Увлекательная статья из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.
24 апреля 1877 года (12 апреля по старому стилю) началась очередная русско-турецкая война, ставшая первым конфликтом, в котором нашли широкое использование паровые трактора.
За год до этого российское военное министерство в рамках подготовки к грядущей войне с Османской империей решило снабдить армию паровыми тягачами. На докладную записку по этому поводу министр наложил резолюцию:
При боевых действий за Дунаем будет очень полезно иметь пара дорожных локомотивов. Их возможно будет употребить для перевозки громадных орудий осадного парка, а время от времени и продовольствия в том месте, где будет недочёт в фураже.
В ноябре 1866 года армейские по окончании успешного проведения опробований закупили два российских трактора завода Мальцова, а зимний период 1876-77 годов — еще 10 британских тракторов разных моделей, а также шесть автомобилей компании Эвелинг энд Портер, один Фаулер и три Клэйтон энд Шаттлуорта. Не совсем ясно, из-за чего не были приобретены однотипные автомобили, поскольку это упростило бы снабжение и ремонт запчастями.
Быть может, в условиях недостатка времени было нужно брать, что дают, так как локомотивы в те времена были в значительной степени штучными изделиями и, в большинстве случаев, делались под конкретный заказ. Приобретение всех тракторов и одиннадцати прицепных тележек к ним обошлась казне в 74973 рубля 38 копеек. Команды тракторов собрали из армейских железнодорожников — машинистов, ассистентов машинистов и кочегаров.
5 апреля 1877 года по личному указу царя началось формирование первой механизированной военно-транспортной части, взявшей наименование Особенная команда дорожных паровозов. Ее возглавил майор инженерных армий Р.А. Леммлейн, а его помощником прописали поручика А.И.
Квалишевского. Не считая вагонов, в состав Особенной команды входила ремонтная мастерская со слесарным и кузнечным оборудованием. 19 апреля, за пять дней до объявления войны, команду послали по железной дороге на будущий Балканский театр боевых действий.
В течение всей войны дорожные паровозы активно учавствовали в снабжении фронта, перевезя в общем счете практически девять млн кг грузов. Наряду с этим тягачи были рентабельнее лошадей, поскольку расчетная себестоимость доставки для того чтобы же количества грузов по тем же маршрутам конным транспортом была на семь тысяч рублей выше расходов и цены приобретения на эксплуатацию безрельсовых локомотивов.
По окончании русско-турецкой войны Особенную команду перебросили в Туркестан и передали в распоряжение генерала Скобелева. В том месте паровые трактора принимали участие в транспортном обеспечении известной Ахалтекинской экспедиции против туркмен-текинцев. По завершении экспедиции, в мае 1881 года, очень сильно изношенные локомотивы были списаны, а Особенная команда — расформирована.
К сожалению, затем в деле механизации русской армии наступил 20-летний застой. О паровых тракторах отыскали в памяти снова только в начале ХХ века.
Самая ранняя модель парового трактора, входившая в состав Особенной команды — 10-сильный Клэйтон энд Шаттлуорт примера 1867 года. Кстати, этот агрегат был воспроизведен в известном фильме Турецкий гамбит.
Трактор Фаулер примера 1869 года с двигателем мощностью восемь лошадиных сил. На виде сбоку правое переднее колесо условно не продемонстрировано.
Десятисильный Эвелинг энд Портер 1871 года. Такие автомобили составляли ровно половину матчасти Особенной команды.
Отреставрированный экземпляр Эвелинг энд Портера в английском техники и музей науки.
Восьмисильный Эвелинг энд Портер повышенной проходимости. Такие новейшие автомобили отечественные представители также собирались закупить, но компания опоздала изготовить их в срок, исходя из этого в Россию они не попали.
источник: http://vikond65.livejournal.com/321514.html
Триумф России. Как это было
Увлекательные записи:
- Проект бронеавтомобиля bethlehem steel armored car. сша
- Проект гидросамолета-бомбардировщика/торпедоносца p.w.s.62. польша
- Коптильщик пелисье
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Все-таки, необычные…
-
Гидросамолет гаккель v. российская империя
На пороге не века в судьбу человека быстро ворвалась авиация. Всего пара лет потребовалось чтобы в самолете прекратили видеть лишь чудо техники, которое…
-
О том, как разложение элиты привело к поражению российскую империю
При императоре Александре III Русская империя владела самой замечательной армией на планете. Исполнение кораблестроительных программ ведет к тому, что…
-
Замечательно осознаю, что толку от таковой железяки мало, тем более строить ее в разоренной стране – но весьма хотелось, тем более это был необычный…
-
Броня российской империи. часть vi. первый танк империи — рыбинский бронеход холта -75.
Балуюсь и натягивать ежа на глобус. Четвертую и пятую части напишу позднее, потому, что мне нужно разобраться с моими операциями на юге и Севере в 1917,…
-
Первая мировая война и российская империя
В течение 70-ти лет советского правления нам вдалбливали в мозг, что Первая мировая — это война империалистическая, другими словами война за мировое…