Учебно-тренировочный истребитель миг-21ус (ум).

      Комментарии к записи Учебно-тренировочный истребитель миг-21ус (ум). отключены

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1965 г.Учебно-тренировочный истребитель миг-21ус (ум).

В 1965 году на опробования поступил УТС МиГ-21УС (изделие «68») с двигателем Р-11Ф2С-300 с совокупностью сдува пограничного слоя с закрылка. Самыми заметными новшествами на «спарке» стали катапультные кресла КМ-1М, автопилот киль-2 и КАП увеличенной с 4,45 до 5,32 м» площади. На некоторых автомобилях на фонаре кабины инструктора устанавливали перископ для обзора передней полусферы на взлетно-посадочных режимах.

Любой самолет имеет массу ограничений при эксплуатации, но в советских ВВС к ним прибавлялись и другие, не связанные с техникой — на случай «как бы чего не вышло». Но летчики, появлявшиеся в «тёплых точках», на многие запреты не обращали внимания, поскольку летая по инструкции, написанной политиками, возможно из боя и не возвратиться.

Как пример возможно привести впечатления летчика-испытателя ОКБ имени А.И.Микояна Б.А.Орлова, которому довелось совершить один полет на МиГ-21УС с сирийским пилотом: «Начался отечественный полет с того, что летчик Абдель сразу после взлета, не успев убрать шасси, медлено потянул на полупетлю. Самолет не весьма с радостью шел вверх, заметно теряя скорость. На высоте около 1000 м мы наконец легли на пояснице, стрелка указателя скорости (приборной), уползшая влево до 150 км/ч, медлено отправилась вправо.

Но самолет медлено летел, не трясся, не выворачивался — летчик с уверенностью осуществлял контроль машину. Собрав обычную скорость, он перевернул самолет со поясницы в простое положение и мы пошли в пилотажную территорию.

Дабы летчик ни делал — виражи на скорости 230-240 км/ч, зависание до нулевой скорости, «бочку» с высокой перегрузкой, все время ощущалась его мгновенная реакция на поведение самолета, перемещения рулями были правильными и координированными, в особенности была заметна энергичная и четкая работа ног, практически не используемая в практике отечественных строевых, да и не только строевых, летчиков. Не сообщу, дабы все делаемое сирийцем было мне в новинку: в испытательных и тренировочных полетах мы делали практически то же самое, но мы-то были испытателями, летчиками особой квалификации и со особой подготовкой, а тут простой армейский летчик, без сомнений, большого класса вытворяет линия знает что! Лишь на посадке мой начальник дал маху: как планировал на скорости 320 км/ч, так и плюхнулся на данной скорости фактически без выравнивания.»

В 1960-е годы на «спарке» МиГ-21У при подготовке к рекордному полету чуть не случилась трагедия. Дело было в Ахтубинске на аэропорте НИИ ВВС, из-за жары, находившейся сейчас года, полет запланировали на пять часов утра. В переднюю кабину села М.Л.Попович, а в заднюю — ее инструктор летчик-испытатель П.Ф.Кабрелев.

Кроме того в эти утренние часы температура окружающей среды превышала 30°С, и дабы хоть как-то выяснить остаток ВПП (одной из самых долгих в СССР), по ее краю установили вешки. Самолет уже добежал до середины ВПП, в то время, когда стало ясно, что он не собрал нужную скорость и оторваться не сможет. Кабрелев тут же отключил двигатель.

Как позже выяснилось, при даче РУДа в положение «форсаж» не разошлись створки сопла и двигатель не перешел на режим форсажа. Кабрелев же, положившись на Марину Лаврентьевну, потерял контроль над ТРД. В итоге длины ВПП не хватило, и машина выкатилась за ее пределы.

Первый всемирный рекорд на МиГ-21УС был установлен 22 мая 1965 года: Н.А.Проханова достигла динамического потолка 24366 м. Спустя месяц Л.Я.Зайцева в горизонтальном полете поднялась на высоту 19020 м. Это достижение произошло благодаря установке на самолет форсированного двигателя взлетной тягой 7000 кгс и двух ракетных ускорителей.

Во второй половине 60-ых годов XX века на опробования поступил УТС МиГ-21УМ (изделие «69»). От предшественника он отличался, в первую очередь, двигателем Р-13-300 (имеются сведения, что на некоторых автомобилях устанавливались Р-11Ф2С-300). На самолете, помимо этого, доработали топливную совокупность и увеличили количество накладного бака, установили стрелковый прицел АСП-ПФ-Д-21, в совокупность управления включили автопилот АП-155.

В кабине курсанта показалось кресло КМ-1y, у инструктора — КМ-1и. На откидной части фонаря кабины инструктора показался перископ, существенно улучшивший обзор из задней кабины при посадке и взлёте. Были и другие, на первый взгляд, небольшие доработки, существенно упростившие эксплуатацию автомобили.

Часть МиГ-21УМ имела доработанную совокупность аварийного сбрасывания фонарей от одной ручки из передней кабины, наряду с этим предусматривалась возможность аварийного сброса инструктором фонаря задней кабины при скинутом переднем. С 1972 года на все строившиеся МиГ-21 устанавливали по бокам носовой части фюзеляжа датчики, а в кабине — индикаторы угла атаки, что содействовало увеличению безопасности полета.

Раньше скольжения углов и датчики атаки находились на ПВД, и информация от них употреблялась при вычислении упреждений в оптическом прицеле. Учебно-тренировочный МиГ-21УМ стал самым массовым и строился в течение около 20 лет (до 1971 г.) на двух фабриках: в Тбилиси с 1962-го по 1971 год и в Москве на «Знамя труда» — с 1964-го по 1968 год на экспорт. В Тбилиси в 1962-1966 годах выстроили 180 МиГ-21У, с 1966 по 1970 год — 347 МиГ-21УС и до окончания производства 1133 МиГ-21УМ.

Сейчас учебный, как, но и боевой МиГ-21 в русском небе — большая редкость, его возможно заметить разве что на протяжении авиационной выставки в подмосковном Жуковском. Но в государствах, где продолжают работу боевые МиГ-21, учебные автомобили видятся чаще. К нашему стыду, учебный МиГ-21У отсутствует кроме того в монинском музее ВВС.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-21УМ
Размах крыла, м: 7,15
Протяженность самолета,м: 13,46
Высота самолета,м: 4,80
Площадь крыла,м2: 23,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 5610
-обычная взлетная: 8000
Внутренне горючее, кг: 2030
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс: 1 х 6175
Большая скорость, км/ч
-на высоте: 2175
-у почвы: 1150
Перегоночная дальность, км: 1460
Дальность действия, км: 1210
Практический потолок, м: 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка: 7,0
Экипаж, чел: 2
Оружие: 2 х УР «воздух-воздух» К-13, блоки НАР калибром 57 и 240 мм, свободнопадающие практические и боевые бомбы разных типов на двух подкрыльевых узлах внешней подвески.

Учебно-тренировочный истребитель МиГ-21УС.

Учебно-тренировочный истребитель МиГ-21УС ВВС СССР.

МиГ-21УС ВВС Румынии.

МиГ-21УМ ВВС СССР.

МиГ-21УМ ВВС Ливии.

МиГ-21УМ ВВС Финляндии.

Кабина курсанта МиГ-21УМ.

Кабина инструктора МиГ-21УМ.

Проекции МиГ-21УМ ВВС ГДР. Рисунок.

МиГ-21УМ ВВС СССР. Рисунок.

МиГ-21УМ ВВС Финляндии. Рисунок.

МиГ-21УС ВВС Египта. Рисунок.

МиГ-21УМ. Схема.

.

.

Перечень источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Крылья России. самолёты и История ОКБ «МиГ».
Ефим Гордон, Владимир Климов. МиГ-21.
Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Рождение легенды.
Время и Авиация. Ефим Гордон. Созданный для боя.
Крылья Отчизны. Ефим Гордон. Рождение долгожителя.
Крылья Отчизны. Э.Эгенбург. Сверхзвуковой реактивный «МиГ».

Eduard 1/48 MiG-21 MF Limited Edition (1199)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: