Тактическая противорадиолокационная ракета x-28 («изделие 93», д-8).

      Комментарии к записи Тактическая противорадиолокационная ракета x-28 («изделие 93», д-8). отключены

Разработчик: ОКБ-155-2 (МКБ «Радуга»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1963 г.
Опробования: 1970-1974 гг.
Принятие на вооружение: 1973 г.

Кроме применения средств РЭБ, активных и пассивных (шумовые и ответные радиопомехи, сброс дипольных ловушек и отражателей, постановка фальшивых целей), самоё эффективным средством выведения из строя зенитных средств становилось их огневое подавление. Использование простых средств поражения (бомб, пушек и НАР) превращало обстановку в дуэльную, причем преимущество оставалось за ЗРК с большей дальностью стрельбы. Но, применение в комплексах ПВО радиолокационных наведения и систем обнаружения пара облегчало задачу противоборства, поскольку уязвимым местом РАС есть возможность обнаружения ее работы и пеленгации источника излучения.

Радикальным средством должно было стать оружие ударных групп самолетов управляемыми ракетами с противорадиолокационными ГСН.

Разработка противорадиолокационной ракеты Х-28 была начата но Распоряжению Совета Министров от 10 января 1963 года. Разработка ракеты велась ОКБ-155-2 (МКБ «Радуга»), основной конструктор — А.Я.Березняк. Совокупность самонаведения — в омском ЦКБ-111 ГКРЭ, (позднее переименованном в НПО «Автоматика») под управлением А.С.Кирчука. Она снабжала пеленгационное наведение в частотных диапазонах А, В и С, охватывая фактически все существовавшие и перспективные РЛС ПВО возможного соперника.

Автопилот делали в столичном НИИ-923, боевую часть, традиционно, в НИИ-6. В соответствии с Распоряжению о проектировании ракеты планировалось вывести комплекс К-28П на совместные летные опробования во 2-3 кварталах 1965 года.

Первоначально предполагалось Х-28 снабдить твердотопливным двигателем. Но уже в конце 1963 года было решено установить ЖРД па базе двигателя, создаваемого в ОКБ С.К.Туманского для ракеты КСР-5. В итоге, на Х-28 установили жидкостный реактивный двигатель Р-253-300.

Ракета Х-28 имела обычную самолетную аэродинамическую схему. Протяженность ее около шести метров, большой диаметр фюзеляжа 0,43 м, размах треугольного крыла 1,39 м.
Стартовый вес ракеты Х-28 составлял 690 кг. Вес фугасной боевой части 9А283 — 140 кг. Боевая часть была снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-132 и неконтактным взрывателем РОВ-5, снабжающим подрыв боевой части в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС. Наведение ракеты на цель осуществлялось посредством пассивной радиолокационной головки самонаведения типа ПРГ-28М.

Ракета может оснащаться тремя типами пассивных радиолокационных ГСH для наведения на наземные и корабельные РЛС, трудящихся в трех главных диапазонах частот.

Тактическая противорадиолокационная ракета x-28 («изделие 93», д-8).

Х-28. Схема.

Фугасная боевая часть 9А283 массой 140 кг несла 74 кг взрывчатого вещества и была снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-139 и неконтактным взрывателем РОВ-5, снабжающим подрыв БЧ в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС. Боевая часть монтировалась в корпусе с торца, баки окислителя и горючего не имели межбакового отсека и были выполнены по совмещенной схеме. Изюминкой ракеты стала возможность установки на ней сменной БЧ, среди них и ядерной (Х-28 должна была «взламывать» ПВО соперника, расчищая путь группам ударных самолетов).

Ракета Х-28 должна была входить в комплекс К-28П в составе фронтового истребителя-бомбардировщика Як-28Н и двух ракет Х-28. Опробования самолета-носителя Як-28Н были начаты во второй половине 60-ых годов двадцатого века, но в серийное производство он запущен не был. К началу 1970-х годов выпуск самолетов Як-28 закончился, исходя из этого в качестве носителя Х-28 употреблялись истребители-бомбардировщики Су-17М (М2, М3) и Су-24.

В первой половине 70-ых годов XX века было выдано тактико-техническое задание на на дооснащение ракетами Х-28 самолетов Су-17 с созданием комплекса оружий Су-17-28. Практически в один момент предложено и использование ракеты Х-28 на самолетах Су-24. Национальные совместные опробования с самолетом Су-24 проходили с января 1970 года по июль 1974 года (произведено 15 пусков).

Ракета принята на вооружение в первой половине 70-ых годов XX века.

Умелый самолет-носитель Як-28Н с ракетами Х-28 под крылом.

Истребитель-бомбардировщик Су-17М, строившийся с 1972 года, имел возможность нести лишь одну ракету Х-28. Пусковая установка ПУ-28С подвешивалась под фюзеляжем, а контейнер с аппаратурой «Метель-А» для разведки РЛС выработки и противника целеуказания, выдаваемого на бортовую аппаратуру ракеты, устанавливался на пилоне под неподвижной частью крыла.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века были закончены опробования Су-24, что имел возможность нести 2 ракеты Х-28. На Су-24 была установлена выдачи разведки целеуказания и станция цели «Филин». Истребитель-бомбардировщик Су-17М был 1-местным, а на Су-24, не считая пилота, был навигатор, талантливый более как следует оценивать обстановку и принимать решения по применению ракет.

Истребитель-бомбардировщик Су-17М2 с ракетой Х-28.

Ракета Х-28 под Су-17М3.

Подготовка ракеты Х-28 к подвеске под Су-22 ВВС Вьетнама.

Недочётом ракеты Х-28 был жидкостный реактивный двигатель, устаревшая система и большой вес наведения. Большие массогабаритные характеристики Х-28, в конечном итоге, были следствием требований к ней и уровня оборудования того времени: круговое возможное отклонение достигало 20 м, что потребовало замечательной БЧ для надежного поражения и без прямого попадания.

ЖРД со стартовой тягой более 8000 кгс, обеспечивший дальность и высокую скорость (в эксплуатации, по условиям высоты и скорости пуска, ее ограничили 30 — 35 км, не смотря на то, что на громадных высотах она могла быть намного больше) принес массу эксплуатационных трудностей. Хранить ракету, снаряженную 235 кг «парящего» окислителя АК-27П (смесью азотной кислоты и закисью азота) и не меньше едкого и токсичного горючего ТГ-02, подолгу было нельзя, а по окончании слива баки требовалось шепетильно промывать нейтрализующим раствором и просушивать, что потребовало спецсредств, сил и времени, и еле обеспечивалось кроме того на стационарных аэропортах, не говоря уже о полевых условиях. Набор проверочной аппаратуры и оборудования развертывался на особых площадках подготовки ракет ППР-28, а все работы выполнялись в защитных спецкостюмах.

На данный момент ракеты Х-28 сняли с оружия русских ВВС.

Ракета Х-28 экспортировалась в зарубежные государства, cостояла на вооружении ВВС Югославии, Ливии, стран и Ирака — участниц Варшавского контракта. Использовалась в военных действиях ВВС Ирака называющиеся «Nissan-28» в ирано-иракской войне.

Модификации:
Х-28 («изделие 93», Д-8) — базисная модель противорадиолокационной ракеты.
Х-28Э — эскпортная модификация базисной модели противорадиолокационной ракеты.
Х-28М — вариант модернизации ракеты разработки начала 1970-х годов (по др. данным начата в 1967 г.), ракета оснащалась РДТТ. Позднее разработка трансформировалась в противорадиолокационную ракету Х-58 («изделие 112», Д-7).

ТТХ:

Протяженность, мм: 5970 (6040)
Большой диаметр фюзеляжа, мм: 430
Размах крыла, мм: 1930
Стартовый вес ракеты, кг: 690 (715)
Вес фугасной боевой части 9А283, кг: 140
Дальность стрельбы, км:
— по проекту: 90-110 (120)
— с высоты 5 км: 70
— с малых высот: 25-45
Скорость полета, м/с: 800
Высота применения, м: 200-11000
Круговое возможное отклонение, м: 20
Возможность попадания в цель: 0,8

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-почва».

Характеристики крылатой ракеты Х-35Э улучшены в два раза

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: