Тактическая авиационная ракета х-29. (индекс ув ввс — 9-а-721).

      Комментарии к записи Тактическая авиационная ракета х-29. (индекс ув ввс — 9-а-721). отключены

Разработчик: МКБ «Вымпел»
Страна: СССР
Начало разработки: 1976 г.
Принятие на вооружение: 1980 г.

Точная ракета Х-23, принятая на вооружение в первой половине 70-ых годов XX века, имела недостаточную по мощности боевую часть и была неэффективна против высокозащищённых объектов соперника, таких как ДОТы, бункеры, склады и т.д., которыми были насыщены прифронтовые полосы обороны соперника. По данной причине для повышения боевых возможностей нового поколения штурмовой авиации в части разрушения высокозащищённых точечных объектов возможного соперника вблизи линии фронта, в первой половине 70-ых годов XX века в СССР началась разработка новых точных ракет.

Употреблявшаяся в этих ракетах радиокомандная совокупность наведения значительно ограничивала манёвр самолёта-носителя,что в совокупности с возникновением у возможного соперника новых ЗРК это событие определяло высокую опасность для самолёта при применении данного оружия. Ракеты, реализующие принцип «выстрелил-забыл» полностью, освобождали пилотов от ограничений по окончании пуска ракеты, но для них требовалось создание особых головок самонаведения.

Так как ракеты проектировались под малую дальность, где цель отмечается визуально, самые перспективными представлялись оптические головки самонаведения — лазерная и телевизионная. Кроме этого в пользу для того чтобы выбора говорили эти разведки об успешных итогах опытов в этом направлении у возможного соперника.

Громадные габариты телевизионной головки самонаведения не разрешали разместить её на базе существовавшей ракеты Х-23, и требовалось создание всецело нового семейства ракетного оружия. Лазерная головка самонаведения оказалась более компактной, и её было решено унифицировать с более лёгким семейством ракет Х-25. Громадный диаметр ракеты разрешил разместить в ракете проникающую боевую часть в три раза большей массы, и замечательный ракетный двигатель, снабжавший высокую скорость встречи ракеты с целью.

Разработку начало КБ «Молния» под управлением главного конструктора Матуса Рувимовича Бисноват, но из-за загруженности конструкторского бюро космической программой «Буран», во второй половине 70-ых годов двадцатого века тему передали в МКБ «Вымпел» под управлением Андрея Ляпина. В первой половине 80-ых годов XX века главным конструктором был назначен Геннадий Александрович Соколовский, а на завод прибыла несколько экспертов КБ «Молния», ранее трудившихся над ракетами Х-29. По окончании распада СССР предстоящая модернизация ракеты проводится русском корпорацией «Тактическое ракетное оружие».

В конце 1970-х ракета удачно прошла опробования и в первой половине 80-ых годов двадцатого века была принята на вооружение ВВС Советской армии.

В Советском Альянсе серийное производство этих ракет было организовано на Ленинградском Северном заводе и БАПО «Иглим». По окончании распада СССР производители компонентов ракеты остались в различных государствах и предстоящее производство ракет было развёрнуто в Российской Федерации на «Северном заводе» в г. Петербург.

Х-29 является модульную одноступенчатую твёрдотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка» (рули в первых рядах стабилизаторов). Модификации различаются лишь совокупностями самонаведения. Корпус ракеты складывается из пяти отсеков: головки самонаведения, отсека управления, боевой части, хвостового оперения и двигателя, каковые смогут храниться в укупорке раздельно и планируют при подготовке посредством фланцевых стыков.

Двигатель ракеты — ПРД-280 — твёрдотопливный однорежимный ракетный двигатель. Запускается с некоей задержкой по окончании отделения ракеты чтобы не было повреждения самолёта-носителя реактивной струей. Двигатель развивает тягу порядка 228 кН и трудится 3,2-6,2 секунд, снабжая разгон ракеты с перегрузками 3,5 g и дополнительную скорость порядка 220 м/с (800 км/ч).

Управление рысканьем и тангажом осуществляется носовыми рулями. необходимость и Высокие скорости высокой точности попадания настойчиво попросили дополнительной установки дестабилизаторов перед рулями. Управление по крену осуществляется стабилизаторами в задней части крыльев ракеты.

Электропитание осуществляется ампульной электрической батареей с электромеханическим преобразователем переменного тока; ресурс батареи — 40 секунд, что превышает время полёта ракеты на большую дальность. В задней части ракеты размещён трассер.

Ракета оснащена противорикошетным устройством, что усиливает её характеристики при атаке целей под тупым углом (что характерно для пуска на громадную дальность с малых высот). Настройка взрывателя на контактное либо замедленное воздействие производится пилотом перед пуском ракеты. Контактное воздействие взрывателя предназначено для уничтожения объёмных конструкций, таких как мосты либо дороги, а замедленное — для уничтожения очень сильно защищённых объектов.

Контактные датчики взрывателя размещены на корпусе и на передней кромке крыла, размах которого более метра, что гарантирует корректный подрыв кроме того при малом промахе.

Боевая часть ракеты — бронебойно-фугасная, массой 317 кг, что образовывает половину от стартовой массы ракеты. Она является массивный стакан из жёстких сортов стали, заполненный высокобризантным взрывчатым веществом. Масса ВВ наряду с этим образовывает 116 кг. Сочетание скорости, более чем в два раза превышающей скорость звука, и весьма тяжёлой и прочной боевой части снабжает боеголовке высокую проникающую свойство.

Это разрешает действенно разрушать высокозащищённые объекты, такие как цементные сооружения либо надводные суда. Перед детонацией боевой нагрузки ракета способна пробить порядка 1 м бетона, укрытого 3 метрами грунта. При атаке бетонных взлётно-посадочных полос ракета оставляет воронку глубиной 12-15 и диаметром около 6 метров, что на долгое время выводит их из строя.

Тактика применения ракет Х-29.

Метод применения всех модификаций ракеты схож: пилот самолёта-носителя определяет положение цели, наводит на него пилотажный индикатор и удерживает его до того момента, пока головка самонаведения ракеты не осуществит устойчивый захват цели. Потом производится пуск ракеты, сразу после которого самолёт-носитель может покинуть территорию стрельбы.

При применения ракет с лазерной совокупностью самонаведения наводчик (самолёт-носитель, второй самолёт либо наземный наводчик) обязан осуществлять подсветку цели лазером до момента попадания ракеты. При применения ракет с телевизионной либо радиолокационной головкой самонаведения, этого не нужно.

В зависимости от используемых противникм средств ПВО тактика применения ракет различается. В случае если у соперника имеются ЗРК громадной и средней дальности, то самолёт-носитель приближается к цели на малых высотах с огибанием рельефа местности, где он есть сложной целью для зенитных ракет. В этом случае ракета, ведомая автопилотом, делает «горку» — другими словами, применяя скорость, приданную носителем и собственным ракетным двигателем, набирает высоту и занимает позицию над целью.

В случае если у соперника имеется только зенитная артиллерия, ЗРК малой дальности и ПЗРК то используется пуск ракеты с пикирования. Наряду с этим самолёт подходит к цели на громадной высоте, где он неуязвим для огня с почвы, и пикирует в направлении цели. Для понижения скорости пикирования выпускаются тормозные щитки самолёта. Когда пилот подтвердит устойчивый захват цели головкой самонаведения, он мгновенно создаёт пуск и выходит из пикирования, опять поднимаясь на высоту.

Пуск ракеты из высотного горизонтального полёта вероятен, но на практике используется редко.

Ракета, появлявшись над целью, переходит в режим самонаведения и начинает крутое пикирование. Следящий координатор ГСН удерживает цель, а автопилот ракеты на основании угловой скорости перемещения координатора выдаёт корректирующие сигналы воздушным рулям.

Тактическая авиационная ракета х-29. (индекс ув ввс — 9-а-721).

Схема применения ракет Х-29.

Модификации ракеты Х-29.

Ракета Х-29Л («изделие 63»). Модификация ракеты, оснащённая лазерной совокупностью самонаведения 24Н1 — той же, что и на ракетах меньшего калибра Х-25, это обусловило характерную «бутылкообразную» форму ракеты — головка самонаведения имеет в полтора раза меньший диаметр, чем сама ракета. В совокупности с модульностью конструкции ракеты это разрешило унифицировать боезапас фронтовой авиации.

Предназначена для поражения в несложных метеоусловиях наземных целей типа: прочные укрытия самолетов, стационарные ЖД и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.

Проекции Х-29Л. Схема.

Цель подсвечивается лазером, и появившееся броское пятно рассеяния лазерного излучения воспринимается головкой самонаведения как источник света, по которому производится наведение. Оптический фильтр пропускает только длины волн, соответствующие длине волны лазера подсветки, что снабжает высокую устойчивость захвата цели. Изображение, пойманное головкой самонаведения ракеты, транслируется на телевизионный экран в кабине пилота.

Наряду с этим удержание луча подсветки обеспечивается автоматической следящей совокупностью.

Головка самонаведения 24Н1 ракеты Х-29Л.

Подсветка цели может производиться как намерено созданными лазерными станциями подсвета типа «Клён», «Кайра», «Прожектор», так и разными лазерными дальномерами либо станциями подсвета как российского, так и зарубежного производства. В конструкции ГСН были применены технические ответы, исключающие влияние лазерных станций вторых самолётов группы.

В зависимости от типа прибора лазерной подсветки цели автопилот ракеты выбирает режим атаки цели для обеспечения наилучших черт поражения. Предпочтение отдаётся траекториям, при которых ракета падает на цель практически вертикально, пробивая толстые перекрытия.

Самонаведение Х-29Л осуществляется по пропорциональному способу — другими словами в наведении на цель с таким упреждением, дабы скорость манёвра ракеты (поперечная перегрузка ракеты) была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН.

Дальность пуска ракет определяется возможностью захвата цели головкой самонаведения. Наряду с этим ключевую роль играется как прозрачность воздуха и погодные условия, так и характеристики лазерной станции подсвета цели. Большая дальность применения Х-29Л указывается на уровне 8-10 км, но обрисованы случаи успешного применения этих ракет и с большей дальности.

Промах при стрельбе на большую дальность не превышает 5-7 метров.

Ракета Х-29Л.

Макет ракеты Х-29Л.

ТТХ ракеты Х-29Л:

Дальность стрельбы, км :
— большая: 8-10
— минимальная: 2-3
Боевая часть:
— тип: фугасно-проникающая
— вес, кг: 317-320
— вес взрывчатого вещества, кг: 116
Скорость полета носителя, км/ч: 600-1250
Высота пуска, км: 0,2-10
Габариты,мм:
— протяженность: 3875-3900
— макс. диаметр корпуса: 380-400
— размах крыла: 1100
— размах рулей: 750
Головка самонаведения: полуактивная лазерная 24Н1
Макс. скорость полета, м/с: 600
Средняя скорость полета, м/с: 250-350
Стартовый вес, кг: 650-660
Габариты транспортного контейнера,мм:
— протяженность: 4500
— ширина: 900
— высота: 860
Вес ракеты в транспортном контейнере, кг: 1000
Самолет-носитель: Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25СМ, Су-34, Су-35, МиГ-29СМ, Су-25Т, Су-27М, МиГ-27К (М,Д), МиГ-29М.

.
Ракета Х-29Т («изделие 64»). Модификация ракеты, оснащённая телевизионной головкой самонаведения «Тубус-2». Подобная система самонаведения пассивна и всецело независима и реализует принцип «выстрелил-забыл» — сразу после пуска ракеты самолёт может покинуть территорию стрельбы.

Головка самонаведения складывается из камеры с совокупностью слежения за целью, закреплённой на карданном подвесе, и вычислительного блока, снабжающего запоминание и выделение цели и выдающее управляющие сигналы совокупности слежения и рулям ракеты.

Проекции Х-29Т. Схема.

Предназначена для поражения визуально видимых наземных и надводных целей типа: бетонные укрытия, стационарные железнлдорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП, суда и десантно-высадочные средства.

Наведение производится по контрастному изображению, приобретаемому телевизионной камерой. Наряду с этим может употребляться как изображение самого объекта, так и контраста свет-тень, что в солнечную погоду разрешает действенно нападать и замаскированные цели.

Х-29Т. Компоновочная схема.

Разрешение изображения, приобретаемого ТГСН «Тубус-2», образовывает 625 строчков на 550 телевизионных линий. Угол зрения в режиме поиска цели: 12 х 16°. В этом режиме пилот обязан указать примерное размещение цели, по окончании чего производится переход с широкого поля зрения на узкое, составляющее 2,1 х 2,8° и окончательное целеуказание.

Наряду с этим на дальности около пяти километров разрешение образовывает 0,39 х 0,3 м, что разрешает вести прицельный пламя кроме того по отдельным окнам строений либо амбразурам ДОТов.

Головка самонаведения «Тубус-2» ракеты Х-29Т.

Приобретаемое головкой самонаведения изображение цели транслируется на экран телевизионного индикатора в кабине пилота. Поиск цели может вестись головкой самонаведения самостоятельно, но лётчик обязан подтвердить целеуказание перед пуском.

Дальность применения данной ракеты определяется возможностью захвата цели головкой самонаведения и во многом зависит от атмосферных условий, высоты полёта, размеров и контрастности цели. Большая дальность пуска Х-29Т образовывает 8-13 км.

Введение телевизионной головки самонаведения разрешило пара улучшить точность попадания. Круговое возможное отклонение при пуске с дистанции 4-5 км для ракет Х-29Т образовывает порядка 2,2 метра (что в полтора раза меньше длины самой ракеты).

Одновременно с этим ракеты Х-29Т смогут употребляться лишь днём. Нехорошая погода кроме этого может значительно ограничить использование этого оружия.

Ракета Х-29Т.

Ракета Х-29Т.

ТТХ ракеты Х-29Т:

Дальность стрельбы, км: 3-12
Скорость полета носителя, км/ч: 600-1250
Высота пуска, км: 0.2-10
Большая скорость полета, м/с: 450
Средняя скорость полета, м/с: 250-350
Протяженность, мм: 3875
Макс. диаметр корпуса, мм: 380-400
Размах крыла, мм: 1100
Размах рулей, мм: 750
Cтартовый вес, кг: 680
Головка самонаведения:
— тип: пассивная телевизионная «Тубус-2»
— разработчик: НПО «Импульс» (МНИИТИ)
— спектральный диапазон, мкм: 0.4-0.95
— освещенность, лк: 50-10000
— поле зрения, град: 2-3
— ТВ-стандарт: 625 строчков, 50 Гц
— разрешение, линий: 550
Боевая часть:
— тип: фугасно-проникающая
— вес, кг: 317-320
— вес взрывчатого вещества, кг: 116
Транспортный контейнер:
— протяженность, мм: 4350
— ширина, мм: 900
— высота, мм: 860
— вес ракеты в контейнере, кг: 1030
Самолет-носитель: Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-34, Су-35, МиГ-29СМ, Су-25Т, Су-27М, МиГ-27К (М,Д), МиГ-29М.

Другие модификации:
УХ-29 — учебная модификация ракеты. Предназначена для отработки применения авиационного точного оружия. Отличается очень яркой красно-оранжевой окраской, облегчающей слежение за ракетой и видеосъёмку, и сбор результатов осколков и оценку стрельбы корпуса.

Для улучшения заметности кроме этого время от времени применяют шахматную окраску красного и оранжевого цвета — в частности, такую окраску применяли при опробованиях ракетного оружия Су-24М. Часто эти ракеты демонстрируются на авиасалонах.

Учебные модификации ракет Х-29Л и Х-29Т. Рисунок.

Х-29МЛ («изделие 63М») — модификация ракеты с улучшенной лазерной совокупностью самонаведения и пара увеличенной дальностью пуска.
Х-29ТЭ — усовершенствованный экспортный вариант ракеты, благодаря применению новой головки самонаведения дальность пуска возросла до тридцати километров, а высота — до десяти километров.
Х-29ТМ — ракета с ГСН Т-2У (диаметр — 180 мм).
Х-29МП — вариант ракеты с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-почва».

Производство новой авиационной тактической ракеты Х-31АД

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: