Танковый таран в скворицах

      Комментарии к записи Танковый таран в скворицах отключены

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статьях «1941 г. В плен на буксире. Т-34-76 против германского танка — дизель против бензина» и «Танковый таран — оружие храбрых».

Все мы знаем о таранных ударах советских летчиков. Значительно меньше известно историй о храбрецах-танкистах, по различным обстоятельствам ломавших немецие танки не своим главным оружием — боеприпасами пушки, а ударом корпуса боевой машины по уязвивым местам ходовой части неприятеля. В большинстве случаев, это было быть может, в случае если в поединке сходились танки приблизительно одного класса.

Но был в годы Великой Отечественной по крайней мере один неповторимый эпизод, в то время, когда Т-34 удачно нападал так… тяжелый танк «Тигр»!

Главная роль в разгроме петергофско-стрельницкой группировки 18-й германской армии в январе 1944 года отводилась 2-й ударной армии и 42-й армии Ленинградского фронта, каковые должны были окружить вражеские дивизии. Планировалось, что 2-я ударная армия будет наступать с Приморского (Ораниенбаумского) плацдарма, а 42-я армия — от Пулковских высот. По окончании разгрома левого фланга немцы будут вынуждены под ударами советских дивизий снять блокаду города.

Танковый таран в скворицах

Утром 14 января 1944 года 2-я ударная армия перешла в атаку. Ей было нужно практически проламывать глубоко эшелонированную германскую оборону. Наступление с Пулковских высот началось через дни.

15 января 1944 года соперника атаковали войска 42-й армии, каковые с тяжелыми боями стали продвигаться навстречу 2-й ударной. 220-я, 1-я Краснознаменная танковые бригады и два самоходных артиллерийских полка были объединены в военного подвижную танковую группу 42-й армии. Танки должны были войти в прорыв на следующий день наступления в районе Пулковских высот.

О действиях 220-й бригады стоит поведать раздельно: как раз ее танки встретились 25 января 1944 года с германскими «Тиграми» под Войсковицами.

220-я отдельная танковая бригада была организована из 51-го танкового батальона и 84-го танкового батальона имени Ушакова б июня 1942 года в Колпино под Ленинградом. Соединение, отличившееся в тяжелых битвах за осажденный город к началу январского наступления насчитывало 1097 человек личного состава и имело на вооружении 80 танков и САУ. Руководил бригадой полковник Виктор Львович Проценко. Танки Т-34 были с «шестигранными» башнями «улучшенной» конструкции обр.

1942 года, имели башенные номера от «200» до «300» и потом (№ 302, 330). По словам ветеранов, на танки был нанесен зимний камуфляж, но кое-какие автомобили были покрашены в белый цвет частично.

19 января 220-я бригада вместе с танковой группой снова вводится в прорыв через Красное Село. Отечественные танкисты, громя вражеские тылы, продвигаются навстречу 2-й ударной армии. Ночью 19 января 1944 года авангард бригады под руководством лейтенанта Александра Сидоровича Мнацаканова в составе четырех танков Т-34, взвода легких танков Т-26 (три автомобили), трех СУ-85, трех СУ-100, трех СУ-122 и танкового десанта ворвался в Кипень и встретился с танковой разведкой 222-го танкового полка 2-й ударной армии.

Германская петергофско-стрельницкая группировка была окружена. Но кольцо окружения не было плотным, и войска соперника стали прорываться из «котла» по второстепенным дорогам, каковые еще не были перерезаны отечественными армиями. Дабы задержать наступающие советские дивизии, немцы начали перебрасывать под Ленинград войска с вторых участков фронта.

20 января в Красногвардейск (Гатчину) прибыл из Невеля по железной дороге 502-й тяжелый танковый батальон, руководил которым майор Йеде (Major Jahde).

Данный батальон первым в германской армии взял в первой половине 40-ых годов XX века на вооружение танки «Тигр», а в сентябре того же года в первый раз применил их в боевых условиях на Волховском фронте на протяжении Синявинской операции. Действительно, первый для «Тигров» бой был неудачным. В январе 1943 года танки батальона сражались с отечественными армиями, каковые прорывали блокаду Ленинграда, а в феврале принимали участие в Красноборском сражении.

В этих битвах батальон утратил практически все собственные «Тигры». Германские танкисты сражались на Синявинских высотах летом 1943 года, а после этого батальон был переброшен под Невель, где в тяжелых битвах сдерживал наступающие войска СССР. Танкистам как раз этого батальона предстояло встретиться в сражении с солдатами отечественной 220-й отдельной танковой бригады.

Ситуация на фронте становилась для немцев все хуже и хуже. Разгромленные дивизии левого фланга скоро отступали, штурмовые группы и советские танки прорывались в глубочайший тыл. Местами отступление переходило в паническое бегство. Майор Йеде опоздал сосредоточить целый батальон по окончании его переброски в Красногвардейск и потому был должен отправлять «Тигры» в бой маленькими группами.

Помимо этого, Йоде опоздал совершить разведку, и в следствии вечером 20 января 1944 года в Скворицах в первом же бою с отечественными танкистами из подвижной танковой группы немцы потерпели поражение.

По окончании встречи вечером 19 января с армиями 2-й ударной армии в Кипени подвижная танковая группа советской 42-й армии в течение всего следующего дня пополняла боезапас и заправляла военные машины горючим. Вечером 20 января в 18:00 танки пошли в сторону Красногвардейска. в первых рядах наступала 1-я Краснознаменная бригада, за ней на удалении 3 км двигались военные машины 220-й танковой бригады с 224-м и 1439-м самоходно-артиллерийским полком.

Германские пехотинцы постарались остановить отечественные войска перед Скворицами. Сопернику удалось занять удачные позиции, поскольку тут оставались ветхие советские упрочнения, возведенные еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века (Красногвардейский УР). Помимо этого, в Скворицах находится исток реки Ижора — он образует маленькое озеро, которое затрудняет маневр танкам. Перебраться через него возможно было лишь по каменному мосту.

За Скворицами находится пересечение двух дорог: одна идет в Гатчину, вторая в Волосово. Данный перекресток отечественным армиям необходимо было захватить как возможно скорее, дабы не разрешить противнику выйти из окружения.

Пехоте соперника не удалось удержать позиции перед Скворицами: отечественные танки вынудили немцев отойти. Осознавая важность этого предела обороны, майор Йеде приказал своим танкистам вернуть потерянные позиции. Вечером 20 января, уже в сумерках, в бой пошли четыре «Тигра» 1-й роты: танки лейтенанта Майера (Lt.

Meyer), лейтенанта Штрауса (Lt. Strauss), фельдфебеля Бенша (Fw. Bensch) и фельдфебеля Адама (Fw. Adam).

Руководил танковым взводом лейтенант Майер.

Сначала контрудар проходил удачно: немцы подбили пара Т-34 и вышли в район ветхих позиций. Сейчас советские танкисты ворвались в Скворицы, и взвод Мейера был в окружении. Немцам было как мы знаем, что около 10 танков Т-34 пребывало в первых рядах и приблизительно столько же вошло в Скворицы. Было решено прорываться через занятую советскими танками деревню — и «Тигры» двинулись по дороге приятель за втором.

Вместе с танками в бой вступили 20 германских пехотинцев из разгромленной 9-й авиаполевой германской дивизии, державшей оборону под Скворицами. Вражеским военным машинам удалось подбить часть отечественных Т-34, но советские танкисты скоро оправились от неожиданного удара и вместе с артиллеристами стали расстреливать вражеские танки со всех сторон. Первым был подбит «Тигр» лейтенанта Мейера (попадание боеприпаса в корму).

Поврежденную военную машину взял на буксир танк Адама, а сам Мейер пересел в «Тигр» Бенша. Около каменного моста через озеро вражеский отряд был совсем разгромлен.

Мост успели переехать только танки Бенша и Штрауса. Чуть «Тигр» Штрауса проскочил на другой берег, как мост был взорван (быть может, советскими саперами). «Тигр» Адама, буксировавший подбитый танк, был отрезанным от главной группы. Танкисты отряда утратили из виду танк фельдфебеля Бенша, но скоро Штраус заметил машину в противотанковом рве.

Как стало известно по окончании войны, лейтенант Мейер, пребывавший, как уже упоминалось, в танке Бенша, застрелился, не хотя сдаваться в плен. «Тигр» фельдфебеля Адама был подбит: боеприпас попал в башню военной машины, погиб сам Адам и заряжающий. Оставшиеся в живых танкисты покинули поврежденные автомобили и стали прорываться из окружения. Около уничтоженного каменного моста они попали под пламя 20-мм автоматической пушки и понесли утраты — из окружения смогли выйти только двое.

Возможно высказать предположение, что пламя вел танк Т-60.

Прорваться удалось только танку лейтенанта Штрауса. В его «Тигр» были попадания, но советские боеприпасы не смогли пробить броню. В критический момент боя Штраусу было нужно открыть люк и отбиваться от советской пехоты ручными гранатами; после этого его танк маневрировал между минами, каковые поставили советские саперы. В этом бою соперник утратил три «Тигра» из четырех.

По германским данным, отечественные утраты составили восемь танков, шесть орудий, большое количество второй техники.

В описании боевого пути 220-й танковой бригады отсутствуют упоминания о событиях, происходивших в деревне Скворицы. Но в книге Храбреца СССР Мнацаканова «Записки армейского дипломата» мне удалось отыскать описание схватки с «Тиграми». Создатель не показывает наименование места обрисовываемых событий, но у меня нет никаких сомнений, что его соперниками были танкисты взвода Майера, а бой случился в Скворицах.

Как в германском источнике, так и в мемуарах Мнацаканова совпадают и указания на время боя, и описание местности.

Ночью танковая колонна, которую возглавлял лейтенант Мнацаканов, вышла из Кипени. Отечественные танкисты должны были, как упоминалось выше, захватить развилку дорог, дабы не разрешить врагу вырваться из окружения. Сам Мнацаканов был во втором танке; в данной машине, принадлежавшей ранее начальнику батальона, была рация.

В экипаж танка входили: башенный стрелок В. Ефимов, механик-водитель ефрейтор М. Буриков, радист сержант А. Давыдов. На башне военной машины был номер «330». Отечественные танки уже стали спускаться к мосту через глубочайший овраг, в то время, когда головной Т-34 лейтенанта Павла Кузьмичева нежданно остановился и загорелся. Оставшиеся в живых танкисты сказали, что в первых рядах засада из двух «Тигров».

Скрываясь за дымом горящего танка, Мнацаканов повел свой автомобиль на разведку — и одвременно с этим начальник «Тигра» также решил двигаться вперед. Два танка нежданно встретились и открыли огонь приятель по приятелю с предельно маленькой дистанции. Поразить соперника не удалось никому из участников боя, не смотря на то, что один боеприпас срикошетировал от брони отечественной «тридцатьчетверки».

В самый разгар танковой дуэли механик-водитель Т-34 ефрейтор Буриков не выдержал напряжения боя и начал разворачивать машину, дабы уйти от «Тигра». Мнацаканов приказывал вести военную машину вперед на неприятеля и упорно потребовал исполнения собственной команды. В следствии танк развернулся не на 180 градусов, как желал механик-водитель, а на больший угол — но Буриков не увидел этого, поскольку не замечал поле боя в смотровой прибор.

Т-34 двинулся вперед и… столкнулся лоб в лоб с германским «Тигром». Расстояние была такой короткой, что оба танка не могли стрелять приятель в приятеля из пушек. Начался неповторимый в истории танковых сражений «танковый рукопашный бой».

Механик-водитель отечественного танка в критический момент боя забрал себя в руки и продемонстрировал пример виртуозного вождения военной машины. В то время, когда «Тигр» подавался вперед, дабы сорвать гусеницу отечественному танку, Т-34 отходил назад, а в тот момент, в то время, когда немец отводил свой автомобиль назад, дабы постараться выстрелить из пушки, «тридцатьчетверка» двигалась вперед.

В следствии этих маневров тяжелый «Тигр» раскатал гусеницами глубокую колею и прочно застрял на краю кювета, сев дном на грунт. Мнацаканов открыл люк и начал угрожать немцам гранатой, а бойцы танкового десанта умышленно кинули по его приказу коробки с патронами под вражеский танк (в похожих коробках хранилась взрывчатка). Германские танкисты сдались в плен — но кто-то из экипажа, оставшись в танке, внезапно выстрелил из пушки.

Т-34 не был подбит, но от близкого орудийного выстрела Мнацаканов был контужен. Второй «Тигр», что действовал у Сквориц, был стёрт с лица земли саперами из экипажа Мнацаканова.

Вероятнее, Мнацаканов захватил «Тигр» Бенша, а последний выстрел из пушки произвел лейтенант Майер, что решил драться до конца, а после этого, видя безвыходность собственного положения, застрелился из пистолета. На захваченном «Тигре» коммунистический танкист вышел к перекрестку дорог и, выбрав эргономичный момент, вклинился в движущийся в полной темноте поток вражеской техники.

На крутых поворотах, перед мостами через речушки и овраги он начал подминать отдельные автомобили, тягачи, штабные фургоны, сталкивая их в овраги и на обочины дороги. На одном из поворотов шоссе поднималось на возвышенность; остановившись в том месте, лейтенант развернул башню и стал в упор расстреливать из пушки подтягивающиеся к повороту германские автомобили, каковые торопились на скорости преодолеть скользкий подъем.

В то время, когда боеприпасы закончились, Мнацаканову удалось вывести захваченный вражеский танк в размещение отечественных армий, не обращая внимания на пламя собственной же артиллерии. За героизм и мужество, показанные в битвах 19 и 20 января 1944 года, лейтенант Мнацаканов был удостоен звания Героя СССР.

Создатель благодарит преподавателей – заведующих школьными музеями: Галину Николаевну Капранову (школа № 111, Петербург), Лидию Сергеевну Лозовую (Войсковицкая школа № 1), Тамару Николаевну Михайлову и Марию Ивановну Громыко (Колпинская школа № 467). В «смутные» 90-е годы они смогли сохранить документы и уникальные экспонаты.

источник: Денис БАЗУЕВ Танковый таран в Скворицах // М-Хобби 4/2009

ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ ТАНКОВЫЙ ТАРАН. Фердинанд Порше — автоконструктор СССР. Сражение на Прохоровке

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: