Тяжелый транспортный самолет вм-т «атлант».

      Комментарии к записи Тяжелый транспортный самолет вм-т «атлант». отключены

Разработчик: ОКБ Мясищева
Страна: СССР
Первый полет: 1981 г.Тяжелый транспортный самолет вм-т «атлант».

Распоряжением ЦК КПСС и Совмина от 17 февраля 1976 года советской индустрии было задано создание универсальной ракетно-космической ифраструктуры (УРКТС) «Восход солнца», которая в будущем стала называться «Энергия». Она должна была выводить на орбиту разные тяжелые аппараты, в т.ч. и ВКС «Буран». Несло ответственность за создание всей совокупности НПО «Энергия», а разработку советского космического «челнока» поручили НПО «Молния», в которое, не считая одноименного машиностроительного завода, вошли ОКБ «Буревестник» и мясищевский ЭМЗ.

Разработчикам неповторимого космического комплекса было нужно решать множество самых различных задач, в т.ч. проблему транспортировки крупногабаритных блоков ракеты и самого ВКС с завода на космодром, и с места посадки на завод для подготовки к следующему старту. Изучения продемонстрировали, что лучшим методом есть воздушный, и начальники «Энергии» обратились с просьбой о помощи к О.К.Антонову.

Эксперты его ОКБ рассмотрели возможность модернизации под эту задачу Ан-22 и заключили о ее нецелесообразности, планируя в будущем взять особый самолет на базе создаваемого Ан-124. Но ответ требовалось отыскать скоро, хотя бы временное. В этих условиях как запрещено кстати было нужно предложение Мясищева применять для необыкновенного транспортного средства стратегический бомбардировщик 3М.

На ЭМЗ тема взяла шифр «3-35», а самолет обозначение 3М-Т («Т» — транспортный). На этапе эскизного проектирования рассматривалось пара вариантов переделки бомбардировщика, и выбор произвели в пользу самоё простого. Он предусматривал оснащение 3М новым двухкилевым узлами и оперением для перевозки грузов сверху фюзеляжа, что разрешало транспортировать изделия, протяженность которых была соизмерима с длиной носителя, а поперечные габариты существенно превышали его мидель. На эту тему в ОКБ шутили:

«Для перевозки данной тары
Был негоден способ ветхий.
Сидели, думали, и вот:
Вам двухэтажный самолет.
Не смотря на то, что дешевле во сто крат
Большой-громадный аэростат.»

Новому самолету предстояло перевозить 4 варианта груза: ОГТ — фактически ВКС, весивший более 50 т и ставший самой тяжелой ношей; 1ГТ — водородный бак ракеты-носителя с обтекателями неспециализированной длиной около сорока метров и диаметром 7,78 м (размеры фюзеляжа «эмки» 51 x 3,5 м!); 2ГТ — носовой обтекатель, кислородный бак и два негерметичных отсека ракеты; ЗГТ — возвращаемые на завод хвостовой обтекатели и носовой от груза 1ГТ.

На протяжении работы над проектом в аэродинамических трубах ЦАГИ прошли широкие изучения моделей будущей ифраструктуры. С целью проведения прочностных опробований вывели из эксплуатации и перевоплотили в статмашину самолет 3М № 1504.

Проектирование 3М-Т велось полным ходом, в то время, когда 14 октября 1978 года скончался Главный конструктор Владимир Михайлович Мясищев. ИО начальника ЭМЗ был назначен основной прочнист компании В.А.Федотов, на плечи которого и легли заботы о завершении создания необыкновенного «транспортника». Во второй половине 1979 г. на умелое производство ЭМЗ поступили два выделенных ВВС самолета 3МН-2 (№№ 1402 и 1502).

Их переделка велась в тесной кооперации со многими фирмами общего машиностроения и министерств авиапромышленности, например, с заводом им. Хруничева, Ташкентским и Омским АПО. На каждой «эмке» совершили широкий комплекс доработок, а также установили новую оперение и хвостовую часть, существенно усилили шасси и планер (к примеру, отъемные части крыла стали трехлонжеронными), зашили бомболюк, демонтировали все оружие.

В конце 1980 года самолет № 1402 передали с целью проведения наземного цикла опробований. В марте следующего года начались пробежки, а 29 апреля экипажпод руководством А.Кучеренко, в первый раз поднял эту машину в атмосферу. Первый этап опробований, не обращая внимания на всю их уникальность, завершился в короткие сроки, и уже в апреле 1982 года состоялись два транспортных рейса по маршруту Куйбышев-Ленинск (Байконур), которыми на космодром были доставлены грузы 1ГТ и 2ГТ.

В том же месяце первый полет с макетом груза 1ГТ совершил и самолет № 1502.

Примечательно, что в то время, когда один из этих судов, выкрашенный в цвета Аэрофлота и с надписью на борту 3М-Т, попал на глаза бдительному режимщику, тот категорически настойчиво попросил закрасить обозначение, свидетельствовавшее о бомбардировочном прошлом самолета. Этого делать не стали, но цифру «3» исправили на букву «В» и взяли ВМ-Т, не смотря на то, что по всем документам машина проходила под прошлым обозначением (в то время, когда самолет стали показывать на разных авиа-шоу, кое-какие печатные издания расшифровали эти три таинственные буквы, как «Владимир Мясищев-транспортный»). Позднее самолет взял собственное имя «Атлант».

В первой половине 80-ых годов XX века начались опробования с закрепленным на фюзеляже макетом ВКС, у которого отсутствовал киль, а в хвостовой части был установлен обтекатель. Весил он меньше «Бурана», немногим более 45 т. С 1 по 25 марта в Жуковском состоялись 8 полетов, последний из которых закончился аварией. Из-за неточности второго летчика при выпуске шасси передняя опора не была зафиксирована на протяжении продольной оси и стала неуправляемой, в следствии чего при посадке с боковым ветром самолет снесло с ВПП.

Он зарылся в грунт по ступицы колес, а после этого при вытаскивании тракторами на полосу взял повреждения. Макет ВКС благополучно сняли тяжелыми кранами со «поясницы» потерпевшего самолета, а его самого было нужно послать в ремонт, что затянулся до ноября.

В конце 1984 года машину № 1402 снова оснастили совокупностью дозаправки. Предполагалось, что это разрешит делать перелеты с грузами без промежуточных посадок. По окончании доработки совершили пара «сухих» испытательных контактов с танкером 3МН-2, но, По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, ни одной дозаправки в воздухе на протяжении транспортных рейсов выполнено не было.

Во второй половине восьмидесятых работы по программе УРКТС вышли на стадию летных опробований, и весной 1987 года самолеты ВМ-Т доставили на космодром компоненты совокупности для их подготовки старта и окончательной сборки. Увы, первый запуск закончился аварией — стотонный спутник и гигантская ракета упали в океан. Это несчастье существенно усилило позиции соперников программы, среди которых были не только партфункционеры горбачевского ЦК, но и известный конструкторы-ракетостроители.

К примеру, против совокупности «Энергия-Буран» в том виде, в котором она тогда существовала, выступал Герой Советского Союза узнаваемый астронавт, а в середине 1980-х годов один из основных конструкторов космической техники Б.Феоктистов.

И все же еще один запуск подготовить удалось. Посредством ВМ-Т на космодром доставили части второй УРКТС, и «боевой» ВКС. «Буран» прибыл на Байконур уже с килем, но без многих совокупностей, поскольку грузоподъемность «эмки» не разрешала транспортировать его собранным всецело. Состоявшийся 15 октября 1988 года беспилотный запуск завершился известной триумфальной посадкой, но данный успех на судьбу программы никак не повлиял.

Скоро работы свернули, и пара «Атлантов» осталась не у дел. В общем итоге они совершили около 150 испытательных и коммерческих полетов.

На ЭМЗ им. В.М.Мясищева пробовали применяеться неповторимым спецсамолетам. В девяностых среди разных проектов рассматривался вариант применения ВМ-Т для воздушных опробований ракетного двигателя на криогенном горючем Д-57, заинтересованность в котором проявляла Индия. Велись кроме этого предварительные проработки по созданию на базе самолета 3М огромных транспортных совокупностей, предназначенных как для перевозки разных негабаритных грузов, так и для воздушного запуска перспективных ВКС.

Но до тех пор пока все эти проекты остаются на бумаге.

ЛТХ:

Модификация: ВМ-Т
Размах крыла, м: 53,14
Протяженность самолета, м: 58,70
Высота самолета, м: 14,00
Площадь крыла, м2: 320,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 74500
-большая взлетная: 210000
Тип двигателя: 4 х ТРД РД-3М-500
Тяга, кгс: 4 х 9500
Большая скорость, км/ч: 925
Практическая дальность, км: 9400
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 8
Нужная нагрузка: 32000 кг груза.

ВМ-Т на МАКС-2013.

ВМ-Т «Атлант» с грузом 3ГТ.

ВМ-Т на взлетной полосе.

ВМ-Т в полете.

ВМ-Т по окончании посадки.

ВМ-Т перевозит корпус космического корабля «Буран».

ВМ-Т перевозит бак 2-ой ступени ракетоносителя «Энергия». Байконур.

ВМ-Т «Атлант». Вид спереди.

ВМ-Т «Атлант» на стоянке.

Консоль крыла.

ВМ-Т с баком PH «Энергия». Рисунок.

ВМ-Т с корпусом «Бурана». Рисунок.

ВМ-Т. Схема 1.

ВМ-Т. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
Русавиа. Н.Якубович, В.Лавров. Самолеты В.М.Мясищева.
Время и Авиация. Сергей Холод. Плачущий зверь.
Архив-Пресс. Сергей Холод. Мясищев М-4/3М.
Роман Астахов. Русская Сила. Транспортный самолет ВМ-Т «Атлант».

Самолёты Мясищева

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: