Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.
Як-3Т (танковый) с двигателем ВК-105ПФ2 и винтом ВИШ-105Л-28 являлся модификацией серийного Як-3 № 36-20 производства завода № 292 с тем же винтом и двигателем ВИШ-105СВ-01. Модификация произведена ОКБ А.С.Яковлева в соответствии с распоряжению ГКО от 29 декабря 1944 года по большей части по линии усиления оружия.
Вместо мотор-пушки ШВАК с запасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов УБС с запасом по 150 патронов на Як-3Т установлены облегченная (за счет укорочения ствола на 150 мм и уменьшения массы вторых подробностей) 37-мм мотор-пушка H-37 (25 снарядов) и две синхронные 20-мм пушки Б-20С (по 100 снарядов).
По внешнему виду Як-3Т отличался от серийных Як-3 выступавшим из кока винта дульным тормозом пушки H-37, что поглощал до 75% энергии отдачи пушки.
Умелая легкая 37-мм мотор-пушка H-37 конструкции А.Э.Hудельмана прошла и выдержала наземные и летные национальные опробования в HИИ ВВС на Як-9Т и на Як-9УТ в марте 1945 года.
Кроме усиления оружия были произведены кое-какие трансформации по планеру, спецоборудованию и винтомоторной группе, в основном, с целью сохранения полетной массы, противокапотажного угла и центровки самолета в приемлемых пределах.
От серийного самолета Як-3 ВК-105ПФ2 Як-3Т имел следующие главные отличия — по планеру:
-кабина пилота перемещена назад на 400 мм;
-на центральных щитках шасси установлено по два замка, на задних кромках посадочных щитков — по четыре замка;
-отполированы лобовые части крыла и оперения;
-сняты ороненадголовник и бронеподлокотник;
-для вентиляции кабины в передней верхней части туннеля водорадиатора (под сидением летчика) прорезано отверстие, прикрывавшееся заслонкой, управляемой из кабины; -главный и катастрофический баллоны пневмосистемы перенесены из хвостовой части фюзеляжа и установлены в развале и сбоку двигателя.
По винто-моторной группе:
-уменьшена емкость бензобаков с 372 до 355 л;
-установлен умелый винт, отличавшийся профилем лопастей;
-вместо серийного водорадиатора СП-554 установлен умелый ОП-622, имевший меньший фронт и громадную охлаждающую поверхность;
-снята совокупность нейтрального газа;
-поменяна совокупность суфлирования двигателя и др.
Hесмотря на принятые меры, полетная масса если сравнивать с массой серийного Як-3 увеличилась и составляла 2756 кг. Hаряду с ухудшением аэродинамики из-за повышения калибра оружия это стало причиной значительному ухудшению летно-тактических черт. При 2700 об/мин и установке заслонок радиатоторов в положение «по потоку» (водорадиатор на 100 мм, маслорадиатор — на 60 мм) и крана шасси в положение «на уборку» Як-3Т имел скорости; у почвы — 560 км/ч и на 2-й границе высотности 4100 м — 629 км/ч.
По технике пилотирования Як-3Т был несложен и фактически ничем не отличался от серийных Як-3.
Смещение кабины летчика назад на 400 мм улучшило обзор задней полусферы в полете и только незначительно ухудшило обзор вперед на посадке и взлёте.
По мощности огня Як-3Т уступал только Як-9У со сменным оружием (при установки на нем мотор-пушки калибра 37-мм и двух синхронных пушек калибра 20-мм) и превосходил все остальные отечественные, и англо-американские и германские истребители.
Масса секундного залпа у Як-3Т была больше, чем, к примеру, у Me-109G-2 пятиточечного — в 1,32 раза и трехточечного — в 3,45 раза, Me-110 — в 2,03 раза, FW-190A-4 в обычном варианте — в 1,15 раза и облегченного — в 1,66 раза.
Оружие Як-3Т снабжало действенное поражение воздушных целей и возможность применения самолета для штурмовки ЖД эшелонов, автомашин и легких бронированных объектов.
При стрельбе из оружия во всем диапазоне скоростей от 350 км/ч до большой и при всех эволюциях Як-3Т вел себя в полной мере устойчиво. Отдача при длине очереди из пушки H-37 в 3-4 выстрела фактически не сбивала прицеливания. Это событие разрешало создавать прицельную стрельбу долгими очередями.
В ходе опробований Як-3Т распознаны следующие большие недостатки:
-маслосистема не снабжала возможности полета длительностью более 15 мин благодаря сильного выброса масла через дренажную трубку суфлерного бачка (до 26 кг за 15 мин полета), приводившего к резкому падению давления масла ниже допустимого предела и очень сильно затруднявшего эксплуатацию самолета благодаря замасливания сот водорадиатора и попадания масла в кабину;
-недостаточная прочность спецфермы синхронных пушечных установок, которая не снабжала на них пристрелки оружия;
-недостаточное бронирование самолета — отсутствовали бронеспинка, бронеподлокотник и броненадголовник;
-отсутствовала совокупность нейтрального газа;
Модификация серийного Як-3 в Як-3Т производилась ОКБ А.С.Яковлева с 10 декабря 1944 года по 8 января 1945 года. Было установлено новое более замечательное оружие, произведено восстановление аэродинамики самолета за счет: изготовления новых капотов двигателя, улучшения поверхности крыла и оперения, улучшения герметизации самолета, устранения отсоса щитков шасси и закрылков, улучшения выхлопной совокупности и всасывающих патрубков.
Помимо этого, произведена замена серийного фонаря кабины летчика на фонарь, подобный фонарю Як-9 ВК-107А, водорадиатора ОП-554 на ОП-554у увеличенного фронта с вертикально расположенными щелями (каналами) для протока воды, снабжавшего обычную эксплуатацию самолета как в летних, так и зимних условиях, переделана гондола водорадиатора.
Производство Як-3Т было закончено 8 января 1945 года, он был передан Летно-испытательной станции (ЛИС) ОКБ 9 января 1945 года, проходил заводские опробования на Центральном аэропорте Москвы с 19 по 31 января 1945 года (летчики В.Л.Расторгуев и М.И.Иванов, ведущий инженер К.В.Синельщиков, механик H.П.Кобцов). Было выполнено три полета неспециализированной длительностью 1 ч. 12 мин. Первый вылет выполнил В.Л.Расторгуев 24 января 1945 года. 31 января 1945 года Як-3Т был предъявлен в HИИ ВВС на госиспытания.
В препроводительном письме помощника главного конструктора О.К.Антонова от 2 февраля 1945 года сообщалось, что на режиме большой скорости створка водорадиатора должна быть открыта на 150 мм, а на режиме комплекта высоты — на 230 мм.
Як-3Т проходил опробования в HИИ ВВС с 17 февраля по 27 апреля 1945 года (летчик Л.М.Кувшинов, инженеры: по самолету — В.П.Белодеденко, по оружию — А.Г.Аронов; техник — В.Ф.Сбитнев).
Выполнено 44 полета неспециализированной длительностью 26 ч. 5 мин. В отчете по госиспытаниям отмечалось, что Як-3Т, вооруженный легкой 37-мм пушкой H-37 и двумя синхронными 20-мм пушками Б-20С, есть нужным для ВВС самолетом. Предлагалось передать самолет в ОКБ для устранения недостатков .
Як-3Т пребывал в ОКБ с 12 мая по 2 июля 1945 года. Список работ включал в себя:
-повышение емкости маслобака по типу маслобака Як-3 ВК-107А;
-переварку фермы спецустановки синхронных пушек по типу Як-З ВК-107А;
-замену выхлопных патрубков на серийные;
-замену винта на серийный ВИШ-105СВ-01;
-замену кока винта;
-ремонт капотов двигателя, крыла и стабилизатора;
-герметизацию щелей и фюзеляжа элеронов;
-изготовление усиленных щитков шасси;
-полировку и покраску автомобили.
Все работы по Як-3Т закончены к 21 мая 1945 года, т.е. уже по окончании окончания войны. С 24 мая по 2 июля 1945 года проводились проверка эффективности совершённых доводочных работ, и доводка и лётные испытания ВМГ в полетах (летчик М.И.Иванов, ведущий инженер К.В.Синельщиков, механик H.П.Кобцов). Выполнено 12 полетов неспециализированной длительностью 4 ч. 45 мин.
Проверка температурного режима двигателя продемонстрировала, что совершённые работы не дали хорошего результата: при комплекте высоты на режиме большой скороподъемности температуры масла и воды на высоте 3600 м достигали соответственно 115 и 105°С. Летчик должен был уменьшать число оборотов двигателя до 2500 об/мин (номинальное — 2700 об/мин).
Hасколько недоведенной была совокупность охлаждения двигателя Як-3Т, показывает следующий пример: в полете 8 июня 1945 года при подъеме на высоту 3500 м при 2500 об/мин температура воды достигала 112°С. Летчик уменьшил число оборотов до 2200 об/мин, собрал высоту 5000 м, охладил (методом понижения высоты полета до 4100 м) воду до 75°С и масло до 85°С и начал делать «площадку». Через 2,5 мин температура воды повысилась до 115°С, и летчик должен был завершить исполнение задания.
Не считая больших температур масла и воды были громадные неполадки в работе двигателя: дымление, тряска, выход из строя свечей, падение давления бензина и т.п.
В связи с окончанием ВОВ и недоведенностью ВМГ Як-3Т серийно не строился.
ЛТХ:
Модификация: Як-3Т
Размах крыла, м: 9,20
Протяженность, м: 8,50
Высота, м: 2,42
Площадь крыла, м2: 14,85
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2130
-обычная взлетная: 2756
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ2
-мощность, л.с.: 1 х 1240
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 560
-на высоте: 629
Практическая дальность, км: 595
Скороподъемность, м/мин: 1064
Практический потолок, м: 10400
Экипаж: 1
Оружие: 1 х 37-мм мотор-пушка H-37 (25 снарядов) и 2 х 20-мм пушки Б-20С (по 100 снарядов).
Истребитель Як-3Т.
Истребитель Як-3Т.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода ВОВ.
АвиО. Константин Косминков. Истребитель Як-3 — мечта пилота.
Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй мировой.
Антология Як. (Airfield.narod.ru).
Як-3 в музее Задорожного: возвращение легенды
Увлекательные записи:
- Самолет-разведчик анатра «анасаль» (анатра дс).
- Планер бич-8 «треугольник».
- Поршневой авиационный двигатель «гипоцикл нестерова».
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Истребитель-перехватчик су-7 (первый).
Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1945 г. К июлю 1940 года П.О.Сухой заканчивает разработку эскизного проекта истребителя с двигателем…
-
Тяжелый истребитель сопровождения око-6 (та-1 и та-3).
Разработчик: Таиров Страна: СССР Первый полет: 1939 г. В соответствии с распоряжением СНК ЦК и СССР ВКП(б) № 256 от 29.10.1938 г. Таирову (по его…
-
Высотный истребитель миг-19су (см-50).
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1956 г. Не обращая внимания на создание модификаций МиГ-19СВ и СВК имевших улучшенные…
-
Разработчик: Березняк, Исаев Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Весной 1940 года в произошло заседание, на котором главные конструкторы самолетов знали о…
-
Тяжелый истребитель-перехватчик ту-1.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1944 г. Еще на протяжении испытаний и проектирования первых двух прототипов одного из лучших…
-
Истребитель-перехватчик миг-21пф.
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1958 г. Одним из пунктов приказа Госкомитета по авиационной технике (ГКАТ) № 304 от 2…