Трофейные истребители messerschmitt me 109. часть 1

      Комментарии к записи Трофейные истребители messerschmitt me 109. часть 1 отключены

История одного из самых известных германских истребителей – Messerschmitt Me 109 (Bf 109) – полна многих неизвестных эпизодов. В первый раз «мессер» поднялся в небо 28 мая 1935 года под управлением летчика-испытателя Ганса-Дитриха Кнётча (Hans-Dietrich Knotzsch). Это был Me 109 V-1 (зав.ном 758), оснащенный английским двенадцатицилиндровым V-образным двигателем Rolls-Royce Kestrel мощностью 583 л.с..

В течение нескольких лет эти самолеты сражались в небе Северной Африки и Европы. В течение собственной карьеры Me 109 много раз модернизировался. Во время второй мировой и по окончании ее окончания в общем итоге было произведено более 32000 автомобилей данного типа (существуют публикации, в которых говорится об изготовлении более чем 36000 самолетов).

С ноября по декабрь 1936 года первые умелые самолеты участвовали в военных действиях в Испании. Для проверки в боевых условиях были отправлены три самолета (прототипы Me 109 V-3, V-4 и V-6 с двигателями Jumo 210A, Jumo 210B и Jumo 210D соответственно). В последующие три года в Испании сражались новые модификации этого истребителя: «берта» (Berta – Me 109B), «цезарь» (Caesar – Me 109C), «дора» (Dora – Me 109D) и «эмиль» (Emil – Me 109E).

Последние «мессершмитты», в базе которых лежала конструкция массового истребителя Me 109 G-14, были изготовлены уже по окончании окончания Второй мировой чехословацкой компанией Avia (Avia C-210/S-199 Mezec/Mule) и испанскими авиазаводами. Что касается чехословацких самолетов, то во время с 1947 по 1950 год было произведено 551 одноместных и двухместных автомобилей, оснащенных двигателями Jumo 211F. В начале 1948 года маленькая партия этих самолетов (25 автомобилей) была реализована сравнительно не так давно грамотному Стране Израиль.

Они участвовали в битвах против арабской и английской авиации. Они кроме этого сражались против египетских Spitfire Mk V и Mk IX и Macchi MC. 205.

Испанская версия «мессера» под обозначением HA-1109 (C4.J) была в первый раз представлена компанией Hispano Aviacon; по окончании войны была создана версия HA-1112 (C4.K). На собственные самолеты испанцы устанавливали английские двигатели Rolls-Royce Merlin 500 (171 машина). По крайней мере сто HA-1112 во второй половине 50-ых годов двадцатого века участвовали в военных действиях в испанских колониях (Испанская Сахара).

Внешний вид истребителей Messerchmitts Me 109 приводит к множеству чувств и сейчас, и самолеты данного типа завлекают к себе внимание, как авиационных экспертов, так и тысяч любителей авиации в мире. За много лет истории эксплуатации ВВС Германии и ее союзниками употреблялось множество Me 109 разных модификаций. Кое-какие из этих самолетов были захвачены соперниками.

* * *

Испания, Франция, СССР – Me 109 B-1 (зав.ном. малоизвестен)
Захвачен в Испании 4 декабря 1937 года

Первой серийной версии самолетов данного типа – Me 109 B – предшествовали прототипы Me 109 V, три из которых во второй половине 30-ых годов двадцатого века с завода в Аугсбурге были посланы для принятие участия в гражданской войне на Пиренеях в составе легиона «Кондор» (Geschwader 88). После этого в начале 1937 года сорок два истребителя Me 109 B-1 и Me 109 B-2 были посланы морем в Испанию. Среди них были самые ранние предположения Me 109 B-1 время от времени именуют как Me 109 A/Bf 109 A. Эти самолеты взяли номера с 6-4 по 6-19.

Истребители оснащались двигателями Jumo 210B и имели оружие из установленных над двигателем двух 7,92-мм пулеметов MG 17. Первые три Me 109 B-1 были зачислены в состав боевого подразделения 14 мая 1937 года. Автомобили взяли опознавательные символы ВВС националистов и кодовые номера 6-3 – 6-45 (пять «цезарей» прибыли в Испанию в начале 1938 года и взяли номера 6-46 – 6-50; шесть «дор» были доставлены в августе 1938 года и взяли кодовые номера 6-51 – 6-56).

Me 109 B были приняты на вооружении эскадрильи 2./J 88 в качестве замены устаревшим истребителям Heinkel He 51 B-1 и C-1. Позднее эскадрильи 1./J 88 кроме этого была перевооружена на «стодевятые». В то время германская истребительная эскадра (J 88) складывалась из четырех эскадрилий (Staffel).

На момент появления «берт» биплан и советские – истребители-15 (Поликарпова) и И-16 (моноплан) – в течение нескольких месяцев господствовали в небе Испании. В конце 1936 года Сталин в помощь Испанской республике отправил самолеты и летчиков. Русские усилили и модернизировали устаревшие республиканские ВВС.

В конце 1936 года над Мадридом произошло боевое крещение истребителей Поликарпова. Русские имели важное преимущество над истребителями-бипланами – итальянскими FIAT CR.32 и германскими Heinkel He 51, – нанеся важные утраты воздушным силам генерала Франко. Отправка Me 109 B в Испанию ставила целью поменять баланс сил в пользу ВВС националистов.

В ближайшие пара месяцев было большое количество поединков между Me 109 B и республиканскими И-15 и И-16 типов 5 и 10. 4 декабря 1937 года на протяжении одного из таких боев над аэропортом республиканцев Бухаралос (Bujaraloz), арагонский фронт, Me 109 B-1 (6-15) пилота эскадрильи 2./J 88 фельдфебеля Отто Поленца (Fw. Otto Polenz) совершил вынужденную посадку на дорогу Асайла (Azaila) – Эскатрон (Escatron) на территории, контролируемой «красными».

Германский пилот учавствовал в налете бомбардировщиков Heinkel He 111 B легиона «Кондор», целью которых было уничтожение авиабазы соперника [1].

Имеется различные предположения этого события. По одной из предположений пилот приземлился по причине того, что у самолета закончилось горючее. По второй версии Me 109 B-1 (6-15) взял повреждения на протяжении боя с И-15 и И-16: германский самолет был поврежден и сбит советским пилотом лейтенантом Александром Ивановичем Гусевым, что руководил 2-й эскадрильей истребителей (2a Escuadrilla de Caza de Moscas) (позднее истребительной авиагруппой) и пилотировал И-16.

Гусев совместно со своим ведомым сопровождал «немца» до места вынужденной посадки на республиканской территории, по окончании чего охранял над ним до прибытия республиканских солдат. Фельдфебель Отто Поленц попал в плен, а его самолет был послан на авиабазу в Барселону.

Информация о вражеском самолете скоро обошла пределы Испанской республики. Скоро о новейшем германском самолете определили и французские армейские из работников консульства в Мадриде. Для тестирования трофея в Испанию 31 января 1938 года была направлена маленькая группа из центра летных опробований (Centre D’Essais en Vol). Ее возглавлял летчик-испытатель Константин Розанов – живший во Франции русский эмигрант.

По окончании нескольких полетов Розанов весьма высоко оценил летные характеристики германского истребителя. Сделав серию испытательных полетов, французы вернули самолет республиканцам.

По окончании французов интерес к самолету показали уже русские. В феврале 1938 года истребитель был разобран, упакован в коробки и на корабле послан в Одессу. По окончании прибытия в СССР самолет поездом был послан в Москву для изучения экспертами Научно-испытательного университета ВВС.

Под управлением техника-испытателя Ивана Васильевича Жулева самолет был собран и доведен до пригодного к полетам состояния. В 19338 году Me 109 B-1 был протестирован летчиками-испытателями Степаном Павловичем Петром и Супруном Михайловичем Стефановским. В посвященном опробованиям докладе было отмечено, что

«Мессершмидт-109 (так в тексте) с двигателем Юмо-210 по своим тактико-техническим данным стоит ниже стремительнейших истребителей ВВС РККА».

Но эти опробования еще не были финишем истории Me 109 направляться-1 (6-15). В первой половине 40-ых годов двадцатого века по окончании нападения Германии на СССР в Советском Альянсе было создано особое разведывательное подразделение [2], оснащенное германской техникой: состав данного подразделения были прикомандированы летчики-испытатели Валентин Иванович Хомяков [3] и Фёдор Фёдорович Опадчий. На вооружении эскадрильи состояли Me 109, Me 110, Do 215 и Ju 88 – по три самолета каждого типа. Среди «стодевятых» был и «испанский» Me 109 B.

В силу разных обстоятельств лишь часть эскадрильи смогла перебазироваться к линии фронта. Эскадрилья вошла в состав 2-го дальнего разведывательного авиаполка. На протяжении битвы под Москвой из-за взятых в сражении повреждений Me 109 B совершил вынужденную посадку на временно оккупированной немцами территории. К собственному удивлению немцы нашли собственный личный истребитель, потерянный ими четыре года назад.

Повреждения самолета были маленькими, и скоро он был отремонтирован и возвращен в строй: машина была передана действовавшему на восточном фронте испанской истребительной эскадрилье 15.(Span)/JG 27. В декабре входе боевых действий под Москвой самолет был снова поврежден и был брошен испанцами. Судьба самолета малоизвестна (возможно истребитель взял такие серьёзные повреждения, что русские не были заинтересованы в его восстановлении, поскольку ими были уже захвачены более современные предположения «стодевятого»).

Трофейные истребители messerschmitt me 109. часть 1
первый Me 109, захваченный соперником. Фотографии ниже показывают истребитель Me 109 B-1 (6-15) легиона «Кондор», совершивший посадку на территории республиканцев. Самолет был полностью покрыт краской RLM 02 (серый), законцовки крыла и руль направления белые. Необходимо подчеркнуть, что на рисунке опознавательные символы на нижней части крыла нанесены неправильно, поскольку на машине они были развёрнуты на 20°

Герой Советского Союза Гусев Александр Иванович

06 – по окончании прибытия в Барселону Me 109 B-1 (6-15) взял опознавательные символы собственных новых хозяев: броские красные законцовках крыла, красную полосу около фюзеляжа и, возможно, трехцветный руль направления. Остальные части самолета были покрыты зеленовато-серой краской, напоминающей уникальную RLM 02

перед опробованиями в НИИ ВВС самолет был разобран на части. В то время, когда самолет был снова собран, то обнаружилось, что некоторых подробностей не достаточно. В конце 1939 года самолет смотрелся плохо: краска была потертой и кое-какие серьёзные элементы отсутствовали (корневые панели стабилизатора, панели радио и аптечки и хвостовое колесо). Самолет смотрелся как развалина, а не как всецело боеготовый самолет, употреблявшийся в разведывательных [4] вылетах два года спустя

первый Me 109 на протяжении опробований в НИИ ВВС во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Тяжело сообщить: было ли отсутствие камуфляжа результатом погодных условий либо намеренным действием. В некоторых местах слой краски RLM 02 был такими тонким, что был виден обнажённый алюминий. Единственное заметное изменение в опознавательных символах (с момента, в то время, когда самолет был испытан французами и испанцами) был полностью красный руль направления

  1. в соответствии с http://airaces.narod.ru/spane/gusev.htm фельдфебель Отто Поленц являлся пилотом эскадрильи 1./J 88. В том налете участвовали 30 бомбардировщиков Heinkel He 111 B, которых сопровождали 11 истребителей Me 109 B-1. Учитывая неэффективность оружия и неравенство сил советского истребителя против бомбардировщиков, Гусев объектом нападения выбрал истребители. В следствии соперник лишился двух самолётов. Один, по документам, был подбит и упал на собственной территории. Второго подбил Гусев. Ущерб же от скинутых соперником бомб был минимальным — 2 техника были ранены, ни один республиканский самолёт не пострадал. В сражении был ранен Виктор Кустов
  2. в соответствии с http://испытатели.рф/base/2011/01/opadchij-f-f/ это была 187-я отдельная корректировочно-разведывательная авиаэскадрилья
  3. в соответствии с http://www.testpilot.ru/не сильный/2014/11/xomyakov-v-i/ С 27 июня 1941 года на фронтах ВОВ. До 12 августа 1941 года руководил эскадрильей в 401-м ИАП Особенного назначения (летчики-испытатели на МиГ-3), летал на МиГ-3. С августа 1941 года занимался обучением гpуппы испанских лётчиков на самолёте Як-1. С октября по декабрь 1941 года — начальник ночной истребительной авиационной эскадрильей ПВО на аэропорте Чкаловский. Всего совершил 101 боевой вылет, совершил 33 воздушных боя, сбил 4 самолёта соперника лично и 8 в составе группы. С апреля 1944 года — старший лётчик-испытатель 3-го отдела НИИ ВВС. Принимал участие в опробованиях Як-7М М-105ПА (1941), Як-1б М-105ПА (1942), Як-9, Як-9Т, МиГ-3У, Як-7П (1943), И-220 (1944), FW-190 А-8, Fw 190D-9 (1945), Як-3 с ВК-107А, 130, МиГ-9, P-38L-1 (1946), МиГ-15, Ла-168 (1948-49). 31 июля 1947 года присвоено звание полковник.
  4. у авторов «шпионских»

источник: JACEK JACKIEWICZ MIROSLAW WAWRZYNSKI «Captured Me 109s»

Мессершмитт BF 109 фильм

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: