Учебно-тренировочный самолет/учебный истребитель sparmann p 1 (s.1-a). швеция

      Комментарии к записи Учебно-тренировочный самолет/учебный истребитель sparmann p 1 (s.1-a). швеция отключены

Не смотря на то, что Королевство Швеция не принимала яркого участия во Второй мировой, его косвенное влияние на европейские события нельзя назвать ничтожным. Швеция стала не только местом ответственных дипломатических мероприятий противоборствующих сторон: и союзники, и немцы применяли шведские запасы нужных ископаемых и своеобразную продукцию ее передового машиностроения (напр., шариковые подшипники, «крутившиеся» в военных машинах и англичан, и немцев).

Нейтралитет Швецией был провозглашен довольно давно и не был скороспелым новшество 1939-45 годов, однако, существовала возможность ввода зарубежных армий на ее территорию. Но, в итоге, обе стороны оценили преимущества сохранения шведского нейтралитета.

Положение Швеции кроме этого отражалось на ее оборонной политике. Большинство оружий была отечественного производства, но многие образцы были созданы по окончании закупки соответствующих лицензий. Руководство армии страны сначала тридцатых годов было осведомлено о вероятных будущих осложнениях с получением современной (военной прежде всего авиационной) техники и содействовало разработке отечественных образцов оружия, в конструкции которых должны были употребляться оборудование и материалы только шведского производства.

постройка и Проектирование

Как мы знаем, во время второй мировой в Швеции было создано пара успешных типов самолетов главных боевых категорий, но о вторых автомобилях известно значительно меньше. К числу самые успешных стоит отнести самолет, находящийся в собствености категории «учебных истребителей», другими словами тренировочных самолетов.

Эта машина была одноместным самолетом с маломощным двигателем, большой удельной нагрузкой на крыло, низкими соответствующим набором и эксплуатационными расходами летных черт, разрешающим летчикам-истребителям покупать нужные навыки. Этим шведским учебным истребителем-монопланом был элегантный Sparmann S.1-A, которому руководство ВВС страны присвоило обозначение P 1, а летчики ВВС (Flygvapnet) дали прозвище «Sparmann-Jagaren» (истребитель Спаррманна).

История самолета и его конструктора возможно проследить до времен Первой Мировой и другого уголка Европы – в австро-венгерской монархии. Летом 1919 года – менее чем через год по окончании окончания Великой войны – в Швецию прибыла многочисленная несколько австрийских летчиков с предложением реализовать ставшее уже ненужным много боевых самолетов бывшей Дунайской монархии. В итоге шведскими ВВС у основанной австрийцами компании Austrian Phonix Aircraft, Стокгольм, были куплены 17 истребители Phoenix D.III, а для нескольких австрийцев Швеция стала новым домом.

Учебно-тренировочный самолет/учебный истребитель sparmann p 1 (s.1-a). швеция
сохранившийся экземпляр Phonix D III (либо Phonix 222), что был поставлен шведским ВВС в августе 1920 года. В 1919 году Швеция закупила в Австрии 17 истребителей Phonix D.III. Шведам машина понравилась, и в первой половине 20-ых годов XX века авиазавод в Мальмё выпустил еще 10 истребителей, для которых были куплены германские 185-сильные двигатели BMW-IIIa. Самолеты состояли на вооружении шведских ВВС в качестве истребителей до 1930 года, а после этого были переведены в метеорологическую работу и в том месте летали еще шесть лет

Среди этих австрийцев был и Эдмунд Спарманн (Edmund Sparmann). Спарманн появился в Вене и взял инженерное образование. Он сделал пара изобретений в области авиационной техники, среди которых был непроизвольный стабилизатор. Этот стабилизатор был запатентован в нескольких государствах и мог быть использован на подводных лодках, торпедах и на самолетах.

Во второй половине 20-ых годов XX века Эдмунд Спарманн взял шведское подданство. Какое-то время он перебивался случайными доходами, но спустя десятилетия ему удалось организовать в Швеции собственное дело и строить самолеты в соответствии с собственными идеями.

пилот и авиаконструктор Эдмунд Спарманн

Эдмунд Спарманн получил от США компенсацию в размере 250000 крон за нелегальное применение на протяжении войны элементов конструкции запатентованного им стабилизатора и кроме этого отыскал финансистов, готовых вложиться в его предприятие. В первой половине 30-ых годов двадцатого века в Стокгольме Спарманн основал компанию с собственными производством и конструкторским отделом, названную Sparmanns Flyplanverkstad (Летный завод Спарманна). рабочими и Конструкторами компании были по большей части австрийцы и немцы.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века в компании Sparmanns Flyplanverkstad трудились сорок человек. Первым и практически единственным самолетом компании стал учебный истребитель S.1, которым компания отреагировала на пробел в совокупности подготовки Flygvapnet.

схемы учебно-тренировочного самолета/учебного истребителя Sparmann P 1

Учебный истребитель S.1 воображал собой моноплан с низкорасположенным подкосным крылом, одноместной силовой установкой и открытой кабиной, складывавшейся из одного довольно маломощного инвертированного четырехцилиндрового двигателя воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major, развивавшего мощность 130 л.с. (96 кВт). Первый прототип, взявший номер гражданской регистрации SE-ADX, совершил собственный первый полет в 1935 году и обширно употреблялся для рекламы и испытаний.

статья в шведской прессе, посвященная учебному истребителю Sparmann P 1

В конечном счете самолет заинтересовал шведские ВВС, каковые приобрели его и дали обозначение P 1 (P – Provflygplan [учебный самолет]). По окончании совершённых ВВС опробований была заказана маленькая серия из четырех автомобилей. P 1 вероятнее удовлетворил Flygvapnet, потому, что скоро последовал второй заказ уже на шесть самолетов.

Десять автомобилей взяли в шведских ВВС серийные армейские номера с 811 по 820. Потом на части самолетов были установлены закрытые кабины. Последняя – одиннадцатая – машина 1937 года выпуска являлась машиной, взявшей военное обозначение P 1 и сохранившей (вероятно) внутрифирменное обозначение S.1-A. Данный самолет был передан шведскими ВВС концерну SAAB в качестве экспериментального.

Потому, что машина уже не принадлежала ВВС, то на протяжении работы в компании SAAB самолету был присвоен номер гражданской регистрации SE-AEY.

Определенное давление со стороны концерна SAAB стало обстоятельством того, что маленькая компания Sparmanns Flyplanverkstad не взяла заказов ни на последующие автомобили типа P 1, ни на самолеты вторых проектов. В итоге, во второй половине 30-ых годов XX века Спарманн не выдержал борьбе с более большими компаниями и был должен выйти из дела. Рабочие компании Эдмунда Спарманна стали работать в концерне SAAB.

Однако, в качестве благодарности ВВС и правительство Швеции внесли предложение ему место в основной авиастроительной компании страны. Кроме этого Спарманну была выплачена компенсация в размере 100000 крон за ашаландаж [1], за использованное занятость и оборудование в течение трех лет в компании SAAB. Это было без всяких сомнений хорошее предложение, но Эдмунда Спарманн принял его очень нехотя.

Его работа в концерне SAAB характеризовалась сложностями в сотрудничестве с другими инженерами и малым интересом к новым разработкам в авиационной области.

История эксплуатации

Летчики от P 1 были практически в восхищении: в полете эти самолетики напоминали истребители и кроме этого имели возможность применять собственные «спортивные» качества. Летные характеристики самолета были весьма хорошими, а его управляемость была по большому счету на высоте: к примеру на протяжении штопора по окончании 22 витков самолет вышел из него за половину оборота по окончании несложного перемещения руля направления. По преимуществу была оценена и конструкция самолета, разрешавшая выдерживать жёсткие посадки и грубое обращение.

На протяжении одной из них прочная конструкция фюзеляжа спасла жизнь пилоту. В сутки авиации 25 августа 1935 года на протяжении исполнения над Йёнчёпингом (Jonkoping) «истребительного» пилотажа самолет под управлением Фредерика Ламберта-Мюллера (Fredrik Lambert-Meuller) на скорости 200 км/ч врезался в почву. Летчик под аплодисменты зрителей вышел невредимым из обломков P 1.

учебный истребитель Sparmann P 1 не отличался громадными размерами

сверху: на протяжении войны Sparmann P 1 (армейский номер 819) летал в составе авиакрыла F1 с бортовым номером 96; снизу: строй из трех P 1 на лыжах

учебный истребитель Sparmann P 1 (бортовой номер 72) на протяжении работы в авиакрыле F5 Ljungbyhed

учебный истребитель Sparmann P 1 (бортовой номер 29) на протяжении работы в авиакрыле F3 Malme

По собственному прямому назначению P 1 в шведских ВВС помогали недолго. С 1936 года самолеты были переданы боевым подразделениям в качестве курьерских, чему соответствовала их громадная дальность полета. К примеру, первый экземпляр (прототип, что был куплен шведскими ВВС) летал в составе авиакрыла F5 Ljungbyhed, после этого в составе F2 Hagernas, F3 Malme, F1 Hasslo и др..

в отличие от стандартной алюминиевой окраски всех поверхностей и тёмного бортового номера, с которыми P 1 летали во время второй мировой, единственный Sparmann P 1 (с закрытой кабиной) летал с темно-зеленой окраской верхних и боковых поверхностей и желто-светло синий опознавательными символами. В 1939-45 годах опознавательные символы на верхние поверхности не наносились. Продемонстрированная на рисунке машина служила в авиакрыле F8 Barkarby

В конце 1945 года, в составе шведских ВВС числились три учебных истребителя Sparmann P 1, каковые были приписаны к авиакрыльям F1 Hasslo и F 13 Norrkoping. В апреле 1946 года автомобили были выставлены на продажу, но так как к приобретению самолетов никто заинтересованности не показал, то в январе 1947 года автомобили были списаны. Один из самолетов был спасен и сейчас выставлен в расположенном в Линчепинге (Linkoping) в музее шведских ВВС.

учебный истребитель Sparmann P 1 (армейский номер 814, бортовой 8) на протяжении работы в авиакрыле F8 Barkarby (весна 1942 года) и в экспозиции музея ВВС Швеции (отечественные дни)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Учебный истребитель Sparmann P 1 имел силовой комплект фюзеляжа в виде сварной ферменной конструкции, изготовленной из металлических труб. Обшивка около кабины и двигателя экипажа складывалась из страниц дюралюминия, в другой части фюзеляжа употреблялось полотно

Крыло самолета было однолонжеронным, в его конструкции был использован проверенный аэродинамический профиль Clark Y. Силовые элементы его конструкции изготавливались из дерева. В качестве обшивки крыла употреблялась фанера, и только в его корневых частях был применен листовой металл. Элероны крыла имели древесный силовой комплект и полотняную обшивку.Упрочнение конструкции самолета обеспечивалось подкосами, соединявшими крыло и фюзеляж, и совокупностью расчалок, связывавших консоли крыла, стойки шасси и с фюзеляжем.

Хвостовое оперение имело трубчатый каркас с полотняной обшивкой. Триммер на руле направления не устанавливался.

Силовая установка складывалась из вышеупомянутого инвертированного четырехцилиндрового двигателя воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major, развивавшего мощность 130 л.с. (96 кВт) и вращавшего двухлопастный древесный винт. Топливный бак имел емкость 100 литров и размещался в фюзеляже сзади двигателя. Емкость маслобака составляла 14 литров.

Главные стойки шасси представляли собой сложные пирамидальные конструкции, изготовленные из металлических труб, несли колеса, оснащенные тормозами и покрытые обтекателями. Обтекатели главных стоек шасси были изготовлены из дюралюминия. Габаритные размеры колес составляла 420 ? 150 мм.

В зимних условиях на Р 1 устанавливали лыжное шасси. В хвостовой части фюзеляжа устанавливался костыль.

Состав оборудования соответствовал набору оборудования, которым оснащались учебно-тренировочные самолеты тех лет. Радиостанция на самолет не устанавливалась.

Учебные самолёты не имели стрелкового оружия, но при необходимости на них имел возможность устанавливаться фотопулемет.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Sparmann P 1

Назначение: учебно-тренировочный самолет/учебный истребитель

Компания-производитель: Sparmanns Flyplanverkstad, Стокгольм

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: инвертированный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major, развивавший мощность 130 л.с. (96 кВт) и вращавший двухлопастный древесный винт

Размеры:

размах крыла 8 м
протяженность 6,18 м
высота 2,00 м
площадь крыла 9,42 м?

Вес:

безлюдного 425 кг
взлетный 610 кг

Летные характеристики:

большая скорость у почвы 250 км/ч
крейсерская скорость на высоте 195 км/ч
минимальная скорость 90 км/ч
время комплекта высоты
1000 метров 3 мин
5000 метров 21,5 мин
практический потолок 5800 м
длительность полета 4 ч 25 мин

Количество изготовленных: 11 экземпляров

1 – good-will – т.н. нематериальные элементы предприятия: финансовая оценка предполагаемого будущего превышения прибыльности, неосязаемые активы, неосязаемый главный капитал, условная цена деловых связей и т.д.

источники:

  • MIROSLAV BALOUS Vykres PETR KOLMANN «SPARMANN S.1-AP 1» L+K 06/06
  • http://www.airwar.ru/enc/other1/s1a.html
  • http://sv.wikipedia.org/wiki/Sparmann_S_1-A
  • http://www.avrosys.nu/aircraft/Misc/461P1.htm
  • http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft25510.htm

Сборка палубных истребителей

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: