Транспортная атомная подводная лодка проекта 664. ссср

      Комментарии к записи Транспортная атомная подводная лодка проекта 664. ссср отключены

На сайте Отвага2004 отыскал статью, которая, думаю, заинтересует сотрудников.

Разработка у нас десантно-транспортных подводных лодок стала неповторимым явлением в практике мирового военного кораблестроения. Ни одна из государств кроме того не рассматривала возможность постройки аналогичных лодок. США, к примеру, владея сбалансированным надводным флотом и замечательной палубной авиацией, в полной мере обходились десантными судами уже отработанных конструкций.

Отечественный флот такими возможностями не владел, и, как в то время казалось, с целью проведения широкомасштабных операций с применением тяжелой техники десантно-транспортные подводные лодки были легко нужны.

В августе 1959 г. Основное управление кораблестроения (ГУК) по согласованию с Государственным комитетом Совета министров СССР по судостроению (ГКС) выдало проектным организациям ЦНИИВК и ЦКБ-16 оперативно-тактическое задание на громадную транспортную ядерную подлодку проекта 664. По окончании исполнения проектных проработок Университет и Бюро создали тактико-техническое задание (ТТЗ), которое 1 марта 1960 г. было утверждено Военным министром СССР. В соответствии с ним корабль предназначался для:

  • • снабжения ударных подводных лодок, действующих на океанских и морских коммуникациях соперника, ракетным и торпедным оружием, горючим, смазочным маслом, провизией, средствами регенерации и пресной водой воздуха;
  • • постановки минных банок и заграждений;
  • • перевозки грузов и личного состава десанта в отдаленные необорудованные пункты побережья. Помимо этого, лодка должна была снабжать боевое применение гидросамолетов, снабжая их другими видами и топливом запасов.

По условиям ТТЗ подлодка проекта 664 с обычным водоизмещением (без шумопоглощающего покрытия) 7920 тысячь киллограм, должна была иметь предельную глубину погружения 400 м, полную скорость подводного хода 20 узлов и автономность по запасам провизии 80 дней.

С целью изыскания оптимальных конструктивных ответов эскизный проект разрабатывался в четырех вариантах. КБ советовало к предстоящей разработке первый из них – с прочным корпусом цилиндрической формы и размещением транспортируемого горючего в междубортных цистернах, а боезапаса – в двух отсеках прочного корпуса.

КБ кроме этого предложило отказаться от требования ТТЗ по снабжению гидросамолетов авиакеросином, поскольку эта операция могла быть осуществлена при применении самоходных транспортных плавучих средств и лишь на негромкой воде. Разместить такие средства на лодке не представлялось вероятным.

Работы над эскизным проектом 664 возглавлял Н.А. Киселев. Они длились в течение девяти месяцев 1960 года.

В один момент с ними велись отдельные проектные проработки по самоё сложным и проблемным техническим вопросам. Эскизный проект, по окончании рассмотрения, был утвержден совместным ответом руководства ВМФ и управления ГКС от 26 ноября 1960 г.

Транспортная атомная подводная лодка проекта 664. ссср

боковая проекция транспортной ядерной подлодки проекта 664

Затем от ЦКБ-16 настойчиво попросили к февралю 1961 г. создать так называемый «нулевой вариант» технического пр.664 с учетом замечаний по эскизному проекту. По итогам данной разработки планировалось окончательно решить об главных тактико-технических элементов (ТТЭ) ПЛА пр.664. На этом этапе проектирования бюро было вынуждено (по требованию клиента) расширить количество транспортируемого горючего на 650 тысячь киллограм, с 18 до 20 количество транспортируемых крылатых ракет, с 64 до 80 – торпед.

Помимо этого, численность десанта принимаемого на борт, возросла с 170 до 350 (при автономности по запасам провизии 30 дней) либо до 500 человек (при автономности по запасам провизии пять дней). Наряду с этим, заявленное в эскизном проекте обычное водоизмещением, фактически не изменилось и составило порядка 8800 тысячь киллограм.

«Нулевой вариант» технического проекта, по окончании рассмотрения, был утвержден совместным ответом руководства ВМФ и управления ГКС от 3 июля 1961 г. В ходе его рассмотрения были уточнены требования ТТЗ на разработку технического проекта 664. Работы над ним велись до декабря 1961 г. В один момент ЦКБ-16 определяло состав агентов и курировало соответствующие умело-конструкторские работы. Среди них возможно выделить:

  • • передачу горючего подводными лодками на ходу;
  • • передачу в море крылатых ракет с надводного корабля на подлодку
  • • создание действующего натурного стенда минно-сбрасывающего устройства (МСУ).

К концу 1961 года техническая готовность этих работ достигла 60%. 19 апреля 1962 г. технический проект, по окончании рассмотрения, был утвержден совместным ответом руководства ВМФ и управления ГКС. Напоследок бюро отмечало, что он не всецело соответствует требованиям ТТЗ – имелся множество обоснованных отступлений.

В частности, повышение обычного водоизмещения на 900 т, если сравнивать с заявленным в «нулевом» варианте, стало результатом установки нового ГТЗА, внедрения резервных движителей, и габаритных размеров и уточнения состава оборудования. Из-за необходимости совмещения в одном корабле трех неоднородных назначений – транспортного, десантного и минного заградителя – было нужно пойти на ухудшение и усложнение проекта некоторых из элементов лодки. Так, к примеру, предельную глубину погружения уменьшили с 400 до 300 м, а дальность плавания в подводном положении полной скоростью хода – с 30 000 до 27 000 морских миль.

Исходя из этих отклонений от требований ТТЗ, КБ поручалось соответствующим образом откорректировать технический проект. В один момент с корректировкой велась разработка рабочей документации на постройку натурных рабочих и макетов чертежей самого корабля. В июле 1962 г. откорректированный технический проект был представлен управлению ГКС и руководству ВМФ, а распоряжением Правительства СССР от 24 декабря 1962 г. он был утвержден.

Подлодка пр.664 имела двухкорпусную архитектуру с развитой надстройкой, ограждением выдвижных устройств и прочной рубкой «крыловидной» формы. Прочный корпус предполагалось изготовить из высокоуглеродистой стали АК-25. На большей части длины он имел бы цилиндрическую форму с повышением диаметра в районе кормового грузового отсека и с сокращением – в районе кормовых четырех отсеков.

В оконечностях прочный корпус должен был быть выполнен в форме усеченных конусов. Он делился плоскими влагонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. Кормовая переборка сферическая.

Для размещения мин и перевозки грузов на корабле предусматривались два отсека прочного корпуса, расположенные в корму от центрального поста (второго отсека). Выгрузку (погрузку) с корабля транспортируемых грузов предусматривалось осуществлять через горизонтальный грузовой люк громадного диаметра, снабженный двумя прочными крышками и расположенный в верхней части кормового грузового отсека. Для передачи грузов на ударные лодки в море и на беспокойстве в проекте были предусмотрены особое швартовное устройство с кранцами и грузовой кран с направляющей вертикального перемещения грузов, шарнирно закрепляемой на стреле и ударной лодке самого крана.

Легкий корпус на большей части длины, среди них и носовая оконечность, был выполнен в форме эллипсоидных тел вращения с громадной осью, лежащей вертикально. схема исполнения и Кормовая оконечность винто-рулевой группы были подобны ПЛА первого поколения пр.659 и пр.675. Легкий корпус предполагалось облицевать резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием с рупорными каналами.

В междубортном пространстве размещались три группы безкингстонных ЦГБ и часть цистерн, предназначавшихся для транспортировки жидких грузов. Вторая часть этих цистерн являлась прочной и размешалась в надстройке над кормовыми отсеками прочного корпуса. За ними была установлена лебедка топливного шланга с соответствующими механизмами.

Между этими цистернами проходили обе трубы МСУ, каковые имели возможность загружаться через грузовой люк.

продольный разрез ПЛА пр.664

1 – 533-мм ТА; 2 – торпедопогрузочный люк; 3 – запасные торпеды: 4 – аварийно-сигнальный буй; 5 – носовой входной люк; 6 – камеры для хранения транспортируемой провизии 7– прочная рубка; 8 – ходовой мостик; 9 – перископ ПЗНС-9; 10 – всплывающая камера; 11 – ПМУ АП РЛК «Альбатрос»; 12 – ПМУ АП радиосекстана «Самум»; 13 – ПМУ АП СОРС «Накат-М»; 14 – ПМУ АП радиопеленгатора: 15 – ПМУ РКП; 16 – баллоны совокупности ВВД. 17 – носовой грузовой отсек; 18 – транспортируемые ПКР; 19 – грузовой люк; 20 – кормовой грузовой отсек; 21 – грузовой кран; 22 – труба миносбрасывающего устройства; 23 – посты управления ГЭУ; 24 – кормовой входной люк; 25 – барабан с топливным шлангом; 26 – лебедка передачи топливного шланга; 27 – вертикальный руль; 28 – приводы кормовых горизонтальных рулей; 29 – отсек дизель-генераторов; 30 – выгородка водохимической лаборатории; 31 – отсек АТГ; 32 – AТГ; 33 – ГРЩ; 34 – отсек ППУ; 35 – ПТУ; 36 – выгородка насосных агрегатов; 37 – реакторный отсек; 38 – парогенераторы; 39 – реактор; 40 – санпропускник; 41 – выгородка совокупностей миносбрасывающих устройств; 42 – механизмы и посты приема (передачи) жидких грузов; 43 – цистерны транспортируемых жидких грузов; 44 – отсек центрального поста; 45 – центральный пост; 46 – гиропост; 47 – кают-компания офицеров; 48 – аккумуляторная батареи; 49 – каюты и кубрики для офицеров десанта и личного состава; 50 – каюты и кубрики экипажа корабля; 51 – столовая; 52 – торпедозаместительные цистерны; 53 – главные антенны ГАК «Керчь»

К моменту утверждения корректированного технического проекта на судостроительном заводе №402 в Северодвинске изготовили натурные макеты холодильных автомобилей, санпропускника и выдвижных устройств ПЛ. Помимо этого, предприятие получило от бюро рабочие чертежи по помещениям корабля и всем отсекам, техдокументацию для плазовой разметки корпусных конструкций. К концу 1963 г. ЦКБ-16 всецело обеспечило ССЗ №402 чертежами по корпусным конструкциям, а в целом по лодке – на 75%.

Предполагалось, что целый набор – в общем итоге 12 913 чертежей – будет поставлен во втором квартале 1964 года.

В один момент строились масштабные макеты седьмого и восьмого отсеков, выполнялись контрагентские работы и разрабатывались технические условия на поставку материалов и комплектующего оборудования. В течение последних трех месяцев 1964 г. предприятие выполнило плазовую разбивку корпуса и частично отработало технологическую документацию на корпусные работы, и заказало металл для легкого и прочного корпусов. Головному кораблю серии присвоили заводской №305.

схема перегрузки в море торпед с транспортной ПЛА пр.664 на дизельную торпедную ПЛ пр.641

В рамках отработки механизмов и специального оборудования, нужных для приема горючего с другой лодки под водой в 1961-1964 гг. на СРЗ-35 в Мурманске прошла модернизацию подлодка С-346 проекта 613. Опробования были совершены в Белом море в октябре 1964 г. В качестве «грузовой» выступала громадная дизельная ПЛ Б-82 пр.611. В декабре того же года намерено созданная приказом главнокомандующего флотом рабочая группа подписала приемный акт и советовала испытывавшуюся совокупность приема-передачи горючего к внедрению на транспортной ПЛА пр.664.

В октябре 1964 г. должны были начать модернизацию Б-82 для ее принятия участия в отработке приёмов и устройств передачи в море с судна на лодку ПКР и торпед. В декабре 1964 г. КБ передало на фирмы всю нужную документацию. Но совместным ответом руководства ВМФ и управления ГКС от августа 1965 г. все работы, проводившиеся в этом направлении, были прекращены.

Не смотря на то, что сейчас уже готовься особый кран с режимом микрохода и со следящей совокупностью, а на ССЗ №402 выстроили стенд с МСУ, что в первой половине 1965 г. с успехом прошел опробования.

В 1965 г. в Северодвинске начали обрабатывать металл и изготавливать корпусные конструкции ПЛА пр.664. Но в мае того же года завод №402 остановил все работы по постройке лодки и обратился к управлению МСП с предложением передать заказ на нее одному из ленинградских ССЗ, давая слово вместо выстроить две стратегические ПЛА пр.667А. В июне предприятие расторгло соглашения с агентами и с бюро.

Сейчас уже было сварено около 600 тысячь киллограм корпусных конструкций и заготовлено еще 400 тысячь киллограм металла.

Однако, в ЦКБ-16 в течение всего 1965 года длилась разработка технической и эксплуатационной документации. Она была полностью закончена в первой половине 1966 г., но в соответствии с совместным ответом руководства ВМФ и управления МСП от 11 ноября 1966 г. работы по созданию громадной транспортно-десантной ПЛА проекта 664 прекратили . Это решение разъяснялось необходимостью высвободить производственные мощности для постройки подводных лодок с баллистическими ракетами.

источник: http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-atrina/proekt-664/

САМАЯ БОЛЬШАЯ АТОМНАЯ ПОДЛОДКА СССР «Тайфун»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: