Учебно-тренировочный самолет ту-104ак.

      Комментарии к записи Учебно-тренировочный самолет ту-104ак. отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1961 г.Учебно-тренировочный самолет ту-104ак.

В то время, когда начиналась советская программа полетов человека в космос, одной из многих малоизвестных была неприятность невесомости. Никто на земле не имел возможности сообщить — как человек, а конкретно — астронавт, будет чувствовать себя в этих условиях. Легко понять, что ответ на данный вопрос имел наиболее значимое, жизненное значение для программы.

Итак, предстояло хоть как-то (хоть приближенно) решить эту задачу.

Как пришли к идее полетов на Ту-104 по параболической траектории для имитации невесомости — пока остается под вопросом. В ежедневниках начальника группы астронавтов, генерала Каманина, имеется следующая запись, датированная 11 марта 1961 года: «Убедить Вершинина (Командующего ВВС) подписать два приказа. Первый — о передаче самолета Ту-104, оснащенного для полетов на невесомость, в ЦПК (Центр подготовки астронавтов), так и назначение экипажа полковника Старикова на данный самолет…»

Выбранные автомобили должны были модифицироваться для полета в условиях перегрузок (а также — и отрицательных) для того, чтобы оборудование оставалось работоспособным. Так, к примеру, горючее в баках при невесомости также будет вольно парить, но это никоим образом не должно сказаться на подаче его к силовым установкам. И тут (как и во многих вторых совокупностях) необходимо было что-то придумывать.

В первой половине 60-ых годов XX века на умелом предприятии НИИ ВВС посредством ОКБ Туполева была подготовлена первая такая машина (СССР М2390). Часть салона занимала лаборатория, оставшаяся часть представляла собой зал (длиной примерно восьмь метров) с обитыми мягким материалом внутренними поверхностями и отделенная от кабины сетью.

Чтобы совершенно верно установить нулевое значение перегрузки (условие невесомости), в ЛИИ позднее был создан и устанавливался штатно на самолет автомат управления, что «забирал» у пилотов это узкое управление.

Сначала самолет снаружи не отличался от своих аэрофлотовских собратьев. Позднее машину перекрасили — на нее нанесли звезды и красный бортовой номер «46».

Испытательные полеты автомобили, обозначенной как Ту-104АК, проводили летчики-испытатели Сергей юрий и Анохин Гарнаев. К моменту первых полетов на невесомость оба были весьма умелым пилотами, были привычны с различными перегрузками, и все же скорость перехода к нулю, всего за полминуты, давала совсем неизвестные до того, впечатляющие ощущения. в один раз экипаж замечал захватывающую сцену: незакрепленный барограф медлительно «вышел» из футляра и подплыл к навигатору — зрелище фантастическое!

Но основное — задуманное осуществлялось: невесомость воспроизводилась «на земле»! Для уточнения летных методик в этом в неспециализированном-то непростом виде полетов учавствовал экипаж Анатолия Старикова. При правильном выдерживании всех параметров возможно было взять на параболе 25 секунд невесомости.

Кандидаты в астронавты подолгу тренировались в этом Ту-104, а позднее к данной машине присоединились еще две — с номерами «47» и «48» (бывший борт «91»). На тренировках в невесомости отрабатывались: перемещение и координация, прием пищи (жёсткой и жидкой), исполнение разных работ. Полученный позднее опыт настоящих космических полетов всецело соответствовал тому, что собрали на Ту-104АК.

С того времени полеты на «АК» стали необходимым разделом программы подготовки советских астронавтов.

Любой новый космический опыт отрабатывался и испытывался перед настоящим полетом в лаборатории невесомости Ту-104. Так. первая «космическая прогулка» (выход в открытый космос) шепетильно и полно отрабатывалась на Ту-104АК. В салоне был установлен космический корабль «Восход».

По окончании того, как испытали сам космический аппарат, астронавты П.Беляев и А.Леонов начали тренироваться «выходить в космос», пока не довели собственные действия до совершенства.

Кроме того первый луноход испытывался в Ту-104. Для этого в летающей лаборатории насыпали «лунной пыли», и «на параболе» (гравитация соответствовала лунной — 0,16) луноход делал первые попытки двигаться. Позднее Ту-104АК были заменены на более удобные самолеты на базе самолета Ил-76, па которых кроме того туристы также смогут приобрести себе «чувство невесомости».

Сейчас историю возможно еще заметить: красный «46» стоит в музее ВВС в Монино. «48» ржавеет в Чкаловской. А на авиазаводе в Харькове находится «47»…

ЛТХ:

Модификация: Ту-104АК
Размах крыла, м: 34,54
Протяженность самолета, м: 38,85
Высота самолета, м: 11,90
Площадь крыла, м2: 174,40
Масса, кг
-безлюдного самолета: 43320
-большая взлетная: 75500
-топлива: 25480
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Большая скорость, км/ч: 980
Крейсерская скорость, направляться/ч: 775
Практическая дальность, км: 2790
Практический потолок, м: 12300
Экипаж, чел: 3.

Ту-104АК борт № 46.

Ту-104АК борт № 47.

.

.
Перечень источников:
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Владимир Ригмант. Под символами «АНТ» и «Ту».
Крылья Отчизны. Владимир Ригмант. Родом из дальней авиации.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104.
Фотоархив сайта russianplanes.net

СР-10 Новый российский учебно-тренировочный самолёт ✅

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: