Учебно-боевой штурмовик су-25уб.

      Комментарии к записи Учебно-боевой штурмовик су-25уб. отключены

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1985 г.Учебно-боевой штурмовик су-25уб.

Вопрос о создании на базе одноместного военного штурмовика его учебно-боевого варианта появился в середине 70-х годов, а во второй половине 70-ых годов XX века был создан эскизный проект этого самолета.

Постройка в ОКБ первого летного экземпляра методом доработки планера серийного штурмовика Су-25 началась в первой половине 80-ых годов XX века, но по разным обстоятельствам очень сильно затянулась и в следствии в первой половине 80-ых годов XX века была вовсе приостановлена в связи с тем, что в МАП приоритетной была признана задача скорейшей передачи и постройки на опробования модернизированного варианта одноместного штурмовика Су-25Т (Т-8М), для чего в ОКБ решено было применять существующий задел — планер недостроенной спарки.

Постройку же умелых экземпляров Т-8УБ решено было совместить с запуском самолета в серийное производство на Улан-Удэнском АПО, выделив в распоряжение ОКБ 2 автомобили из установочной партии с целью проведения на них летных опробований. Запуск в серию самолета Су-25УБ на авиазаводе в городе Улан-Удэ начался в первой половине 80-ых годов XX века.

Наряду с этим 3 первых планера самолета Т-8УБ из установочной партии были в 1985 году кроме этого переданы в ОКБ для доработки в умелые экземпляры самолета Т-8М, и исходя из этого сборка первых 2-х автомобилей Т-8УБ полной комплектации была закончена только во второй половине 1985 года. Так как все это очень сильно затянуло сроки передачи самолета на летные опробования, решено было совершить заводской их этап в сокращенном количестве и только в учебном варианте самолета, другими словами без отработки боевого применения и в только сжатые сроки — до конца 1985 года.

Первый умелый экземпляр самолета Т-8УБ1 (ведущим инженером по летным опробованиям был назначен В.П.Васильев) был закончен производством в июле 1985 года и облетан на заводском аэропорте города Улан-Удэ летчиком-испытателем ОКБ А.А.Ивановым 10-го августа 1985 года. Через сутки, 12-го августа, был совершён еще один полет, по окончании чего самолет был разобран и воздушным транспортом доставлен на ЛИС ОКБ в ЛИИ в г. Жуковском, где по окончании сборки, оборудования его контрольно-записывающей аппаратурой и отработки всех его совокупностей, он был 10-го октября снова облетан А.А.Ивановым.

Началось исполнение программы заводских опробований, полеты делали летчики-испытатели ОКБ: А.А.Иванов, Н.Ф.Садовников и О.Г.Цой. 7-го декабря, сразу после получения заключения о хороших итогах отработки совокупности катапультирования на стенде, был выполнен первый полет в составе экипажа. На протяжении этих опробований были сняты главные показатели летно-технических, взлетно-посадочных характеристик и управляемости нового и характеристик устойчивости самолета — в количестве, достаточном для предъявления его на второй этап — Национальные совместные опробования.

Заводские летные опробования были закончены в установленный срок — 13-го декабря 1985 года.

В последних числах Декабря 1985 года был облетан и второй умелый экземпляр самолета, Т-8УБ2. По окончании чего оба самолета в начале 1986 года были предъявлены на Госиспытания. ГСИ самолета проводились уже полностью (другими словами включая и боевое использование) в течение всего 1986 года.

Само их проведение было, конечно, очень сильно облегчено тем, что все агрегаты и основные системы спарки были уже в достаточной степени испытаны на серийном штурмовике Су-25 (Т-8) и отработаны в эксплуатации и серийном производстве, исходя из этого опробования прошли без каких-либо значительных трудностей. По их окончании, самолет, с учетом устранения недочётов, отмеченных в списке, был рекомендован к принятию на вооружение.

Запуск самолета в полномасштабное серийное производство был осуществлен на заводе в городе Улан-Удэ во второй половине 80-ых годов двадцатого века и, начиная с 1987 года, первые спарки Су-25УБ начали поступать в строевые части ВВС, приходя на смену учебно-тренировочным самолетам L-39 (производства ЧССР), каковые до этого ВВС вынуждены были применять в полках для обучения летчиков пилотированию одноместных штурмовиков Су-25 из-за отсутствия спарок.

Фактически в один момент с выпуском серийного варианта Су-25УБ, на заводе был развернут серийный выпуск экспортной модификации самолета. Су-25УБК (Т-8УБК) поставлялся в те же страны, куда ранее был реализован боевой вариант самолета. Самолет Су-25УБК снаружи не отличается от Су-25УБ и без того же, как экспортный боевой самолет, незначительно отличается набором бортового радиоэлектронного оборудования.

Всего произведено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4), Чехословакию (6). По окончании распада Чехословакии в первой половине 90-ых годов двадцатого века 4 самолёта достались Чехии, а 2 — Словакии.

Техническое описание.

Навигационно-пилотажное, система управления и прицельное оборудование оружием двухместного самолета снабжают возможность его применения в учебных и боевых целях.

Двухместный учебно-боевой самолет Су-25УБ рекомендован для контроля и обучения летчиков боевых курсантов и частей летных училищ в технике пилотирования, самолетовождении, групповой слетанности при переучивании на армейский штурмовик Су-25, и для обучения ответу боевых задач на военном штурмовике. Главные летно-технические характеристики учебно-боевого самолета фактически не отличаются от черт одноместного самолета-штурмовика.

В ходе учебно-боевых полетов самолет Су-25УБ снабжает исполнение следующих видов и задач летной подготовки:
-техника пилотирования днем и ночью, в несложных и сложных метеоусловиях;
-полеты по устройствам;
-самолетовождение днем и ночью, в несложных и сложных метеоусловиях;
-атака наземной цели со стрельбой из фотокинопулеметов, стрельбой из пушек, неуправляемыми реактивными боеприпасами, и фотобомбометание и бомбометание в количестве задач, решаемых вооружением и оборудованием самолета;
-обучение летчиков действиям крайне редко полета с имитацией отказов пилотажно-навигационных устройств.

Самолет Су-25УБ является двухместный цельнометаллический моноплан обычной схемы с высокорасположенным крылом малой стреловидности, переставным на посадке и взлёте стабилизатором, нерегулируемыми воздухозаборниками и трехопорным шасси с носовым колесом.

На самолете, как и на одноместном штурмовике, установлены два бесфорсажных двигателя Р-95Ш. Комплекс прицельно-навигационного оборудования подобен установленному на самолете Су-25.

В целях сокращения затрат на проектирование, опробования, внедрение в стоимости и серийное производство серийного производства учебно-боевой самолет Су-25УБ имеет большую преемственность с серийным одноместным штурмовиком Су-25 в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых черт, силовой установки, оборудования, самолетных совокупностей.

Самолет Су-25УБ имеет следующие главные отличия от самолета Су-25:
-доработанную под установку второй кабины головную часть фюзеляжа;
-вновь устанавливаемый единый для двухместной кабины откидной фонарь;
-частично поменянную компоновку оборудования, по большей части поменянную в зоне головной части фюзеляжа и в гаргроте средней части фюзеляжа;
-доработанные под двойное управление совокупности управления двигателями и самолётом, совокупности жизнеобеспечения, кондиционирования, аварийного покидания самолета, электроснабжения и гидросистему;
-дублирующие элементы сигнализации, кондиционирования, управления;
-меньший запас горючего.

Аэродинамическая компоновка двухместного самолета отличается от аэродинамической компоновки одноместного самолета размерами и формой головной части фюзеляжа, в которой установлена вторая кабина. Протяженность головной части фюзеляжа и протяженность самолета не увеличились. Трансформации, которые связаны с повышением высоты головной части фюзеляжа, стали причиной повышению высоты гаргрота средней части фюзеляжа.

Угол обзора первого летчика сохранен таким же, как и на одноместном самолете и образовывает 19° по направлению «вперед-вниз», а угол обзора второго летчика образовывает 7° в том же направлении. Превышение рабочего места второго члена экипажа над рабочим местом первого члена экипажа образовывает 440 мм.

Шасси самолета Су-25УБ аналогично шасси базисного самолета. В требования к взлетно-посадочным устройствам самолета введено требование двух последовательных посадок с применением тормозного парашюта во второй посадке.

На самолете Су-25УБ установлены два катапультных кресла К-36Л. Неспециализированная для обоих членов экипажа самолета откидная часть фонаря складывается из каркаса, выполненного из узлов и профилей из алюминиевых сплавов, и остекления. Остекление откидной части секционное и складывается из 6 слоев, материал остекления — органическое стекло, герметизация откидной части осуществляется резиновым уплотнительным жгутом.

Совокупность управления двухместного самолета по большей части подобна совокупности управления одноместного самолета.

Отличительной изюминкой совокупности управления есть установка педалей и ручки управления во второй кабине, которые связаны с педалями и ручкой управления первой кабины.

Во второй кабине экипажа установлен пульт управления двигателями полозкового типа, рычаги управления двигателями обеих кабин жестко связаны между собой. Пульт управления двигателями в кабине инструктора снабжает его преимущественное право на последовательность команд управления двигателями.

Совокупность жизнеобеспечения предназначена для обеспечения нужных условий жизнедеятельности экипажу в полете и в аварийной обстановке во всем диапазоне скоростей и высот полета. Неспециализированный бортовой запас газообразного кислорода для двух членов экипажа заключен в двух восьмилитровых баллонах.

Для обеспечения экипажа кислородом при катапультировании каждое кресло оборудовано независимой кресельной кислородной совокупностью.

Радиоэлектронное оборудование самолета по назначению и составу отличается от радиоэлектронного оборудования одноместного самолета.

Отличия эти по большей части связаны с наличием на самолете Су-25УБ дублирующих средств управления во второй кабине. Для части радиоэлектронного оборудования предусматривается возможность ввода имитированных отказов из кабины инструктора на индикаторы кабины обучаемого. В кабине инструктора установлены элементы индикации, сигнализации и управления, благодаря которым инструктор может осуществлять контроль за действиями обучаемого и при необходимости перевести управление из первой кабины во вторую.

На самолете установлены переговорное устройство, а также снабжающее двухстороннюю телефонную связь между участниками экипажа, и магнитофон, предназначенный для документирования переговоров экипажа.

Модификации:
Т-8УБ1, Т-8УБ2 — прототипы.
Су-25УБ — серийный учебно-боевой. Выпускается с 1984 года на Улан-Удинском авиазаводе.
Су-28 (Т-8УТ) — учебно-тренировочный. Изготовлен во второй половине 80-ых годов XX века в одном экземпляре (переоборудован из Т8-УБ1).
Су-25УБК — экспортный вариант самолета Су-25УБ.
Су-25УТГ — двухместная учебная версия с посадочным гаком.

ЛТХ:

Модификация: Су-25УБ
Размах крыла, м: 14,36
Протяженность самолета, м: 15,36
Высота самолета, м: 5,20
Площадь крыла, м2: 30,10
Масса, кг
-безлюдного самолета: 10030
-обычная взлетная: 15300
-большая взлетная: 17600
-топлива: 2750
Тип двигателя: 2 х ТРД Р-95Ш
Тяга, кгс: 2 х 4100
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 970
-на высоте: 860
Перегоночная дальность, км: 2400
Боевая дальность действия, км
-на высоте: 950
-у почвы: 450
Практический потолок, м: 7000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6.5
Экипаж, чел: 2
Оружие: одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с боезапасом в 250 снарядов.
Боевая нагрузка: 4360 кг на 10 узлах подвески
Бомбовая нагрузка:
-до 8 бомб с лазерным наведением, 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки;
-НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320 (252) х 57-мм) либо 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм);
-УР «воздух-воздух» Р-3 либо Р-60;
-УР «воздух-поверхность» Х-25МЛ, Х-29Л и Х-25Л;
-контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с боезапасом в 260 снарядов.

Взлет «спарки» Су-25УБ, авиабаза Приморско-Ахтарск.

Су-25УБ ВВС СССР на взлете.

Су-25УБ ВВС России в полете.

Су-25УБ по окончании посадки.

Су-25УБ ВВС Беларуси совершает посадку на шоссе Е 30. 19 октября 2008 г.

Су-25УБ ВВС Беларусии.

Су-25УБ ВВС Казахстана.

Су-25УБ ВВС СССР. Рисунок.

Су-25УБ. Схема.

.

.

Перечень источников:
Ильдар Бедретдинов. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25.
Время и Авиация. Петр Бутовски, Александр Ларионов. Гроза над полем боя.
Крылья Отчизны. А.Яворский «Грачи» над полем боя.
космонавтика и Авиация. В.Безбородов. Грач — машина надежная.
космонавтики и Вестник авиации. Штурмовик Су-25.
Улан-Уэнский летный завод. Продукция. Су-25УБ.
Роман Астахов. Русская Сила. Штурмовик Су-25.

Полет самолета Су-25УБ. Эксклюзивная съемка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Учебно-боевой истребитель су-27уб.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1985 г. Су-27УБ — двухместный сверхзвуковой учебно-боевой истребитель, модификация самолета Су-27….

  • Палубный учебно-боевой истребитель су-33куб.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: Российская Федерация Первый полет: 1999 г. В течение долгого периода эксплуатации одноместных корабельных истребителей…

  • Палубный штурмовик як-38м.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1983 г. За 10 лет, прошедших по окончании первого взлета, Як-38 прошел всесторонние опробования,…

  • Штурмовик су-25.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1975 г. В середине 1960-х годов армейские теории США и СССР кардинально изменились. В случае если…

  • Учебно-тренировочный самолет ту-134ш.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1971 г. Первой модификацией самолета Ту-134А для Армии стал учебно-штурманский самолёт Ту-134Ш….

  • Учебно-тренировочный самолет упе-2 (пе-2ут).

    Разработчик: ОКБ Петлякова Страна: СССР Первый полет: 1941 г. История учебно-тренировочного варианта пикирующего бомбардировщика Пе-2 началась в феврале…