Учебно-тренировочный самолет як-20.

      Комментарии к записи Учебно-тренировочный самолет як-20. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1949 г.Учебно-тренировочный самолет як-20.

В первые послевоенные годы у нас были приняты энергичные меры для восстановления авиационного спорта. Части и учебные организации ВВС передали аэроклубам большое количество самолетов По-2 и УТ-2, кое-какие типы поршневых истребителей, каковые возможно было применять для учебных и спортивных целей. Фабрики освоили и начали серийно строить новые типы автомобилей, например, як-11 и як-18.

Именно поэтому самолетный спорт взял прочную материальную базу.

Но автомобили были относительно дороги в эксплуатации, поскольку оснащались достаточно замечательными моторами, расходующими большое количество бензина. Вот из-за чего парк аэроклубов стремились пополнить более экономичным самолетом для начального обучения. Такую умелую машину, взявшую обозначение Як-20, во второй половине 40-ых годов XX века создал коллективпод руководством А.С.Яковлевым.

Конструкция Як-20 во многом напоминала Як-18. Но она была намного проще, технологичнее и дешевле. Фюзеляж воображал собою ферму, сваренную из металлических труб.

Его легкая дюралевая опалубка была обтянута полотном. Однолонжеронное крыло складывалось из двух консолей, стыковавшихся конкретно с фермой фюзеляжа. Передняя часть крыла от носка до лонжерона обшивалась дюралем (именно поэтому носок принимал нагрузки от кручения), а хвостовая часть, включая щелевые элероны и закрылки, — полотном.

Оперение самолета — подкосно-расчалочное дюралевое с полотняной обшивкой. Стабилизатор складывался из двух однообразных консолей, стыковавшихся с фюзеляжем. Шасси самолета неубирающееся, пирамидального типа из металлических труб.

Амортизаторы изготавливались из резинового шнура.

Силовая установка Як-20 складывалась из нового звездообразного поршневого двигателя АИ-10 мощностью 80 л.с. и воздушного винта В-515 типа «аэроматик». Его особенность заключалась в том, что ход машинально регулировался в полете под действием аэродинамических и центробежных сил без дополнительного привода. Горючее размещалось в двух крыльевых баках емкостью по 35 литров любой.

Маслобак в один момент делал функции маслорадиатора. Взлетный вес Як-20 — 700 кг, вес безлюдного — 470 кг.

Основная изюминка Як-20, отличавшая его от всех учебно-спортивных самолетов тех лет, — широкая пилотская кабина. В ней инструктор и обучаемый размещались не друг за другом, а рядом, бок о бок. Это, с одной стороны, упрощало и уменьшало процесс обучения, а с другой — разрешало уменьшить вес конструкции.

Летные опробования новой спортивного автомобиля вели С.Анохин и Г.Шиянов. По их отзывам, Як-20 продемонстрировал себя только несложным в пилотировании. Он легко делал фигуры высшего пилотажа, а также петли, «бочки», перевороты, был устойчив на всех режимах полета. Сваливание в штопор начиналось только при малой скорости.

В ходе опробований это разрешило кроме того отказаться от запроектированных ранее предкрылков. Большая скорость самолета — 160 км/ч, посадочная — 60 км/ч, потолок — 3000 метров. Длительность полета — до 3,5 часа.

Протяженность разбега — 70 м, пробега — 80 метров. В заводских опробованиях автомобили принимали участие кроме этого узнаваемые летчики-спортсмены А.Бодрягина, Я.Форостенко, М.Чечнева. Они единодушно советовали принять Як-20 в серийное производство, оснастить им аэроклубы страны.

С другими требованиями, более высокими, чем предъявляются к несложным самолетам, предназначенным для начального обучения, подошли к оценкам Як-20 эксперты, участвовавшие в национальных опробованиях. Их предложения и многочисленные замечания по существу свелись к тому, дабы в ходе «доводки» самолет купил такие летные качества, какими владел более сложный и дорогой учебно-тренировочный Як-18.

Попытка конструкторского коллектива реализовать предложения и эти замечания во втором умелом экземпляре Як-20, в частности оснастить его всем нужным для полетов в сложных метеоусловиях, была неудачной. Данный вариант с крылом увеличенной площади стал значительно тяжелее, его летные характеристики заметно ухудшились. В таком виде Як-20 по всем летным данным уступал уже эксплуатировавшемуся Як-18, и, конечно, в серийное производство его принимать было не нужно.

Так, на мой взор, из-за неправильно выдвинутых участниками госиспытаний требований к изюминкам автомобили, предназначенной только для начального обучения, был в то время закрыт путь в аэроклубы несложному экономичному самолету.

Описание самолета.

Як-20 — двухместный учебно-спортивный самолет — моноплан с низко расположенным свободнонесущим крылом и неубирающимся шасси.

Фюзеляж сварной, ферменной конструкции из металлических труб. К силовой ферме приварены узлы навески крыла, оперения, двигателя, шасси и т.д. Обтекаемая форма придается легким каркасом из стрингеров и дюралюминиевых дужек. Обшивка носовой и хвостовой частей дюралюминиевая.

Другая часть обтянута полотном.
Фонарь кабины обтекаемой каплевидной формы из органического стекла. Силовым основанием для него помогает металлическая трубчатая дужка, приваренная к каркасу фюзеляжа. Задняя сдвижная часть фонаря перемещается по трем рельсам: двум боковым и одному заднему.

Крыло складывается из двух отъемных консолей, стыкующихся конкретно с фюзеляжем. Профиль Clark YH 14% у корня и 8% на финише. По конструкции крыло однолонжеронное с трудящейся обшивкой в передней части от носка до лонжерона. Для крепления дюралюминиевой обшивки использованы заклепки с полукруглой головкой. На крыле установлены щелевые элероны и закрылки.

Их каркас выполнен из трубчатого дюралюминиевого лонжерона, комплекта нервюр и гнутого профиля, образующего заднюю кромку. Носок закрылков и элеронов зашит дюралюминиевым страницей. Использование закрылков в сочетании с низкой удельной нагрузкой на крыло (46 кг/м2) обеспечило самолету хорошие взлетно-посадочные характеристики: разбег — 70, а пробег — 80 м. Задняя кромка крыла, включая закрылки и элероны, обтянута полотном.

В корневой части на верхней обшивке по правому и левому бортам установлены противоскользящие трапы, изготовленные из пробковой крошки, наклеенной на фанерный страницу. Любая консоль стыкуется с фюзеляжем тремя болтами: два по лонжерону и третий по стенке, расположенной в носке крыла.

Оперение подкосно-расчалочное. Стабилизатор складывается из двух однообразных частей, стыкующихся конкретно с фюзеляжем. Конструкция стабилизатора и киля двухлонжеронная. Лонжероны изготовлены из гнутых дюралюминиевых профилей П-образного сечения. Носок стабилизатора до первого лонжерона изготовлен из пенопласта. Рули поворота и высоты по конструкции подобны закрылкам и элеронам, но носок кроме этого пенопластовый.

Обтяжка оперения полотняная.

Шасси пирамидального типа со шнуровой резиновой амортизацией. Стойки сварены из металлических труб и для уменьшения аэродинамического сопротивления обтянуты полотном. Хвостовое колесо управляемое.

Управление им сдублировано с рулем поворота.

Силовая установка складывается из поршневого пятицилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения АИ-10 (конструкции А.Ивченко) мощностью 80 л.с. с аэромеханическим воздушным винтом В-515. Моторама сварена из металлических труб. Капот мотора дюралюминиевый, из двух половин — верхней и нижней. Бензин заливался в два крыльевых бака емкостью по 35 л любой.

Маслорадиатора нет, его функции делает маслобак, обдуваемый потоком воздуха от винта. Управление двигателем сдублировано для правого и левого летчика.

Управление Як-20 двойное. Рули высоты, поворота и элероны соединены тросами с ручками и педалями. На обеих половинах руля высоты установлены триммеры. Проводка управления ими кроме этого тросовая.

Торможение колес, выпуск и уборка закрылков, и запуск двигателя обеспечиваются пневмосистемой.

Окраска самолета достаточно несложна. Алюминиевой краской покрывалась лишь полотняная обшивка, дюралюминиевые поверхности автомобили сохраняли собственный цвет. Диски колес желтые.

На крыле, киле и фюзеляже красные звезды с красно-белой окантовкой. Борта кабины, приборная доска, кресла пилотов, ручки и педали светло-серого цвета.

ЛТХ:

Модификация: Як-20
Размах крыла, м: 9,52
Протяженность самолета,м: 7,06
Высота самолета,м: —
Площадь крыла,м2: 15,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 470
-большая взлетная: 700
Внутренне горючее, кг: 45
Тип двигателя: 1 х ПД АИ-10
-мощность, л.с.: 1 х 80
Большая скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 145
Практическая дальность, км: 525
Cкороподъемность, м/мин: 125
Практический потолок, м: 2700
Экипаж, чел: 2.

Учебно-тренировочный самолет Як-20.

Учебно-тренировочный самолет Як-20.

Учебно-тренировочный самолет Як-20.

Як-20 в стандартной окраске.

Учебно-тренировочный самолет Як-20.

Учебно-тренировочный самолет Як-20 в полете.

Раскапотированный двигатель АИ-10 на умелом Як-20.

Як-20. Чертеж 1.

Як-20. Чертеж 2.

Як-20. Чертеж 3.

Як-20. Чертеж 4.

Як-20. Схема 1.

Як-20. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Моделист-Конструктор. Вячеслав Кондратьев. Самолет для всех.
Летный форум PropJet. Архивные фото.

Учебно тренировочный Як 152 испытывают в небе над Иркутском

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: