Т-26! что опять?! оживим покойничка? (часть 2)

Вправду, сам танк Т-25 готовься к серийному выпуску уже в середине 37-го года (именно в то время, в то время, когда отечественные эксперты только-только взяли возможность ознакомиться со «шкодовской» подвеской).

Т-26! что опять?! оживим покойничка? (часть 2)

(Чешский LT vz.35 на той самой подвеске)

К Январю на ЯГАЗе были подготовлены мощности для сборки 250 автомобилей в год. Но, задержка с освоением массового выпуска150-сильных германских дизель-моторов отодвинула начало серийного производства танка на первый квартал 1938-го года.

А чтобы ярославские робята-танкостроители не простаивали, оттачивали разработке и набирались опыта, в 1937-ом году на ЯГАЗе начали собирать штучные Т-25 и САУ АТ-1, «перезаточенную» под новейшую пушку Л-10, которой вооружался и Т-25 (не смотря на то, что, пушек также хронически не хватало). Танков собирали ровно столько, сколько промышленность имела возможность выдать успешных 150-сильных дизелей (пока не отличавшихся особенной надёжностью), а на АТ-1 ставили уже прекрасно освоенные 90-сильные дизель-моторы.

Воспользовавшись данной задержкой, Гинзбург настоятельно советовал перевести серийный Т-25 на подвеску «Шкоды-2» и усилить бронезащиту, но к концу 37-го года отечественные конструктора уже начали всерьёз интересоваться очень перспективной торсионной подвеской, удачно применяемой в зарубежном автомобилестроении с 1934-го года и обретавшей всё громадную популярность в мире (уже в 38-ом в СССР начнётся проектирование первого танка с торсионной подвеской – одного из вариантов Т-40, ставшего в итоге прототипом серийной автомобили).

Однако, умелый танк с чешской подвеской был включён в замысел умелого танкостроения на первое полугодие 1938-го года (В РИ, тогда «чеха» испытывали в СССР а также пробовали приобрести, но не сошлись в цене – и лишь для той самой подвески, благополучно скопированной в итоге без лишних затрат). В АИ же, брать «Шкоду» никто не планировал, а подвеску смастачили сами, пользуясь только фотографиями танка. Летом 38-го танк был удачно поставлен на «чешскую» подвеску и прошёл с ней ускоренный цикл опробований.

(Опробования РИ Т-26 со скопированной чешской подвеской)

Результаты опробований были очень благоприятными, что разрешило узкую 15 мм кормы танка и броню бортов заменить на 28 мм, которая выдерживала пули любых противотанковых ружей, а 37 мм бронебойный боеприпас с расстояний, превышающих полкилометра. При применении же цементованной брони и значительно ближе.

Чтобы танк не утратил в подвижности, его 150-сильный дизель форсировали до 175 л.с. (болше просто не разрешал «хайтечный» для СССР того времени топливный насос). Данный танк взял индекс Т-25А и в третьем квартале 38-го года, он скоро поменял в серии Т-25, относительно маленькое выпущенное количество которых, решили вычислять учебно-боевыми.

(Т-25А обр. 38 г.)

Но, возвратимся в год 1937-ой. Замыслы замыслами, вот лишь война в Испании внесла в них очень твёрдые коррективы. Поменявший Бокиса у руля АБТУ РККА комбриг Павлов, воспользовавшись устранением одиозного Тухачевского, развил бурную деятельность, апофеозом которой стали заказы конструкторам на разработку принципиально новых лёгкого, тяжёлого и среднего танков – все с противоснарядным бронированием соответствующего уровня и без колёсного привода.

АИшный Павлов сумел убедить управление страны, что Т-26 в его нынешнем виде для армии обуза, а не оружие, но к тому же, ТТХ АТ-1 и новенького командирско-артиллерийского Т-25 подтолкнули его провернуть очень уникальный «финт ушами».

Потому, что совсем нереально было кроме того предположить, в то время, когда конструктора порадуют РККА новыми танками, а время всякого старого жестяного фуфла ушло безвозвратно, на снабжающих РККА производственных мощностях (несложной которых был категорически недопустим, впредь до обвинений во вредительстве!), развернули выпуск тех самых АТ-1 и Т-25.

(САУ АТ-1 обр. 36 г.)

Причём на огромном 174-ом заводе, вместо Т-26, начали лихорадочно собирать как раз Т-25А (с чешской подвеской) – благо форсированный дизель был удачно освоен на моторостроительном подразделении завода, а на долю не шибко громадного танкосборочного цеха ЯГАЗа, по окончании завершения эпопеи с полукустарной сборкой Т-25, остался АТ, выпуск которого был освоен ещё в 37-ом.

Конечно, о том, что Т-25 разрабатывался сугубо как командирский тут же забыли. Сейчас, он считался простым «линейным» танком и уже к концу 38-го года Т-25А стал одним из главных лёгких танков РККА, в помощь которым промышленность производила и более недорогие АТ (каковые, кстати, ЯГАЗ должен был производить в огромных количествах в военное время).

Сейчас, любой батальон Т-25А (50 автомобилей) обязательно комплектовался и собственным дивизионом АТ-2 (18 автомобилей) каковые, в отличие от АТ-1, планировали уже на шасси Т-25А, были лучше забронированы и вооружались не Л-10, а безотлагательно созданной более замечательной пушкой Л-11. Со временем, в то время, когда форсированных моторов станет достаточно, САУ, как и танки, предполагалось оснащать не автомобильными 150-сильными дизелями, а форсированными, 175-сильными, т. н. «танковыми».

Всего, за два года 38-й и 39-й, завод №174 выпустил около 1150 танков Т-25А, а ЯГАЗ за тот же период около 400 АТ, чего хватило на укомплектование 22 батальонов танковых полков семи новых моторизованных дивизий структуры близкой к РИ обр. 40 г. (150 танков и 54 самоходки в каждой). Но, основной фишкой этих дивизий были вовсе не танки а также не САУ, а замечательные ярославские пяти и восьмитонные грузовики, составлявшие базу их автопарка.

По сути, эти 7 моторизованных дивизий первенствовали успешными мобильными частями РККА, гармонично сочетавшими все компоненты, нужные для современной маневренной войны.

А в то время, когда на рубеже 39-40-г.г. готовься к серии новые танки, Павлов решил по большому счету отказаться от требующего мучительного освоения и долгой доводки в серии нового лёгкого танка (двигателя для которого, кстати, ещё не производились серийно), в пользу более замечательного среднего, сосредоточив максимальное колличество усилий на доводке как раз его. А для замены изношенных Т-26 постановили продолжать выпуск Т-25А, перенеся его выпуск из Питера в Сталинград на СТЗ, что уже имел опыт сборки Т-26.

На СТЗ, в отличие от РИ, не чудили с собственными, никому не нужными танкоразработками, а по полной программе модернизировали Т-25А, неспешно внедрив всё, что он имел возможность «выпить » из разработок по теме нового лёгкого танка: торсионную подвеску, усовершенствованную трансмиссию, более лёгкую и компактную чем трёхдюймовая Л-10, новую танковую 57 мм пушку а также трёхместную башню, созданную на базе башни Т-34, но уже с учётом опыта её эксплуатации на среднем танке. Т. е. с увеличенным погоном, минимальным командирской наклона башенкой и углом бортов, конструктивно близкой германской.

Ясно что и сама башня не убереглась от германского влияния по части эргономики. И, очевидно, танк взял более адекватное современному лёгкому танку бронирование. Башня: лоб 35 мм, борт 32, корма 28.

Корпус также самое: лоб 35, борт 32, корма 28 мм — что, при применении цементованной брони (как на РИ Т-50), в полной мере соответствовало уровню бронезащиты Т-34 с его 45-40 мм гомогенкой. (Да, кроме того в таком виде отечественный танк уступал РИ Т-50 в удельной мощности и бронировании, но, он к началу войны выпускался серийно и намного превосходил по боеготовности тот жестяной паноптикум, что РККА кинула навстречу панцерваффе вермахта).

Не обращая внимания на значительное повышение массы (более 15 т.), благодаря серьёзно усовершенствованной трансмиссии, скорость танка с серийным 175-сильным двигателем, удалось удержать на уровне достаточно близком к 30 км/ч, чего для танка сопровождения пехоты, которым предполагалось неспешно заменить все Т-26, было достаточно. Переход же на новый 250-сильный двигатель В-3 был запланирован лишь на второй квартал 41-го года, в то время, когда его выпус выйдет на полную мощность на том же СТЗ.

(Т-15 обр. 41 г.)

В таком виде, «младший брат Т-34» под маркой Т-15 выпускался на СТЗ (до которого в данной АИ немцев не разрешили войти) аж до конца войны и он был единственным лёгким советским танком-разведчиком прошедшим всю войну. За это время, он взял и 250-сильный дизель – благо в АИ, где дизеля в СССР производятся серийно на ЯГАЗе уже с 36-го года, а на 174-ом с 1937-го, и В-2 для Т-34 с КВ и В-3 для Т-50 (а по окончании отказа от оного, для Т-15) дорабатываются и запускаются в серию стремительнее.

увеличение мощности и Новая подвеска двигателя до 300 л. с., разрешили значительно усилить бронирование (до 40 мм передняя проекция, 37 мм боковая, 32 мм корма). Масса танка наряду с этим выросла практически до 20 т.

Оружие в виде 57 м танковой пушки вычислять экзотикой не нужно – в РИ, 1.10.40 г. вышло распоряжение, в соответствии с которому 45 мм танковая пушка отныне считалась сугубо временной необходимостью, терпимой только до принятия на вооружение новой артсистемы лёгкого танка калибра 55-60 мм задание на проектирование которой взяло КБ Грабина. Соответственно в АИ, взять такое орудие возможно легко отменив пара менее нужных проектов над которыми трудилось КБ Грабина. Тем более, что для пушки лёгкого танка, долгий и технологически сложный как у РИ 57 мм пушки ствол не нужен, а вот чтобы установить её в трёхместную башню Т-15, потребуется пушка с значительно ограниченной длиной отката.

Что касается АТ-1, правильнее по окончании перехода на шасси Т-25А уже АТ-2, то её также усовершенствовали до отметки АТ-3 (шасси Т-15), усилив бронезащиту лобовой проекции и поменяв оружие на «универсальную» пушку ЗиС-3. Для первой половины ВОВ это была в полной мере важная САУ. Её производили на ЯГАЗе фактически всю войну (параллельно с арттягачём на той же базе с значительно облегченным бронированием), модернизируя и совершенствуя.

Танки в одном масштабе:

Р.С. В РИ РККА встретила немецко-фашистскую агрессию имея громадный парк ветхих автомобилей, очень слабо защищённых и плохо вооружённых. Новые танки ещё не были доведены до ума и страдали массой «дестких заболеваний».

То, что танки ветхих типов не были модернизированы в соответствии с духом времени, а новые к началу войны «опоздали» — «заслуга» весьма многих важных, правильнее в полной мере безответственных товарищей, большинство которых рассталась со собственными судьбами по совокупности разных косяков, включая и неточности в определении направления развития отечественного танкостроения. Но, стране, армии от того в 41-ом было не легче.

Эта АИ, с одной стороны – попытка хоть как-то подвести Т-26 к приемлемому на начало ВОВ уровню боеготовности – не фактически его, от РИ Т-26 в том месте к началу 40-х уже фактически и нет ничего, а ту линию и танка, и технологии его изготовления, что разрешит поднять боеготовность РККА, сэкономит огромные ресурсы для скорейшей и более полной доводки стреднего и тяжёлого танка. Кому не лень, имеете возможность хотя бы у Свирина взглянуть, сколько же ресурсов, денег и времени было ухлопано на «косметические» модернизации Т-26, а ещё больше на не успешные поиски ему замены. В каких муках рождался и погиб чуть появившись Т-50, что уже по окончании начала войны, согласно точки зрения отдельных представителей РККА был нужен ей как воздушное пространство!

В общем, аишная машинка, правильнее линейка, с одной стороны продолжает линию Т-26 поднимая боеготовность ветхого поколения автомобилей на более большой уровень, а с другой, разрешает армии приобретать массово, прекрасно освоенный танк, близкий по своим ТТХ к Т-50. Благодаря чему, быть может, события лета 41-го будут не столь трагичны, а Т-34М и КВ-3 успеют заменить «сырые» Т-34 и КВ до начала ВОВ.

Что такое Т2 телевидение и зачем нужен тюнер.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Т-26! что, опять?! оживим покойничка? (часть1)

    Тредюлем, к сотворению данной, ну весьма другой автомобили, послужило сочетание нескольких факторов, не оказавших должного влияния на РИ только из-за…

  • Т-26 на анаболиках – стрррашный обт 30-х!

    Блин, ну как ещё лишь над несчастным Т-26 не насмехались! Но ещё желаю! Больно уж «материал» благодатный. Что с ним не сделай – хуже уже точно не будет!…

  • Танкомир 26-27-28 (часть 2.3) эволюция т-26

    Лёгкий танк Т-26 благополучно исчерпал себя уже к 36-му году, что всецело отыскало собственное подтверждение в Испании. Танк продемонстрировал в том…

  • Штурмовой т-26

    Однако, на первый взгляд, сложно отыскать рациональное зерно в отказе Тухачевского от работ над однобашенной пушечно-пулемётной версией этого танка – на…

  • Скрипач не нужен, или аи про хороший т-26

    Хронологически, приобретение танка Виккерс Mk-E практически совпала с покупкой танка Кристи. И не смотря на то, что, по результатам совершённых в СССР…

  • Т-26? да, но толстокожий!

    Вот наблюдаю я, другой раз, на изображение жутко перетяжелённого, очевидно не от хорошей судьбы экранированного со всех сторон 15-25-мм бронеплитами в…