Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.
Деятельно бороться с новейшими истребителями противника и скоростными бомбардировщиками Ил-2И не имел возможности. Для этого предназначался одноместный бронированный истребитель средних и малых высот Ил-1 с расчетной большой скоростью полета около 600 км/ч и чертями маневренности, разрешающими ему вести деятельный наступательный воздушный бой с новейшими вражескими истребителями Bf-109 G-2 и FW-190A-4.
В соответствии с распоряжением ГКО истребитель Ил-1 был спроектирован под новый двигатель жидкостного охлаждения АМ-42 с взлетной мощностью 1471 кВт (2000 л. с.), созданный в ОКБ А.А.Микулина и с мая 1943 года доводившийся на умелом тяжелом штурмовике-бомбардировщике Ил-АМ-42. Как и на Ил-2И, летчик, двигатель, смазки двигателя и системы охлаждения, топливные баки должны были быть защищены броней — надежно предохраняющей их от поражения оборонительным оружием бомбардировщиков.
С.В.Ильюшин не разделял концепций бронированного истребителя, проектирование Ил-1 велось с позиций обеспечения не только заданных летно-технических данных истребителя, но и возможности применения этого самолета в будущем в качестве скоростного и маневренного штурмовика.
При проектировании истребителя Ил-1 основной задачей являлось обеспечение максимально большого аэродинамического совершенства самолета. Оно достигалось применением на Ил-1 нового крыла с увеличенной если сравнивать с Ил-2И удельной нагрузкой и соответственно меньшей, чем у него, площадью.
Крыло компоновалось из скоростных аэродинамических профилей с разной относительной толщиной по размаху — большой в центроплане, куда убирались колеса главных опор шасси, и минимальной на отъемной части крыла. Основное внимание уделялось улучшению формы бронекорпуса, конечно, без излишнего усложнения разработки его изготовления.
Это достигалось новой компоновкой водо- и смазки систем двигателя и маслорадиаторов охлаждения, каковые всецело размещались в бронекорпусе за передним лонжероном центроплана). Радиаторы охлаждались наружным воздухом, поступавшим через два воздухозаборника в местах стыка носка центроплана с фюзеляжем с правой и с левой сторон бронекорпуса по каналам, огибавшим двигатель. Охладив радиаторы, воздушное пространство выходил наружу через щель на нижней поверхности бронекорпуса, величина которой регулировалась в зависимости от режима работы двигателя особым бронесовком.
Благодаря такому компоновочному ответу обводы бронекорпуса удалось сделать более плавными, чем на Ил-2, а более удачная в аэродинамическом отношении схема продува радиаторов разрешила снизить их сопротивление и размеры. Были улучшены кроме этого формы Других кабины частей и фонаря лётчика самолета.
Для Ил-1 создали уникальную кинематическую схему уборки главных опор самолета назад по полету в центроплан с поворотом колес в ходе уборки на 86 град., которая разрешила быстро уменьшить лобовое сопротивление и мидель обтекателей шасси если сравнивать с Ил-2И. Несложная и надежная кинематическая схема поворота колес посредством одной тяги, созданная для Ил-1, много раз использовалась позже на самолетах ОКБ, среди них и на таких, как Ил-28 и Ил-76.
Убирающимся было сделано и хвостовое колесо. Продувки моделей Ил-1 в аэродинамических трубах ЦАГИ подтвердили высокое аэродинамическое совершенство нового самолета: его лобовое сопротивление на режиме большой скорости выяснилось приблизительно в 1,3 раза меньшим, чем у Ил-2И. Истребитель Ил-1 имел железное крыло и оперение и древесную хвостовую часть фюзеляжа.
Его оружие складывалось из двух пушек ВЯ калибра 23 мм, установленных в консолях крыла вне территории, ометаемой винтом, на особых металлических креплениях. Любая пушка имела боезапас из 150 снарядов.
Для защиты хвоста самолета от атак вражеских истребителей в хвостовой части фюзеляжа устанавливалась кассета, в которой размещались 10 авиационных гранат АГ-2. По окончании сбрасывания эти гранаты сперва парашютировали, а после этого взрывались, поражая атакующий самолет соперника. Бомбового оружия истребитель Ил-1 не имел, но при необходимости при перегрузочной полетной массе он имел возможность нести 200 кг бомб на наружной подвеске.
19 мая 1944 года летчик-испытатель В.К.Коккинаки совершил на истребителе Ил-1 первый полет. В ходе проведения заводских летных опробований на самолете Ил-1 с обычной полетной массой 5320 кг была достигнута большая скорость горизонтального полета 580 км/ч на высоте 3260 м. По своим скоростным чертям в диапазоне высот от почвы и до 4000 м бронированный истребитель Ил-1 существенно превосходил обширно использовавшийся в Люфтваффе истребитель FW-190A-4 и фактически не уступал массовому истребителю неприятеля легкому Bf-109G-2.
По оценке В.К.Коккинаки, истребитель Ил-1 делал все фигуры высшего пилотажа мягко, легко. Полный вираж в горизонтальной плоскости на высоте 1000 м самолет завершал за 20 с, а истребитель Bf-109G-2 — за 22-23 с. Боевым разворотом за 13-14 с истребитель Ил-1 набирал высоту 900 м. Но благодаря возросшей мощи советской истребительной авиации, завоевавшей стратегическое господство в воздухе, к середине 1944 года необходимость в боевом самолете для того чтобы типа уже отпала, исходя из этого на национальные опробования Ил-1 передан не был.
ЛТХ:
Модификация: Ил-1
Размах крыла, м: 13,40
Протяженность, м: 11,12
Высота, м: 4,08
Площадь крыла, м2: 30,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 4285
-большая взлетная: 5320
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-42
-мощность, л.с.: 1 х 1750
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 525
-на высоте: 580
Практическая дальность, км: 1000
Скороподъемность, м/мин: 625
Практический потолок, м: 8600
Экипаж, чел: 1
Оружие: 2 х 23-мм пушки ВЯ с боезапасом 300 снарядов
Бомбовая нагрузка: обычная — 400 кг, в перегрузку — 600 кг.
Тяжелый истребитель Ил-1.
Тяжелый истребитель Ил-1.
Тяжелый истребитель Ил-1.
Ил-1. Рисунок.
Ил-1. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
Космонавтика и Авиация. В.Перов, О.Растренин. Штурмовик Ил-2.
Истребители Второй Мировой войны. 1 часть
Увлекательные записи:
- Истребитель як-1 (зимний).
- Авиационная реактивно-всплывающая мина рм-1.
- Экспериментальный истребитель п-1.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Тяжелый истребитель сопровождения око-6 (та-1 и та-3).
Разработчик: Таиров Страна: СССР Первый полет: 1939 г. В соответствии с распоряжением СНК ЦК и СССР ВКП(б) № 256 от 29.10.1938 г. Таирову (по его…
-
Тяжелый истребитель ми-3 (ант-21).
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Между двумя мировыми войнами прошлого столетия усиленно развивалась мысль многоместного…
-
Проект тяжелого истребителя miles m.22. великобритания
В первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда стало возмможно установки на самолеты 1600-сильных двигателей Rolls-Royce Griffon,…
-
Проект тяжелого истребителя arado ar e.561. германия
Проект Arado Ar E.561 был создан в начале 1937 года. Он должен был стать тяжелым истребителем, сочетавшим в себе высокие летные характеристики и большую…
-
Истребитель-перехватчик су-5 (и-107).
Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1945 г. К середине 1940-х годов наметилось большое отставание СССР в области реактивной авиации,…
-
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1939 г. Незадолго до Второй мировой в Советском Альянсе разными ОКБ проектировалось около двадцати…