Транспортный самолет-амфибия s-43 «baby clipper».

      Комментарии к записи Транспортный самолет-амфибия s-43 «baby clipper». отключены

Разработчик: Sikorsky
Страна: США
Первый полет: 1935 г.Транспортный самолет-амфибия s-43 «baby clipper».

До Второй мировой американская компания Игоря Сикорского «Сикорски авиэйшн корпорейшн» специализировалась на производстве и разработке летающих амфибий и лодок. В 1935 году по заказу компании «Пан Америкэн» Сикорский создал новую амфибию S-43, которая должна была поменять на линиях ветхие S-38 и S-41. Это был красивый цельнометаллический моноплан с крылом, немного поднятым над лодкой-фюзеляжем посредством пилона системы подкосов и каплевидного сечения.

Лодка имела прекрасно обтекаемую форму, снабжавшую высокие аэро- и гидродинамические качества. Главные колеса шасси в полете подтягивались вверх и укладывались по бортам фюзеляжа. Выступавшие наружу стороны колесных дисков закрывались колпаками-обтекателями.

Из хвостовой части при посадке на сушу выпускалось третье, ориентирующееся, колесико.

Самолет оснащался парой моторов Pratt Whitney «Hornet» S1EG по 750 л.с. Экипаж складывался из трех человек. Машину возможно было применять как пассажирскую с вместимостью салона от 11 до 18 человек либо как грузовую с усиленным полом. В последнем случае S-43 имел возможность перевозить до 450 кг грузов.

Особая, широкая грузовая дверь размещалась на левом борту.

В ноябре 1935 года новый самолет Сикорского по окончании опробований взял сертификат летной годности. В следующем году началось серийное производство S-43. Потому, что очертания амфибии очень сильно напоминали сниженный в размерах четырехмоторный трансокеанский S-42 «Клиппер», то к S-43 приклеилось прозвище «Бэби клиппер» («мелкий клиппер» либо «клиппер-младенец»), ставшее потом официальным заглавием.

Главным клиентом стала «Пан Америкэн», приобретшая 12 «Бэби клипперов». С апреля 1936 года они вышли на линии в Карибском бассейне и Центральной Америке, где поменяли ветхие лодки «Консолидейтед» «Коммодор». Остальные автомобили ушли за предел.

Их купили Франция (для эксплуатации в колониях), Китай, Норвегия, СССР и Чили (о последнем чуть позднее).

Французская компания «Аэромаритим» применяла пять S-43 с 1936 года. В 1945 году ее поглотила «Эр Франс», а «Бэби клиппер» летали по тем же маршрутам, но в второй окраске еще два года.

Норвежская компания «Дет норске люфтфартсельскап» (DNL) эксплуатировала S-43 на автостраде Ставангер — Рейкьявик. На долгом пути в Исландию и обратно самолеты делали промежуточные остановки на Шетландских и Фарерских островах.

В январе 1937 года собрали первый из пяти модифицированных S-43W с моторами «Wright» GR-1820-F52 (760 л.с.). Первоначально их заказала «Пан Америкэн» для собственного филиала в Китае, но часть из них распродали вторым клиентам. Кое-какие автомобили этого типа строились без колесного шасси под обозначением S-43WB.

В одном экземпляре изготовили S-43H с моторами «Wright» R-1820-G102 по 900 л.с. Эту машину собрали по заказу бизнесмена Говарда и известного лётчика Хьюза для предполагавшегося кругосветного перелета. В пассажирский салон хьюзовского самолета втиснули восемь дополнительных бензобаков неспециализированной емкостью 8000 л. Эту амфибию сдали клиенту в сентябре 1937 года.

Но в конечном счете Хьюз выбрал чисто сухопутный «Локхид» L-14.

Во второй половине 30-ых годов XX века началось производство модели S-43B с моторами «Hornet» S2EG и двухкилевым оперением. Последнее улучшило поведение автомобили в полете на одном моторе. По окончании выпуска S-43B более ранние амфибии с однокилевым оперением стали именоваться S-43A.

В том же году «Пан Америкэн» начала эксплуатировать «Бэби клипперы» на Аляске. Летали на них и пилоты вторых компаний.

Еще одним обладателем военно-транспортных «Бэби клипперов» стала колониальная авиация Голландской Ост-Индии. В 1940-1941 годах она купила два S-43W с двухкилевым оперением по типу S-43B.

Производство S-43 закончилось на заводе Сикорского в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Всего собрали 53 самолета. Последние амфибии этого типа летали еще в послевоенные годы.

«Бэби клиппер» покинул след и в небе нашей страны. В феврале 1935 года в Соединенных Штатах прибыла делегация советских самолетостроителей во главе с А.Н.Туполевым. Она посетила последовательность фабрик, конструкторских бюро и научно-исследовательских университетов.

На компании Сикорского отечественным экспертам показали находившийся на сборке опытный образец S-43. Переводчики не требовались — практически все рабочие и инженеры у Сикорского были русскими эмигрантами. Амфибия показалась увлекательной и по возвращении, делегация благожелательно обрисовала ее в собственном отчете.

В следствии в Москве решили приобрести «Бэби клипперы» в двух экземплярах для умелой эксплуатации на Крайнем Севере. Был заключен контракт между «Юнайтед эйркрафт» и «Амторгом», зарегистрированным в Соединенных Штатах как американская компания с советским капиталом, делавшая тогда функции торгпредства. Автомобили должны были оснащаться моторами Pratt Whitney «Wasp» S3H1.

Самолеты предназначались для Полярной авиации Главсевморпути. В то время главным типом гидросамолета в том месте оставались качественные, но в далеком прошлом устаревшие летающие лодки Дорнье «Валь», спроектированные в Германии еще в конце Первой Мировой и строившиеся после этого итальянскими фабриками. По окончании того, как они стали негодны в качестве боевых автомобилей, «Вали» из ВВС РККА передали полярникам. Древесные МБР-2, строившиеся в Таганроге, не хорошо доходили для посадки и взлёта среди льда и снега.

Амфибию же Сикорского отрекомендовали как «подходящую на Крайнем Севере».

Не смотря на то, что все зарубежные источники утверждают о покупке СССР двух S-43, никаких следов появления у нас второй автомобили отыскать пока не удалось. Один же «Бэби клиппер» прибыл в Ленинград весной 1937 года. В мае того же года его перегнали в Севастополь для летных опробований.

Потому, что самолет предназначался для Главсевморпути, то опробования вели полярные летчики С.А.Леваневский и А.Н.Грацианский. Грацианский потом писал: «Самолет завлекал прекрасной обтекаемой формой, элегантностью, плавностью линий. В салоне находились мягкие кровати на 15 пассажиров, имелся небольшая кухня и туалет.» Само собой разумеется, по окончании МБР-2 он казался Грацианскому техническим чудесным образом.

Амфибию испытывали на мореходность, совершая посадки на волны разной высоты, замеряли взлетную расстояние, контролировали практический потолок с разным полетным весом. Пробег на посадке меряли и в ветреную, и в спокойную погоду. На дальность S-43 испытали, облетев Крымский полуостров.

Опробования закончились в июле 1937 года. Последние полеты совершал Грацианский. так как Леваневского отозвали в Москву для подготовки к перелету через Северный полюс.

Из Крыма «Бэби клиппер» перегнали в Москву. В том месте на базе Полярной авиации в Химках самолет Н-207 («Н» — код авиации Главсевморпути) дооснастили для эксплуатации на Севере, поставили вспомогательный электрогенератор с маленьким бензиновым движком для питания оборудования на стоянке, загрузили запчасти и снаряжение. S-43 планировали эксплуатировать на линии Красноярск — Игарка. Экипаж оставался тот же, что и на опробованиях: пилот Грацианский, радист Козин, механики Писарев и Краснов.

Но в первом же рейсе, 14 августа, взяли радиограмму с требованием возвратиться в Красноярск для подготовки к поискам пропавшего самолета Леваневского, его ДБ-А с бортовым номером Н-209 провалился сквозь землю где-то в Арктике на автостраде перелета в Америку.

В Красноярске на «Клиппере» смонтировали радиопеленгатор и установили дополнительные бензобаки. Приняв на борт разные припасы и бочку тетраэтилсвинца (на простом советском бензине американские моторы трудиться отказывались), Грацианский вылетел в Тикси. Совершив пара полетов в советской части Арктики, экипаж перелетел к американскому мысу Барроу. Оттуда летали продолжительно.

Нужное горючее было доставлено двумя «Валями».

Вылет за вылетом проходил бесполезно. Никаких следов Н-209 не нашли. Море у берега замерзло. Постарались летать на колесах, но лед был через чур узок. Кончилось тем, что хвостовое колесо провалилось и сломалось.

Вместо него приладили самодельную лыжу. Последний полет состоялся 26 октября, после этого поиски прекратили. S-43 перелетел в Фэрбенкс, где заменили хвостовое колесо.

Потому, что ресурс моторов уже был полностью исчерпан, экипажу приказали по воздуху добраться только до бухты Провидения, откуда амфибию забрал пароход «Охотск».

К летнему сезону 1938 года «Бэби клиппер» снова подготовили к полетам. Для этого в Соединенных Штатах купили новый набор подкосов. Экипажи на «Клиппере» потом изменялись много раз. П.Г.Головин совершил на американской амфибии перелет Москва — Уэлен протяженностью 29000 км.

Некое время машиной руководил М.Каминский.

Не смотря на то, что S-43 у нас был большой редкостью, его повидала фактически вся страна — он попал в кадры популярного фильма «Волга-Волга». Снимали самолет на Каме у Сарапула, где он совершил вынужденную посадку из-за отказа сигнализации. В то время, когда «Клиппер» списали, пока установить не удалось.

До наших дней сохранился лишь один самолет этого типа. Это тот самый S-43H, выстроенный по заказу Г.Хьюза. По окончании того, как Хьюз сделал в собственном перелете ставку на L-10, машину на некое время законсервировали, а после этого убрали дополнительные баки и оборудовали салон «люкс». «Бэби клиппер» стал служебным самолетом компании «Хьюз эйркрафт». В будущем на него установили моторы GR-1820-G200 и двухкилевое оперение.

В мае 1943 года данный самолет, пилотируемый самим Хьюзом, попал в аварию. После этого побитую машину реквизировал ВМФ.

На «Бэби клиппере» смонтировали двигатели R-1820-87 и снова поставили однокилевое оперение. Летали ли на нем морские летчики — неизвестно, потому, что скоро S-43H снова был у Хьюза.

Во второй половине 70-ых годов XX века личный предприниматель из Хьюстона приобрел самолет у Хьюзовского фонда, отреставрировал его и довел до пригодного к полетам состояния. Действительно, не все узлы у автомобили сейчас «родные». К примеру, шасси очевидно забрано от послевоенной амфибии HU-16 «Альбатрос».

Однако «Бэби клиппер» снова в небе.

ЛТХ:

Модификация: S-43
Размах крыла, м: 26,21
Протяженность самолета,м: 15,59
Высота самолета,м: 5,40
Площадь крыла,м2: 72,54
Масса, кг
-безлюдного самолета: 5780
-большая взлетная: 8660
Тип двигателя: 4 х ПД Pratt Whitney «Hornet» S4EG
-мощность, л.с.: 4 х 750
Большая скорость, км/ч: 312
Крейсерская скорость, км/ч: 268
Практическая дальность, км: 1247
Практический потолок, м: 6300
Экипаж, чел: 4
Нужная нагрузка: 18 пассажиров.

Транспортный самолет-амфибия S-43 «Baby Clipper».

S-43 «Baby Clipper».

S-43 «Baby Clipper».

S-43 «Baby Clipper».

Посадка пассажиров на S-43А «Baby Clipper».

Взлет S-43А «Baby Clipper».

S-43А «Baby Clipper в полете».

S-43А «Baby Clipper». Вид спереди.

S-43А авиации ВМС США на авиабазе в Гавайях.

S-43В взлетает с воды.

Восстановленный S-43А «Baby Clipper».

S-43А «Baby Clipper» чилийской компании. Рисунок.

S-43А. Схема.

.

.

Перечень источников:
Крылья Отчизны. Владимир Котельников. Шеститонный «кроха» Сикорского.
Сайт «Уголок неба». 2011 страница: «Sikorsky S-43 Baby Clipper».
Фотоархив сайта «SEAWINGS. The flying boat website».

Китай создал крупнейший в мире самолет-амфибию

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: