Учебно-тренировочная летающая лодка сам-11 «бекас».

Разработчик: Москалев
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.Учебно-тренировочная летающая лодка сам-11 «бекас».

Историю этого самолета достаточно детально обрисовал в собственной книге «Голубая спираль» конструктор А.С.Москалев.

«С маленьким сдвигом во времени шла постройка учебного самолета-амфибии САМ-11 с двигателем ММ-1. Самолет-амфибия по тем же соображениям, что и самолет САМ-10 строился под мотор конструктора Бессонова. Самолет был заказан армейскими моряками.

Я не сходу дал согласие его делать, имея в виду отсутствие у нас в Воронеже подходящей водной поверхности.

Это была вторая в моей практике морская машина и меня не так очень сильно тревожила аэродинамика амфибии, как его мореходные качества. В то время откуда-то появилась мода шифровать самолеты разными птичьими именами. Это, по всей видимости, пришло из-за предела и продержалось у нас недолго.

Придумали и мы наименование для амфибии — «Бекас».

В выборе обводов лодки учавствовали научные сотрудники морского отдела ЦАГИ. Модель лодки прошла все положенные опробования в гидроканале и продемонстрировала хорошие мореходные качества.

Амфибия САМ-11 представляла собой двухместный моноплан с консольными шасси, убирающимися в крыло. Двигатель с тянущим винтом был расположен на пилоне, прекрасно закрытом обтекаемыми капотами. Конструкция самолета выполнена из дерева.

Самолет был закончен в конце 1938 года и в середине августа начались его летные опробования.

Первые полеты в колесном варианте были удачно выполнены летчиком Гусаровым. посадка и Взлёт производились на аэропорте ОКБ-31. В полете амфибия продемонстрировала управляемость и хорошую устойчивость. Не обращая внимания на непривычную для Гусарова компоновку самолета, что в первый раз летал на морском самолете, он оценил поведение САМ-11 в воздухе как в полной мере удовлетворительное, не считая режима предпосадочного планирования.

Тут мы в первый раз встретились с тряской оперения типа «Бафтинг». Не обращая внимания на высокое размещение ГХО (ГХО — горизонтальное хвостовое оперение) по отношению к крылу, тряска на режиме посадки была большой. Достаточно скоро была установлена обстоятельство тряски.

Она явилась следствием срыва вихрей с поверхности крыла недалеко от крепления обтекателя пилона мотора. Маленькие щитки на задней кромке крыла около пилона всецело ликвидировали неприятное явление и в будущем не тревожили летчика.

Опробования проходили удачно. Самолет продемонстрировал высокую для амфибии скорость полета. Наконец пришло время опробования на воде. До тех пор пока испытывали амфибию, искали подходящую поверхность вблизи Воронежа. Не хотелось везти самолет на Черное море в бухту им. Матюшенко, где размещался морской ЛИИ, не проверив поведение самолета на воде.

Поиски увенчались успехом. Не весьма на большом растоянии от Воронежа, в достаточно запущенном месте и глухом, известном лишь заядлым охотникам, пребывало Погонное озеро, поверхности которого было вполне достаточно для опробований САМ-11.
Для опробований самолета на воде был приглашен летчик-испытатель ЛИИ ВВС ВМФ товарищ П.Я.Яковлев. Его советовали клиенты, он должен был вести национальные опробования. Скоро прибыл Яковлев и они вместе с Гусаровым осмотрели озеро сперва с воздуха на самолете У-2, а после этого на автомашинах. Осмотр их удовлетворил. Была поставлена бригада рабочих ОКБ-31, которая подготовила подходы к воде, установила палатки, место и ориентиры для посадки и взлёта.

Скоро обслуживающий персонал и комиссия перебрались на Погонное озеро. В том же направлении прилетели самолеты САМ-11 и У-2. Стояла хорошая для опробований погода. Опробования начались удачно.

Самолет САМ-11 легко взлетал и садился на водную поверхность озера. Заметно увеличилась скорость с убранными шасси. Все было в порядке, опробования доходили к концу, но проверка самолета на взлет, посадку и брызгообразование при волне не удавалась.

Большое количество огорчений привело к множеству водоплавающей птицы. Всякого типа утки тучами взлетали на протяжении опробования самолета и пугали летчиков. Летчики без шуток опасались столкновения самолета с утками. Вместе с тем инстинкт охотников потребовал им расправиться с утками. Опробования САМ-11 прошли удачно.

По окончании опробования летчики «отвели душу». Осталось секретом, в то время, когда же они успели захватить с собою ружья.

Возвращались в Воронеж не без приключений. САМ-11, пилотируемый Яковлевым, в далеком прошлом уже был в Воронеже, имея большое превосходство в скорости если сравнивать с У-2. Мы же с Гусаровым продолжительно летели на У-2 и стремясь сократить путь, угодили на полигон тяжелых бомбардировщиков ТераБайт-3, где отрабатывалось прицельное бомбометание. Бомбардировщики были высоко над нами и болванки летели неподалеку от отечественного самолета.

Это не было приятным ощущением. Но все обошлось благополучно.

Оформив отчет, мы стали готовить самолет к национальным опробованиям, каковые должны были проходить в Севастополе. И самолет САМ-11 был послан в Севастополь. в бухту Матюшенко вместе с бригадой рабочих. Представителем ОКБ-31 был Л.В.Полукаров.

Как и ожидали, ведущим летчиком-испытателем был назначен П.Я.Яковлев.

Для принятие участия в первых полётах и сдаче самолёта я вместе с Гусаровым вылетел из Воронежа в Севастополь на санитарном самолете САМ-5-2 бис, применяв его большую дальность полета. Полет прошел благополучно и в тот же сутки возможно было учавствовать в летных опробованиях САМ-11.

Опробования на взволнованном море заметно отличались от опробований на негромком Погонном озере. В один момент с САМ-11 проводили опробования летающей лодки им. Самсонова.

Испытывал данный самолет летчик Сухомлин. С машиной Самсонова что-то не весьма ладилось и это пара мешало опробованиям САМ-11. так как управление университета большое количество времени уделяло самолету Самсонова.

При первых же опробованиях САМ-11 на волне с предельной нагрузкой обнаружилось повышенное брызгообразование. которое при опробовании под Воронежем мы не увидели. Мое присутствие выяснилось своевременным. По окончании замечания об излишнем брызгообразовании мы стали искать пути устранения этого недочёта на месте.

По предложению Полукарова были сделаны маленькие стойки на протяжении скул лодки для отвала воды. Работа была выполнена бригадой ОКБ-31. по окончании чего опробования проходили нормально и брызгообразование стало малым. Погода была хорошей для опробований и они проходили очень оперативно и без происшествий. В соответствии с программой оставались опробования по облету самолета вторыми летчиками ЛИИ, меня это мало тревожило, поскольку вопрос о качествах САМ-11 был уже ясен.

Поручив предстоящее участие в работе Государственной комиссии Полукарову, я направился в Воронеж, где шла текущая работа коллектива ОКБ-31.

Самолет САМ-11. удовлетворяя требованиям к учебной амфибии, и был рекомендован к серийному производству. Отмечались недочёты, каковые следовало ликвидировать на эталоне для серии САМ-11 бис с мотором МВ-6. в частности:
-увеличить ширину верхней части лодки недалеко от кабины пилотов;
-добиться ликвидации «бафтинга» вторыми средствами (не щитками);
-улучшить надстройки на скулах лодки.

Все указанные замечания были учтены при разработке и постройке эталонного САМ-11бис МВ-6.

К сожалению, с самолетом САМ-11 бис повторилась история самолета САМ-10 бис. Установка двигателя МВ-6 с компрессионным древесным винтом. при намного более высоких оборотах мотора МВ-6 если сравнивать с ММ-1. заметно снизила ЛТХ самолета.

Заключение клиента о запуске САМ-11 бис в серийное производство реализовано не было по тем же обстоятельствам, что и других самолетов, созданных под лицензионные моторы Рено, каковые были сняты с серийного производства. Дорого обошлась стране приобретение французских моторов компании Рено.

Возвращение в Воронеж было с приключениями, которых в авиации того времени было неизменно достаточно. Прибыв на аэропорт ГВФ под Симферополем, где нас ожидал САМ-5 2 бис, мы убедились, что вылететь в данный же сутки не удастся. Необходимо было осмотреть самолет, заправить смазкой и горючим, оформить полетные документы, взять прогноз погоды по автостраде и т.д. Но, не в этом были громаднейшие трудности. Погода в Крыму внезапно быстро изменилась.

Откуда-то налетел штормовой ветер, показались рваные, низко идущие дождевые тучи. Аэродромное руководство в этих условиях отказывалось выдать разрешение на вылет легкого самолета. «Утро — вечера мудренее» и мы легли отдыхать в одном из номеров безлюдной гостиницы аэропорта. Рано утром Гус

(115) От долблёнки до летающей лодки у Корабелов Прионежья.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: