Ту-126. советский авакс

      Комментарии к записи Ту-126. советский авакс отключены

Ту-126. советский авакс

Поступив на вооружение советских Армии в 1965 году, Ту-126 стал самым первым отечественным самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и оставался серьёзным звеном ПВО страны впредь до 1980-х годов. Во второй половине пятидесятых годов ввиду значительно возросшей возможности нанесения по территории СССР массированного ядерного удара.

И тогда же показалась необходимость в создании средств раннего обнаружения бомбардировщиков соперника. Особенно остро этот вопрос стоял в отношении северного, арктического направления.

Но создать треть наземных РЛС было технически сложно и дорого, исходя из этого было решено создавать воздушный носитель РЛС громадной дальности — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО; при наличии возможности по управлению действиями других войск и авиации — самолёт ДРЛОиУ, где «У» свидетельствует «управление»).Задание на создание для того чтобы авиационного комплекса, которому присвоили обозначение Ту-126, в июле 1958 года взяло ОКБ Туполева. Первоначально самолёт планировалось создавать на базе планера Ту-95. Но для данной цели он не доходил, равно как и Ту-116, так что в итоге выбор пал на самолет Ту-114, снабжавший размещение как крупногабаритной РЛС слежения за воздушной и надводной обстановкой, так и всей нужной аппаратуры, и экипажа в составе операторов и лётчиков целевой аппаратуры.
Кабина лётного экипажа была покинута фактически без трансформаций, а пассажирский салон на верхней палубе разбили на отсеки: первый отсек – бортовая ЭВМ, места операторов и часть аппаратуры РЛС «Лиана»; второй отсек – зарезервирован под дополнительное оборудование (между первым и вторым отсеками – гардероб); третий отсек – место стрелка кормовой дистанционно-управляемой пушечной установки (в окончательном варианте от неё отказались); четвёртый отсек – места отдыха; пятый и шестой отсеки – блоки радиотехнического комплекса и пр.

Разведка НАТО нашла существование Ту-126 во второй половине 60-ых годов XX века, ему присвоили обозначение «Moss». Любопытно, что западные аналитики тогда думали, что радиотехнический комплекс Ту-126 не владеет возможностями по перехвату низколетающих крылатых ракет.

На нижней палубе расположили часть агрегатов самолётных совокупностей и аппаратуру совокупности РЭБ, а под фюзеляжем в районе пятого отсека – обтекатель жидкостного и воздушного радиаторов, снабжавших температурный режим блоков РЛС «Лиана». В том месте же, в районе пятого отсека, на фюзеляже был смонтирован пилон, на котором крепился поворачивающийся обтекатель с антенной РЛС (Ту-126 стал первым в мире самолётом ДРЛО с вращающимся грибовидным обтекателем РЛС).
В отличие от базисного Ту-114 на Ту-126 была обеспечена возможность покидания экипажем самолёта в полёте – через катастрофический люк в полу первого отсека и нишу передней опоры шасси в выпущенном положении. В состав экипажа, не считая лётчиков (два пилота и два навигатора), входили операторы РЛС, совокупностей радиотехнической телекодовой передачи и разведки данных, и глава радиотехнического комплекса, механик и техник комплекса для исполнения своевременных ремонтных работ в полёте.
Применённая на Ту-126 станция «Лиана» была создана Столичным НИИ приборостроения (сейчас Концерн «Вега») и разрешала обнаруживать воздушные цели на дальностях от 100 км до 350 км, а морские цели типа «крейсер» — на дальности до 400 км. Станция была способна в один момент обнаруживать до 14 воздушных целей, а бортовая телекодовая аппаратура снабжала передачу взятых данных на КП ВМФ и ПВО, расположенные на удалении до 2000 км.

Ту-126 отслеживает действия английских ВМС на протяжении учений, а его со своей стороны сопровождает истребитель Phantom FG.Mk I из 892-й эскадрильи, приписанной к авианосцу «Арк Ройял». Фотография сделана, возможно, в первой половине семидесятых годов прошлого века.

23 января 1962 года новый самолёт совершил первый полёт. На протяжении опробований были изучены поведение самолёта на разных режимах полёта, работа комплекса «Лиана» и других систем, и совершена работоспособность совокупности дозаправки горючим в полёте, которая при одной дозаправке снабжала удвоение длительности патрулирования.

Весной 1965 года самолёт Ту-126 с комплексом «Лиана» был принят на вооружение армий ПВО СССР, причём в серийное производство он был запущен ещё в ноябре 1963 года. Всего выстроено 9 самолётов.

В эксплуатации

Поступление Ту-126 в армии началось во второй половине 60-ых годов двадцатого века – они поступали в 67-ю отдельную авиаэскадрилью ДРЛО, дислоцировавшуюся под Шауляем (Литовская ССР) и включавшую два отряда по четыре автомобили в каждом (девятый, умелый Ту-126, употреблялся по большей части для доработок и испытаний).
Ту-126 развивал большую скорость полёта 850 км/ч и крейсерскую скорость порядка 650 км/ч, а без дозаправки имел возможность выполнять полёт на дальность до 7000 км. Длительность полёта с одной заправкой достигала 17-18 часов, исходя из этого базировавшиеся под Шауляем самолёты ДРЛО имели возможность выполнять полёты на патрулирование в район Балтийского, Баренцева и Карского морей, а также в районы Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

Помимо этого, Ту-126 довольно часто перебрасывались в Оленегорск, откуда они совершали полёты вглубь Арктики. Ту-126 оставались на вооружении до 1984 года, по окончании чего им на смену пришли самолёты ДРЛОиУ А-50.

VO150708 017 Военное обозрение Ту-126 дозорный советского неба

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: