Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.
Фактически в один момент с разработкой Як-17-РД-10 и Як-21 в ОКБ-115 начали создавать новый вариант одноместного истребителя Як-15У («улучшенный», в документах кроме этого видится «Як-15У-РД-10 с трехколесным шасси и подвесными баками») и его двухместную учебно-тренировочную версию УТИ Як-17-РД-10 (либо Як-21Т — «тренировочный»).
Как и Як-15, эти самолеты были скомпонованы по реданной схеме, но в этом случае конструкторы применили шасси с носовым колесом и попытались учесть замечания по устойчивости, управляемости, обзору из дальности и кабины полета самолета. Носовую опору шасси не стали делать всецело убирающейся — она поджималась к фюзеляжу и прикрывалась щитком. Главные опоры было нужно перенести назад, за первый лонжерон крыла.
Наряду с этим в корневых территориях крыла установили дополнительные стены. Форму оперения поменяли, наряду с этим горизонтальное оперение и киль увеличили, а хорду руля поворота уменьшили. В продольном канале управления было нужно установить качалку и пружину, каковые увеличили на 20% передаточное отношение от ручки к рулю высоты.
Под доработанными законцовками крыла разместили два подвесных бака (ПТБ), каковые совместно вмещали до 331 кг керосина. Для улучшения рабочего положения летчика кабину на Як-15У увеличили по высоте и длине, выгнутый козырек фонаря что, как считалось, искажал обзор, заменили собранным из трех плоских стекол, а каплевидный колпак сохранили. Для Як-21Т создали новый фонарь с двумя сдвижными частями.
Дабы стремительнее начать опробования, клиент разрешил оружие на «спарку» не устанавливать.
Первый умелый Як-21Т строили на заводе № 464 с применением агрегатов и деталей серийного Як-15. Это первенствовал реактивный самолет предприятия, исходя из этого машина взяла заводской № 01464 (борт «22»). Она взлетела в мае 1947 года и в течение 14 дней скоро прошла заводские опробования, каковые проводили летчик Г.С.Климушкин и ведущий инженер Н.И.Леонов.
В том же месяце новую «спарку» передали в ГК НИИ ВВС на Госиспытания, каковые завершились 10 августа. Акт по их итогам утвердили еще 4 августа, отразив в нем солидный список значительных недочётов самолета. Он имел скороподъёмность и максимальную скорость меньше заданных требованиями ВВС, практически вдвое не дотягивал до нужной дальности, помимо этого, инструктор не имел возможности запускать двигатель, убирать либо производить шасси и крыльевые щитки, и вести связь.
Отметили армейские положительные качества и испытатели новой «спарки». Она устойчиво летала на громадных углах атаки, выходила из штопора фактически без запаздывания, запас прочности разрешал делать фигуры высшего пилотажа с восьмикратной перегрузкой. В связи с острой потребностью в реактивном учебно-тренировочном самолете (УТС) рабочая группа ГК НИИ ВВС все же советовала УТИ Як-17-РД-10 к серийному производству, предложив «…установить на серийных самолетах 1 пушку НС-23 и фотокинопулемет С-13.»
Результаты опробований Совет Министров утвердил 17 сентября 1947 года, и самолет начал выпускаться на заводе № 31 под обозначением Як-17УТИ. Весной 1948 года завершились контрольные опробования серийного Як-17УТИ. На нем все еще отсутствовало оружие, но не обращая внимания на это, ЛТХ пара ухудшились.
ЛТХ:
Модификация: Як-17УТИ
Размах крыла, м: 9,20
Протяженность, м: 8,70
Высота, м: 2,30
Площадь крыла, м: 14,85
Масса, кг
-безлюдного: 2094
-большая взлетная: 2906
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-10А
-тяга, кгс: 1 х 910
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 696
-на высоте: 726
Практическая дальность, км: 370
Фактически потолок, м: 12100
Экипаж, чел: 2.
Учебно-тренировочный самолет Як-17УТИ.
Учебно-тренировочный самолет Як-17УТИ.
Як-17УТИ.
Як-17УТИ.
Як-17УТИ в полете.
Як-17УТИ в полете.
Як-17УТИ в музее ВВС Китая.
Як-17УТИ. Рисунок.
як-17 и як-17УТИ. Схема.
Як-17УТИ. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Время и Авиация. Ефим Гордон. Реактивные первенцы Яковлева.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Реактивное «перо».
Крылья Отчизны. Владимир Петров. Як-17УТИ, Як-21.
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева.
Полет учебно-тренировочного самолёта Як-152 | ПРЕМЬЕРА МАКС-2017
Увлекательные записи:
- Управляемая ракета средней дальности р-25 (к-25, «изделие 370»).
- Учебно-тренировочный вертолет «ансат-у».
- Управляемая ракета малой дальности к-5м (рс-2у, изделие «и»).
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Учебно-тренировочный самолет як-52.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1979 г. 8 мая 1979 года в небе над Тушинским аэропортом показался маленькой самолет с ярко-красными…
-
Учебно-тренировочный самолет упе-2 (пе-2ут).
Разработчик: ОКБ Петлякова Страна: СССР Первый полет: 1941 г. История учебно-тренировочного варианта пикирующего бомбардировщика Пе-2 началась в феврале…
-
Учебно-тренировочный самолет нв-2 (нв-2бис, ути-5).
Разработчик: В.В.Никитин Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Более десяти лет проработал Василий Васильевич Никитин (1901-1955) в конструкторских бюро…
-
Легкий транспортный и связной самолет як-10.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. В первой половине 40-ых годов XX века коллектив ОКБ А.С.Яковлева в один момент с…
-
Учебно-тренировочный самолет у-2 (по-2).
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1928 г. Начиная с 1919 года, главным отечественным учебным самолетом являлся У-1, созданный на базе…
-
Учебно-тренировочный истребитель миг-15ути.
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1949 г. По окончании принятия на вооружение нового типа боевого самолета клиент в…