Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.
Летчики, подготовившиеся для истребителей семейства «ЛаГГ» и «Ла», до 1944 года не имели собственной спарки — двухместного учебного варианта. Они пересаживались на военные машины, в большинстве случаев, со «старичка» УТИ-4, спарки на базе истребителя И-16. Действительно, в свое время выстроили спарку на базе ЛаГГ-3, но в серию она не отправилась.
В сентябре 1943 года с завода № 21 в НИИ ВВС поступил изготовленный месяц назад первый учебно-тренировочный Ла-5 с двигателем М-82Ф. На его борту над номером 07 красовалась надпись «Презент фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».
Открытая (без фонаря) кабина летчика-инструктора размещалась между 5-м и 8-м шпангоутами. В этом месте было нужно усилить фюзеляжный вырез верхними лонжеронами и ввести два дополнительных шпангоута. С автомобили сняли одну пушку ШВАК, ее место занял баллон со сжатым воздухом.
Для учебного самолета ненужными стали бронеспинка и бронестекло, совокупность нейтрального газа и бомбовое оружие. Отказались и от радиооборудования.
Ведущими по опробованиям спарки были инженер В.И.Алексеенко и летчики А.Г.Кубышкин и Ю.А.Антипов. Облетали самолет кроме этого П.М.Стефановский, В.И.Хомяков, И.М.Дзюба и К.И.Овчинников. По их неспециализированному точке зрения, задняя кабина была тесной, в особенности для летчиков в зимнем обмундировании, но по технике пилотирования самолет практически не отличался от боевого Ла-5, если не считать повышенной чувствительности к перетягиванию ручки управления.
В полете с открытым фонарем передней кабины, что практиковалось среди советских пилотов, очень сильно задувало заднюю кабину и зимний период летать без маски было нереально.
Учебно-тренировочный Ла-5 опробования прошел удовлетворительно и был рекомендован к серийной постройке, но с необходимой установкой переговорного устройства и устранением распознанных недостатков, но, последних было не так уж большое количество.
Месяц спустя в НИИ ВВС показалась еще одна спарка и также завода № 21, но она опробования не выдержала, а серийному учебно-тренировочному Ла-5 было суждено показаться только в конце 1944 года.
Тем временем, в марте 1944 года, в мобильных авиационных мастерских ПАМ-30 1-й воздушной армии один из серийных самолетов Ла-5 переделали в двухместный Ла-5УТИ. На протяжении национальных опробований выявилась тряска хвостового оперения (по всей видимости, из-за ослабления хвостовой части фюзеляжа) при заходе на посадку и на парашютировании. Это вынудило остановить предстоящие работы по машине.
В этом же году на заводе № 163 в двухместный учебно-тренировочный самолет переоборудовали Ла-5Ф. На протяжении национальных опробований обнаружилась тряска хвостового оперения (типа бафтинг) на громадных углах атаки и при открытых более чем 25 мм боковых створках мотора.
Ответом ГКО от 19 октября 1943 года завод № 163 обязали начать производство Ла-5УТИ. Но исполнение этого распоряжения затянулось, и только с ноября 1944 года в маленьких количествах завод начал сдавать клиенту спарки. Наряду с этим на них запрещалось делать штопор, парашютирование, неуправляемые (бочки) и штопорные перевороты.
Остальные фигуры высшего пилотажа разрешалось делать лишь при боковых створках открытых не более чем на 25 мм.
В декабре 1944 года Ла-5УТИ № 39215055 изучили в аэродинамической трубе ЦАГИ Г-101.
В качестве мероприятий по устранению тряски «цаговцы» советовали расширить расстояние между крылом и боковыми створками, закрыть обтекателями выступы направляющих рельс подвижной части фонаря задней кабины и более шепетильно выдерживать обводы профиля центроплана. Все эти рекомендации реализовали уже в спарке Ла-7УТИ.
ЛТХ:
Модификация: Ла-5УТИ
Размах крыла, м: 9,80
Протяженность, м: 8,67
Высота, м: 2,54
Площадь крыла, м2: 17,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2789
-обычная взлетная: 3210
Тип двигателя: 1 х ПД М-82Ф
-мощность, л.с.: 1 х 1330
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 552
-на высоте: 600
Практическая дальность, км: 720
Скороподъемность, м/мин: 877
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, чел: 2
Оружие: 1 х 20-мм пушка ШВАК.
Умелый Ла-5УТИ «Презент фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».
Умелый Ла-5УТИ «Презент фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».
Умелый Ла-5УТИ «Презент фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».
Умелый Ла-5УТИ «Презент фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».
Умелый Ла-5УТИ «Презент фронту в честь 25-летия ВЛКСМ».
На 2-м умелом Ла-5УТИ завода № 21, выстроенном в первой половине 40-ых годов двадцатого века, фонарь кабины инструктора раскрывался вбок.
Серийный Ла-5УТИ 1944 г.
Серийный Ла-5УТИ 1944 г.
Ла-5УТИ с бортовым № 100 в 1944 г. употреблялся на Ленинградском фронте в качестве фоторазведчика.
Вид на кабины Ла-5УТИ.
Замена колеса на Ла-5УТИ.
Курсант на крыле Ла-5УТИ.
Три учебно-тренировочных истребителя Ла-5УТИ в полете по маршруту.
Ла-5УТИ. Рисунок.
Ла-5УТИ. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
Крылья Отчизны. Евгений Подрепный. «Лавочкин-5» — истребитель завода № 21.
Крылья Отчизны. Виктор Бакурский. Я — «Лавочкин» истребитель.
CP-10 САТ новый учебный самолет для ВВС (Конвейеры) Кубинка
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Учебно-тренировочный истребитель миг-15ути.
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1949 г. По окончании принятия на вооружение нового типа боевого самолета клиент в…
-
Учебно-тренировочный истребитель ла-9в (ути ла-9).
Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Учебно-тренировочный истребитель, взявший первоначально обозначение Ла-9В (вывозной),…
-
Учебно-тренировочный истребитель як-7в.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Як-7В (вывозной) с двигателем М-105ПА (позднее — с М-105ПФ) и винтом ВИШ-61П воображал…
-
Учебно-тренировочный истребитель як-9в.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. Як-9В (вывозной) с двигателем ВК-105ПФ2 воображал собой двухместный, с двойным управлением,…
-
Палубный учебно-боевой истребитель су-33куб.
Разработчик: ОКБ Сухого Страна: Российская Федерация Первый полет: 1999 г. В течение долгого периода эксплуатации одноместных корабельных истребителей…
-
Учебно-тренировочный истребитель миг-9ути (и-301т, тф).
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Для обеспечения подготовки летного состава строевых частей ВВС к полетам на…