудельман, — мы с М.П.слесарем и Бундиным А.Ф.Сеничкиным выехали из Москвы в Неприятный, где приступили к установке первого опытного образца пушки на ЛаГГ-3. Прошло много лет, и до сих пор нельзя не удивляться решимости Лавочкина в тяжёлое время начала войны применить на серийном самолете пушку, не прошедшую национальных опробований. Тут решила все интуиция громадного конструктора, каким был Лавочкин. 10 октября закончили установку пушки и испытали caмолет в тире…

В работе над пушкой НС-37 мы везде встречали громадную помощь. Это было и в КБ Лавочкина, и на заводе, где оно размещалось, все с громадным жаждой учавствовали в работе по подготовке самолёта и установке пушки к национальным опробованиям. на данный момент, по окончании многих лет, тяжело поверить в возможность проведения для того чтобы громадного количества работы в столь маленький отрезок времени.

Своевременную доставку самолета на полигон тогда не сумели произвести из-за погоды, поскольку вылетевший на полигон ЛаГГ-3 совершил вынужденную посадку в Чебоксарах. В том месте его застало раннее наступление зимы, обильно выпал снег и потребовалось переставить самолет на лыжи. Только затем, в феврале 1942 года ЛаГГ-3 (№ 312197) был на полигоне.

Ведущими по самолету были инженер С.П.лётчик и Мохов С.К.Воробьев.

Национальные опробования завершились в марте 1942 года. Автоматика пушки и на самолете действовала надежно, да и живучесть орудия была хорошей. Отчет о итогах опробований подготовили скоро, и пушка управлением полигона рекомендовалась для принятия на вооружение.

Не обращая внимания на это, 30 апреля на заседании в ВВС решили повторить опробования НС-37, и для этого потребовалось переделать пушку под патрон от Ш-37, отличавшийся гильзой без бурта».

Доработанную пушку установили на тот же ЛаГГ-3 и с 21 июля по 17 августа она удачно прошла повторные госиспытания на полигоне в подмосковном Ногинске. Но от пожеланий до принятия решения иногда проходит через чур много времени и приходится преодолевать серьёзные трудности. В этом случае, снова же по воспоминаниям Нудельмана, на пути перспективного орудия поднялся Шпитальный, что был вхож к Сталину.

В данной ситуации еще малоизвестный в Кремле конструктор Нудельман решил лично обратиться к Сталину и интуиция вместе с уверенностью в собственной правоте не подвели. 30 декабря 1942 года распоряжением ГКО пушку НС-37 приняли на вооружение вместо орудия Ш-37.

Как часто бывало в период СССР, еще не испытанное орудие начали устанавливать на серийные самолеты. В первой половине 40-ых годов XX века завод № 21 выстроил 15 ЛаГГ-3 с пушками НС-37, взявших обозначение «тип 33». Если сравнивать с автомобилями, оснащенными орудиями Шпитального, самолеты оказались существенно легче, в чем большую роль сыграли и новшества, внедренные в последние серийные «ЛаГГи».

В связи с переходом завода № 21 на выпуск Ла-5, последующее производство противотанковых ЛаГГ-3 осуществлялось в Тбилиси. какое количество их выстроили, установить не удалось.

Войсковые опробования ЛаГГ-3 с НС-37 проходили с 21 апреля по 7 июня 1943 года на Калининском фронте в составе 1-й воздушной армии. После этого НС-37 начали устанавливать на истребители Як-9Т и штурмовики Ил-2. Тем самым ЛаГГ-3, что до 1943 года был самым массовым истребителем на фронтах Великой Отечественной, проложил дорогу пушке НС-37, стёршей с лица земли большое количество германской военной техники.

ЛТХ:

Модификация: ЛаГГ-3 (34 серия)
Размах крыла, м: 9,80
Протяженность, м: 8,81
Высота, м: 4,40
Площадь крыла, м2: 17,62
Масса, кг
-безлюдного: 2650
-взлетная: 3363
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 501
-на высоте: 560
Практическая дальность, км: 610
Макс. скороподъемность, м/мин: 685
Практический потолок, м: 9000
Экипаж: 1
Оружие: 1 х 37-мм пушка НС-37 и 1 х 12,7-мм пулемет БС, 6х РС-82 либо РС-132.

Ударный истребитель ЛаГГ-3, 34-я производственная серия, № 31213445 с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-105СВ, вооруженный пушкой НС-37 и пулеметом БС. Снимок сделан на протяжении опробований в августе 1942 года.

серия и Ударный-3 (34 истребитель). Зима 1943 г.

Носовая часть ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой НС-37.

Пушка НС-37 и пулемет БС под капотом истребителя ЛаГГ-3.

ЛаГГ-3 34-й серии. Рисунок.

Схема установки пушки НС-37 в двигателе М-105.

ЛаГГ-3 34-й серии. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
«Война в воздухе» № 68. ЛаГГ-3.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 (34 серии)».

История Одного Самолета — ЛаГГ-3

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Ударный истребитель к-37.

    Разработчик: М.И.Гудков Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Мысль установки крупнокалиберной пушки на истребитель для противодействия бронетехнике…

  • Истребитель як-1б.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Истребитель Як-1Б стал квинтэссенцией всех работ по улучшению Як-1 в первой половине 40-ых…

  • Истребитель ла-5.

    Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1942 г. В начале 1941 года стало очевидным, что обещанный В.Я.Климовым мотор М-107, хоты и прошел…

  • Истребитель лагг-3 (23-35 серий).

    Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков Страна: СССР Первый полет: 1942 г. В первой половине 40-ых годов XX века истребители ЛаГГ-3 стали выпускаться в…

  • Истребитель як-7.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Еще до принятия на вооружение истребителей ЛаГГ-3, МиГ-3 и организации-1 и як их массового…

  • Ударный истребитель миг-17.

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1952 г. В начале 50-х годов в авиационных КБ стали уделять большое внимание оружию…