Тяжелый истребитель-перехватчик ту-148 (проект).

      Комментарии к записи Тяжелый истребитель-перехватчик ту-148 (проект). отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Проект 1965 г.

В 1965 году в отделе технических проектов ОКБ А.Н.Туполева подготовили эскизный проект самолета «148», что должен был входить в состав нового авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата Ту-148-100. Носитель предполагалось оснастить РЛС «Смерч-100» и вооружить ракетами К-100. Проект Ту-148 разрабатывался как глубокая модернизация тяжелого перехватчика Ту-128.

Тяжелый истребитель-перехватчик ту-148 (проект).

Развитие комплекса Ту-128. Схема.

В осеннюю пору 1965 года были выяснены главные характеристики комплекса, назначение, возможности с учетом трансформации конструкции самолета. Использование двух ТРД ВД-19Р2 и крыла изменяемой стреловидности содействовало, по задумке ОКБ, расширению функциональных возможностей нового летательного аппарата. Предположительно скорость Ту-148 должна была достигать на высотах 50-100 м показателя 1400 км/ч, а на 18 км — 2500 км/ч.

Дальность полета в дозвуковом режиме, используя стреловидность крыла, соответствующую крейсерскому полету, составляла бы 4800 км. Данный показатель возможно расширить приблизительно на 30-40%, задействовав совокупность дозаправки горючим в полете.

Если сравнивать с базисным Ту-128, повышение подъемной массы истребителя Ту-148 не оказало влияние на летно-технические характеристики новой автомобили. В частности разбег по ВПП на протяжении взлета был существенно ниже (800 м у Ту-148 против 1350 м у Ту-128). Функциональные возможности проектного истребителя-перехватчика были существенно расширены.

В случае если его снабдить соответствующем оборудованием, то возможно было использовать для обнаружения воздушных и наземных целей, применять как средство ПВО для обороны морских судов, как носитель крылатых ракет класса «воздух-почва».

Оборудование перехватчика разрешало применять его в независимом режиме. Комплекс мог быть использован для перехвата воздушных целей на дальних подступах к территории СССР и для ПВО районов со слаборазвитыми либо выведенными из строя наземными навигационными и аэродромными совокупностями. Так, задачи комплекса Ту-128С-4 предполагалось решать на новом техническом уровне. Также, новый комплекс при соответствующем переоборудовании носителя имел возможность употребляться:
— для нарушения воздушных перевозок в своевременном тылу соперника;
— для ПВО надводных судов на громадном удалении от баз;
— в качестве носителя крылатых ракет класса «воздух-почва» для поражения наземных РЛС и самолетов ДРЛО;
— в качестве разведчика радиотехнических средств соперника;
— в качестве бомбардировщика;
— в качестве фронтового ударного самолета, вооруженного НАР и бомбами разных калибров.

В варианте ударного самолета либо разведчика дальность полета у почвы при скорости 1400 км/ч должна была составлять 570 км, а при скорости 1000 км/ч — 1850 км. Предусматривалась дозаправка горючим в полете. Взлетно-посадочные устройства «148» разрешали применять его как с цементных, так и с грунтовых ВПП, что было очень принципиально важно, т.к. расчетная взлетная масса достигала 55-60 т при 18,5-21,5 т топлива.

Оружие самолета размешалось в объемного грузоотсека, это разрешало сохранять высокие аэродинамические и летные характеристики независимо от вида боевой вариантов и нагрузки боевого применения. Многоцелевое применение Ту-148 предполагало стремительный переход с одного варианта на другой в условиях эксплуатации. Грузоотсек со сменными модулями рассчитывался на следующие варианты загрузки:
— четыре ракеты К-100;
— одна Х-22 либо две Х-28, либо четыре К-100П;
— аппаратура радиотехнической разведки «Булат» либо «Сабля», либо «Вираж»;
— АФА типа «Бриллиант», ПАФА и АФА-42/20 плюс дополнительный топливный бак либо АФА-42/20, два АФА-54 и АФА-45;
— две тактические ядерные бомбы либо контейнеры с НУРС, либо с боекомплектом и авиационными пушками.

Как ни необычно, но данный вариант не приобрел помощи как раз из-за собственной многофункциональности. Для ВВС он был не нужен (фронтовая авиация предпочла Су-24), а руководство авиации ПВО прекрасно осознавало, что многоцелевой самолет не сможет стать полноценным перехватчиком.

Проект перехватчика «148» (первый вариант). Схема.

Изучив пожелания и мнение клиента, в ОКБ Туполева во второй половине 60-х годов занялись разработкой нового варианта «148» для комплекса перехвата Ту-148-33. На самолет предполагалось установить новую совокупность оружия: РЛС «Заслон» с фазированной антенной и ракеты К-33. Рассматривались следующие аэродинамические компоновки перехватчика:
— с крылом изменяемой стреловидности, по схеме, близкой к схеме Ту-22М, работы по которому в то время шли в ОКБ;
— высокоплан с фиксированной стреловидностью крыла и скошенными воздухозаборниками с горизонтальным клином торможения воздушного потока;
— высокоплан с ромбовидным крылом;
— высокоплан с крылом типа «двойная дельта» и передним горизонтальным оперением.

Высокоплан с ромбовидным крылом. Схема.

Высокоплан с крылом типа «двойная дельта» и передним горизонтальным оперением. Схема.

Из всех вариантов самые приемлемым был первый. Для самолета выбрали двигатели РД-36-41 с большой тягой 16000 кгс при собственной массе 3050 кг. Данный двигатель проектировался с учетом действия больших температур торможения (до 330°С) потока наружного воздуха и имел большое количество уникальных технических ответов.

Он употреблялся и на 3-маховом ракетоносце Т-4 («100») ОКБ П.О.Сухого.

Проект перехватчика «148» (второй вариант). Схема.

Предполагалось создать комплекс, талантливый вести борьбу с существующими и перспективными средствами воздушного нападения как в поле наведения наземных радиотехнических средств, так и при независимых действиях, и при сотрудничестве с самолетами ДРЛО. В задачи комплекса входили:
— перехват маловысотных целей, летящих на фоне земной и водной поверхности, например, перспективных крылатых ракет;
— перехват баллистических и крылатых ракет типов «Hound Dog», SRAM, SCAD и SCAM;
— расширение диапазона скоростей перехватываемых целей в передней полусфере до 3500 км/ч, в задней — до 2400 км/ч;
— повышение высоты перехватываемых целей до 26-28 км;
— повышение дальности до 4600 км и времени барражирования до 5 ч;
— увеличение помехозащищенности;
— возможность одновременной атаки двух целей;
— возможность групповых действий.

Предполагалось, что эксплуатироваться перехватчик «148» сможет с тех же аэропортов, что и Ту-128. Проект был представлен руководству авиации ПВО страны и приобрел помощь главнокомандующего А.Кадомцева. В ОКБ развернулись работы по новому самолету, во второй половине 60-ых годов XX века был выстроен макет, трудилась макетная рабочая группа.

Но в мае 1968 года в трагедии на МиГ-25П А.Кадомцев, авиационный инженер и прекрасный лётчик, погиб. Новое управление авиации ПВО предпочло установить совокупность «Заслон» на модернизированный перехватчик ОКБ А.И.Микояна Е-155МП, что был принят на вооружение под обозначением МиГ-31.

Формально новое руководство авиации ПВО от проекта Ту-148 какое-то время не отказывается, все-таки обращение шла о контактах с наибольшей и авторитетнейшей в стране авиационной компанией и с ее Главным конструктором А.Н.Туполевым, слово и мнение которого большое количество стоили. Поступают пара в противном случае: к самолету-носителю выставляются дополнительные требования, каковые во многом шли в разрез с главной концепцией комплекса и самолёта (одним из таких требований стал пункт по большому улучшению маневренных черт Ту-148 на маленьких высотах).

Андрей Николаевич лично сам, и его ближайшие сотрудники упорно пробовали добиться перелома отношения к Ту-148 и принятия официального распоряжения по комплексу, выделения денег на предстоящее проектирование, но все было тщетно. В начале 70-х годов работы по комплексу было нужно совсем свернуть. В будущем ОКБ больше не занималось тематикой специальных тяжелых самолетов-носителей для дальних комплексов перехвата ПВО.

ЛТХ:

Модификация: Ту-148
Размах крыла, м: 25,60
Протяженность, м: 32,50
Высота, м: 7,50
-безлюдного: —
-макс. взлетная: 60000
-топлива: 21800
Двигатель: 2 х ТРД РД-36-41
Тяга нефорсированная, кгс: 2 х 16000
Большая скорость, км/ч: 2500
Практическая дальность, км: 4600
Боевой радиус действия, км: 1656
Практический потолок, м: 17000
Экипаж, чел: 2
Оружие: 4 х УР «воздух-воздух» К-33

.

.
Перечень источников:
Владимир Ригмант. Под символами «АНТ» и «Ту».
Издание «Время и Авиация». № 2 за 1997 г. Ефим Гордон, Владимир Ригмант. «Скрипач», защищавший небо.
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-перехватчик «148».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Туполев Ту-148».

МиГ-41 проект тяжелого истребителя

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: