Такао — это вам не какао!

      Комментарии к записи Такао — это вам не какао! отключены

Разговор «тет-а-тет» главы советского правительства главы Михайловича и Вячеслава Молотова ВКП(б) Иосифа Виссарионовича Сталина. Никаких стенограмм! Совсем секретно!

– Так что мы будем делать, Иосиф Виссарионыч?

– Вячеслав Михайлович, а что Муклевич по этому поводу думает?

– Он не думает, он прыгает от восхищения как мальчишка, которому папа дал обещание новый велосипед

– А вдруг это провокация?

– Так он потому и прибежал ко мне, кроме того Ворошилова в известность не поставив, что решил, словно бы намечается грандиозная провокация. Причём против него лично. Либо вербовка.

Шутка ли, военно-морской атташе консульства Японии по неофициальным каналам попросил приватной личной встречи у начальника морских сил РККА!

– Но ты так как дал ему «добро» на эту встречу.

– С твоего благословения как ты не забываешь. А также переводчика к нему приставил не из НКИДа, а из зарубежного отдела ОГПУ (Особенное Национальное Политическое Управление – организация-предшественница НКВД). И что нам сейчас делать?

Может, японцев к такой-то матери, а Муклевича, на всякий случай, расстрелять как польско-японского шпиона?

– Расстрелять его мы постоянно успеем. Так всё-таки, что он сам об этом думает?

– Он обеими руками, само собой разумеется, «за». То-то мне и подозрительно! Говорит, дескать, царские «Светланы» – устарели.

Мы – с его же, кстати, подачи, основательно перестраиваем «Адмирала Лазарева» в «Красный Кавказ», но что из этого оказалось, продемонстрируют лишь опробования, запланированные на будущий год. Одна морока с этим «Кавказом». Дорогая игрушка, а толку?

В любом случае, если сравнивать с новейшими заграничными крейсерами, отечественный будет тихоходнее. И дальность мелка, и с оружием ещё не ясно. 180-мм пушка – сырая.

Да и калибр ни то ни сё. Уже не 6 дюймов, но ещё и не 8. Мне эта выдумка сначала казалась весьма странной

Такао - это вам не какао!

(Крейсер «Красный Кавказ»)

– Т. е. Муклевич осознаёт всю ответственность и конкретно «за»?

– Непременно. Клюнул, словно бы карась, прочно заглотивший наживку

Тут бы ещё раз всё обдумать, но дело в том, что нам нужно решить уже сейчас.

– Что за спешка, Вячеслав?

– Возможно, для японцев фактор времени серьёзен до чрезвычайности.

– Я кроме того обмозговать ничего опоздал Замотался Повтори-ка мне подробности этого дела.

– Всё легко. Английский соглашение сломал япошкам график строительства тяжёлых крейсеров – им было нужно отказаться от закладки очередной (по окончании спуска на воду крейсеров типа «Такао») четвёрки новых судов по проекту «улучшенный «Такао». Исходя из этого они придумали умный метод обойти контракт. Мы, якобы по собственной инициативе, заключаем с Японией фиктивный договор на постройку четырёх тех самых тяжёлых крейсеров для РККФ СССР.

Чтобы всё смотрелось законно, они кроме того предоставляют нам фиктивный кредит для этого заказа!

Строительство тяжёлого крейсера в Японии занимает 3,5–4 года. Они рассчитывают, что за эти годы с Английским контрактом может произойти всякое В том случае, если он просто потеряет собственную силу, мы умышленно производим перерасмотрение контракт и, якобы из-за недостатка средств, отказываемся от двух крейсеров из четырёх в пользу Японии. За два вторых крейсера – собственных, мы гасим тот японский кредит столь нужной Японии нефтью.

Но они не будут против, в случае если мы откажемся и от трёх – тогда один мы возьмём ещё и с большой скидкой.

В случае если же Английский контракт так же, как и прежде в силе и самым пунктуальным образом соблюдается всеми подписантами, мы в глубокой тайне оформляем умный соглашение, в соответствии с которому два крейсера опять-таки непременно остаются отечественными, а два вторых, на каковые мы не можем рассчитывать никогда, оформляются как забранные СССР в аренду у Японии на срок, определяющий сама Япония. За всё это мы опять-таки расплачиваемся нефтью.

– Т. е. в любом случае, отечественный флот возьмёт два новейших крейсера японской постройки и, быть может, ещё два в аренду?

– Это не просто крейсера! А, как утверждает Муклевич, самые замечательные тяжёлые крейсера в мире!

(Тяжёлый крейсер «Такао»)

– Оружие их «Такао» – 10, а не 8, как у подавляющего большинства, 203-мм орудий. И тоннаж – японцы очень сильно опасаются, что якобы из-за строительной перегрузки он значительно выползет за разрешённый лимит. Новые крейсера пренепременно ожидает та же участь – что при наличии факта строительства судов для не подписывавшего никаких соглашений СССР значительно облегчает японцам жизнь.

Т.е. в случае если им на данный момент заблаговременно приходится обдумывать варианты, как скрыть факт превышения лимита по водоизмещению крейсерами типа «Такао», то с крейсерами, каковые они будут строить якобы для нас, по проекту «улучшенный Такао», уже возможно по большому счету никого и ничего не стесняться – так как они их строят не для себя, а клиент в полной мере может поставить собственное, более вооружение и лёгкое оборудование. Т.е. любое превышение по тоннажу уже будет сугубо на совести клиента.

А клиенту-то на то превышение по тоннажу глубоко наплевать – он соглашение не подписывал. И нам прекрасно и японцам!

– Неужто японец был так откровенен? На Такарабе (министр ВМФ Японии) не похоже, но впечатляет. И неужто никакого подвоха?

– Ну, как же без ложки дёгтя! Потому, что американцы к данной сделке точно отнесутся очень подозрительно, японцы выдвинули одно весьма плохое условие – строить суда они будут БЕЗ оружия (и, очевидно, без соответствующих совокупностей управления огнём). Чтобы позже они смогли скоро привинтить к своим крейсерам собственное оружие, а мы на отечественные ставили то, чем богаты.

– И в чём неприятность?

– У нас нет оружия для тяжёлых крейсеров. Нет от слова «СОВСЕМ». Ни главного калибра, ни универсального, ни зенитного.

Лишь средний в 130 мм, и без того и недомучанные 180-мм пушки «Красного Кавказа».

(Одноорудийные башни крейсера «Красный Кавказ» со 180 мм пушками)

– Но мы не зажаты в рамки стандартов интернациональных соглашений. Точно Муклевич уже придумал какие-то собственные варианты.

– Да само собой разумеется! Он же у нас таковой выдумщик! Но вариантов, кстати, не большое количество. Касательно главного калибра, он предлагает или двухорудийные башни со 180-мм пушками

– Но у японцев-то 203 мм т.е. отечественные «самые сильные в мире» крейсера будут не сильный таких же у японцев? При том, что ещё и пушки-то у нас до ума так и не доведённые А какой второй вариант?

– Поднять документацию на «Коммунисте» и специально для отечественных крейсеров вернуть выпуск 254-мм пушек, каковые в том месте делали для замены расстрелянных орудий выстроенного в Англии «Рюрика». Ну и вооружить отечественные крейсера такими пушками в лёгких одноорудийных башнях.

(Двухорудийная башня главного калибра крейсера «Рюрик-II» с 254 мм пушками)

– Одноорудийных?

– Влияние «Красного Кавказа»! В том месте Муклевич также решил переплюнуть все лёгкие крейсера в мире 180-мм главным калибром. И, если доверять его красивым рассказам, это весьма занимательный вариант! Японские ТКР типа «Такао» защищают 4 дюйма бортовой брони главного пояса, соответственно, на определённых расстояниях им не смогут нанести фатальный вред 8-дюймовые пушки тяжёлых крейсеров соперника.

А отечественные крейсера, будучи вооружены 10-дюймовыми пушками, смогут с любой дистанции разбивать тяжёлые крейсера соперника вдребезги! Хоть лёгкие, хоть тяжёлые, легко вдребезги! Кроме того с теми новыми броненосцами, что немцы на данный момент строят, возможно будет потягаться в сражении – на хуже защищённой «Германии» будет находиться 6 283-мм пушек в двух трёхорудийных башнях, выход из строя любой из которых сходу лишает германский корабль половины артиллерии.

А на отечественных «усовершенствованных «Такао» будет 5 10-дюймовых орудий, причём в пяти одноорудийных башнях, что, как уверяет Муклевич, очень увеличивает живучесть оружия, соответственно боевую устойчивость крейсера. К тому же отечественные крейсера будут значительно быстроходнее, соответственно, как раз они определяют движение боя и навязывают сопернику собственную тактику.

Технологии изготовления пушек у нас сохранились. Конструкцию начинки башен (действительно, в калибре 180 мм) мы на данный момент именно отрабатываем на «Красном Кавказе». В общем, затруднений не планируется.

– Про отсутствие затруднений, мне и о 180-мм пушках говорили то же самое В случае если на будущий год «Красный Кавказ» провалит опробования – я с Муклевича голову сниму. Либо пошлю на завод, лично ликвидировать все косяки. И, кстати, потянет ли крейсер такое тяжёлое оружие?

Возможно, оно весит не мало?

– В ведомстве Муклевича уже совершили негласно кое-какие «теоретические» расчёты, и как раз из-за перегрузки они отказались от «сверхидеи» поставить в одноорудийных башнях аж 12-дюймовые пушки как на «Севастополях» либо прикупить у немцев их 283-мм орудия, какие конкретно они планируют ставить на «Германию». А вот при пяти 10-дюймовках от «Рюрика», в полной мере возможно уложиться в приемлемый тоннаж.

Тем более, что у японцев уже имеется опыт компенсации перегрузки за счёт бортовых наделок-булей, каковые кроме этого снабжают дополнительную противоторпедную защиту. Муклевич говорит, что моряки такие же наделки желали и на «Красный Кавказ», но в бюджет не уложились. А ведь в них ещё и горючее должно было храниться. Сэкономили, и сейчас дальность хода «Красный Кавказ» будет иметь легко забавную

– А кто у нас так сэкономил-то? Не ты ли сам, Вячеслав Михайлович? Думаю, нам не следует повторять собственные же неточности

– Японцы в далеком прошлом уже строят собственные крейсера с булями. Нам нужно лишь договориться с ними о том, чтобы на новых крейсерах их сделали побольше. Да они, поди, и сами уже привыкли их систематично пришпандоривать, потому, что суда у них неизменно, возможно сообщить «традиционно», страдают от строительной перегрузки.

Лишь обговаривать это нужно заблаговременно, и делать на всех крейсерах – японцы, предвидя, что мы можем заподозрить диверсию в виде брака на отечественных судах, сами внесли предложение, чтобы мы выбрали для себя каждые два крейсера сразу после ходовых опробований, на каковые они, кстати, выйдут, имея часть экипажей из отечественных стажёров-экспертов, под отечественными военно-морскими знамёнами и с отечественными заглавиями – также тема

– Прекрасно. А что по поводу зениток и универсального калибра?

– Муклевич говорит, что универсалки возможно приобрести по сходной цене у итальянцев. А зенитки в виде 37-мм «пом-помов» обр. 17/28 г. закажем питерцам. На Обуховском такие же ещё в Империалистическую и Гражданскую делали. В качестве временной меры, до освоения выпуска более современных автоматов в полной мере сгодятся.

Ну и Дегтярёв собственный ККП до ума доведёт, пока крейсера строятся.

Вот и окажется обычный комплект: 5 254-мм орудий главного калибра, 4 спарки универсальных итальянских 100-мм пушек, не меньше 4 37-мм зенитных автоматов, ну и крупнокалиберных пулемётов какое количество окажется Торпеды сами сделаем. Для отечественных судов торпеды – не основное – в случае если что, и ветхими 450-мм перебьемся. Бортовые самолёты возможно приобрести у тех же немцев

– Не дороговато ли нам всё это обойдётся?

– Японский настоящий кредит на ДВА корабля мы будем гасить продолжительно и не деньгами, а сырой нефтью. Что в принципе не так уж обременительно. А всё другое для всего-то пары крейсеров – сущая мелочь.

Но в выигрыше все! И мы, приобретая два современных тяжёлых крейсера, и японцы – каковые также возьмут собственную желаемую несколько, хоть сходу, в случае если соглашение отомрёт, пока они строятся, хоть позднее, в то время, когда японцы сами решат отказаться от контракта и расторгнуть то «соглашение по аренде».

– А если они решат нас? Под прикрытием договора, будут строить те 4 крейсера, а в то время, когда достроят, отправят разом к собственной японской божией матери и нас, и всех подписантов тех интернациональных соглашений? Надеюсь, Вы не сомневаетесь, что с япошек станется и верить им на слово запрещено никогда.

– Вот и меня те же сомнения терзают! Муклевич же говорит, словно бы как раз исходя из этого крейсера – все четыре – японцы будут строить сугубо на собственные же деньги! И расплачиваться нефтью за настоящую часть того фиктивного кредита мы начнём, лишь в то время, когда как минимум два крейсера поднимутся на рейд Владивостока с отечественными экипажами и под отечественными военно-морскими знамёнами.

В общем, кроме того при обмана, мы по большому счету ничего не теряем. Пострадают только репутация самих япошек и их надежды на отечественную нефть.

– Ну, в случае если этот контракт нас, фактически, ни к чему не обязывает до той самой поры, пока мы не возьмём два собственных крейсера – я не вижу никаких препятствий. И ещё. В случае если мы, скажем так, волею судьбы, внезапно, возьмём в собственное распоряжение аж все 4 крейсера, японцам будет необходимо весьма попотеть, чтобы выцарапать обратно собственную несколько, – хищно улыбнулся Сталин, и добавил: – Весьма интересно, возможно ли гденить по такой же схеме современным линкорчиком разжиться?

ТКР «Киров». Заложен в декабре 1930 года на верфи компании «Кавасаки» в городе Кобе. Построен в ноябре 1932 года. В августе 1934 года по окончании устранения и ходовых испытаний распознанных недочётов совершил переход в Ленинград на достройку. В строй РККФ вступил в начале 1936 года.

Стандартное водоизмещение ок. 13 тыс. т. Мощность СУ более 133 тыс. л.с. Скорость не меньше 34 узлов.

Дальность – не меньше 5 тыс. миль экономичным ходом. Бронезащита подобна японским крейсерам типа «Такао». Оружие: 5 254-мм пушек в одноорудийных башнях, 8 100-мм универсальных орудий в четырёх итальянских спаренных установках «Минизини», 4 37-мм автоматические зенитные пушки обр.

17/28 г., 6 12,7-мм крупнокалиберных пулемётов Дегтярёва ДК обр. 32 г., 4 сдвоенных ТА калибра 450 мм. Две катапульты, 2-3 гидросамолёта КОР-1.

Сравнительная таблица.

«Кр. Кавказ»

1932 г.

«Такао»

1932 г.

«Киров» (АИ)

1936 г.

«Киров» (РИ)

1938 г.

«Могами»

1935 г.

направляться.

7400

12 570

12 700

7756

12 400

СУ

55 тыс. л.с.

130 тыс. л.с.

133 тыс. л.с.

110 тыс. л.с.

152 тыс. л.с.

Скор.

Дальн.

29 уз.

1490 миль

35 уз.

5049 миль

34 уз.

5000 миль

35 уз.

3750 миль

35 уз.

7000миль

Броня (мм):

Пояс

Палуба

Башни

76

25+20

25

102

32-35 (70-90)

25

102

32-35 (70-90)

25

50

50

50

100-140

35-60

25

Оружие:

ГК

УК

ЗК

ТА

4(4?1)180

4(4?1)102

7,62 плм.

12(4?3)450

10(5?2)203

4(4?1)120

2(2?1)40

8(4?2)610

5(5?1)254 либо

10(5х2)180

8(4?2)100

4(4?1)37

8(4?2)450

9(3?3)180

6(6?1)100

6(6?1)45

6(2?3)533

15(5?3)155

8(4?2)127

8(4?2)25

12(4?3)610

Сам/кат

1/1

3/2

3/2

2/1

3/2

Р.С. В РИ, чтобы обойти Английский контракт, японцам было нужно с громадной задержкой создать проект «гибридного» крейсера – формально лёгкого, меньшего, чем «Такао», водоизмещения (первоначально в ТТЗ тоннаж определялся всего в 8,5 тыс. т.), с трёхорудийными башнями 155-мм пушек, каковые при отмены соглашения либо начала войны возможно будет поменять на двухорудийные башни с 203-мм орудиями (что и было позднее сделано). Я имею ввиду те самые ТКР типа «Могами».

(Крейсер «Могами» – обратите внимание на второе размещение носовых башен)

Сейчас логичный вопрос – какой для японцев суть выбрать указанный другой вариант, а не РИ?

Всё и просто, и сложно.

Легко вследствие того что РИ вариант обошёлся японцам стратегически трагичной (эк загнул!) утратой времени – в АИ они имели возможность бы заложить два новых тяжёлых крейсера ДЛЯ СЕБЯ ещё в том же мае 30-го (из этого их спешка и весьма удачные условия для СССР в АИ). Но задержка с пересмотром проекта под Английский соглашение стала причиной закладке первого из четвёрки «Могами» лишь в конце 31-го! Вот весьма интересно, отказались бы японские адмиралы от лишней пары «Улучшенных Такао» в декабре 41-го?

Другие-то крейсера они и без того строить будут в никак не меньших количествах.

Сложно же вследствие того что сделка имела возможность бы послужить неким толчком к до тех пор пока для меня самого совсем непонятному политическому сближению Японии и СССР, полюбовному разделу сфер влияния в Китае, Маньчжурии и Монголии. Не было бы ни Хасана, ни Халхин-Гола. Япония меньше сил задействовала бы на «покорение» Китая и намного больше ресурсов имела возможность бы направить на усиление флота, морской авиации и по большому счету на экспансию в не тревожащих СССР направлениях.

Ещё более увлекательный «покер» мог быть разыгран и в канун ВМВ – так как Германия страшно поразила РИ Японию «Пактом о ненападении» с СССР в августе 39-го (в то время, когда армия микадо уже терпела провал на Халхин-Голе), а Япония ещё более поразила Германию «Пактом о нейтралитете» с СССР в апреле 41-го, именно в то время, когда Гитлер принимал ответ о «Барбароссе».

В общем, весьма интересно, не смотря на то, что и туманно И во что это выльется к 1945-му году, по большому счету «без пол литры» не разберёшь.

(Крейсера типа «Такао» – непременно красивые мужчины, не смотря на то, что и привлекает внимание низкая посадка – именно следствие привычной для японских крейсеров строительной перегрузки)

Р.Р.С. Ромуальд Муклевич – руководивший Морскими Силами РККФ с 1926 по 1931 год, по уровню образования – унтер-офицер школы мотористов, что по окончании революции только комиссарил и ни при каких обстоятельствах ничему больше не обучался.

Что, но, не помешало ему стать главой ВМФ и учавствовать в разработке замыслов развития РККФ, в выработке ТТТ на проектирование новых кораблей ВМФ (возможно, потому они и получались не через чур сбалансированными) а также в разработке для ВМФ Боевого и Корабельного уставов. Т.е. вероятнее, вреда данный унтер-офицер-комиссар принёс отечественному флоту никак не меньше, чем также нигде и ничему больше не обучавшийся подпоручик Тухачевский – сухопутной армии.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века этого «действенного управленца» назначают главным инспектором ВМФ, а с 1934-го главой управления судостроительной индустрии! К концу 36-го он дорос до замнаркома оборонной индустрии.

В общем, совсем не страно, что в 1937-ом он поделил судьбу множества влиятельных выдвиженцев-комиссаров – Муклевича арестовали и в феврале 1938-го расстреляли. Но, потому, что в 1930-ом, в то время, когда разворачивается вышеописанное действо, он «на коне», в полной мере логично «экстраполировать» на отечественный «Усовершенствованный Такао» кое-какие решения, принятые именно при Муклевиче для «Красного Кавказа» – в т. ч. нестандартные (в плане значительного повышения мощности) для данного класса судов орудия ГК в одноорудийных башнях.

Он вам не Гундяев

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Абсолютно ненужные вещи

    Ещё совсем сравнительно не так давно (при прошлом главе минобороны) неравнодушные к формированию отечественного ВМФ люди горячо спорили о том, необходимы…

  • Последний аргумент империи! часть1. ну, очень альтернативный бородино.

    Других вариантов броненосцев класса «Бородино» придумано превеликое множество. Цель таких переделок в большинстве случаев одна – обеспечить им шанс, не…

  • Броненосцы. предтечи бородино

    Эта история началась правильнее, продолжилась по окончании того как «Рюрик» решено было покинуть единственным громадным океанским рейдером, а о…

  • Ауг под андреевским флагом (орлы отечества)

    Хорошего времени дней, коллеги. В рамках собственной альтернативы «Орлы Отечества» я решил создать маленький подпроект, и касается он авианосной ударной…

  • Голландец для рккф

    В начале 30-х, управление СССР озаботилось, наконец, проблемой постройки для РККФ новых крейсеров. Потому, что, сами мы строить современные боевые суда…

  • 130 — Наше усё!

    Данный пост кроме того альтернативой статьёй не назовёшь – скорее некоторый этюд от легко извращённой фантазии Но, к делу! Итак. На рубеже 20-30-х в СССР…