Тяжелые бомбардировщики handley page h.p.15 v/1500. великобритания

Последним из сверхтяжелых бомбардировщиков, запущенных в производство в годы Первой Мировой, был Handley Page V/1500. Данный самолет был одним из результатов совершавшихся в 1917 налетов германских бомбардировщиков и являлся результатом их влияния на трансформацию политики английского правительства в области стратегических бомбардировок. Handley Page V/1500 создавался в ответ на спецификацию военно-воздушного комитета (Air Board), потребовавшую самолет, талантливый достигнуть и нанести бомбовый удар по столице Германии.

Опираясь на неповторимый опыт постройки весьма больших бомбардировщиков наземного базирования, компания Handley Page уже занималась разработкой эскизного проекта воздушного корабля с в два раза громадным весом, чем у O/400 и оснащавшегося двумя 600-сильными двигателями Rolls-Royce Condor либо Siddeley-Deasy Tiger.

Самолет, первоначально известный как Type V, был заказан в трех прототипах (армейские номера B9463-B9465) в рамках заказа по спецификации военно-воздушного комитета A.3(b). Но самолеты так превзошли ее требования, что спецификация была переписана, и в апреле 1918 года была выпущена новая спецификация Королевских ВВС Type VII. К этому времени Генри Ройс сообщил управление компании Handley-Page, что двигатели Rolls-Royce Condor вряд ли будут в наличии ранее 1919 года и дал совет перепроектировать самолет под установку четырех 375-сильных двигателей Eagle VII; перепроектированный самолет приобрел новое обозначение V/1500, свидетельствующее об неспециализированной мощности силовой установки.

Из-за отсутствия достаточного места в Криклвуде (Cricklewood) изготовление прототипа и детальное проектирование были переданы расположенной в Белфасте компании Harland Wolff ЛТД. В Ирландии работы возглавил Джордж Фолькерт (George Volkert), забравший с собой Фрэнсиса Арсье (Francis Arcier) и С.Т. Э. «Стар» Ричардса (S T A [‘Star ] Richards).

Расчеты на прочность должен был выполнить представитель Адмиралтейства капитан Т. М. Уилсон (Capt T M Wilson RN).

V/1500 имел цельнодеревянную конструкцию с четырехстоечной бипланной коробкой, размах которой составлял 126 футов (38,40 м), и фюзеляжем, складывавшимся из трех частей. Носовая секция имела силовой комплект (шпангоуты и лонжероны), изготавливавшийся из светло синий ели, и фанерную обшивку.

Центральная секция, в состав которой входил бомбоотсек (размешался под топливным баком емкостью 1000 галлонов [4546 л]), была полностью изготовлена из ели за исключением с двух массивных поперечных балок, изготовленных из ясеня и предназначенных для помощи бомбовой нагрузки. Задняя фюзеляжная секция была изготовлена в форме балки коробчатого сечения из свернутых составных профилей из лонжеронов и ели. В конструкцию задней части фюзеляжа были включены мостки для доступа в хвостовой стрелковой позиции, пребывавшей в крайнем хвостовом положении.

Крылья самолета, оси складывания которых размещались конкретно за двигателями, не имели выноса. Базу силового комплекта каждого из крыльев составляли два главных коробчатых лонжерона, изготавливавшихся из светло синий ели. Стойки сжатия были или коробчатого типа, или из свернутых составных конструкций. Нервюры из силовой комплект элеронов были полностью из ели.

Верхнее крыло складывалось из пяти частей. В центральной секции были расположены два бака подачи горючего самотёком и четыре бака с охлаждающей жидкостью. Любая из консолей нижнего крыла была изготовлена из трех секций.

Силовая установка воздушного корабля складывалась из четырех двигателей Eagle. Двигатели устанавливались тандемными парами в середине межкрыльевого пространства на V-образных стойках, крепившихся к переднему и заднему главных лонжеронам крыльев. Один массивный радиатор, предназначенный для охлаждения всех четырех двигателей, размещался на верхней части центральной секции фюзеляжа перед стойками центроплана крыла.

Два передних двигателя вращали двухлопастные винты, в то время как задняя пара приводила в перемещение четырехлопастные винты меньшего диаметра. Не смотря на то, что все двигатели были правого вращения, задние пропеллеры и передние вращались в противоположных направлениях.

Хвостовое оперение имело бипланное горизонтальное и вертикальное оперение , состоявшее только из четырех уравновешенных рулей направления, шарнирно присоединенных к передним лонжеронам стабилизатора.

Большая бомбовая нагрузка V/1500 складывалась из тридцати 250-фунтовых (113 кг) фугасных авиабомб [1] либо комбинации 550-фунтовых (249 кг) и 250-фунтовых (113 кг) бомб. Кроме этого в конструкции самолета была предусмотрена возможность сброса и подвески одиночной 3360-фунтовой (1524 кг) бомбы громадной мощности (3360lb SN Major bomb) [2]. Эта бомба разрабатывалась специально для V/1500, но до Перемирия не готовься к летным опробованиям.

Изготовление первого прототипа (армейский номер B9463) стало для компании Marland Wolff примером и величайшим подвигом ее мастерства и технического уровня ее работников, и еще 27 января 1918 года компания взяла заказ на серийное производство двадцати автомобилей данного типа (армейские номера E4304-E4323). Помимо этого, в качестве страховки от вероятных трудовых споров – в условиях армейского времени были нередки перебои с углём и продовольствием – еще один договор на производство двадцати V/1500s (армейские номера E8287-E8306) был выдан компании William Beardmore Co ЛТД, Далмьюир (Dalmuir).

Первый полет B9463 должен был пребывать в марте в Крамлине (Crumlin; позднее переименован в Олдергров [Aldergrove]), но из-за споров и нехорошей погоды было решено перевезти самолет в Криклвуд; к 12 апреля самолет морским, автомобильным и ЖД транспортом был доставлен к месту назначения. Окончательная сборка была выполнена за 9 дней и 22 мая капитан Королевских ВВС Вернон Э. Дж. Басби (Capt Vernon E G Busby RAF) совершил первый полет на B9463.

Прототип выполнил маленький прямой подлет над новым аэропортом Клаттерхаус-Фарм (Clutterhouse Farm).

8 июня 1918 года на протяжении исполнения собственного тринадцатого полета B9463 разбился и сгорел на протяжении последовавшего за аварией пожара; капитан Басби и четыре пассажира погибли. Выжить удалось лишь одному человеку – полковнику Алеку Огилви (Col Alec Ogilvie), – занимавшему хвостовую пулеметную позицию. Полная смерть воздушного корабля и невозможность найти причину его смерти стали обстоятельствами, очень сильно задержавшими производство самолетов данного типа.

Не обращая внимания на то, что карьера B9463 была столь непродолжительной и трагичной, в его конструкцию был введен последовательность нужных трансформаций. Капоты двигателей были установлены и после этого удалены, громадный центральный радиатор был замене на лобовые радиаторы перед двигателями, а отсутствие курсовой устойчивости стало причиной повышению расстояния между плоскостями стабилизатора, несбалансированных рулей и фиксированных килей направления.

Сверхтяжелые бомбардировщики V/1500 стали ответственным элементом в замыслах повышения свободных ВВС (Independent Force) и если бы второй и третий прототипы, как и планировалось, присоединились к программе летных опробований, то в июле серийное производство было бы развернуто на полную мощность и к концу войны две либо три эскадрильи были бы всецело оснащены этими воздушными судами. Как бы то ни было, работы над оставшимися двумя прототипами были задержаны.

В конечном счете самолеты, взявшие новые армейские номера J1935 и J1936, были достроены. Первый из них совершил собственный первый полет 3 августа 1918 года, а второй в октябре этого года. Оба самолета несли полное стрелковое оружие с кольцевыми установками Скарффа в носовой и хвостовой оконечностях и в верхней средней части фюзеляжа; в общем итоге автомобили несли до шести пулеметов Lewis любая.

В Орфорднессе (Orfordness) J1936 прошел опробования с установленным в средней оборонительной позиции трехдюймовым минометом, что производил мины назад за хвостовое оперение.

Одновременно с этим на базе Королевских ВВС Берчем-Ньютон (Bircham New) под руководством винг-командера (полковника авиации) Редфорда Генри Малока (Wg Cdr Redford Henry Mulock) [3] в громадном секрете формировалось 86-е крыло 27-й группы (эскадрильи 166 и 167) свободных ВВС; задачей данного подразделения было нанесение бомбовых ударов в самое сердце Германии. Две эскадрильи взяли собственный первый V/1500 в ноябрь и октябрь 1918 года соответственно.

На момент прекращения военных действий Королевскими ВВС в общем итоге были взяты семь бомбардировщиков V/1500: два первых были изготовлены компанией Harland Wolff и собраны рабочими компании Handley Page, три самолета были выстроены компанией Handley Page и еще два компанией Beardmore. Первоначально первый из этих самолетов был оснащен 500-сильными двигателями Galloway Atlantic, но после этого в соответствии с приказом Министерства авиации, управление которого решило отказаться от авиамоторов Atlantic, они были заменены на Rolls-Royce Eagle VIII.

9 ноября 1918 года два самолета из состава 166-й эскадрильи с четырьмя 250-фунтовыми (113 кг) бомбами любой были подготовлены для ударов по территории Германии (первая цель – Берлин); пилотам самолетов было приказано при дефицита горючего для надёжного возвращения в Англию забрать курс на Чехословакию, заявившую о собственной независимости 28 октября 1918 года и пользовавшуюся помощью держав Антанты. Из-за нехорошей погоды вылет был отменен, а два дня спустя, в то время, когда двигатели были уже прогреты, пришло известие о прекращении и подписании Перемирия военных действий.

По всей видимости нет никакой информации относительно того подвешивалась ли тяжелая 3360-фунтовая (1524 кг) бомба громадной мощности, но считается, что это оружие ни при каких обстоятельствах не бралось в атмосферу. В марте 1919 года эскадрильи 166 и 167 были расформированы, их часть и самолёты персонала были переданы в состав расквартированной в Берчем-Ньютоне 274-й эскадрильи. До передачи это подразделение делало патрулирование прибрежной линии на значительно более легких учебных самолетах Airco D.H.6.

Министерство авиации заказало пяти компаниям изготовление в общем итоге 213 самолетов типа V/1500, но в связи с окончанием военных действий количество заказов было уменьшено до 41 автомобили для боевых частей и еще до 22 несобранных автомобилей, предназначавшихся для хранения в качестве источников запасных частей. Одним из последних собранных и облетанных самолетов данного типа был J6573 с двигателями Napier Lion; заказ компании Handley Page на постройку пятидесяти V/1500 с двигателями Lion IB был отменен, равно как был отменен договор на постройку сорока самолетов компанией Grahame-White Aviation ЛТД.

В первые послевоенные месяцы воздушные суда V/1500 выполнили последовательность примечательных полетов. В декабре 1918 года – по окончании совершённых в Орфорднессе успешных опробований оружия – J1936, взявший имя «Ветхий картезианец» (H.M.A. Old Carthusian), готовься к полету в Индию через Египет.

13 числа самолет с экипажем из майора А. С. К. Макларена (Maj A S C MacLaren), капитана Роберта Хейли (Capt Robert Hailey) [4], трех пассажира и сержантов генерала Нормана Дакворта Керра МакЭвана (Brig-Gen Norman Duckworth Kerr MacEwen) [5] вылетел из Мартлшем-января и 16 Хита 1919 года завершил собственный перелет в 35 милях (56 км) от Карачи. К моменту окончания перелета у самолета были исправными лишь два передних двигателя. За время собственного нахождения в Индии отремонтированный J1936 получил приказ вылететь к северу от Рисалпура (Risalpur), и 24 мая V/1500 под управлением капитана Хейли совершил наглый налет на Кабул, перелетев в том направлении и обратно патанские горы (Pathan mountains).

Второй V/1500 (армейский номер F7140), выстроенный компанией Alliance Aircraft Co ЛТД, в мае 1919 года был морским транспортом перевезен в Ньюфаундленд для попытки совершения беспосадочного трансатлантического перелета с запад на восток. Воздушный корабль должны были пилотировать сквадрон-фаворит (майор авиации) Герберт Джордж Бракли (Sqn Ldr Herbert George Brackley) [6] и пятидесятипятилетний адмирал Марк Эдуард Фредерик Керр [7]; кроме этого в состав экипажа должны были войти майор Джеффри Инграм Тейлор (Major Geoffrey Ingram Taylor) и майор Триггве Гран (Major Tryggve Gran) – норвежец, что в 1914 году на самолете компании Bleriot первенствовал человеком, что в полете из Шотландии в Норвегию пересек Северное море.

Чтобы V/1500 смог пересечь Атлантический океан, Фолькерт оснастил самолет огромным 2000-галлонным (9092 л) баком, топлива из которого должно было хватить для полета длительностью 30 часов. Но из-за задержек сборки самолета в Ньюфандленде Vickers Vimy Элкока и Брауна первым удачно пересек Атлантический океан, и компанией Handley Page попытка перелета была покинута.

Вместо перелета через океан Фредерик Хендли-Пейдж внес предложение Бракли и Керру отправиться в Нью-Йорк, и полет, начавшийся 5 июля и предсказывавший настоящую одиссею в Новом Свете, завершился 16 ноября в Кливленде аварийной посадкой.

Многие послевоенные полеты V/1500 были мотивированы уверенностью Фредерика Хендли-Пейджа в будущем больших коммерческих самолётов и были призваны показать большой потенциал собственного самолета громадной дальности. Как это ни покажется необычным, эти полеты показали, что конструкция самолета, считавшаяся достаточной для исполнения боевых задач, была не на высоте – в частности, в отношении надежности, – и в то время, когда дело доходило до коммерческой составляющей, он пробовал убедить, что дискомфорт и опасность являются приемлемыми издержками.

Тяжелые бомбардировщики handley page h.p.15 v/1500. великобритания

два снимка второго самолета V/1500 (F7135), выстроенного компанией Alliance, из состава 274-й эскадрильи; Бирчем-Ньютон, финиш 1919 года. Консоли нижнего крыла имели таковой угол поперечного V, что снабжал тождественный клиренс в сложенном состоянии, не смотря на то, что и в этом случае хвост должен был быть установлен на тележку. Утверждается, что , если самолет неожиданно сел бы на водную поверхность, его неспециализированная плавучесть до двух тысячь киллограм обеспечивалась бы четырьмя громадными колесами шасси (снимки Министерства авиации)

Handley-Page V/1500 со сложенными крыльями

как указано в некоторых работах данный выстроенный в Криклвуде V/1500 воображал собой окончательный вариант для серийного производства с симметричными шестиугольными горизонтальным оперением и лобовыми радиаторами с увеличенным расстоянием между стабилизаторами. Обратите внимание на двухлопастные тянущие винты и четырехлопастные толкающие винты уменьшенного диаметра

схемы тяжелого бомбардировщика Handley Page H.P.15 V/1500

огромный самолет Handley Page V/1500 должен был стать преемником созданных компанией O/100 и O/400. К сожалению, эти автомобили показались через чур поздно, дабы повлиять на ход войны в воздухе. Первоначально V/1500 был создан под два 600-сильных авиамотора Rolls-Royce Condor, задержки в разработке этих двигателей стали причиной тому, что они были заменены на четыре 375-сильных двигателя Rolls-Royce Eagle VIII.

Первый полет самолета состоялся 22 мая 1918 года на авиабазе Королевских ВВС Мартлшем-Хит под управлением капитана В. Э. Дж. Басби. Продемонстрированный на данном снимке прототип (армейский номер B 9463) имел хвостовое оперение, появлявшееся неудовлетворительным; позднее это оперение было заменено на модернизированный вариант с увеличенным расстоянием между стабилизаторами.

Handley Page V/1500 с большой бомбовой нагрузкой 7500 фунтов (3400 кг) имел возможность летать на маленькие расстояния. С экипажем из четырех человек и с 1200 фунтами (544 кг) бомб с базы в Норфолке V/1500 имел возможность долететь до Берлина на высоте 8750 футов (2667 м) с крейсерской скоростью 90,5 миль/ч (145,6 км/ч) на высоте 6000 футов (1829 м) либо большой скоростью 97 км/ч (156 км/ч). К моменту подписания Перемирия лишь три из заказанных 255 тяжелых бомбардировщиков V/1500 были поставлены 166-й эскадрилье Королевских ВВС (авиабаза Бирчем-Ньютон)

значительно больше, чем «дерзость и благородство». На данном снимке прекрасно продемонстрировано сравнение размеров истребителя компании Sopwith и тяжелого бомбардировщика Handley Page V/1500 (N7120) со стандартным оружием

снимок крупным планом центральной части бомбардировщика Handley-Page, что перед Перемирием должен был бомбить Берлин

размещение двигателей компании Rolls-Royce на тяжелом бомбардировщике Handley Page H.P.15 V/1500. Обратите внимание, что передние двигатели вращают двухлопастные тянущие винты, а задние двигатели – четырехлопастные толкающие винты

установленные тандемом двигатели Handley Page V/1500 с тянущим и толкающим винтами

Handley Page V/1500, что должен был учавствовать в трансатлантическом перелете. Снимок дает хорошее представление о размерах самолета, и продемонстрирована установка четырех двигателей Rolls-Royce

беспосадочный перелет из Белфаста в Фолкстоун был совершен на самолете Handley Page V/1500 с двигателями Rolls-Royce; экипаж самолета складывался из пилота г-на Клиффорда П. Проджера (Mr. Clifford P. Prodger; слева) и пассажира г-на Бернарда Исаака (Mr. Bernard Isaac)

огромный бомбардировщик Handley Page V/1500. Изучения Королевского авиационного завода установили, что задние винты в данных тандемных установках из-за снижения и интерференции давления, позванного тянущими передними винтами, ни при каких обстоятельствах не смогут достигнуть более 90% мощности простой мощности

Handley Page Type V/1500 с четырьмя 375-сильными двигателями Rolls-Royce Eagle№ ¾ спереди. Стоящие люди прекрасно показывают огромные размеры этого воздушного корабля

в начале 1919 года Handley Page V/1500 (J1936) HMA Old Carthusian под управлением майора А. С. К. Макларена совершил перелет из Англии в Индию

огромный самолет Handley Page V/1500, совершивший первый полет в мае 1918 года, кроме этого как Bristol Braemar и Tarrant Tabor был создан, дабы нести 1000 фунтов (454 кг) и больше бомб и, действуя с баз в Восточной Англии, в составе 27-й авиагруппы бомбить Берлин. При исполнении полетов на малую дальность V/1500 имел возможность нести большую нагрузку в 7500 фунтов (3400 кг) бомб. Продемонстрированные на снимке два воздушных корабля принадлежали базировавшейся в Бирчем-Ньютоне, графство Норфолк, 166-й эскадрилье Королевских ВВС. Поставки этих самолетов началось в сентябре 1918 года и до объявления Перемирия Королевские ВВС взяли всего три самолета данного типа

снимок летящего V/1500 серийной модификации (с модифицированным хвостовым оперением)

в последних месяцах 1919 Handley Page V/1500 Atlantic делал полеты над США; на снимке V/1500 совершает перелет из Нью-Йорка в Чикаго

практически сразу после объявления Перемирия 3360-фунтовая бомба громадной мощности демонстрировалась в Хрустальном дворце (Crystal Palace); наверное V/1500 ни при каких обстоятельствах не летал с данной бомбой

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Handley Page H.P.15 V/1500

Назначение: тяжелый бомбардировщик

Экипаж: 8-9 чел.

Компании-производители:

  • Handley Page ЛТД, Криклвуд, Лондон
  • William Beardmore Co ЛТД, Далмьюир, графство Данбартоншир
  • Harland Wolff ЛТД, Белфаст
  • Alliance Aircraft ЛТД, Актон, Лондон

Силовая установка:

  • четыре двенадцатилиндровых рядных двигателей водяного охлаждения Rolls-Royce Eagle VIII, развивавших по 375 л.с. любой и вращавших два тянущих и два толкающих двигателя
  • четыре двенадцатилиндровых рядных двигателей водяного охлаждения Galloway Atlantic, развивавших по 500 л.с. любой и вращавших два тянущих и два толкающих двигателя
  • четыре двенадцатилиндровых рядных двигателей водяного охлаждения Napier Lion I, развивавших по 450 л.с. любой и вращавших два тянущих и два толкающих двигателя

Конструкция: передняя часть фюзеляжа имела силовой комплект из ели и фанерную обшивку; центральная часть фюзеляжа, имевшая из бомбоотсек, изготавливалась из ясеня и ели (поперечные балки); хвостовая часть, включавшая в свой состав заднюю мостки и пулемётную позицию для доступа в нее, изготавливалась из ели и имела конструкцию в виде балки коробчатого сечения с поперечными связями. Лонжероны крыльев изготавливались из светло синий ели. Верхнее крыло складывалось из пяти частей, нижнее из шести. Крылья складывались поворотом назад в точках крепления стоек, поддерживавших двигатели

Размеры:

размах крыльев 126 фт 0 дйм (38,40 м)
протяженность 64 фт 0 дйм (19,51 м)
высота 23 фт 0 дйм (7,01 м)
площадь крыльев 2800 фт? (260 м?)

Вес:

безлюдного 17602 фнт (7984 кг)
неспециализированный 30000 фнт (13608 кг)

Летные характеристики:

большая скорость на уровне моря 99 миль/ч (159 км/ч)
время комплекта высоты 10000 футов (3048 м) 41 мин 25 сек
практический потолок 11000 фт (3353 м)
дальность полета 1300 миль (2098 км)
большая длительность полет 17 ч

Оружие:

стрелковое – кольцевая установка Скарффа с двумя 0,707” (7,7 мм) пулеметами Lewis в носовой полиции, два 0,707” (7,7 мм) пулемета Lewis в средней фюзеляжной позиции и кольцевая установка Скарффа с одним 0,707” (7,7 мм) пулеметом Lewis в задней полиции
бомбовое – тридцать 250-фунтовых (113 кг) бомб в фюзеляжном бомбоотсеке

Прототипы:

• B9463 – первый полет 22 мая 1918 года под управлением капитана Вернона Э. Дж. Басби (в сопровождении Джека Хэтэуэй [Jack Hathaway]) с аэропорта Клаттерхаус-Фарм, Криклвуд, Лондон. Самолет изготовлен компанией Harland Wolff и собран компанией Handley Page
• B9464 и B9465 – предназначались в качестве прототипов и по окончании больших модификаций приобрели новые армейские номера J1935 и J1936

Серийные автомобили:

• два самолета (B9464 и B9465), изготовленные компанией Harland Wolff и собранные и выпущенные компанией Handley Page как J1935 и J1936
• 20 самолетов были заказаны компании Harland Wolff (E4304-E4323; три самолета [E4304-E4306] были собраны и поставлены компанией Handley Page, пять самолетов [E4307-E4311] были собраны и поставлены компанией Harland Wolff, двенадцать самолетов [E4312-E4323] были изготовлены компанией Harland Wolff в качестве запасных частей, один из этих самолетов был собран и поставлен как J6573)
• 50 самолетов были заказаны компании Beardmore (E8287-E8306 и F8201-F8230; девять самолетов [E8287-E8295] были собраны и поставлены компанией Beardmore; одиннадцать самолетов [E8296-E8306] были изготовлены компанией в качестве запасных частей, заказ на F8201-F8230 был отменён)
• 10 самолетов были заказаны компании Alliance Aircraft Co (F7134-F7143; все самолеты были собраны и поставлены компанией Handley Page ЛТД)
• 90 самолетов были заказаны компании Handley Page (F8281-F8320 и J6523-J6572; десять самолетов [F8281-F8290] были собраны и поставлены, заказ на остальные 80 автомобилей был отменен)
• 40 самолетов были заказаны компании Grahame-White Aviation ЛТД (H4825-H4864), но заказ был отменен
• 50 самолетов были заказаны (компания-подрядчик малоизвестна, но вероятнее это была Handley Page), но заказ был отменен

В общем итоге были заказаны 210 самолетов (за исключением прототипов), 38 самолетов (за исключением прототипов) были выстроены и поставлены, 22 самолета были доставлены на склады в качестве запасных частей (самолеты не были собраны).

История эксплуатации: тяжелые бомбардировщики Handley Page V/1500 пребывали на вооружении 166-й эскадрильи Королевских ВВС в Бирчем-Ньютоне (между мартом 1918 года и октябрём 1919 года) и 167-й эскадрильи Королевских ВВС в Бирчем-Ньютоне (между ноябрем 1918 года и маем 1919 года), а также в составе 274-й эскадрильи Королевских ВВС в Бирчем-Ньютоне (между январём 1919 года и июнем 1920 года). 24 мая 1919 года один самолет (J1936) принимал участие в бомбардировке Кабула, Афганистан

  1. 250 lb HE RL – 250-фунтовая фугасная бомба громадной мощности (HE – high explosive) конструкции королевской лаборатории (Royal Laboratory)
  2. инициалы SN были присвоены в целях секретности и обозначали Эссен. Эта бомба была предназначена для уничтожения фабрик снарядов в Эссене и подобных больших германских фабрик, выстроенных из бетона. Эта бомба была наибольший из созданных на протяжении Первой Мировой и предназначалась для применения четырехмоторными сверхтяжелыми бомбардировщиками Handley Page H.P.15 V/1500. В то время, когда было подписано Перемирие, были изготовлены лишь три таких бомбы
  3. кавалер ордена «За выдающиеся заслуги», позднее эйр-командор, командор ордена Англии; Королевские ВВС Канады
  4. позднее групп-капитан (полковник авиации), кавалер Креста «За выдающиеся лётные заслуги» и Креста ВВС
  5. позднее эйр-вице-маршал (генерал авиации) Королевских ВВС, кавалер (компаньон) Святого Святого и ордена Михаила Георгия, кавалер ордена «За выдающиеся заслуги»
  6. 6кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» и креста «За выдающиеся заслуги»
  7. компаньон (член) ордена ордена и кавалер Бани Виктории

источники:

  • Francis K Mason «The British Bomber since 1914»
  • http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft25640.htm
  • http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/30021871

OBM — Aircraft — Handley Page V/1500

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: