У истоков создания ракетных кораблей

      Комментарии к записи У истоков создания ракетных кораблей отключены

Успешное использование реактивных снарядов типов М-13 и М-8 в годы ВОВ с судов ВМФ СССР, ознакомление с трофейными примерами германской и японской ракетной техники, и развертывание интенсивных работ по ракетным комплексам и ракетам бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, а позднее возможными соперниками, содействовали бурному формированию ракетной техники в Советском Альянсе в первые послевоенные годы. Тенденция внедрения ракетного оружия затронула и ВМФ.

У истоков создания ракетных кораблей

Еще в первой половине 40-ых годов XX века в Германии была создана первая в мире управляемая баллистическая ракета дальнего действия «Фау-2» (V-2, А-4) с дальностью стрельбы до 300 км. Трудясь в Пенемюнде над созданием морского ракетного оружия, в первой половине 40-ых годов XX века германские эксперты экспериментально удостоверились в надежности идею пуска ракет из-под воды. Пороховой ракетный боеприпас массой 125 кг стартовал с глубины 15 м на дальность 8 км с подлодки U-511.

Одновременно с этим, к концу 1942 года, был доработан и 8 сентября 1944 года в первый раз применен для удара по Лондону в качестве нового вида оружия управляемый самолет-боеприпас «Фау-1» (V-1, FZG-76). В будущем на фабриках Германии началось массовое производство ракет дальнего действия нескольких типов. В 1944-1945 годах самолеты-боеприпасы «Фау-1» и баллистические ракеты «Фау-2» использовались для обстрела объектов на территории Англии (а также Лондона), по которым было выпущено, например, 4320 снарядов «Фау-2»; их применение продемонстрировало перспективность нового оружия.

Разработка одной из первых отечественных управляемых ракет – авиационного варианта самолета-боеприпаса 10Х началась в соответствии с ответу Госкомобороны от 13 июня 1944 года. Ракета была создана под управлением В. Н. Челомея в КБ завода № 51 на базе самолета-боеприпаса «Фау-1», что доставили из Англии в СССР в последних числах Октября 1944 года. В этом боеприпасе не хватало отдельных подробностей в автоматике питания двигателя горючим, компасе и автопилоте-курсодержателе.

Через три месяца конструктор Л.Сорокин завершил разработку отечественного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД) Д-3; масса 167 кг, удельный расход горючего 3,5 кг на 1 кг тяги в час, позднее был создан модернизированный двигатель Д-5 (масса 230 кг). Летные опробования ракеты 10Х проводились в 1945 году на полигоне в Голодной степи.

13 мая 1946 года вышло историческое распоряжение Совета Министров (СМ) СССР № 1017-419 об образовании Особого комитета по реактивной технике при СМ СССР, что возглавил помощник примьера Г. М. Маленков. Его помощниками стали министр оружия Д. Ф. Устинов и И. Г. Зубович. В соответствии с распоряжением в трех министерствах создавались главные управления по реактивной технике, и специальные КБ и НИИ.

На комитет возлагалось контроль и наблюдение во всех ведомствах -за научно-исследовательскими и умело-конструкторскими работами по реактивному оружию. Документом определялось в качестве первостепенной задачи воспроизведение с применением отечественных стандартов, технологии и материалов ракет типа «Фау-2» (управляемой баллистической ракеты дальнего действия) и «Вассерфаль» (зенитной управляемой ракеты). Распоряжением назначались головные министерства по производству и разработке реактивного оружия:

  • • Министерство оружия – по реактивным боеприпасам с жидкостными ракетными двигателями;
  • • Министерство сельскохозяйственного машиностроения – по реактивным боеприпасам с пороховыми двигателями;
  • • Министерство авиационной индустрии – по реактивным самолетам-боеприпасам.

По тому же распоряжению создавались НИИ-88 (на данный момент ЦНИИМаш – головной университет в ракетно-космической отрасли) на базе артиллерийского завода № 88 в Подлипках под Москвой в Министерстве оружия, НИИ пороховых реактивных снарядов (НИИ-1. с января 1967 года Столичный университет теплотехники – МИТ) на базе ГЦКБ-1 и КБ па базе филиала № 2 НИИ-1 Министерства авиационной индустрии (МАП) в Минсельхозмаше, и предприятия и другие организации ракетной индустрии. В Министерстве Армии были организованы НИИ Главного артиллерийского управления (ГАУ) и Национальный центральный полигон.

В мае 1946 года в ГАУ создали Управление реактивного оружия, первым главой которого стал генерал А. И. Соколов. 15 августа того же года на территории Германии было организовано первое в Советской Армии ракетное соединение – бригада особенного назначения, персональный состав которой приступил к изучению ракеты «Фау-2».

Распоряжение правительства от 27 июля 1947 года выяснило место дислокации Национального центрального полигона № 4 – поселок Капустин Яр. В том месте 18 октября того же года удачно стартовала баллистическая ракета дальнего действия А-4 («Фау-2») из собранных в Советском Германии и Союзе из деталей и трофейных узлов.

10 октября 1948 года была удачно запущена первая отечественная баллистическая ракета (БР) Р-1 (8А11, объект «Волга»), созданная в 3-м отделе НИИ-88 под управлением главного конструктора С. П. Королева на базе ракеты А-4. В советском варианте она имела дальность стрельбы 270 км.

Двигатель РД-100 был создан под управлением главного конструктора В. П. Глушко, работами по инерциальной совокупности управления руководил основной конструктор Н. Д. Пилюгин, стартовое оборудование и совокупность заправки создали под управлением главного конструктора В. П. Бармина, совокупность управления – под началом главного конструктора В. И. Кузнецова. В сентябре 1949 года начались летные опробования усовершенствованной БР Р-2 (8Ж38), созданной в 3-м отделе НИИ-88 и имеющей дальность стрельбы до 600 км.

Для обобщения и изучения германского опыта в области военно-морской вооружения и техники еще во второй половине 40-ых годов двадцатого века была образована подкомиссияпод руководством адмиралом Л. Г. Гончаровым, которая входила в состав комиссии , трудившейся под управлением Н. Э. Носовского. Первоначально в ВМС организаторами и заказчиками работ по ракетному оружию явились Артиллерийское и Минно-торпедное управления, во второй половине 40-ых годов XX века на их базе создали особое Управление ракетного оружия ВМС, пара позднее – НИИ-4, ведавший ракетно-артиллерийским оружием ВМС.

К тгому времени КБ-2 Минсельхозмаша совершило опробования германской радиокомандной совокупности наведения «Кельн-Страсбург». использовавшейся на протяжении второй мировой для управления авиационными ракетами Хеншель Hs-293A. а в НИИ-I началось создание нового вида ракетного оружия – реактивных торпед.

На основании данных, переданных в январе-сентябре 1947 года заводом № 51 MAП, научно-исследовательские университеты и конструкторские бюро Министерства судостроительной индустрии (MCП) приступили к работам по размещению самолетов-снарядов па боевых судах. Для данной цели предполагалось применять самолеты-боеприпасы типа «Фау-1» – 10Х (тема «Ласточка») и 10ХН (тема «Волна»).

Параллельно в 1947-1948 годах по исходным данным завода № 51 проводились работы по размещению на судах другого варианта самолета-боеприпаса типа «Фау-1» (так он именовался в документах того времени) 16X (тема «Прибой», основной конструктор В. Н. Челомей), оснащенного двумя маршевыми ПуВРД. Разработка самолета-боеприпаса данной марки для оружия бомбардировщиков Ту-2 и Ту-4 была выяснена распоряжением СМ СССР от 7 мая 1947 года, опробования авиационного варианта проводились с самолета Ту-2 с 1948 года.

Для применения по судам прорабатывались разные головки самонаведения: оптические, инфракрасные, радиотехнические, пассивные радиолокационные с дальностью действия 5-30 км. Дальность стрельбы самолетами-боеприпасами по движущимся морским целям к этому времени достигала приблизительно 100 км.

Проектные проработки размещения ракет на судах проводились в рамках очень закрытой темы СК-17. По ней ЦКБ-17 под управлением главного инженера В.В. Ашика и начотдела новой техники Д.И.

Загайкевича выполнило проработки по надводным судам с управляемым ракетным оружием на базе артиллерийских крейсеров: проектов 82, 83 (недостроенный крейсер «Таллин», бывший германский крейсер «Lulzow»), 68бис и предложило варианты особого ракетного корабля нового типа Ф-25.

В этих проектных изучениях прорабатывались разные варианты корабельных пусковых установок для запуска самолетов-снарядов 10XН и 16Х: наводящиеся башенные с одной, двумя и тремя направляющими и толщиной броневой защиты 50-100 мм; наводящиеся открытые с одной направляющей ферменной конструкции с углом старта к горизонту до 8°: башенная с круговым размещением восьми направляющих; неподвижные стартовые и другие. Наряду с этим протяженность направляющей рампы пусковой установки для самолетов-снарядов составляла 20 м. сами же ракеты па стартовых салазках предполагалось хранить в трехъярусных погребах в горизонтальном положении.

Для подъема снарядов на пусковую установку в верхней палубе предусматривались вырезы размерами 8 ? 7 м (для самолета-боеприпаса 10ХН с установленными крыльями) либо 8 ? 3 м (для 10ХН со сложенными крыльями). Для наведения на цель предполагалось применять совокупность радиоуправления с корабля-носителя либо (и) самолета (геликоптера, как тогда именовали вертолеты) – корректировщика, на корабле предполагалась установка стабилизированных постов наведения.

Самолеты-боеприпасы типа 10ХН предназначались для поражения движущихся морских и береговых стационарных целей. С целью этого прорабатывались варианты совокупностей самонаведения на цель: оптических и инфракрасных с дальностью действия 5 км; радиотехнических – до десяти километров, основанных на принципе применения пассивных высокочастотных совокупностей при, в то время, когда соперник постарается создать помехи. В этих работах кроме этого рассматривались разные траектории самолетов-снарядов – с горизонтальным полетом, и с отвесным пикированием и набором высоты нацель, исследовалась их эффективность.

Не обращая внимания на то, что результаты первых изучений неприятности установки ракетного оружия на судах ВМС не позвали особенного оптимизма, работы по внедрению на отечественном флоте ракетного оружия были продолжены. В последующих научно-исследовательских и проектных проработках рассматривались для установки на судах германские трофейные самолеты-боеприпасы компании «Блом и Фосс», БР «Фау-2», зенитные управляемые ракеты «Вассерфаль» и «Флюге-600А».

Эти работы выполнялись организациями Минсудпрома в течение всего 1947 года. Но их результаты кроме этого была неудачными, например, реактивный боеприпас «Флюге-600А» не был рекомендован для размещения на судах ВМС из-за недостаточной мощности боевого заряда. Реактивные самолеты-боеприпасы компании «Блом и Фосс», не обращая внимания на возможность размещения большего их количества па судах в сравнении с ракетами типа «Фау-1», и возможность поражения ими корпусов судов соперника, были признаны неэффективными из-за малой дальности действия.

В том же 1947 году под управлением главного инженера В. В. Ашика в ЦКБ-17 выполнили предэскизный проект по теме СК-17, в рамках которой были рассмотрены варианты размещения ракетного оружия на тяжелых крейсерах с бронированием. Вариант Ф2-40 предусматривал размещение БР Р-1 с 16 пусковыми установками. Но по итогам проработок размещение на судах баллистических ракет типа «Фау-2» было признано нецелесообразным благодаря необходимости обеспечения и больших габаритов вертикального их старта.

В конце 40-х годов начались опробования созданного ГСНИИ-642 авиационного противокорабельного самолета-боеприпаса «Щука» (РАМТ-1400) с радиокомандной совокупностью наведения, каковые также окончились без особенных удач. В качестве органов управления на самолете-боеприпасе применяли интерцепторы – крыльевые высокочастотные прерыватели потока.

На протяжении опробований самолет-боеприпас запускался с самолета-носителя с высоты около двух километров в 10-12 м от цели отделялась боевая часть особой обтекаемой формы по типу употреблявшихся на ракетах Hs-293, которая разрешала поражать корпус корабля соперника на глубине около трех метров. Проектировались два варианта, названные: «торпеда 1948 года» с командной совокупностью управления и «торпеда 1949 года» с радиолокационным визиром. В будущем на базе РАМТ-1400 были созданы самолеты-боеприпасы «Щука-А» и «Щука-Б». Продолжением этих работ стало принятие и создание на вооружение судов ВМФ СССР самолета-боеприпаса КСЩ («корабельный боеприпас “Щука”»), но это случилось намного позднее, в конце 50-х годов, что выходит за рамки данного изучения.

Кроме этого в конце 40-х годов в Советском Альянсе начали проводиться проектные работы по размещению баллистических ракет дальнего действия и на подводных лодках (ПЛ). Применение на них ракетного оружия должно было коренным образом поменять значение и роль подводных лодок, как в ВМС, так и в Вооруженных Силах в целом. Во второй половине 40-ых годов XX века в ЦКБ-18 создали первый проект ПЛ с тремя баллистическими ракетами и двадцать одной крылатой ракетой.

В следующем году в том же бюро (основной конструктор Ф. А. Каверин) выполнили по заданию Пятого главного управления МСП предэскизный проект П-2 ракетной ПЛ с БРДД Р-1 и самолетами-боеприпасами типа 10Х «Ласточка». Данный проект явился одной из первых попыток оснащения ПЛ ракетным оружием для действия по объектам соперника в прибрежных районах. В одном из вариантов проекта ПЛ имела семь прочных корпусов и неспециализированный легкий корпус.

Ракеты Р-1 размешались в вертикальных прочных блоках в проницаемой части ПЛ и запускались в надводном положении со стабилизированного стартового стола, исключавшего влияние качки в течение 7-10 секунд, до выхода двигателя ракеты на номинальный режим работы. Окислитель (жидкий кислород) подавался в ракету конкретно при подготовке её к пуску, остальные топливные компоненты пребывали в самой ракете. Самолеты-боеприпасы 10ХН хранились с отстыкованными крыльями в всецело заправленном состоянии в трех горизонтальных прочных блоках в проницаемой части ПЛ; надводный пуск производился с наклонной (под углом 12° к главной плоскости) стартовой направляющей длиной 20 м Предстоящие работы по проекту не проводилось из-за нерешенности в то время неприятности стабилизации пусковых установок при старте раки, и благодаря сверхсложной конструкции ПЛ, обусловленной необходимостью размещения ракетного оружия двух типов.

Во второй половине 40-ых годов XX века ЦКБ-18 приступило к проектированию модой ПЛ проекта 624 (П-4) с самолетами-боеприпасами, талантливыми поражать береговые объекты соперника. Предэскизный проект данной ПЛ. созданный на базе торпедной ПЛ проекта 611, был выполнен в 1950 гаду под управлением главного конструктора Ф. Л. Каверина в четырех вариантах с различным числом самолетов-снарядов.

Головной пример последних с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД) создали в ОКБ-301 Минавиапрома под управлением С. А. Лавочкина в первой половине 50-ых годов двадцатого века. Из трех стартовых ускорителей один снабжал старт самолета-боеприпаса с пусковой установки, а два вторых, размещенных под крыльями, – запуск маршевого ПВРД. Громаднейший интерес воображают варианты 1А и 2А этого проекта ПЛ.

Самолеты-боеприпасы по первому варианту предполагалось хранить в прочном контейнере с заваленными (сложенными) консолями крыльев. По варианту 2А самолеты-боеприпасы размешались в двух контейнерах в надстройке. Пуск самолетов-снарядов должен был производиться из надводного положения с наклонных направляющих при беспокойстве моря до 2 баллов за пределами защищаемой прибрежной территории, в 120-150 милях от берега.

Для опробований самолетов-снарядов предполагалось переоборудовать одну из ПЛ XIV серии. Но работы с самолетами-боеприпасами ОКБ С.А.Лавочкина закончились, поскольку показались другие реактивные боеприпасы, более приспособленные для применения с ПЛ.

По исходным данным, предоставленным 4-м управлением Армейского министерства СССР и ЦНННВК ВМС, в декабре 1950 года ЦННИ-45 совместно с ЦКБ-17, ЦКБ-53, ЦКБ-18 и ЦКБ-57 МСП, по приказу министра судостроительной индустрии от II декабря 1950 года, проводились проработки размещения ракет Р-1 (1P), Р-2 (2Р) и Р-101 – разработки НИИ-88 на базе германских баллистических ракет дальнего действия (БРДД) «Фау-2» и ЗУР «Вассерфаль», и громадных и малых самолетов-снарядов. Выдвигалось требование размещения ракет без коренных переделок корпуса корабля, его основной энергетической установки, устройств и основного оборудования.

Количество принимаемых баллистических ракет Р-1 и Р-2 ограничивалось из-за их громадных габаритов. Для подачи ракет из ангара к пусковым установкам предусматривались особые бронированные люки размерами 2,6 ? 3 м и подъемники.

В следствии проработок стало известно, что на эскадренном миноносце (ЭМ) проекта 41 возможно разместить пять ракет Р-1 либо четыре Р-2, на легком крейсере (КРЛ) проекта 68К – по 12 ракет Р-1 либо Р-2, на ПЛ проекта 611 размещалась одна ракета Р-1. При условии разнесения пусковых установок на расстояние более двадцати метров на ЭМ проекта 41 размещалась одна такая установка, на КРЛ проекта 68К-две для ракет Р-1 и Р-2, а на ПЛ проекта 611 – одна пусковая установка для ракет Р-1.

Разрабатывавшаяся пусковая установка складывалась из поворотного стартового стола, установленного на стабилизированной по бортовой и килевой качке площадке, и опорной обоймы для обеспечения вертикального положения ракеты до старта. Компоненты горючего предполагалось хранить в особых цистернах в кормовой части корабля. На протяжении исполнения проработок стало известно, что для предстартовой подготовки БР Р-1 и Р-2, включал проверку и заправку аппаратуры, нужно три часа.

Имелись ограничения по скорости ветра – до 15 м/с (возможно было создавать старт ракет при скорости хода корабля-носителя до 30 уз при полном штиле либо без хода при ветре силой до 6 баллов). Ракеты предполагалось применять лишь для поражения больших объектов на территории соперника из-за громадного эллипса рассеивания (20 ? 20 км).

С позиций размещения на судах ракета Р-101 имела преимущества если сравнивать с Р-1 и Р-2 из-за практически в два раза меньших габаритов, к тому же она хранилась в всецело заправленном состоянии. Это событие облегчало размещение ракетного боезапаса и разрешало расширить количество пусковых установок ракет Р-101, и осуществлять хранение их в ангарах (погребах) в заправленном состоянии в течение 3-4 месяцев.

В следствии проектных проработок стало известно, что на ЭМ проекта 41 по первому варианту возможно разместить одну пусковую установку и девять ракет Р-101, а по второму – две ракет и 15 установки На КРЛ проекта 68К размещалось четыре ракеты и пусковые 43 установки, для их подачи предусматривались люки и подъёмник с размерами 2,2 ? 8,2 м. Подлодка проекта 611 оборудовалась одной пусковой установкой для ракет Р-101, для хранения двух ракет со снятыми воздушными рулями требовалось установить прочный влагонепроницаемый ангар длиной 17,5 м и диаметром 2,2 м, оборудованный откидывающейся торцевой крышкой. Это обусловливалось конструкцией ракеты, не допускающей погружения в воду, и отсутствием возможности размещения ракетного боезапаса в прочного корпуса.

Пуск ракеты предполагалось создавать при ее вертикальном положении со особого стабилизированного стола, на что она доставлялась при помощи лафета. Из-за малого времени предстартовой подготовки ракет (разогрев ламп устройств управления и разгон гироскопов происходил за 120 секунд) обеспечивалась громадная скорострельность, чем у ракет Р-1 и Р-2. Ограничения по скорости ветра для запуска Р-101 составляли до 25 м/с.

Возможность управления ракетами в полете с корабля разрешала использовать их для поражения воздушных и надводных целей. В группу постов управления ракетами Р-101 входили: радиолокатор «Луч» с агрегатами стабилизации и питания, радиовизир (поменянный прибор «Луч») с этими же агрегатами, центральный пост со вычислительно-решающими устройствами; радиопередатчик управления, пульты предстартовой подготовки и управления.

Для обеспечения старта ракеты Р-101, как и для Р-1 и Р-2, требовались стабилизированный выполнение комплекса и стартовый стол операций предстартовой подготовки. В проработках обращалось внимание на возможность повреждения мачт, надстроек и постов корабля ракетой в начале траектории полета.

В следствии исполнения этих проработок было признано целесообразным размещение ракет Р-1 и Р-2 на судах ВМС и рекомендовано продолжить работы по ракете на базе Р-101 для размещения ее на подводных лодках. Выходя за временные рамки повествования, направляться подчернуть, что в первой половине 50-ых годов XX века на базе конструктивных двигателя и решений ракеты Р-101 конструкторы создали сухопутную баллистическую ракету Р-11 с дальностью стрельбы около 170 км.

Как раз эту ракету с 1954 года начали разрабатывать в ОКБ-1 ННИ-88 под управлением С. П. Королева в морском варианте для оружия подводных лодок. Опробования этого варианта ракеты Р-11, которая взяла обозначение Р-11ФМ, с неподвижного и качающегося стенда (имитирующего качку ПЛ) проводились а 1954-1957 годах на национальном центральном полигоне № 4 (Капустин Яр).

Проект В-611 подлодки был создан на базе громадной дизельной подлодки проекта 611 в ЦКБ-16 (основной конструктор Н. Н. Исанин), переоборудование осуществил завод № 401 (директор Е. П. Егоров). Первый пуск ракеты с умелой ПЛ проекта В-611 был произведен 16 сентября 1955 года на полигоне в Белом море. Летные опробования ракет с серийных подводных лодок проектов В-611 и АВ-61 i проводились на Северном и Восточном полигонах с марта 1958 года.

Морская БР Р-11 ФМ имела ядерную боевую часть, подобную сухопутному варианту P-UM, дальность стрельбы 150 км и запускалась в надводном положении со среза шахты. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века данный ракетный комплекс был принят на вооружение ВМФ и послужил базой для более идеальных баллистических ракет морского базирования.

С декабря 1950 года ЦНИИ-45 совместное ЦКБ-17, ЦКБ-53, ЦКБ-18 и ЦКБ-57 МСП прорабатывало вопросы оружия нал водных судов проектов 41 и 68К, и ПЛ громадным крылатым реактивным боеприпасом (БКРС) и малым крылатым реактивным боеприпасом (МКРС). Размещение крылатых ракет на судах ВМС по итогам работы выяснилось самый приемлемым.

Относительно возможность и небольшие габариты надежного хранения в погребах главного калибра разрешали размещать на судах большое количество таких ракет. Хранение горючего для них – керосина либо соляра – не потребовало каких-либо особенных условий. Наклонный старт крылатых снарядов с судов являлся самый удобным, требовалось лишь создать поворотные бронированные пусковые установки со стабилизацией направляющих.

Небольшой боеприпас должен был иметь дальность стрельбы до 50 км, большой – до 250-300 км. Боевые части снарядов предусматривались фугасного либо бронебойного действия. Управляемые реактивные боеприпасы обоих типов предполагалось применять для поражения воздушных и надводных целей, для чего на них имела возможность устанавливаться совокупность наведения по радиолучу с самонаведением на конечном участке траектории.

Телеуправление имело возможность осуществляться с корабля-носителя, самолета либо геликоптера (вертолета), и с береговых постов. На корабле для управления малыми боеприпасами требовалось установить шесть постов, две рубки и радиолокационную станцию с агрегатной. БКРС, как имеющие громадные габариты, приводили к при размещении, что приводило к уменьшению боезапаса.

Для подготовки крылатых ракет к пуску требовалось около шести мин..

В проектных проработках на ЭМ проекта41 размещались две пусковые установки с двумя направляющими и МКРС, а на крейсере проекта 68К – четыре такие установки и 24 – 36 БКРС (а также для носовой установки-20 и для кормовой-16), четыре пусковые установки и 35-47 МКРС (для носовых установок-26 и для кормовых – 21). Размещение снарядов на ЭМ проекта 41 производилось за счет снятия артиллерии торпедных аппаратов и писаного калибра, и переноса зенитных артиллерийских установок СМ-16 в кормовую часть корабля.

Пусковая установка крылатых ракет размешалась в носовой части корабля, на месте 130-мм установки СМ-2 главного калибра, с утлом горизонтального наведения 0°-130°. Хранение реактивных снарядов предусматривалось частично в погребе, оборудованном в носовой части корпуса корабля, частично в ангарах на верхней палубе в средней части, на месте торпедных аппаратов. Ракетное горючее предполагалось хранить в топливных цистернах корабля, вместо мазута.

В проработках по переоборудованию крейсеров проекта 68K ракетным оружием заменялась основная артиллерия. Одна пусковая установка для БКРС размешалась в носовой части корабля на месте первой башни главного калибра, вторая – в корме вместо четвертой башни. На местах второй и третьей башен главного калибра размешались посты предстартовой подготовки.

Раскладку крыльев БКРС предполагалось создавать на пусковой установке. Угол обстрела носовой установки составляли 0°- 138°, кормовой – 0°-42°. Для хранения реактивных снарядов предлагалось применять потреба главного калибра, и помещения под ними.

На корабле проекта 68К при размещении МКРС возможно было установить четыре пусковые установки, по две в корме и носу.

Проектная проработка продемонстрировала, что, во-первых, оружие судов ВМС реактивными боеприпасами существенно расширяет круг решаемых ими боевых задач, во-вторых, нужно создавать особые морские ракеты с учетом своеобразных условий работы. самый целесообразным типом ракетного оружия для судов были признаны МКРС.

В конструкторском бюро завода № 51 некое время разрабатывался морской самолет-боеприпас 15ХМ, работы по которому передали во второй половине 40-ых годов XX века КБ завода № 293 МАП (руководимому М. Р. Бисноватом и размешавшемуся в Химках под Москвой), те эта тема взяла наименование «Шторм».

29 октября 1961 года ОКБ С. П. Королева и КБ М. Р. Бисновата взяли задание на разработку устройств для размещения ракетного оружия на судах. Не обращая внимания на последовательность запросов МСП и ЦНИИ-45 начиная с декабря 1951 года, данные по ракетам КБ Бисновата были взяты лишь 24 ноября 1952 года.

На основании данных КБ завода № 293 организациями Минсудпрома, в частности проектно-исследовательским бюро ЦННИ-45 проводились проработки размещения самолетов-снарядов «Штормя на надводных судах проектов 30бис, 56, 68бис и других. «Шторм» должен был поражать надводные суда соперника на дальности 80-100 км. Корабельный вариант самолета-боеприпаса создавался на базе берегового противокорабельного комплекса «Шторм».

Двухступенчатые крылатые боеприпасы, с элеронами и аэродинамическими рулями предполагалось снабдить инерциальной совокупностью управления с радио-, телекоррекцией и головкой самонаведения, разрабатывавшейся в разных вариантах. Самолет-боеприпас прошел опробования при запуске с самолетов и береговых пусковых установок, но на вооружение принят не был.

Работа по размещению ракет «Шторм» провозилась в три этапа: на первом выполнялась проработка данных по оружию ракетами судов; на втором – эскизные проработки переоборудования судов проектов 30бис, 36 и 68бис; на третьем разрабатывались проекты судов, специально предназначенных для оружия этим ракетным оружием. Цель изучений заключалась в определении целесообразности применения и принципиальной возможности ракет «Шторм» на судах.

В сравнении с самолетом-боеприпасом 10Х новая ракета имела громадные длину, диаметр фюзеляжа и высоту, но ширина по горизонтальному оперению и крыльям была меньше. При хранении ракет на тележках высота межпалубных помещений согласно расчетам составляла 3,5 м, что затрудняло размещение самолетов-снарядов «Шторм» на судах. За счет складывания крыльев экспертами ЦНИИ-56 предлагалось уменьшить ширину ракеты до 2,2 м, наряду с этим занимаемая площадь уменьшалась с 52,2 м? до 22,2 м?.

Ракеты в заправленном состоянии и их боевые части предполагалось хранить раздельно, сборка производилась в ангаре.

Для обеспечения эксплуатации оружия нужно было создать следующие особые устройства: для подъема ракет, подъема их головных частей, головных частей и транспортировки ракет в корабельных помещениях для подачи на пусковые установки.

Одной из самые важных задач считалось создание корабельной пусковой установки для ракет «Шторм». Трудности вызывали большак протяженность направляющей (30 м), и большой угол возвышения (до 25°). Высота верхнего финиша направляющей над палубой наряду с этим составляла 12 м. В проектных проработках ЦНИИ-45 предлагалось шесть типов пусковых установок для судов:

  • • открытая палубная установка массой 45 т. Ее предлагалось размешать на судах класса эскадренный миноносец, и на более больших судах. Угол вертикального наведения установки должен был изменяться в пределах 15°-25°;
  • • башенная установка с одной направляющей и горизонтальной подачей ракет «Шторм». Данный тип устаповки имел возможность использоваться на судах начиная с легкого крейсера. Бронирование башни должно было защищать самолет-боеприпас, находящийся внутри, от прямого попадания пятисоткилограммовых фугасных бомб. Угол возвышения направляющей составлял 15°;
  • • башенная бронированная стартовая установка с одной и двумя направляющими с горизонтальной подачей самолетов-снарядов. Ее предлагалось устанавливать на легкие крейсеры и более большие суда; башенная бронированная установка с двумя направляющими и вертикальной подачей ракет, предназначавшаяся для больших судов. Высота башни составляла 5,6 м, ширина 15 м, масса – около 400 т. Угол вертикального наведения изменялся в пределах от 15° до 25°;
  • • башенная бронированная установка с двумя направляющими и защитным кожухом для каждой из них. Установку создали для легких крейсеров, имеющих громаднейшую ширину около 22 м. Особенное внимание уделялось защите стартовой направляющей при храпении ее по-походному, поскольку повреждение установки при артиллерийских обстрелах либо атаках с воздуха сделало бы неосуществимым применение ракетного оружия. Установка имела длину 10,4 м, ширину 12,0 м и высоту 7,0 м. Угол вертикального наведения должен был изменяться в пределах 0°-25°;
  • • неповоротная закрытая установка. Данный вариант предлагался при наведения самолета-боеприпаса на цель методом трансформации курсового угла корабля-носителя либо послестартового доворота ракеты на боевой курс.

Выполненная ЦНИИ-45 проработка переоборудования эсминцев проекта 30бис под самолеты-боеприпасы «Шторм» с размещением их в корпуса "настойчиво попросила" больших его переделок и допускала хранение малого числа ракет. На основании этого в качестве главного приняли вариант размещения ракетного оружия на верхней палубе, для чего предлагалось снять кормовую 130-мм и 85-мм артиллерийские установки, торпедные аппараты и переместить кормовую надстройку.

Для пуска ракет предполагалось применять кормовую установку с одной направляющей, боезапас самолетов-снарядов составлял от 12 до 14 штук. В следствии переоборудования обычное водоизмещение возрастало бы на 45 либо 54 т (в зависимости от варианта), средняя осадка возрастала на 5 см, а поперечная метацентрическая высота уменьшалась на 3 см. Старт ракет допускался при беспокойстве моря не более чем 4 баллов.

В варианте с эсминцем проекта 56 ракетное оружие осуществлялось за счет снятия носовой и кормовой 130-мм артиллерийских установок, частичной перепланировки и торпедных аппаратов помещений в надстройках и корпусе. На корабле предлагалось установить две пусковые установки открытого типа на местах носовой и кормовой артиллерийских установок главного калибра, наряду с этим на верхней палубе размешалось до 16 самолетов-снарядов «Шторм». Обычное водоизмещение должно было уменьшиться на 42 т.

На легком крейсере проекта 68бнс для установки бронированной башенно-пусковой установки с двумя направляющими и углом горизонтального наведения 0°-125°, и размещения 24 самолетов-снарядов в бронированном ангаре и устройства погреба для хранения боевых частей предлагалось снять две кормовые артиллерийские башни главного калибра, минное устройство демонтировать всецело. Неспециализированное размещение корабля недалеко от 129- 163 шпангоутов подвергалось полной перепланировке, размещение вспомогательных механизмов и главных оставалось без трансформаций. По окончании переоборудования обычное водоизмещение корабля увеличилось бы на 173 т.

В следствии проработок, выполненных по теме «Шторм», было признано нецелесообразным переоборудование судов проектов 30бис и 56, в связи с малой эффективностью и трудностями размещения ракет в корпуса судов, ненадежностью палубного метода хранения самолетов-снарядов в морских условиях и невозможностью обеспечения неспециализированной стабилизации корабля для упрощения точности условий и повышения стрельбы управления боеприпасами. На судах проекта 68бис рекомендовалось делать переоборудование на протяжении их достройки на судостроительных фабриках.

Было создано три варианта проекта особых ракетных судов с комплексом «Шторм» для ответа разных тактических задач. По первому в качестве прототипа употреблялся ЭМ проеста56, по второму – КРЛ проекта 65, предложенный ЦННИ-45.

В последнем случае ракеты предполагалось разместить по четыре в ряд в бронированном ангаре длиной 93 м и высотой 3,5 М. Для проверки возможности применения ракет «Шторм» на судах малого водоизмещения предлагался третий вариант па базе корабля (СКР) проекта 50. Хранение ракет со сложенными крыльями осуществлялось по этому варианту в бронированном ангаре с габаритами 42 ? 3,0 ? 3,6 м. Не смотря на то, что проработки размещения ракетного оружия по теме «Шторм» были закончены в ноябре 1953 года, предстоящую разработку ракеты прекратили.

Проработки переоборудования ПЛ XIV серии по проекту 628 (основной конструктор И.Б.Михайлов) для оружия ее самолетами-боеприпасами 10ХН выполнялись ЦКБ-18 в 1952-1953 годах по ТТЗ Военно-морского министерства, согласованному с МСП. Ракетное оружие на ПЛ размещалось за счет снятия артиллерийского, минного оружия, части судовых запасов и торпед.

Боеприпасы со снятыми крыльями должны были храниться на ПЛ всецело заправленными в контейнере диаметром 2,5 м и длиной 10 м. В кормовой части ПЛ предполагалось установить пусковую установку с ферменной направляющей длиной около тридцати метров и углом подъема 14% оборудованную устройством подъема-подачи и механизмами опускания снарядов. Для переоборудования выделили ПЛ Б-5 Северного флота.

Опробования самолета-боеприпаса 10ХН проходили на полигоне Капустин Яр с 17 декабря 1952 по 11 марта 1953 года с неподвижной пусковой установки с ферменной направляющей и самоходной пусковой установки, смонтированной на шасси среднего танка Т-34. Из 15 ракет в заданный район попали 11.

В соответствии с распоряжению правительства от 4 декабря 1952 года была начата разработка эскизного проекта сверхзвукового самолета-боеприпаса для оружия подводных лодок (тема Н-11). Первоначально ее поручали ОКБ-301, но в будущем к работе был привлечен завод № 51, ракета взяла индекс 10ХМ (ЧМ-1, либо «Волна»).

В связи с расформированием КБ главного конструктора В. Н. Челомея и его передачей в качестве филиала ОКБ-155, по распоряжению Совета Министров СССР от февраля 1953 года работы по ракетам типа 10Х комплекса «Волна» были прекращены, а с ними и переоборудование подлодки по проекту 628. Но уже в 1955 году разработку проектов ПЛ с крылатыми ракетами продолжили, и во второй половине 50-ых годов XX века были созданы первые проекты отечественных ракетных подводных лодок – П-611 с крылатой ракетой П-10 и П-613 с крылатой ракетой П-5.

В первой половине 50-ых годов XX века, по окончании успешных опробований, была принята на вооружение отечественная авиационная противокорабельная крылатая ракета КС «Комета», которая стала этапной в развитии ракетной техники, в частност

США ПРЕЗЕНТОВАЛИ НОВУЮ МИШЕНЬ ДЛЯ «ЦИРКОНОВ» | война новости боевые корабли сша россии ракеты вмф

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: