Уберпушки 3-го рейха рейнметалл мк 114; маузер мк 214; крупп мк 412

Уберпушки 3-го рейха рейнметалл мк 114; маузер мк 214; крупп мк 412

В то время, когда, ближе к середине войны интенсивность союзных бомбардировок территории 3-го Рейха начала покупать тотальный темперамент, стало очевидным, что бороться с прочными и прекрасно защищенными тяжелыми бомбардировщиками Англии и США наличным составом оружия уже не хватает. Кроме того только разрушительные фугасные боеприпасы М-Гешосс, выпускавшиеся для 20- и 30-мм пушек, не снабжали 100-процентное уничтожение бомбардировщика.

Тогда в недрах министерства авиации фашисткой германии (Reichsluftfahrtministerium — RLM) появилась мысль оружия перехватчиков орудием громадного калибра, талантливым издали ломать тяжелый бомбардировщик с одного попадания. Наряду с этим созданная к тому времени на Рейнметалле 37-мм пушка ВК 3.7, владевшая очень хорошими данными в части разрушительного действия на цель, для германских стратегов показалась недостаточной и ставка была сделана на повышение калибра.

авиапушка Маузер МК 214а

Фактически, мысль самолета-пушки была не уникальна. Фактически все страны примеряли на самолеты стволы орудий, каковые больше доходили для танков. Но задачи, каковые предполагались для них, в первую очередь касались борьбы с наземными либо надводными целями, а никак не с самолетами.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века задание на разработку таковой совокупности взяли главные компании-поставщики стрелкового артиллерийского оружия — Рейнметалл Борзиг, Крупп и Маузер. В первой половине 40-ых годов XX века к проекту подключилась компания Густлофф, проект которой не вышел в итоге за бумажную стадию.

Характерно, что команда рейхсминистра оружий Альберта Шпеера изначально желала взять полностью универсальное орудие, одинаково пригодное для установки на самолет, на военную технику и для применения в качестве зенитного. Исходя из предполагаемых задач был выяснен и калибр в 55 мм, потому, что расчеты продемонстрировали, что оптимальным было бы содержание 400 граммов взрывчатки в 2-килограммовом боеприпасе, что при условии оптимизации формы с целью достижения хорошей баллистики, именно и давало 55 мм.

Забегая вперед, направляться заявить, что желание унифицировать назначение пушки – дело хорошее, но достаточно проблематичное. Потому, что для зенитки, равно как и для танкового орудия, принципиально важно могущество выстрела и высокая начальная скорость, а масса и скорострельность совокупности не столь критичны. Для авиационной же пушки высокая начальная скорость и, как следствие замечательная отдача, габариты системы и большая масса открыто вредны, на первый замысел выступают именно скорострельность и компактность.

Разумеется, что участники проекта как-то пробовали донести до Шпеера и Геринга вышеописанные азбучные истины. Результатом этих попыток стали постоянные метания в приоритетах разработок. В определенные моменты времени верх брал Геринг и потребовал делать упор именно на авиационную версию, в второй раз одеяло перетягивали «сухопутные», настаивая на зенитной версии.

Как следствие, универсальное орудие так и не было создано до конца войны.

Но обо всем по порядку.

Спецификация, созданная в марте-апреле 1943 года, предусматривала создание автоматического орудия калибром 55 мм под кодовым обозначением «устройство» — Gerat 58, одинаково пригодного как в качестве авиационного, так и автоматического зенитного орудия, талантливого заменить не хватает замечательные 37-мм автоматы семейства Flak 18/36/37 и не хватает скорострельные и дорогие 50-мм FlaK 41. Наряду с этим масса фактически орудия не должна была быть больше 700 кг, масса всей установки с боекомплектом и системой монтажа – не более тонны.

Начальная скорость определялась в 1000 м/с, а темп стрельбы в 150 выстр/мин. Более поздняя редакция техзадания кроме этого оговаривала использование снова созданного унитарного патрона 55x450B массой 5.3 кг, из которых на сам боеприпас приходилось около двух килограмм.

Патрон 55x450B для пушек Gerat 58, MK 114 и МК 214b

Все компании энергично взялись за работу..

Возможно сознавая бесперспективность и сложность задачи унифицированной совокупности столь громадного калибра, инженеры Рейнметалл Борзиг, компании, имевшей достаточно производственных ресурсов, запустили параллельно сходу четыре проекта.

Первым, и в итоге единственным доведенным до серии, был подстраховочный, бюджетный проект в виде эрзац-совокупности ВК 5, адаптации 50-мм танковой пушки KwK 39 для установки на самолет под штатный «танковый» патрон 50х419R. Вся работа свелась лишь к разработке автозагрузочного устройства в виде замкнутой железной ленты на 21 патрон и пневматического устройства, благодаря которому патрон извлекался из ленты и штоком досылалася в патронник.

Затем вертикальный клиновой затвор, доставшийся в наследство от прототипа, машинально закрывался. Электрический ударно-спусковой механизм, кроме этого унаследованный от танковой пушки, воспламенял электрозапальную втулку патрона, создавая выстрел. Не обращая внимания на 300 выпущенных экземпляров орудия, только 60 из них нашли собственный использование на перехватчиках Мессершмитта Ме 410, каковые, так и не успев себя показать, были полностью перебиты к лету 1944 года.

Вторым проектом Рейнметалла была пушка МК 112. Она представляла собой смасштабированное до 55-мм калибра серийное 30-мм орудие МК 108, легкую, компактную совокупность, но унаследовавшую от прототипа плохую баллистику благодаря применения облегченного унитарного патрона 55х175RB с 1,5-килограммовым боеприпасом.

К слову сообщить, именно это орудие оптимально доходило для установки на самолет, потому, что в нем удалось достигнуть определенного компромисса между массой совокупности, довольно малый для для того чтобы калибра, разрушительной мощью и отдачей крупнокалиберного боеприпаса. Но довести проект до серии помешала капитуляция Германии.

Третьим проектом, самым революционным, была 55-мм безоткатная пушка МК 115, но как все безоткатки, владевшая КПД как у паровоза в виде малой начальной скорости боеприпаса и соответствующей прицельной дальности. В пушке употреблялся уникальный патрон 55x318R с частично сгорающей гильзой. Были изготовлены один либо два прототипа орудия МК 115.

Но все перечисленные выше проекты концерна Рейнметалл являлись инициативными разработками, отражавшими скорее взоры конструкторов-оружейников на задачу, чем требования техзадания, от которого по понятным обстоятельствам было не отмахнуться.

Характерно, что и в министерстве оружий Рейха в конце 1943 года маятник влияния временно качнулся в требование и сторону Геринга применять совокупность Gerat 58 как зенитку сняли, посчитав таковой автомат ненужным ввиду принятия на вооружение усовершенствованной 37-мм зенитки FlaK 43.

Проект 55-мм пушки Gerat 58, взявший на Рейнметалле «авиационное» обозначение МК 114, о котором сохранилось мало сведений, воображал собой газоотводную совокупность, весил 700 кг и, не обращая внимания на достаточно высокую техническую скорострельность 160-180 выстр/мин, был остановлен в конце 1944 года в пользу более подходящей для авиации узкоспециализированной совокупности МК 112.

Компания Крупп создала пушку МК 412, 55-мм орудие под более легкий патрон 55x203RB мм (5,5 cm Patr. Get. 412 st), что обусловило относительно низкую внешнюю баллистику – боеприпас массой 1,485 кг покидал ствол с начальной скоростью только 650 м/с.

Автоматика пушки трудилась на комбинации маленького отката ствола с газоотводом. Запирание патрона осуществлялось поворотом затвора, подача ленты осуществлялась как справа, так и слева, воспламенение заряда за счет электрозапального устройства.

55-мм пушка Крупп МК 412

Патрон 55x203RB пушки МК-412

Наряду с этим совокупность была достаточно легкой для для того чтобы калибра — 240 кг (по другим сведеньям – 300 кг) и скорострельной — 250 выстр/мин. В сентябре 1943 года в расположенном в Штутгарте отделе конструкторских разработок компании Daimler-Benz приступили к предварительным изучениям, касавшимся возможности установки пушки Круппа МК 412 на перспективных спаренных двигателях DB-609 и DB 613 для стрельбы через полый вал редуктора.

Но доводка орудия Круппа затянулась. Причем, возможно, так, что в апреле 1944 года министр оружий Германии Альберт Шпеер приказал передать проект на компанию Маузер. Но, на Маузере отнеслись без энтузиазма к данному ответу ввиду того, что сами трудились над собственным проектом 55-мм орудия МК 214. Однако, конкретно данный приказ было нужно выполнить.

На Маузере работу над «чужим» проектом МК 412 возглавили инженеры врача Ниманн (Niemann) и Майер (Maier). В случае если делать выводы по германским отчетам, на Маузере было распознано большое количество конструктивных неточностей, допущенных на Круппе, что, разумеется, было частично связано с отсутствием опыта у этого мэтра артиллерии в автоматических совокупностях, а частично в жажде управления Маузера «утопить» соперничающий проект.

На Маузере, однако, удалось все же пара усовершенствовать проект Круппа, снизив массу до 229 кг (имеется кроме этого информация, что масса совокупности была снижена до 180 кг) и поднять скорострельность до 300 выстр/мин. Больше об данной совокупности ничего не известно. Единственный выстроенный прототип пушки МК 412 в конце войны был захвачен американцами в германском поезде, но Наверное, не позвал интереса у победителей ввиду отсутствия информации об опробованиях в Соединенных Штатах.

К середине 1944 года отношение к зенитной совокупности 55-мм калибра было опять пересмотрено. Оказалось, что 37-мм автомат FlaK 43 не снабжает надежного поражения воздушных целей на всем диапазоне высот, к тому же боеприпас ее был достаточным для нанесения фатальных повреждений самолетам соперника лишь при прямого попадания. Дистанционный же подрыв боеприпаса рядом с самолетом не давал ни важной взрывной волны, ни достаточного облака осколков.

Исходя из этого было решено возвратиться к проекту тяжелого зенитного автомата на базе проектов Рейнметалл МК 114 и Круппа-Маузера МК 412.

Но в случае если проект Рейнметалла МК 114, изначально спроектированный под замечательный патрон 55светло синий450B, уже снабжал хорошую баллистику и не потребовал важной переработки, то проект Круппа с маломощным патроном 55×203 мм никуда не годился, и его было нужно всецело переработать под более замечательный снаряд. Действительно, нет правильных сведений, употреблялся ли в проекте Круппа патрон 55x450B либо был создан собственный личный уникальный. В случае если делать выводы по массе патрона – 4.6 кг, из которых сам боеприпас весил 1.92 кг, снаряд Круппа все же отличался от Рейнметалла, патрон которого весил 5.3 кг, а боеприпасы различного назначения – от 1,72 до двух килограмм.

К концу 1944 года были изготовлены два прототипа автомата Рейметалл и один Круппа.

Автомат Круппа весил около 1200 кг (тело орудия – около 700 кг), масса ствола длиной 4220 мм достигала 300 – 350 кг, темп стрельбы 130 выстр/мин. Фугасный боеприпас массой 1,92 кг покидал ствол с начальной скоростью 1060 – 1070 м/с.

Зенитный 55-мм автомат Круппа Gerat 58К

Характеристики автомата концерна Рейнметалл, по крайней мере на бумаге, смотрелись чуть лучше, слабо отличается от авиационного проекта МК 114 – масса первого прототипа составляла 990 кг, второго была снижена до 770 кг. Ствол длиной 4211 мм либо 76.5 калибров весил 324 кг. Неспециализированная протяженность совокупности составляла около 6 метров, а масса всей совокупности достигала 1250 кг.

Темп стрельбы был около 120 — 180 выстр/мин, допуская как непроизвольный, так и одиночный режим стрельбы.

В конце 1944 года был выпущен третий экземпляр зенитки Рейнметалла, что должен был послужить эталоном для серии. Проект Gerat 58 Рейнметалла планировали в качестве зенитного оружия перспективных эсминцев проекта «1942С», единственный представитель которого – Z-51 остался недостроенным.

Зенитный 55-мм автомат Рейнметалл Gerat 58

В зарубежных источниках предполагают, что 55-мм пушка Gerat 58 Рейнметалла, один из образов которой был захвачен по окончании войны Красной армией, была использована как пример для советской послевоенной совокупности Грабина АЗП-57, но вероятнее это не соответствует действительности.

Так, на проектах Gerat 58 Круппа и Рейнметалла, имевших «авиапушечные» корни и закончивших собственную историю как полноценные зенитки, так и не вышедшие за умело-экспериментальную стадию, возможно было бы поставить точку, если бы не стартовавшая чуть позднее вторых компания Маузер с проектом МК 214.

Первое упоминание о пушке МК 214 относится к июлю 1943 года. Но в отличие от соперников, орудие Маузера изначально не приняло участие в конкурсе на проект Gerat 58, как изделие «авиапушки и» — двойного назначения зенитки, что предопределило пара громадную свободу для разработчиков. Не смотря на то, что и в проекте МК 214, кроме авиационного, планировалось применение разрабатываемой совокупности для оружия легкой военной техники.

Кроме этого оговаривался калибр в 55 мм.

Нужно заявить, что технический директор компании Маузер Отто фон Лоссницер сумел убедить рейхсминистра оружий Шпеера, что для экономии времени целесообразно снизить калибр до 50 мм и применять как базу для разработки танковую пушку KwK 39 под штатный патрон 50х419R. Такая версия рассматривалась как раз как временная мера. Подразумевалось, что 50-мм версия пушки будет в будущем легко «переделана» под требуемый патрон 55x450B.

В этом замысле Лоссницер отправился по пути соперников из Рейнметалл, каковые кроме этого «временно» создали 50-мм пушку ВК-5 на той же базе танковой KwK 39, до тех пор пока шла работа над главным проектом МК 114, так и не реализованным в серии.

Работа по проектированию пушки была поручена врачу Фредерику Линдеру. Временный 50-мм проект, разрабатываемый инженером Ничке (Nitschke) на базе KwK 39, взял обозначение МК 214а, а основной 55-мм, работа над которым началась в середине апреля 1944 года под управлением инженера Фрёбеля (Frobel) – МК 214b. Обе предположения имели схожее наименование, возможно с целью маскировки, дабы представить обе совокупности модификациями одного и того же орудия.

Фактически МК 214а, не смотря на то, что и имела некое родство с танковой пушкой KwK 39, но разработчики Маузера в собственном проекте пошли куда дальше экспертов Рейнметалл, каковые в пушке ВК 5 полностью заимствовали базисную пушку, добавив к ней только пневматический механизм загрузки и замкнутую обойму на 21 патрон. В проекте Маузера от танкового прототипа сохранился только ствол с 20 винтовыми нарезами, протяженность которого была сокращена на 200 мм — до 2825 мм.

Горизонтальный клиновой затвор сохранил только неспециализированную конструктивную преемственность с танковой пушкой. В остальном конструкция орудия была полностью уникальной.

Подвижный ствол с маленьким ходом 230-270 мм – уникально большая редкость для совокупностей таковой калибра и мощности – в момент выстрела открывал затвор сдвигом его влево. В момент перемещения назад корпус затвора передвигал рычажный механизм подачи патрона, находящегося над ним в полузамкнутой рассыпной ленте, извлекал его из звена и подавал вниз в позицию перед каморой на линии ствола.

По окончании чего пневматический механизм подавателя, две емкости ресивера которого размешались сверху ствольной коробки, досылал патрон в камору. Излишки энергии отката гасились гидравлическим буфером в казенной части ствола. Выстрел производился электрозапальным устройством. Стрельба велась с закрытого затвора, другими словами патрон должен был быть дослан в камору перед стрельбой .

Автоматической совокупности зарядки не было предусмотрено, по крайней мере на ранних этапах развития совокупности, другими словами зарядка первого патрона в камору патронника должна была производиться на земле вручную. Это было изрядным недочётом, потому, что при осечки извлечь негодный патрон и перезарядить оружие в воздухе было нереально.

Подача патронов осуществлялась с левой стороны из железной рассыпной ленты с полузамкнутым звеном, которая была запрятана в кольцевую обойму емкостью 30 выстрелов, охватывающую пушку кругом, конструктивно схожую с примененной на пушке ВК 5 Рейнметалла.

Приемник пушки МК 214а

Масса пушки составляла 490 кг, а всей совокупности вместе с совокупностью монтажа 718 кг. Наряду с этим пушка МК 214а была достаточно компактной для для того чтобы калибра – протяженность составляла 4160 мм не учитывая дульного тормоза, подобного примененному на пушке ВК 5. Ширина составляла 510 мм, высота 440 мм (не учитывая кольцевой обоймы).

Схема работы автоматики авиапушки МК 214

малые хода и Короткий ход ствола автоматики пушки разрешили достигнуть технической скорострельности 160 выстр/мин, что было весьма хорошо для для того чтобы калибра.

О 55-мм версии МК 214b, которая не была закончена «в железе», известно не большое количество. Масса её должна была составлять 630 кг, темп стрельбы 180 выстр/мин., начальная скорость боеприпаса до 1000 м/с. В то время, как 55-мм вариант уже был близок к завершению, управление уже агонизирующего 3-го Рейха снова поменяло приоритеты, приказав переделать пушку МК 214b в зенитный автомат.

Времени на реализацию этого решения уже не хватило.

Лента 50-мм патронов для пушки МК 214а

На момент изготовления первого прототипа пушки МК 214а в июле 1944 года планировалось установка ее на истребитель Ме 410, но к концу того же года, в то время, когда практически все Ме 410, вооруженные рейнметалловскими ВК 5, были утрачены, продемонстрировав себя легкой добычей истребителей эскорта союзников, от применения 410-х в качестве носителя 50-мм автомата решено было отказаться и применять для этих целей реактивный Ме-262. Эта версия — Me 262A-la/U4 взяла неофициальное наименование «Pulkzerstorer» — разрушитель формаций.

Первый же прототип пушки МК 214а, удачно пройдя цикл наземных опробований, был смонтирован в носовой части Ме 262 W.Nr.l 11899. Размеры пушки настойчиво попросили переконструировать переднюю стойку шасси, которая сейчас убиралась в нишу с поворотом на 90 градусов, так, дабы колесо лежало в том месте горизонтально.

19 марта 1945 года борт №111899 совершил собственный первый полет. Испытывали самолет пилоты Мессершмитта Гофман, Баур и Линднер, и фронтовой летчик майор Хергет. Полеты в Лехфельде проходили в марте-апреле 1945 г. Большая часть источников говорит, что, не обращая внимания на большое трансформацию силуэта, характеристики автомобили практически остались прежними; к примеру, большая скорость так же, как и прежде составляла 845 км/час. Но, принимая к сведенью габариты пушки, это представляется маловероятным.

Пробные стрельбы выполнялись по наземной цели шириной 32 м, что соответствовало размаху крыльев четырехмоторного бомбардировщика. Пламя раскрывался с дистанции 1200-1500 м. Оказалось, что точность стрельбы довольно большая. Из 30 выпущенных снарядов в цель попало от 25 до 27, тогда как кроме того одного попадания было достаточно для уничтожения любого самолета соперника. направляться, но, учитывать, что цель была неподвижной.

Теоретическая скорострельность МК 214А составляла 160 снарядов в 60 секунд, но уже по окончании первых выстрелов пилот прекратил видеть цель, ослепленный взрывами и дульным пламенем недалеко от цели.

Удачно пройдя летные опробования, реактивный «мессер» с уберпушкой был передан в боевую часть Jagdverband 44. За машиной был закреплен летчик майор Вильгельм Хергет, проводивший опробования. 16 апреля 1945 года эта машина участвовала в перехвате очередной формации Крепостей, но первая же попытка открыть огонь закончилась осечкой патрона, которую, как уже указывалось выше, в воздухе было не устранить.

Скоро самолет погиб при штурмовке аэропорта самолетами союзников.

Второй умелый истребитель Me 262A-la/U4 (борт W.Nr. 170083) с пушкой МК 214а был 2 мая захвачен американскими армиями на аэропорте в Лехфельде. По указанию победителей данный самолет должен был перегнать в Херберн германский летчик-испытатель компании Мессершмитта Людвиг Хофман.

Но на протяжении перелета 18 июля 1945 года отказал один из двигателей, и пилоту было нужно покинуть машину на парашюте. Еще один, недостроенный Ме 262 с 50-мм пушкой захватили в Аугсбурге английские армии.

На этом история попыток немцев создать суперпушку закончилась. Всего было произведено только 4 пушки МК 214а, по одной МК 114 и МК 412, а 55-мм МК 214b так и не была закончена. Захваченные союзниками образцы крупнокалиберных орудий поверженного Рейха не заинтересовали ни американцев, ни британцев и практически сразу после изучения были посланы в металлолом.

МК 412

МК 114

МК 214а

Калибр, мм

55

55

50

Тип автоматики

Маленький откат ствола с газоотводом

Газоотвод

Маленький откат ствола

Масса тела орудия, кг

229

490

Масса совокупности, кг

700

718

Протяженность, мм

3095

4750

4160

Протяженность ствола, мм

2210

4209

2825

Темп стрельбы; выст/мин

260-300

150

160

Начальная скорость боеприпаса, м/сек

650

1050

920

Ёмкость магазина

30

Тип патрона

55х203

55x450B

50х419R

Масса боеприпаса, г.

1485

1720

1520 (фугасный Minengeschoss)

АК 74 темп стрельбы,30 выстрелов.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: