Учебные корабли бэйянского флота

      Комментарии к записи Учебные корабли бэйянского флота отключены

Главная мысль политики «самоусиления», провозглашенной правительством Поднебесной в начале 1860-х гг., пребывала в усвоении передовой военной науки Запада и ее укоренении на китайской земле. Подразумевалось, что китайцы не ограничатся приобретением оружия «дикарей», а будут сами создавать его в казенных арсеналах, строившихся по всей стране.

Инициаторы нового стратегического курса прекрасно осознавали, что кроме того самое современное оружие – и в первую очередь сложная военно-морская техника, – мертво без людей, талантливых использовать его в сражении. Дефицит кадров должны были восполнить особые учебные заведения – также собственного рода «фабрики», превращающие обычный человеческий материал в образцовых офицеров. Армейские школы учреждались в один момент с арсеналами и обычно размешались под одной крышей с ними.

Первый центр подготовки флотских экспертов появился на базе Фучжоуского арсенала, основанного в августе 1866 г. при участии французских экспертов. Одним из пунктов договора, подписанного наместником Цзо Цзунтаном и отставным лейтенантом французского флота Проспером Жикелем, была организация подготовки морских судостроителей и офицеров. Место для занятий будущих моряков было выбрано на территории адмиралтейства в Мавэе (Мамой) на реке Миньцзян, рядом от города Фучжоу.

С 1866 по 1907 г. школа выпустила 628 экспертов, многие из которых покинули заметный след в истории китайских ВМС. По окончании Синьхайской революции 1913 г. школа подверглась реструкуризации и в новом виде просуществовала еще 33 года. В это время ее успели окончить 458 офицеров.

На протяжении Японо-китайской войны 1937-1945 гг. школа пара раз меняла место дислокации, а в 1946 г. была объединена с Шанхайским военно-морским училищем и прекратила собственный существование.

О том, как было организовано обучение в Мавэе, дает представление рапорт начальника клипера «Наездник» капитана II ранга Л. К. Кологераса, посетившего школу весной 1884 г. Русский офицер подчернул, что занятия ведутся по двум разным программам. Первая была запланирована на подготовку инженеров-судостроителей, и торгового флота и механиков военного. К началу занятий допускались мальчики не моложе 12 лет, обладающие китайской грамотой.

Это показывает, что происхождение кадетов было отнюдь не плебейским: обучение иероглифическому письму занимало долгое время и в ветхом Китае практиковалось лишь в состоятельных семьях. Одновременно с этим, статус моряка в Цинской империи XIX в. был низок, а потому представителей высших слоев общества среди курсантов не было – скорее, их возможно отнести к среднему классу крестьянства, чиновной интеллигенции и купечества.

По оценке Кологераса неспециализированное число кадетов низшего 3-го курса судомеханической школы в 1884 г. составляло 60 человек – каждый месяц любой из них приобретал от правительства «поощрение» в размере 10 серебряных лян. Занятия начинались с изучения французского языка: по традиции, он оставался «рабочим языком» Фучжоуского верфей и арсенала кроме того по окончании того, как их персонал стал всецело китайским [1]. По окончании приблизительно трех лет обучения кадеты переходили на второй курс, а после этого – на первый.

Кологерас пишет о том, что неспециализированный срок подготовки инженеров в Мавэе был равен 10 годам. Практические знания будущие корабелы приобретали на стапелях верфи и в цехах арсенала, благо и те, и другие пребывали под боком. В офицерской школе учили 9 лет: первые четыре года кадеты проходили курс теории, а следующие пять проводили в практических плаваниях.

Обучение велось на английском, т.к. по окончании курса самые способных слушателей ожидала стажировка в английском флоте. Экзаменовка кадетов проводилась три раза в год и была весьма строгой.

Учебные корабли бэйянского флота

Первый же комплект кадетов офицерского отделения Мавэйской школы столкнулся с проблемой отсутствия учебного корабля. В 1870 г. директор арсенала Шэнь Баочжэнь пробовал приспособить для этих целей новую канонерскую лодку «Фусин» («Радостная звезда»). Данный маленький древесный корабль водоизмещением 515 т стал первым учебным судном в истории китайских ВМС.

Опыт провалился: лодка входила в состав Фуцзяньской эскадры, и губернатор провинции запретил ходить с курсантами дальше устья реки Миньцзян и ближайших вод Формозского пролива. Этого было очевидно не хватает, тем более, что занятия кадетов не хорошо согласовывались с боевой подготовкой экипажа канонерки.

Вняв аргументам учителей, Шэнь Баочжэнь добился выделения средств на приобретение очень кстати подвернувшегося парусника прусской постройки «Магда» водоизмещением 475 т. Корабль обошелся в 10 782 серебряных ляна и взял имя «Цзяньвэй» («Созидание мощи»). Еще одной «плавучей школой» мавэйских кадетов может принимать во внимание корвет «Янъу» – флагман Фуцзяньской эскадры, куда распределялись чуть ли не все первые выпускники училища. «Фусин» и «Янъу» погибли в сражении с французской эскадрой 23 августа 1885 г., будущее «Цзяньвэй» автору не известна.

В середине 1870-х гг. заказ в Англии серии так называемых «алфавитных канонерок» [2] начал создание Бэйянского (Северного) флота. К моменту формирования нового соединения подоспел первый выпуск Мавэйской школы, но амбициозному наместнику северных провинций Ли Хунчжану было ясно, что одно училище не справится с подготовкой нужных ему офицерских кадров.

19 августа 1880 г. в Тяньцзине открылась вторая по старшинству китайская военно-морская школа, организованная по примеру Мавэйской. Темпы наращивания северной группировки цинских ВМС были таковы, что к 1889 г. в интересах Бэйянского флота трудились три военно-морские школы. Одна из них, но, не имела практического значения, о чем будет сообщено ниже.

Она открылась в 1887 г. на озере Куньминху в пекинском императорском парке Ихэюань. Третье учебное заведение было создано на территории основной базы флота на о. Люгундао в гавани Вэйхайвэй.

К 1900 г. Тяньцзиньская военно-морская школа успела подготовить более 200 слушателей.

Из их числа вышли такие различные и по-своему выдающиеся люди, как второй президент Китайской Республики Ли Юаньхун, начальник республиканского ВМФ Лю Чуаныиоу и основатель китайского олимпийского перемещения Чжан Болин. Первым главой школы был назначен У Цзаньчэн, а учебную часть возглавил Янь Цзунгуан, изучавший астрономию и навигацию в Англии. Во второй половине 1880-х гг. в школе преподавал бывший дипломат Ли Фэнбао, считавшийся знатоком западного военного дела.

Школа подверглась полному разгрому на протяжении Боксерского восстания 1900 г. Незадолго до этого печального события, в 1898 г., ее посетил лейтенант Сибирской флотилии В.Г. Трентовиус, служивший на канонерской лодке «Манджур». В собственном рапорте он писал о том, что неспециализированное число курсантов судоводительского и судомеханического отделений составляло 120 человек.

Учеба продолжалась 5 лет, из которых первые четыре были посвящены теоретической подготовке. Кадетам преподавали навигацию, математику, геометрию, астрономию а также химию. Потому, что организаторы обучения так же, как и прежде ориентировались на опыт английского флота, английский язык занимал ответственное место в программе школы.

Русский офицер подчернул, что в парадном зале школы стояла громадная модель бэйянского броненосца «Чжэньюань» под японским флагом: она должна была всегда напоминать курсантам о попранной чести Китая и внушать им идея о будущем реванше.

В 1890 г. по тяньцзиньскому примеру в Нанкине была организована Наньянская военно-морская школа, с малыми перерывами просуществовавшая до 1927 г. и успевшая подготовить около 600 механиков и офицеров флота.

В 1890 г. по тяньцзиньскому примеру в Нанкине была организована Наньянская военно-морская школа, с малыми перерывами просуществовавшая до 1927 г. и успевшая подготовить около 600 механиков и офицеров флота. По окончании того, как в 1900 г. строения школы в Тяньцзине были стёрты с лица земли союзными армиями западных держав, подготовка флотских кадров на севере закончилась практически на целое десятилетие.

Только в 1909 г. в Чифу открылась новая военно-морская школа, просуществовавшая до 1928 г. Ее первым главой был ветеран 1894-1895 гг. Се Баочжан, а выпускниками – узнаваемый адмирал республиканского флота Лян Сюйчжао и храбрец сопротивления японской агрессии 1937-1945 гг. Оуян Гэ [3].

Что касается пекинского училища, то оно вспоминало, как центр подготовки военно-морских кадров из этнических маньчжур [4]. Так как морская работа потребовала ума и реального напряжения сил, последние игнорировали призывы двора. В сочетании с твёрдым запретом на прием в школу китайцев это стало причиной тому, что в первоначальный год обучения в ряды курсантов удалось поверстать всего 40 человек.

Самым броским событием в истории школы стали военно-морские игры на озере Куньминху, устроенные в 1889 г. для увеселения вдовствующей императрицы Цыси. В представлении были задействованы мелкий колесный пароход «Юнхэ» («Вечная гармония»), подаренный Цыси японским правительством, множество гребных судов, придворные кадеты, и 3000 кадровых моряков Бэйянского флота. В 1892 г. в школе обучались 36 человек.

На протяжении очередной проверки уровень знаний курсантов был столь низок, что всех их безотлагательно перевели в Тяньцзинь. В 1894 г. маньчжурских моряков постарались зачислить в Бэйянский флот, но те самым постыдным образом разбежались: в военных действиях на завершающем этапе войны с Японией участвовало всего трое питомцев школы Куньминху.

Ответственное место в подготовке кадетов занимали учения и тренировочные походы. С 1884 по 1894 г. Бэйянский флот четыре раза проводил крупномасштабные маневры – в каждых учавствовали курсанты военно-морских школ. Начиная с 1886 г. к таким учениям присоединялись суда вторых китайских флотов. В 1888 г. было введено правило, в соответствии с которого смешанные учебные отряды должны были каждый год выполнять походы вдоль побережья Восточной Азии: зимний период в южном, а весной – в северном направлении.

Наряду с этим курсанты имели возможность посещать зарубежные порты от Владивостока до Сингапура.

Во время, предшествующий Японо-китайской войне 1894-1895 гг., кадеты северных морских школ Цинской империи проходили практику на трех учебных судах – крейсере «Вэйюань», минном крейсере «Канцзи» и барке «Миньцзе».

«Вэйюань»

Канонерская лодка водоизмещением 1258 т, чаще именуемая крейсером, была заложена на верфи Фучжоуского адмиралтейства 2 сентября 1876 г. под №20. «Вэйюань» («Несущий силу») стал первым в истории китайского судостроения кораблем с композитным корпусом. Потому, что ни опыта строительства аналогичных судов, ни соответствующих железопрокатных мощностей в тогдашнем Китае не было, комплект всецело заказали во Франции.

Он был доставлен в Фучжоу на борту зафрахтованного судна и собран на стапеле адмиралтейства. 15 мая 1877 г. корабль спустили на воду, а 14 сентября того же года сдали клиенту. Строительство обошлось в 195000 серебряных лян.

Протяженность судна составляла 64 м, ширина 8,99 м, осадка 3,81 м. На нем, в первый раз в практике Фучжоуских верфей, была установлена паровая машина совокупности «компаунд» мощностью 750 л.с. Пар для нее производили 4 цилиндрических котла. Кроме нее корабль имел возможность нести паруса неспециализированной площадью 933,24 м2. Простая скорость хода составляла 11 узлов, но Дж.

Роулинсон говорит, что на ходу под парусами при попутном ветре она достигала 16 уз. Оружие складывалось из одного 190-мм (по другим сведеньям – 178-мм) дульнозарядного орудия Армстронга и шести казнозарядных 120-мм орудия той же компании.

Первоначально «Вэйюань» входил в состав Фуцзяньской эскадры, но весной 1881 г., по ходатайству Ли Хунчжана, был передан в распоряжение Тяньцзиньской военно-морской школы – это разрешило «Вэйюаню» избежать смерти в бою на Мавэйском рейде 23 августа 1884 г. Вместе с судном на Север был переведен его экипаж во главе с Люй Ханем – данный офицер руководил «Вэйюанем» с мая 1877 г. В апреле 1881 г. «Вэйюань» вышел из Фучжоу и забрал курс на север. 30 апреля, при проходе островов Чжоушань корабль налетел на неотмеченную на картах подводную гора и взял важные повреждения корпуса. Люй Ханю было необходимо вести крейсер в Шанхай для ремонта, стоившего 1500 серебряных лян.

В 1882 г. Люй Ханя поменял Лу Хуалунь, а 8 февраля 1883 г. командирское место на мостике «Вэйюаня» занял 31-летний Фан Боцянь. Последний имел опыт работы в английском флоте и считался высококлассным экспертом, подходящим для воспитания кадетов. С началом Франко-китайской войны 1884-1885 гг. команда крейсера принимала участие в упрочнении Люйшунькоу (Порт-Артура) на случай появления французского флота.

Моряки выстроили земляную батарею на три орудия, потом перестроенную и употреблявшуюся на протяжении Русско-японской войны. В июле 1885 г. дублером капитана «Вэйюаня» стал американский советник Фило Мак-Джиффин, в один момент проводивший с кадетами занятия по управлению и навигации судном. В ноябре 1885 г. Фан Боцянь вступил в руководство новым бронепалубным крейсером «Цзиюань», а «Вэйюань» принял Са Чжэньбин – несомненно, самая выдающаяся личность в перечне начальников этого судна.

В июле 1886 г. крейсер побывал в Корее, а после этого посетил Владивосток в составе эскадры адмирала Дин Жучана.

В марте 1887 г. Са Чжэньбин стал начальником учебного минного крейсера «в один раз», а «Вэйюань» был дан под руководство Чжоу Фэнчжэня. Последним капитаном корабля в феврале 1889 г. стал Линь Инци (1852-1914). Под его руководством «Вэйюань» в июле 1889 г. снова посетил Владивосток, став одним из двух бэйянских судов, два раза побывавших с визитом в Российской Федерации [5].

К началу Японо-китайской войны 1894-1895 гг. крейсер прошел модернизацию, лишившись архаичных парусов. Именно поэтому рангоут был очень сильно облегчен. Известно изображение обновленного крейсера с боевыми марсами на грот- и фок-мачтах, но фотоснимки, запечатлевшие мачты затонувшего судна в феврале 1895 г., их наличия не подтверждают.

Оружие крейсера в 1890-х гг. кроме этого подверглось модернизации: шесть устаревших 120-мм пушек заменили четырьмя более идеальными 105-мм казнозарядными орудиями Круппа, а в дополнение к ним установили четыре 37-мм револьверных пушки Гочкиса (по две на любой боевой марс) и две 25-мм четырехствольные митральезы Норденфельда.

В июне 1894 г. отряд китайских судов был направлен к берегам Кореи для прикрытия и разведки войсковых транспортов. Соединением руководил Фан Боцянь, державший флаг на бронепалубном крейсере «Цзиюань» и имевший в подчинении небольшой крейсер «Гуанъи» и «Вэйюань». Последний делал функции посыльного судна, поддерживая связь между портом и флагманом Инчхон (Чемульпо).

За сутки до начала военных действий между японией и Китаем, учебный крейсер был послан в Вэйхайвэй с донесением о дворцовом перевороте в корейской столице. Так «Вэйюань» второй раз за собственную работу избежал столкновения с вероломным соперником. После этого крейсер в течение нескольких месяцев пребывал в Порт-Артуре, что покинул лишь по окончании захвата японцами Цзиньчжоуских позиций 6 ноября 1894 г.

На протяжении обороны Вэйхайвэя «Вэйюань» стоял под прикрытием острова Люгундао, где в ночь на 6 февраля 1895 г. был потоплен торпедой с японского миноносца №11. Взрыв проделал в древесном корпусе огромную пробоину размером 4?5 м, сделав смерть корабля стремительной, а борьбу за его спасение неосуществимой. Однако, часть экипажа во главе с начальником сумела спастись [6].

«Канцзи»

«Вэйюань» стал головным в серии из пяти судов Фучжоуского адмиралтейства. Спуск на воду его первого систершипа, взявшего имя «Чаоу» («Безграничная доблесть»), состоялся 19 июня 1878 г. Третий корабль серии строился под №22. Закладка киля состоялась 12 июля 1878 г., а спуск на воду – 20 июля 1879 г. Корабль вступил в строй 9 января 1880 г. Не смотря на то, что подробности комплекта этого корабля изготовлялись конкретно в Фучжоу, он обошелся дороже «Вэйюаня» и стоил казне 211000 серебряных лян.

Корабль еще пребывал в достройке, в то время, когда в осеннюю пору 1879 г. стало известно, что клиент в лице руководства Фуцзяньской эскадры не имеет возможности содержать новую боевую единицу. По предложению директора арсенала У Цзаньчэна «Канцзи» («Ниспосылающий благодать и мир») был передан компании «Чайна Мёрчантс энд К°» и переоборудован в торговое судно. Уже тогда рангоут корабля был очень сильно облегчен и мог нести лишь косые паруса.

4 апреля 1880 г. корабль прибыл в Шанхай, по окончании чего пара лет делал рейсы между этим Гонконгом и портом.

В 1888 г. Ли Хунчжан обратился ко двору с просьбой о передаче Бэйянскому флоту особого учебного судна для подготовки экспертов минного дела. Их готовили на базе Тяньцзиньского минных мастерских и арсенала в Дагу, Шаньхайгуане, Вэйхайвэе и Порт-Артуре, но отсутствие особого судна очень сильно тормозило обучение. Выбор пал на «Канцзи», что возвратился на родной завод и спустя 8 лет по окончании вступления в строй, наконец, взял оружие.

Оно складывалось из одного 80-фунтового дульнозарядного орудия на станке Вавассёра, двух 12-фунтовых пушек Армстронга, четырех 87-мм орудий Круппа, четырех 10-фунтовых орудий производства шанхайского Цзиньлинского арсенала, двух 25-мм четырехствольных митральез Норденфельда и двух 11-мм десятиствольных митральез Гатлинга. Для подготовки минеров были установлены два надводных минных аппарата Шварцкопфа калибра 350 мм и нужное оборудование.

Первым начальником «Канцзи» в составе Бэйянского флота стал Линь Юншэн – будущий храбрец сражения в устье Ялу. В августе 1887 г. его поменял Ма Фухэн, в феврале 1889 г. переведенный на канонерку «Хайцзин». Новым начальником «Канцзи» прописали Са Чжэньбина, под руководством которого он в том же году побывал с визитом во Владивостоке.

На протяжении обороны Вэйхай-вэя орудия «Канцзи» были сняты для усиления батарей береговой обороны, но установить их на новом месте уже опоздали.

Команда учебного крейсера замечательно показала себя при обороне базы. Тридцать членов экипажа усилили гарнизон маленького островка Жидао, закрывавшего юго-восточный проход во внутреннюю гавань Вэйхайвэя, где еще в 1878 г. установили два 210-мм орудия Круппа и шесть пушек меньшего калибра. Сам Са Чжэньбин стал начальником маленькой, но сильной крепости. 30 января 1895 г. гарнизон Жидао открыл огонь по наступающим кораблям адмирала и японским войскам Ито Сукэюки.

Подчиненные Са Чжэньбина вели постоянный бой в течение 10 дней и отошли на соседний остров Люгундао лишь по приказу адмирала Дин Жучана. Са Чжэньбин был ранен и в последние дни военных действий не имел возможности

Дальний поход -2014- Учебный корабльСмольный ocean, sea

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: