Тактическая авиационная ракета х-59 «овод» (изделие д-9).

      Комментарии к записи Тактическая авиационная ракета х-59 «овод» (изделие д-9). отключены

Тактическая авиационная ракета х-59 «овод» (изделие д-9).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало разработки: 1972 г.
Опробования: 1975-1979 гг.
Принятие на вооружение: 1980 г.

Разработка авиационных управляемых ракет нового поколения проходила на фоне совершенствования средств ПВО и совокупностей электронной борьбы, приведших к понижения эффективности прошлых моделей ракет. На вооружение поступали зенитные комплексы, талантливые поражать не только вертолёты и самолёты, но и снабжать противоракетную оборону (к примеру, отечественный С-300 и американский «Пэтриот»).

Требовались радикальные ответы в совокупностях управления и наведения АУР, каковые бы разрешили достигнуть повышенной дальности при высокой точности, малой уязвимости и помехозащищенности. Задачи носили противоречивый, в противном случае и взаимоисключающий темперамент: пуск с дальних пределов вне территории ПВО соперника затруднял наведение и целеуказание, «помощь» с борта самолета-носителя мешала скрытности применения, а достижение высоких скоростей приводило к усложнению управления и конструкции ракетой, требуя перехода на новые материалы, элементную базу и более замечательные рулевые приводы.

В первой половине 70-ых годов двадцатого века в МКБ «Радуга» был создан аванпроект ракеты Х-59 «Овод», предназначенной для точечных малых кораблей и наземных целей. Первоначально работы шли под управлением А.Я.Березняка, а по окончании его смерти их возглавил И.С.Селезнев. Принята на вооружение в первой половине 80-ых годов двадцатого века. Ракета Х-59 стала развитием успешной конструкции Х-29Т с телевизионной ГСН, зарекомендовавшей себя как точное оружие, с применением последовательности успешных схемных ответов Х-58.

Но начальное намерение создать «телевизионный вариант» Х-58 было нужно отвергнуть — скоростной профиль полета Х-58 не снабжал на подлете к цели требуемого времени для поиска, привязки и «распознавания» к цели телевизионной ГСН. Достаточно кропотливая и долгая процедура, требующая участия летчика, вынудила снижать скорость на этом этапе, снабжая запас времени на целеуказание.

Х-59 предназначалась для поражения серьёзных объектов, в большинстве случаев, прикрытых ПВО. Поэтому требованием к ракете было обеспечение стрельбы со средних дальностей (до сорока километров), реализованное посредством двухэтапного наведения: независимого программного на начальном участке полета и радиокомандном с последующим самонаведением при выходе на предел обнаружения цели. Положение цели должно быть установлено перед полетом, а ее координаты запрограммированы в запоминающем устройстве ПРНК носителя.

При выходе на предел в 5-10 км от цели начинается командное наведение посредством ТГСН.

Ракета Х-59.

Преимуществами телекомандной совокупности наведения (ТСКН) «Текон-1» (названной по наименованию Львовского НПО, известного кроме этого собственными телевизорами) стала возможность «дистанционного» поиска и детекции цели, осуществляемых посредством телевизионной головки на большом удалении от носителя (прежде процесс осуществлялся при нахождении ракет на подвеске и ограничивался маленьким расстоянием до цели по возможности ее визуального обнаружения), существенно возросшая точность попадания — наведение летчиком вероятно фактически до поражения цели, осуществление всеракурсного управления ракетой, а также при отходе самолета от цели. Аппаратный подвесной контейнер ПК-9, оборудованный антенными блоками задней полусферы и передней, снабжает процесс наведения и по окончании отворота носителя на обратный курс, разрешая самолету выходить из атаки по окончании пуска, не входя в зону зенитного огня, а радиокомандная коррекция в настоящем масштабе времени разрешила с уверенностью поражать кроме того малоконтрастные объекты, «неподходящие» для простой ТГСН, к каким те не могли осуществить привязку.

В первой половине 80-ых годов XX века были начаты опробования комплекса Су-17М4-59 с самолетом-носителем Су-17М4, ракетой Х-59 и аппаратурным контейнером АПК-9. Эта совокупность ракетного оружия уже отрабатывалась на бомбардировщике Су-24, но не была доведена из-за недостатков в части управления. Полученный от Минобороны Су-17М4 (№16-09) доработали очень оперативно, в течение месяца с маленьким и к концу октября 1982 года вывели на опробования.

Ракета Х-59 подвешивалась на правом подфюзеляжном узле при помощи катапультного устройства АКУ-58, контейнер с аппаратурой управления размещался рядом на левой точке. Облет самолета был произвести летчиком-испытателем ОКБ А.А.Ивановым 1 ноября 1982 года. В рамках заводского этапа опробований в течение 1982-1983 годов были выполнены 86 полетов и семь практических пусков ракет.

Опробования Х-59 на Су-17М4 были начаты 28 сентября 1983 года. После этого последовали особые летные опробования в ГНИКИ ВВС, по программе которых произвели еще 64 полета и девять пусков, действительно, лишь 39 полетов признали зачетными.

Су-17М4 с ракетой Х-59 и контейнером АПК-9 на протяжении опробований.

Опробования ракет Х-59 с самолетом-носителем Су-17М4 были удачно закончены к 1984 году и ракета была рекомендована для оснащения истребителей-бомбардировщиков ВВС СССР. Использование ракеты Х-59 на Су-17М4 будучи очень большим изделием пяти с лишним метров длиной, размещаемая на фюзеляжных узлах ракета чуть не касалась почвы. Опробования этого ракетного комплекса продемонстрировали его возможности, но в серию на Су-17М4 таковой вариант оружия не передавался.

Хорошему ответу мешала низкая надежность совокупности, страдавшей множеством недостатков. Минобороны было за внедрение Х-59, но с условием предстоящего повышения дальности. ОКБ начало проработку документации для закладки в серии, однако, в итоге, решили ограничиться применением ракеты на бомбардировщике Су-24М, где функции оператора наведения делал навигатор.

При опробованиях комплекса оружия Х-59 на Су-17М4 были достигнуты хорошие результаты: ракеты неоднократно поражали мишень с попаданием в радиусе 1-1,5 м от «креста». К 1984 году опробования прошли с хорошим заключением и Х-59 была рекомендована для оснащения находившихся на вооружении истребителей — бомбардировщиков, но, в конечном итоге, от этого отказались в пользу внедрения ракет на фронтовых бомбардировщиках Су-24М, где в роли оператора наведения выступал навигатор.

Ответ мотивировалось не столько эргономическими мыслями, сколько скорым свертыванием производства Су-17М4. В итоге, Су-24М стал единственным типом самолета советских и русских ВВС, вооруженным Х-59. За создание «точного авиационного комплекса Х-59» его разработчикам в первой половине 80-ых годов XX века была присуждена Национальная Премия СССР.

Двухступенчатая ракета Х-59 выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным крылом и дестабилизатором изменяемой геометрии (при транспортировке складывается).

Проекции ракеты Х-59 «Овод». Схема.

Ракета снабжена двумя РДТТ: стартовым в сбрасываемом блоке и двухсопловым маршевым (возвращение к боковым соплам было вызвано занятием хвостовой части антенным блоком). По окончании окончания работы стартовый двигатель отстреливается посредством пиротолкателей. Маршевый двигатель владеет маленьким удельным импульсом и снабжает скорость полета на траектории порядка 285 м/с.

БЧ ракеты фугасно-кумулятивного действия массой 148 кг, помогает для поражения прочных малоразмерных целей.

Управление ракетой осуществляется электромеханическими рулевыми приводами, питающимися от бортовой преобразователя и аккумуляторной батареи. Для осуществления маловысотного полета в аппаратуру входит радиовысотомер. Главными конструкционными материалами помогают легкие сплавы и высокопрочная нержавеющая сталь ВНС-2 в агрегатах фюзеляжа, крыло сварное из легкого сплава АМГ-6 с лонжеронами из ВКЛ-3.

Для обеспечения теплоизоляции грузоотсек и аппаратные отсеки Х-59 изнутри оклеены слоем синтетического материала, а гаргрот с проводкой и арматурой энергопитания для увеличения жесткости залит пенопластом вместе с установленными в нем разъёмами и жгутами.

В целях увеличения надежности, улучшения и живучести условий эксплуатации ракета скомпонована по отсекам. В каждом отсеке собраны совокупности, функционально самые связанные между собой. Такая компоновка разрешает:
-применить управляемую направленную антенну нужного диаметра при минимальном миделе фюзеляжа ракеты;
-создавать замену боевых частей без расстыковки волноводного тракта;
-оптимально применять охлаждающий воздушное пространство, поступающий с самолета-носителя;
-обеспечить эргономичный доступ к блокам электрооборудования при эксплуатации.

Для предохранения оптического обтекателя аппаратуры телевизионно-командного наведения от аэродинамического нагрева и механических повреждений в ходе совместного полета на ракете предусмотрен защитный конус, что с совокупностью его раскладывания и сброса дестабилизаторов размещен перед видеообтекателем.

Существуют два метода наведения ракеты Х-59 — независимое и независимо-штурманское.
При независимом наведении перед пуском в память бортовой совокупности управления ракеты заносятся координаты цели. Подключение двусторонней линии телевизионной и радиокомандной связи происходит по окончании сброса стартового ракетного двигателя, открывающего антенну ракеты. Затем изображение пространства по курсу полета транслируется на борт самолета.

Ракета направляется в район цели, заняв заданную с учетом рельефа высоту (от 15 до 1000 м), совершает полет (посредством автопилота СНАУ-59) до момента обнаружения цели на экране видеокомандного устройства (ВКУ) в кабине навигатора. Произведя опознавание цели навигатор на экране ВКУ накладывает подвижное перекрестье на цель и нажимает кнопку привязки автоматической совокупности слежения «Тубус». Затем ракета самостоятельно наводится на цель.

Независимо-штурманское наведение выполняется при наличии характерных наземных протяженных ориентиров на автостраде полета ракеты либо при наличии ориентиров для коррекции недалеко от цели. При данном способе ракета в течении всего полета с момента отделения от носителя наводится как по командам автопилота, так и посредством ручного управления от ручки механизма управления перекрестием (МУЛ) у навигатора.

Круговое возможное отклонение Х-59 при таком методе наведения образовывает всего 2-3 метра, но использование ракеты вероятно только в ясную погоду при хорошей видимости цели и наличии заметных ориентиров на местности, снабжающих наведение. При опробованиях совокупности отличных показателей достигались при наведении посредством контрастных линейных ориентиров типа реки, шоссе либо железной дороги, выводивших к цели, в другом случае ответ задачи было проблематичным.

Для ракеты Х-59 на самолете-носителе нужно иметь особый подвесной контейнер типа АПК-8. Аппаратный подвесной контейнер, оборудованный антенными блоками задней полусферы и передней, снабжает процесс наведения и по окончании отворота носителя на обратный курс, разрешая самолету выходить из атаки по окончании пуска, не входя в зону зенитного огня, а радиокомандная коррекция в настоящем масштабе времени разрешила с уверенностью поражать кроме того малоконтрастные объекты, «неподходящие» для простой ТГСН, к каким те не могли осуществить привязку. Применение подвесного контейнера позволяет применения ракеты Х-59 с разных носителей, среди них и зарубежных.

Преимуществами телекомандной совокупности наведения «Текон-1» ( разработчик — МНИИТИ) являются:
— возможность «дистанционного» поиска и детекции цели, осуществляемых посредством телевизионной головки на большом удалении от носителя (прежде процесс осуществлялся при нахождении ракет на подвеске и ограничивался маленьким расстоянием до цели по возможности ее визуального обнаружения);
— существенно возросшая точность попадания — наведение летчиком вероятно фактически до поражения цели;
— осуществление всеракурсного управления ракетой, а также при отходе самолета от цели.

Для пуска и подвески Х-59 помогает унифицированное авиационное катапультное устройство АКУ-58-1. Для хранения и транспортировки ракеты используется термоконтейнер.

Компоновка ПУ АКУ-58. Рисунок.

Модификации:

Х-59 «Овод» — базисный вариант с двухступенчатым РДТТ (стартовый и маршевый) и телевизионно-командной совокупностью наведения «Текон-1». Двухступенчатая конструкция двигателя снабжает дальность до 45 км. ГСИ закончены во второй половине 70-ых годов двадцатого века, принят на вооружение в составе Су-24 в 1980.

Единственный носитель в ВВС — Су-24М.
Х-59М «Овод-М» — модернизированный вариант с ТРДД тягой 450 кгс (ТРДД-50АТ либо РДК-300) в подфюзеляжной гондоле, вместо маршевого РДТТ и в два раза более замечательной БЧ. Экспортировалась как Х-59М либо Х-59МЕ. Дальность действия до 115 км.
Х-59МЭ «Овод-МЭ» — экспортный вариант Х-59М (для условий хорошей освещённости).
Х-59МК (Х-59А) — противокорабельный вариант с активной РЛГСН, маршевая высота полета 10-15 м, на конечном участке 4-7 м дальностью действия до 285 км и БЧ проникающего типа. Была представлена на МАКС-2001.
Х-59МК2 — модификация Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена инерциальной совокупностью наведения (БИНС) комплексированной с оптико-электронной ГСН и НАП совокупностей GPS/ГЛОНАСС, полет к цели осуществляется на высоте 50-300 м, предусмотрены проникающая и кассетная БЧ. Была представлена на МАКС-2009. Проходит опробования.
Х-59М2 — модификация с трансляционно-командной совокупностью наведения допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.
Х-59М2Э — экспортный вариант Х-59М2 (всесуточный вариант).
Х-59Л — вариант с лазерным наведением разрабатывавшийся, но возможно не доведенный до производства.

ТТХ:

Протяженность ракеты, мм: 5368 — 5370
Макс. диаметр корпуса ракеты, мм: 380
Размах крыльев, мм: 1260 (1170)
Стартовый вес, кг: 760-790
Дальность стрельбы, км: 40
Точность стрельбы (КВО), м: 2-3
Скорость полета, м/с: 285
Двигатель: двухступенчатый РДТТ
Совокупность наведения: телевизонно-командная
Вес БЧ, кг: 147-148, фугасно-кумулятивная
Авиационная пусковая установка АКУ-58
Число ракет на ПУ: 1
Вес безлюдной ПУ, кг: 185
Протяженность ПУ, мм: 3810
Ширина ПУ, мм: 130
Высота ПУ, мм: 220
Носители: Су-24М, МиГ-27, Су-17М3, Су-17М4, Су-25, Су-30

Ракета Х-59 в экспозиции музея.

На переднем замысле ракета Х-59.

Х-59. Рисунок.

.

.

Перечень источников:
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-почва».
«космонавтика и Авиация» № 8 за 2012 г. Ю.В.Марковский, И.В.Приходченко. Су-17 истребитель-бомбардировщик.

Как определить свою цель: что Вы хотите в жизни?

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: