Разработчик: ОКБ им. А.С.Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1993 г.
ОКБ им. А.С.Яковлева фактически постоянно занималось созданием пилотажных спортивных и учебно-тренировочных самолетов: УТ-1, УТ-2, УТ-2Л, Як-18, Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-52… Но чем дальше, тем тяжелее борьба с соперниками. Отечественными и особенно с зарубежными. «Экстра», «Злин», «КАП», «Лазер», «Питтс» — постоянно блистали на мировых первенствах, демонстрируя собственный техническое совершенство.
Отечественный Як-50 очевидно обошли: в конце 70-х годов в моду властно вошла энергичная воздушная акробатика — буйная стихия для мелкого легкого самолета с громадной скоростью угловых вращений. Но вот и у нас появились более легкие и компактные автомобили, подобные по конструктивному ответу, — Су-26 и Як-55. И итог не замедлил сказаться: в первой половине 80-ых годов XX века летчица X.Макагонова в Венгрии, пилотируя Як-55, стала чемпионкой мира. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века в Англии этого высочайшего титула на Су-26 добилась Л.Немкова.
Но отечественное ликование по этому поводу было недолгим: в случае если в Англии «Су» и «Экстра» выступали на равных, то менее чем через год, к первенству Европы в ФРГ, Вальтер Экстра всего с четырьмя ассистентами сумел существенно улучшить собственный и без того прекрасный аппарат. Дело ясное: по модернизации спортивных автомобилей Запад существенно мобильнее нас.
Неприятность во многом упирается в мотор. До сих пор нет у нас двигателя, аналогичного «Ротаксу» либо «Лайкомингу». В случае если забрать долгий последовательность автомобилей от Як-50 до двухместного Су-29, двигатель в принципе, одинаковый, звездообразный, с громадным миделем, в 360 л.с. С таким двигателем выстроен и самый последний на сегодня спортивный Як-54.
Необходимо дать должное упорной кропотливой работе над проектом Главного конструктора Дмитрия Драча и ведущего инженера Владимира Попова: в самых твёрдых условиях сегодняшней экономики им удалось совместно с коллективом ОКБ создать спортивный самолет по самым строгим требованиям сертификации. Мысль создания Як-54 на базе серийно производимого Як-55М была задана Главным конструктором ОКБ А.Н.Дондуковым. Плюс масса «небольших» нюансов в новой конструкции стали причиной хорошим итогам.
Шеф-пилот Андрей Синицын был в восхищении от нового самолета. Як-54 был существенно лучше собственного прототипа Як-55М, а по себестоимости — в 2 раза ниже, чем двухместный Су-29. А также пара превзошел собственного соперника в характеристиках сваливания и обратном пилотаже.
Д.Драч в десятках эскизов пробовал воплотить вид будущей спарки. Придирчиво разбирал не только заграничные, но и отечественные самые удачные конструкции. В первую очередь Су-29. Занимательными показались и самолеты, созданные К.Жидовецким еще до его «Авиатики». В «Кванте» было много неординарных идей: необыкновенная совокупность закрылков.
В первый раз опробованы предельно громадные нагрузки на крыло. Но самолет данный, побивший пара мировых рекордов, увы, так и не пробился в серию. Неординарным был и «Акробат», данный короткокрылый кроха с предельно малым весом 700 кг. Мотор у него был все тот же, громоздкий, в 360 л.с. и весом ровно в половину веса аппарата. Но так уникальны аэродинамические и компоновочные ответы!
Из заграничных конструктору самые интересным показался «Питтс — практически игрушечный биплан, прочный, страно маневренный, делающий головокружительные пируэты практически около собственного хвоста. Кстати, с деловыми людьми и американскими конструкторами у яковлевцев давешняя творческая дружба. Коллеги в штатах кроме того производят издание «Yak pilot club», — большая честь.
Очень многое из задуманного Д.Драчу удалось внедрить в конструкцию. Двухместный спортивный пилотажный Як-54 рекомендован для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и применения в соревнованиях разного ранга, впредь до международных. Это моноплан со среднерасположенным крылом, неубирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом.
Двигатель М-14П (360 л.с.). Самолет имеет взлетную массу 990 кг. Развивает большую скорость 460 км/ч. Скороподъемность — 15 м/с.
Самолет маленькой по размерам: протяженность 6,91 м, размах 8,16 м, площадь крыла 12,9 м2. На валу двигателя установлен трехлопастный винт с повышенным КПД. Понижение массы самолета достигнуто за счет новой компоновки кабины, понижения веса оборудования, применения наспинных парашютов, установки пустотелых рессор шасси. В самолете применено занимательное новшество.
В совокупности управления введен дополнительный канал управления элеронами на «зависание», разрешающий пилоту на любом этапе полета отклонять элероны на угол 5° и на углы 10° либо 15° на посадке и взлёте. Отклонение элеронов осуществляется перемещением особой ручки, установленной в кабине по левому борту самолета у курсанта и инструктора. Такое новшество разрешает снизить посадочную скорость, и делать пилотажный комплекс без утраты высоты.
Для улучшения визуальной ориентировки в нижней обшивке фюзеляжа установлен остекленный люк.
Як-54 несложен и послушен в управлении. В полной мере дешёв и начинающим летчикам. Громадный запас прочности, отличная управляемость и высокая энерговооружённость позволяют умелым спортсменам делать сложнейшие комплексы фигур высшего пилотажа. Итак — новенький пилотажный Як. Какая будущее его ожидает?
Будем сохранять надежду на лучшее. Компания держит марку. Так как недаром в Соединенных Штатах, где рынок практически завален «пилотажками», купили уже 150 спортивных «Яков». И дело не только в дешёвой цене, но и в качестве.
Ресурс Як-54, к примеру, — 3000 часов! Летайте на здоровье.
Модификации :
Як-54 — базисная модель.
Як-54М — модернизированный вариант.
ЛТХ:
Модификация: Як-54
Размах крыла, м: 8,16
Протяженность самолета, м: 6,91
Высота самолета, м: 1,65
Площадь крыла, м2: 12,89
Масса, кг
-безлюдного самолета: 754
-большая взлетная: 990
-топлива: 50
Тип двигателя: 1 х ПД М-14П
-мощность, л.с.: 1 х 360
Большая скорость, км/ч: 450
Крейсерская скорость, км/ч: 360
Практическая дальность, км: 700
Практический потолок, м: 4000
Макс. эксплуатационная нагрузка: 9
Экипаж, чел: 1-2
Як-54 на стоянке.
Як-54 на стоянке.
Як-54 на стоянке.
Як-54 на МАКС-2005.
Як-54 на рулежке.
Як-54 перед взлетом.
Як-54 в полете.
Як-54 в полете.
Як-54 с раскапотированным двигателем.
Кабина Як-54.
Кабина Як-54.
Компоновочная схема Як-54.
Як-54. Схема.
.
.
Перечень источников:
Евгений Подольный. «Яки» держат марку. Между «Су» и «Питс».
Александр Мельников. Современная авиация России. Як-54.
Сайт «Уголок неба». 2010 г. страница: «Яковлев Як-54».
Фотоархив сайта russianplanes.net
Як-52 Учебно-тренировочный самолет
Увлекательные записи:
- Учебно-тренировочный самолет у-2 (по-2).
- Самолет-разведчик специального назначения ту-214он (открытое небо).
- Пикирующий бомбардировщик пе-2фз.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Многоцелевой грузо-пассажирский самолет ан-28.
Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1969 г. Самолет Ан-28 является предстоящее развитие легкого многоцелевого самолета Ан-14 «Пчелка»,…
-
Легкий сельскохозяйственный самолет а-31 «спектр».
Разработчик: ООО СК «Авантаж» Страна: Российская Федерация Первый полет: 2004 г. В феврале 2004 года был поднят в атмосферу, принципиально отличающийся…
-
Средний транспортно-пассажирский самолет ли-2 (пс-84).
Разработчик: Лисунов Страна: СССР Первый полет: 1939 г. Чтобы начать рассказ о известном советском самолете Ли-2, нужно перенестись в Соединенных Штатах…
-
Дальнемагистральный пассажирский самолет ил-62.
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1963 г. В 1960-х годах у Аэрофлота назрела острая необходимость в новом дальнемагистральном…
-
Учебно-тренировочный самолет як-30.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1960 г. С возникновением в Советском Альянсе реактивных самолетов, конечно встал вопрос о подготовке…
-
Спортивно-пилотажный самолет як-55.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1982 г. Мировой чемпионат по высшему пилотажу, прошедший в 1976 году в Киеве, завершился победой…