"Снова к проектированию боевых автомобилей Кристи возвращается во второй половине 20-ых годов XX века. Но в этом случае машина создаётся не для армейского ведомства США, а для Польши.
Конкурс на создание танка для Войска Польского был заявлен в 1925 году и имел условием проектирование автомобили весом до 12 т, со скоростью 25 км/час и запасом хода 200–250 км.
Для принятие участия в конкурсе Кристи создаёт проект танка, известного как Christie tank M1927.
При проектировании автомобили за базу были забраны конструктивные ответы прошлых танков Кристи – среднего М1921 и плавающего М1923.
Боевая масса танка по проекту составляла 11,3 т, протяженность – 6 м, высота по колпакам люков механика и командира-водителя – 2,8 м.
Экипаж включал три-четыре человека – начальника, механика-водителя и одного-двух стрелков. В сражении начальник кроме этого обслуживал оружие танка.
Машина имела компоновку, хорошую от хорошей. Корпус клёпаной конструкции был поделён на два отделения – переднее и заднее. Переднее отделение, подобно танкам Кристи М1921 и М1923, являлось совмещённым боевым и управления. В переднем странице корпуса предусматривалась установка главного оружия, включающего 75- либо 47-мм пушку.
Пушка была спарена с крупнокалиберным 12,7-мм пулемётом, конструкция установки со сферическим щитом была подобна конструкции установки главного оружия танка М1921. Если сравнивать с танком М1921 для удобства действий расчета при оружии высота корпуса была увеличена, что разрешало трудиться стоя в полный рост. Дополнительное оружие включало два пулемёта калибра 7,92 мм, смонтированных в шаровых установках в спонсонах по бортам танка.
Такое размещение пулемётов кроме этого сделало работу при них более эргономичной, чем на танке М1921. Рабочие механика водителя и места-командира размешались ближе к корме корпуса, бок-о-бок. Для уменьшения мёртвой территории при обзоре вперёд рабочие места были высоко подняты, а люки закрывались высокими крышками-колпаками со смотровыми щелями.
Заднее отделение, отделенное от переднего перегородкой, являлось моторнотрансмиссионным. В соответствии с имеющейся информации, употреблялся 4-цилиндровый бензиновый двигатель «Форд» водяного охлаждения мощностью 110 л.с. при 2800 об/мин. Этот момент не совсем понятен, потому что в обрисовываемое время компанией «Форд» двигатель с этими чертями не выпускался.
Быть может, речь заходит о двигателе, спроектированном по типу «Форд» либо о форсированном фордовском моторе (но очевидно не четырёхцилиндровом). Возможнее же, что планировалось установить форсированный до 110 л.с. четырёхцилиндровый двигатель конструкции Кристи, использованный до того на 75/105-мм САУ и автомобилях-амфибиях. Сведений о трансмиссии автору отыскать не удалось.
Возможно, это была всё та же «особая трансмиссия Кристи» с двумя бортовыми КПП.
Ёмкость топливных баков составляла 200 л, что снабжало запас хода до 300 км.
Ходовая часть колёсно-гусеничная, по конструкции подобна ходовой плавающего танка М1923, за малыми трансформациями по аналогии с 155-мм САУ М1923 – пружины подвески передних колёс были наклонены под углом 45°, и колёса снабжены колпаками.
Информации о броневой защите кроме этого нет. Исходя из значений боевой габаритов и массы танка, возможно высказать предположение, что толщина брони кругом составляла 0,25 дюйма (6,35 мм), и только лоб танка, быть может, был защищён полудюймовой (12,7 мм) бронёй.
В мае 1927 года через компанию «Driggs Co.», которой он доверил вести собственные дела в Варшаве, Кристи направляет собственный проект польскому армейскому министерству. К сожалению, он опоздал с предоставленным предложением – ещё в апреле 1926 года победителем конкурса был заявлен проект колёсно-гусеничного танка польского инженера Людвика Эбермана (Ludwik Eberman). В то время цивилизация не вступила ещё в эру информационного общества, и Кристи легко вовремя не попалось на глаза объявление польского телеграфного агентства о закрытии конкурса.
Так, запоздавший проект Кристи кроме того не был рассмотрен польской конкурсной рабочей группой, и танк М1927 в металле так и не показался, оставшись в стадии макетов и чертежей.
Танк же Эбермана, выстроенный в двух пара различающихся экземплярах под обозначением WB-10 во второй половине 20-ых годов двадцатого века, был неудачен, не смотря на то, что и дожил до 1939 года в качестве учебного пособия в танковой школе. Не покинув заметного следа в истории танкостроения, он послужил обстоятельством ожесточённого скандала между Кристи и поляками…"
Ромасёв К. Бут В. Первые колёсно-гусеничные армейские автомобили Джона Уолтера КРИСТИ. — Павлодар, Харьков.:"РОМБ",2012. – С.146–148.
Ну и напоследок мало другой истории. В принципе, как такой истории ни какой нет. Имеется лишь прекрасная иллюстрация из упомянутой выше книги.
Которая иллюстрирует вероятную войну между СССР и Польшей. Которая имела возможность бы происходить где то в начале 30-х.
Любопытно было бы обсудить как саму возможность таковой войны, так и вероятный её финал. Не смотря на то, что, её финал мне однако видится очевидным. Вряд ли поляки имели возможность бы хоть как-то достойно сопротивляться СССР, кроме того в начале 30-х.
Танк крушит город!
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Альтернативный британский сверхтяжёлый танк a51 cathaphract
Уж до чего дурным и ненужным был проект британского танка TOG, как в настоящей истории, так и в игре WoT, что ни при каких обстоятельствах бы не…
-
Как неизменно, перед буйными выдумками нужно уделить время истории, в противном случае все дружно будут кричать «афтор жжет!» и кидать тапки! Предложу…
-
Испытано в ссср. легкий танк pz.kpfw.ii ausf.c
К началу Второй мировой эксперты Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) имели достаточно смутное представление о том, что собой…
-
Начало тернистого пути к «боевому танку». предыстория создания французского тяжелого танка char b
Знаком французского танкостроения времён Второй мировой в полной мере заслуженно считается военная машина Char B1 и её более идеальная версия – Char B1…
-
Leclerc t40 terminateur, танк пришедший раньше своего времени
А вы не забывайте, как лет 15-20 назад (ох, как летит время!) умы конструкторов занимали идеи радикального роста калибра танковых орудий? Очевидно,…
-
Средний бомбардировщик (истребитель сопровождения) лебедь.хiv «гранд» («лебедь-гранд»).
Разработчик: Л.Д.Колпаков-Мирошниченко, В.А.Лебедев Страна: Россия Первый полет: 1917 г. Создание двухмоторных самолетов всегда было связано с ответом…