Разработчик: ОКБ Петлякова
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.
в один раз, замечая за боевой работой наземной РЛС РУС-2 «Редут» под Ленинградом во время войны с белофиннами 1939-1940 годов, у начальника группы отделов разведслужб НИИ ВВС генерала С.А.Данилина, занимавшегося уже пара лет вопросами создания бортовых и аэродромных посадки самолётов и приборов вождения, зародилась идея об применении радиолокационных правил в бортовых устройствах ночного боя. С.А Данилин в середине 1940 года обсудил ее с ведущими инженерами собственных отделов.
Участники дискуссии выдвигали различные идеи создания устройств ночного боя. Одни предлагали применять инфракрасную технику, другие — эвукопеленгаторную аппаратуру с пьезо-кварцевым приемником, третьи (инженер Е.С.Штейн) — использование радиообнаружения. С.А.Данилин горячо поддержал окончательное предложение, предусматривавшее создание аппаратуры, аналогичной РЛС «Редут».
Эта наземная станция явилась прототипом бортовой самолетной техники радиообнаружения ВВС.
РЛС РУС-2 «Редут».
Участники заседания — от НИИ ВВС С.А.Данилин, Г.А.Угер (помощник Данилина) и Е.С.Штейн и от НИИ директор В.Ф.Захаров, основной инженер М.Е.Азбель, главы ведущих отделов А.Б.Слепушкин, А.А.Фин и др. — единодушно признали возможность создания самолетной РЛС. На том же заседании был рассмотрен вопрос о выборе диапазона волн для разработки.
От правильности выбора диапазона во многом зависели сроки и успех создания станции. Мнения разделились. Одна часть инженеров во главе с А.Б.Слепушкиным предлагали применять сантиметровые волны, потому, что они давали возможность создать аппаратуру с массой и меньшими габаритами и с большей точностью обнаружения. Для будущей станции А.Б.Слепушкин внес предложение применять созданные в НИИ-9 клистроны, имевшие мощность в постоянном режиме генерирования 18-20 Вт на волне 15-16 см.
Вторая часть инженеров во главе с А.А.Фином высказывались за метровый диапазон, как более освоенный индустрией и потому суливший намного меньшие трудности при разработке станции и при её серийном производстве. Одержала верх первая точка зрения, и ведущим инженером разработки был назначен А.Б.Слепушкин.
не меньше сложным и не терпящим отлагательств был вопрос о размещении аппаратуры на самолете. По прикидочному расчету набор станции с кабелями и источниками питания должен был составлять приблизительно около 500 кг. О размещении таковой аппаратуры на одноместном истребителе тогда не могло быть и речи.
Ответ этого вопроса нужно было искать совместно с инженерами-лётчиками и самолётостроителями-истребителями. И выход был отыскан. Летчик-испытатель НИИ ВВС Герой Советского Союза С.П.Супрун внес предложение разместить станцию не на одноместном истребителе, а на бомбардировщике Пе-2.
По окончании принятия ответа о самолете НИИ ВВС сформулировал тактико-технические требования на разработку бортовой станции:
— дальность обнаружения самолета 4-5 км;
— территория обнаружения в горизонтальной плоскости 120°, в вертикальной — порядка 90°.
В начале 1941 года НИИ радиопромышленности создал аванпроект и лабораторный макет станции называющиеся «Гнейс-1» на клистронах НИИ-9, трудившихся в импульсном режиме. Израсходовав имевшийся запас клистронов на опыты с макетом, А.Б.Слепушкин остался без генераторных ламп, а заказать новую партию в НИИ-9 выяснилось неосуществимым.
Началась Великая Отечественная война, НИИ-9 прекратил собственный существование, а университет-разработчик был эвакуирован на восток и в непростых условиях должен был развертывать собственную научно-производственную деятельность. Продолжать предстоящие работы над станцией в сантиметровом диапазоне не представлялось вероятным.
Тогда несколько инженеров во главе с А.А.Фином, выдвигавшая ранее идею применения метрового диапазона волн, учитывая сложившуюся обстановку, поставила вопрос о переводе разработки станции в метровый диапазон. Потому, что это предложение уже не являлось дискуссионным, управление университета, с согласия НИИ ВВС, его утвердило.
Разработку возглавил А.А.Фин, но через некое время, в связи с его назначением главным инженером университета, практическое управление перешло к инженеру В.В.Тихомирову, ранее участвовавшему в создании РЛС РУС-2с. Новый вариант станции был назван «Гнейс-2». В его разработке участвовали ведущие инженеры главных направлений радиолокационной техники университета К.В.Филатов, Р.С.Буданов, П.В.Подгорнов, А.Р.Вольперт, А.П.Крюков, В.А.Говядинов и др.
А.Б.Слепушкин создал к станции устройство индикации цели, по которому положение найденной цели относительно курса самолета-перехватчика и расстояние до нее фиксировались на одной электроннолучевой трубке. Конструкция этого индикатора-визира была создана инженером Р.С.Будановым. От НИИ ВВС ведущим инженером был назначен армейский инженер Е.С.Штейн.
Новый набор аппаратуры разрабатывали на лампах метрового диапазона, освоенных в серийном производстве.
Эвакуация заводов и институтов на восток создала громадные трудности в производстве и разработке самолетных РЛС «Гнейс-2». Для ускорения создания станции ее аппаратура изготовлялась по эскизным наброскам главных ее блоков и по неспециализированной принципиальной схеме. Без преувеличения возможно утверждать, что за войну НИИ не делал более сложной и тяжёлой разработки, потребовавшей огромных стремления создателей и творческих усилий к успешному завершению ее, дабы помогать Отчизне в борьбе е неприятелем.
В начале 1942 года первый экспериментальный пример РЛС «Гнейс-2», трудившийся на волне 1,5 м с мощностью излучения до 10 кВт, был установлен на двухместный самолет Пе-2 для летных заводских опробований. индикатор Гнейса и Органы «управления» разместили в кабине оператора радиолокатора (где прежде сидел навигатор), а часть блоков станции смонтировали в кабине стрелка-радиста.
Эти опробования были организованы так, дабы в ходе их проведения выяснить не только работоспособность примера, но и оценив возможности самолета-перехватчика, выработать способы его боевого применения. Пе-2 при опробованиях пилотировал майор А.Н.Доброславский. С «Гнейсом» трудились сами ведущие инженеры В.В.Тихомиров и Е.С.Штейн.
В качестве цели употреблялся самолет СБ.
В полетах сразу же выявилось подавление отраженных сигналов в ближайшей (мертвой) территории помехами собственного передатчика. Неприятность была в том, чтобы понижением помех передатчика уменьшить до предела мертвую территорию, зависящую от длительности импульса передатчика. Общими усилиями участников опробований удалось уменьшить влияние импульса передатчика на прием не сильный сигналов в ближней территории.
В мае 1942 года отдел авиационной индустрии ЦК ВКП(б) запрашивал НИИ ВВС о ходе заводских опробований РЛС «Гнейс-2», предлагая всемерно их форсировать. С.А.Данилин внес предложение начальнику летных опробований безотлагательно представить отчет о состоянии работы по прибору «Гнейс-2». Обнаружилась и еще одна особенность станции: для повышения сферы обзора ее антенное устройство имело весьма широкую диаграмму направленности.
Вследствие этого при полете на малых высотах обзорный экран всецело «забивался» отраженными от почвы сигналами. В случае если же самолет набирал высоту, то его станция не смогла обнаруживать цели, летевшие ниже и невидимые на фоне почвы. Минимальная высота, на которой исчезали неприятности, которые связаны с отражением от почвы, была порядка 2000 м.
Доводка оборудования проводилась круглосуточно, тут же на аэропорте. Устранялись отказы, опробовались антенны различных типов, вносились трансформации в конструкцию РЛС, разрешившие сократить «мертвую территорию» до 300 м (а после этого и до 100 м) и улучшить надежность станции. В июле 1942 года программа национальных опробований была выполнена. Главные результаты были, по тем временам, хорошими:
— дальность обнаружения самолета-бомбардировщика 3500 м;
— точность наведения по угловым координатам ±5°;
— минимальная высота полета при поиске соперника 2000 м.
Итоги опробований были признаны успешными, не смотря на то, что РЛС и нуждалась в совершенствовании: из 25 выполненных полетов в 5 случаях аппаратура «Гнейс-2» отказывала. Авиация ПВО нуждалась в новой технике (а в первой половине 40-ых годов двадцатого века в число клиентов вошли и ВВС ВМФ) и еще до конца опробований университет начал изготовление 15 предсерийных наборов станции, которыми были оборудованы самолеты Пе-2 и Пе-3. В конце 1942 года самолеты передали ПВО Москвы, а после этого пара автомобилей перебросили под Сталинград для борьбы с германскими транспортниками, снабжавшими окруженную армию Паулюса.
Официальные войсковые опробования Пе-2 с «Гнейс-2» были совершены в феврале-мае 1943 года под Ленинградом во 2-м гвардейском корпусе ПВО. При перехвате воздушных целей истребители наводились наземными РЛС дальнего обнаружения «Редут». Главой рабочей группы по проведению опробований был комкорп Герой Советского Союза генерал Е.Е.Ерлыкин, от разработчика в работе принимал участие В.В.Тихомиров и от НИИ ВВС — инженер Е.С.Штейн.
Параллельно длились опробования «Гнейса-2» на истребителе Пе-3 в НИИ ВВС, задачей которых была выработка рациональной тактики перехвата воздушных целей. Наведение на самолет соперника производилось в два этапа: на первом — по командам оператора наземной РАС «Пегматит» с дальностью действия 100 км, а на последнем — с применением бортовой станции. Совместная работа двух устройств исключалась из-за помех, создаваемых передатчиком «Гнейса».
От оператора «Пегматита» требовалось вывести «пешку» в заднюю полусферу неприятельского самолета на расстояние не более 3000-3500 м. Атака становилась самая вероятной, в случае если истребитель в момент захвата цели заходил ей строго в хвост, или летел под маленьким утлом к ее продольной оси. Конечно, обеспечение столь правильного выхода на цель с учетом несовершенства тогдашней аппаратуры было делом непростым, потребовало высокой согласованности и согласия между оператором наземной РАС и пилотом истребителя. Недаром в выводах по опробованиям записали: «…важное значение имеет уровень подготовки операторов наведения…»
16 июня 1943 года распоряжением ГКО станцию «Гнейс-2» приняли на вооружение, а НИИ радиопромышленности поручали изготовить многочисленную партию РЛС. Для этого университет со всем заделом аппаратуры был возвращен из эвакуации, а на базе НИИ ВВС бригада экспертов под управлением В.В.Тихомирова начала настройку и сборку станций.
Увидим, что приблизительно одновременно с этим В.В.Мигулиным и П.Н.Куксенко была создана и вторая самолетная РЛС типа ПНБ (прибор ночного боя). Она имела сходные с «Гнейс-2» чёрта, но, уступала ей в технологичности и не передавалась в серийное производство.
ЛТХ:
Модификация: Пе-2 «Гнейс»
Размах крыла, м: 17,13
Протяженность, м: 12,67
Высота, м: 3,93
Площадь крыла, м2: 40,80
Масса, кг
-безлюдного самолета: 5770
-взлетная: 7735
Горючее, л: 2200
Тип двигателя: 2 х ПД М-105Р
-мощность, л.с.: 2 х 1050
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 454
-на высоте: 540
Практическая дальность, км: 2100
Практический потолок, м: 9500
Экипаж: 2
Оружие: двухпушечная установка ШВАК с боезапасом по 160 патронов на ствол и 2 х 12,7-мм пулемета УБС
Оборонительное оружие: один 12,7-мм пулемет УБТ и один 7,62-мм пулемета ШКАС
Бомбовая нагрузка: 2 х 250-кг под фюзеляжем и 2 х 100 под мотогондолами (в перегрузку до 700 кг бомб).
Ночной истребитель Пе-2 с РЛС «Гнейс-2».
Ночной истребитель Пе-2 с РЛС «Гнейс-2».
Пе-3 с РЛС «Гнейс-2» в НИИ ВВС.
Пе-3 с РЛС «Гнейс-2» в НИИ ВВС.
Бортовая РЛС «Гнейс-2».
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
М.М.Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники. Гл. 3 Бортовые средства радиолокации.
РЛС «Гнейс-2» для ИА ПВО.
Время и Авиация. Александр Медведь, Виктор Марковский. Ночные «ерши».
Владимир Котельников. Эволюция Пе-2.
Звено Пе-2 — сброс по ведущему / тяжелый вылет
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Истребитель, fighter, jagdflugzeug, chasseur, cacchia — все эти слова на различных языках приводят к ассоциации со стремительными и грозными самолетами,…
-
Альтернативные истребители-бомбардировщики nanchang q-6/a-6. кнр
Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за помощь в редактировании данной статьи. Программа создания…
-
Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1944 г. Продувки Ла-5 в натурной трубе разрешили выяснить главные направления улучшения внешней и…
-
Опытный многоцелевой самолет wkf.80.04. австро-венгрия
в один раз на протяжении прогулки в карете по Вене австрийский предприниматель врач Вильгельм фон Гутманн (Dr. Wilhelm von Gutmann) понял, что на улицах…
-
Storm 300. технические характеристики. фото.
Storm 300 – итальянский одномоторный летательный аппарат, созданный и выпускавшийся компанией «Storm Aircraft» с 1991 года. Storm 300 фото Работы по…
-
Фото двухмоторного истребителя-бомбардировщика Уэстленд Уирлунд Двухмоторный одноместный моноплан Уэстленд «Уирлуинд» (в переводе с английского –…