…Грохот тяжелых орудий на большом растоянии разносился над проливом. На полном ходу, развивая практически двадцать узлов, броненосный крейсер прорывался через узости. Расположенный в отдалении форт вел пламя так скоро, когда имел возможность, но его неуклюжие, устаревшие десятидюймовые нарезные орудия, перезаряжающиеся с дула, были практически бессильны остановить быстроходного неприятеля.
Скорострельные пушки крейсера засыпали форт градом снарядов и спустя пара мин. должны были обрушить всю мощь современной артиллерии на город, что форт тщился прикрыть.
Громкий крик мина! раздался совсем нежданно. В воде по левому борту был видимым отчетливый бурунчик движущейся торпеды, выпущенной с берегового аппарата. Немедля руль переложили на борт, и крейсер отвернул, уклоняясь от атаки… но торпеда, вместо того дабы проскочить мимо, неожиданно развернула следом.
Перед тем как кто-либо на крейсере успел осознать, что случилось, ужасный взрыв поднял громадный столб воды у борта корабля…
История
А началось все довольно-таки прозаически, в Австралии в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века. Юный австралийский инженер ирландского происхождения, Луис Бреннан, случайно обратил внимание на катушку ниток, которую кто-то уронил на пол. В то время, когда Бреннан постарался подтянуть катушку к себе за нитку, он увидел, что при разматывании нитки катушка, вращаясь, катится в противоположную от него сторону.
Данный простенький механический эффект позабавил Бреннана, но и навел его на идея, что подобный метод возможно применить фактически для приведения в воздействие неких механизмов. Обдумав вопрос, Бреннан заключил , что единственным практическим механизмом, нуждающимся в движении на маленькую расстояние без возврата, есть торпеда. Бреннан набросал пара эскизов торпеды, приводимой в перемещение разматываемой катушкой троса, соединенной с винтами.
В собственных расчетах Бреннан заручился помощью доктора наук Уильяма Чарльза Карно из Мельбурнского Университета (по совместительству, первого доктора наук этого университета по большому счету). Четыре года они экспериментировали с разными моделями торпед, разрабатывая работоспособную конструкцию. Первые испытания с моделью, применяющей один винт, дали неудовлетворительные результаты.
Бреннан продолжал работу и во второй половине 70-ых годов XIX века представил 4,6-метровую работоспособную модель с двумя трудящимися в противоположных направлениях винтами.
Торпеда прошла опробования в доках Вильямстауна. Не смотря на то, что недочётов еще было много, она подтвердила принципиальную работоспособность концепции а также более. На протяжении опытов Бреннану пришла в голову мысль, что возможно создать механизм, что будет в зависимости от скорости вращения одного либо другого винта (т.е. скорости разматывания троса с приводящих винты в перемещение барабанов), будет поворачивать руль торпеды, тем самым меняя ее курс.
На данной стадии работой заинтересовалось английское адмиралтейство. Адмирал Дж. Уилсон, коммодор Австралийского Эскадрона, был инструктирован проинспектировать торпеду и оценить ее потенциал. Адмирал отыскал проект многообещающим и при помощи Александра Кеннеди Смита сумел добиться выделения грантов под разработку боеспособной версии.
В марте 1879 года торпеда была удачно испытана на базе флота в Хобсон-Бэй, в Мельбурне.
Правительственное финансирование разрешило Бреннану основать собственную компанию. Торпедная компания Бреннана была создана им вместе с инженером Джоном Ридли Темперли, предоставившим дополнительную денежную помощь. В начале 1880-ых оба основателя совершили путешествие в Англию, где представили образцы собственного проекта. Адмиралтейство отыскало, что торпеда, приводимая в воздействие по проводу, вряд ли будет удобна для применения на боевых судах.
Но проект заинтересовал Королевский Инженерный Корпус, что в то время управлял береговой обороной Англии. В первой половине 80-ых годов XIX века, особый комитет Корпуса деятельно советовал торпеду к принятию на вооружение для обороны гаваней и портов.
В первой половине 80-ых годов XIX века, был подписан договор на разработку торпеды между компанией Бреннана и английским правительством. Под управлением сэра Эндрю Кларка, генерал-инспектора фортификаций Англии, экспериментальная станция была открыта в форте Гаррисон-Пойнт, в Ширнессе. В 1883–1885 Инженерный Корпус совершил опробования и в 1886 советовал торпеду для принятия на вооружение.
Общая сумма договора (и особенных прав на торпеду) составила практически 100 000 фунтов.
Конструкция
Торпеда Бреннана имела сигарообразный корпус, длиной около 4-х метров. В разрезе она была скорее круглой, чем стандартной цилиндрической, что разъяснялось требованиями стабильности.
самая сложной частью торпеды была, понятное дело, ее двигательная установка. Два металлических барабанчика, с намотанной на них 1-мм проволокой, были установлены друг за другом в корпусе торпеды. Расположенная на берегу паровая машина выбирала проволоку, проволока, разматываясь, вращала барабаны и приводила в воздействие через дифференциальный механизм винты.
Большая скорость торпеды сначала составляла 20 узлов. Позднее проволоку заменили более прочной 1,8-миллиметровой, что разрешило расширить движение до 27 узлов. Торпеда имела автомат поддержания глубины, соединенный с горизонтальными рулями.
Стандартная глубина хода составляла 3,7 метра.
Основной изюминкой торпеды была ее совокупность управления. Особый механизм был соединен с обеими вращающимися барабанчиками. В случае если один барабанчик начинал вращаться стремительнее (т.е. проволока на нем начинала выбираться стремительнее, чем на втором), механизм приводился в воздействие, и простое механическое приспособление разворачивало руль торпеды в соответствующую сторону.
Так, регулируя скорость выбирания проволоки, оператор имел возможность руководить перемещением торпеды и направлять ее совершенно верно в цель. Практические опробования продемонстрировали, что умелый оператор может поразить движущуюся цель на расстояниях до 1800 метров, а также может, при промаха, развернуть торпеду на 180 градусов и поразить цель в противоположный борт! Для облегчения контроля торпеды, на ней устанавливалась мачта с флажком.
Развертывание
Торпеды Бреннана развертывались как средство прикрытия входов в гавани и стратегические порты, в основном – в английских колониях. Любая торпедная станция включала в себя телескопическую 12-метровую мачту, поднимающуюся гидравлически, с которой осуществлялся контроль торпеды оператором. Посредством особого бинокля на станине оператор отслеживал перемещение торпеды и регулировал проволоки и скорость при помощи электрического приспособления.
Торпеда сталкивалась в воду по рельсовому скату. Паровая машина (расположенная в большинстве случаев в защищенном каземате) выбирала проволоки, приводя торпеду в перемещение.
Программа 1891 года предполагала развертывание 15 торпедных станций по всей Империи. В итоге, но, были развернуты лишь восемь – в Клиффе на Темзе, Мидвэе в Гаррисон-Пойнт, Портсмуте (Клифф-Энд и Форт Альберт), Плимуте, Корк-Мальте и Харборе (по две установки в этих трех). Планировалось развертывание торпед в Сингапуре и Гонконге.
Торпеды Бреннана оставались на вооружении до 1905 года, в то время, когда русско-японская война показала изменение теории войны на море. В 1906 году они были сняты с оружия.
РУССКИЙ «СТАТУС»: ВООРУЖЁН И МОБИЛИЗОВАН | Торпеда Статус-6: оружие возмездия. Скоро в ВС РФ?
Увлекательные записи:
- Африканская атлантида
- Cамолет вертикального взлета и посадки snecma coleoptere c-450
- Гоночные и рекордные самолеты компании bernard. часть 4 гоночный самолет bernard s-72
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Альтфлот 1906-1939: первые авианосцы россии.
Наконец-то пост про первые отечественные авианосцы, что я планировал выложить еще в прошедшем сезоне. Состав авиагрупп не очень сильно расписывал, по…
-
Стрелковое оружие византийской империи в начале xx века, phoenix purpura (old)
Слова сотрудников вынудили меня конкретнее задуматься о стрелковом оружии Византийской империи. Первоначально обращение шла только о пулеметах,…
-
Минное оружие в бэйянском флоте
Становление Бэйянского (Северного) флота – самая передовой составляющей ВМС Цинской империи – совпало по времени с бурным прогрессом морского минного…
-
Авиационная реактивная торпеда рат-52 (изделие а-2, д-44).
Разработчик: НИИ-2 МАП (ГосНИИАС) Страна: СССР Начало разработки: 1947 г. Опробования: 1950-1952 гг. Принятие на вооружение: 1952 г. Внедрение реактивной…
-
Авиационная противолодочная торпеда ат-1 (плат-1).
Разработчик: НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор») Страна: СССР Начало разработки: 1959 г. Опробования: 1961-1962 гг. Принятие на вооружение: 1962 г. В СССР…
-
Разработчик: НИМТИ ВМФ Страна: СССР Принятие на вооружение: 1939 г. В 1932-1933 годах СССР получает партию итальянских торпед «53Ф» и «45Ф» производимых…