Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.
Учебно-тренировочный истребитель, взявший первоначально обозначение Ла-9В (вывозной), отличался двухместной кабиной с дублированными пилотажно-приборами контроля и навигационными приборами ВМГ. сдвоенным управлением двигателем и самолётом, и неубирающимся костыльным колесом. Количество бензобаков сократили до трех, сохранив одну пушку НС-23 с боезапасом 100 патронов.
Дополнительно установили оборудование для ночных полетов, шторки для обучения полету по устройствам в передней кабине, фотоустановку для плановой съемки, приспособление и переговорное устройство для буксировки конуса.
В мае 1947 года Ла-9В прошел заводские опробования, сделав 8 полетов, а 2 июня начались госиспытания. Ведущим вторым пилотом и инженером на этом этапе опробований был В.И.Алексеенко, ведущим летчиком — И.М.Дзюба.
Как и каждая новая техника. Ла-9В владел рядом недостатков и дефектов. Но, это не помешало в выводах «Акта…» по итогам госиспытаний подчернуть, что самолет «…по пилотажным и летно-техническим данным, и по количеству оборудования возможно обширно использован в частях и школах ВВС в качестве учебно-тренировочного истребителя для тренировки и обучения летного состава.
По пилотажным качествам, управляемости и устойчивости самолет подобен одноместному боевому самолету Ла-9 с мотором АШ-82ФН и дешёв летчикам средней квалификации для пилотирования, как из передней, так и из задней кабин…»
С апреля 1948 года началось серийное производство «спарки» на заводе № 99 в г.Улан-Удэ под обозначением УТИ-Ла-9 (УТИЛа-9, изделие «49»). В этом же году машину № 49990609 перегнали в НИИ ВВС на контрольные опробования.
По окончании их завершения самолет передали на 301-й завод для доработок. На «спарке» заменили пушку на пулемет УБС. Вместо прицела АСП-1Н установили АСП-3Н, и новое светотехническое и противопожарное оборудование.
Костыль заменили на новый по типу Ла-11.
В таком виде самолет прошел госиспытания и был рекомендован в серию. Ведущими по машине были летчик П.М.Стефановский и инженер-летчик И.Н.Соколов.
В заключении «Акта…» по итогам госиспытаний отмечалось, что «…использование УБС разрешает применять самолет с целью проведения учебно-тренировочных полетов со стрельбой не только по наземным, но и по воздушным целям». Так как при стрельбе из пушки имелась большая вероятность поражения не только мишени-конуса, но и буксировщика.
С 1947 года 99-й завод производил и военные машины. Опробования первой из них № 01-01, собранной из подробностей 21-го завода, начались 9 июля. Завод производил «спарки» как с пулеметами УБС, так и пушками НС-23.
ЛТХ:
Модификация: Ла-9В
Размах крыла, м: 9,80
Протяженность, м: 8,625
Высота, м: 3,56
Площадь крыла, м2: 17,59
Масса, кг
-безлюдного: 2554
-обычная взлетная: 3285
-топлива (максимально): 379
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 1 х 1850
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 558
-на высоте: 659
Практическая дальность, км: 955
Скороподъемность, м/мин: 1000
Практический потолок, м: 11125
Экипаж: 2
Оружие: 1 х 23-мм пушка НС-23 либо 1 х 12,7-мм пулемет УБС.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-9В. Ейское военное авиационное училище летчиков.
Ла-9В в полете.
Несколько Ла-9В в полете. На заднем замысле виден Ла-7УТИ.
Самолет Ла-9В в экспозиции авиационного музея в Китае.
Приборная панель передней кабины.
Приборная панель задней кабины.
Ла-9В ВВС СССР. Рисунок.
Ла-9В ВВС КНР. Рисунок.
Ла-9В. Схема 1.
Ла-9В. Схема 2.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Армада. Владимир Перов, Николай Якубович. Истребители Ла-9 и Ла-11.
Материалы сайта «Палитра крыла».
Истребители Ла-9 и Ла-11. Последние поршневые истребители ВВС СССР.
Увлекательные записи:
- Самолет-разведчик р-3 (ант-3).
- Экспериментальный самолет на воздушной подушке ан-14ш.
- Двухместный истребитель 2и-н1 (2.и.н.1.).
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Учебно-тренировочный истребитель як-7в.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Як-7В (вывозной) с двигателем М-105ПА (позднее — с М-105ПФ) и винтом ВИШ-61П воображал…
-
Учебно-тренировочный истребитель ла-7ути.
Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1945 г. В марте 1945 года на заводе в Неприятном серийный Ла-7 № 45211521 переделали в…
-
Учебно-тренировочный истребитель миг-21ус (ум).
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: Российская Федерация Первый полет: 1965 г. В 1965 году на опробования поступил УТС МиГ-21УС (изделие «68») с…
-
Учебно-тренировочный самолет/учебный истребитель sparmann p 1 (s.1-a). швеция
Не смотря на то, что Королевство Швеция не принимала яркого участия во Второй мировой, его косвенное влияние на европейские события нельзя назвать…
-
Учебно-боевой истребитель су-7у.
Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1965 г. Су-7У — учебно-боевой истребитель. Кресла экипажа на «спарке» разместили тандемно, снабдив обе…
-
Опытный самолет-разведчик и учебный истребитель aviotehase pn-3 isamaa pastja. эстония
О самолетах эстонского происхождения во время, которому в издании «L+K» посвящена рубрика «Letadla 39-45», авторы еще не говорили. В действительности…